…а бармен говорит: «Привет, Доктор Стрэндж!»
С вами снова Никита Грицков aka Gretsky: на этой неделе возвращаемся к «Доктору Стрэнджу», «Найтвингу», «Марвел зомби», а также листаем криминальные комиксы Брубэйкера и Филлипса.
STRANGE #6-10 + DOCTOR STRANGE #1-10…
Итак, на чем мы остановились? После смерти Стивена Стрэнджа титул Верховного Чародея перешел к его жене Клее, но она далеко не так добродушна – сочетая в себе земную магию и темные чары фэлтайнов, она огнем выжигает новых врагов из Картеля богохульства. Эти еретики создают ревенантов – мертвые тела суперлюдей, куда заточены тысячи душ. Неожиданно Клеа получает помощь от таинственного Сборщика урожая, Верховного Чародея загробного мира. За золотой маской оказывается Стивен, которого смерть назначила своим слугой…
В кои-то веки я согласен с собой из прошлого (что не скажешь про Доктора). Комикс про Верховную Чародейку Клею казался одной из самой перспективной затеей по замене персонажей. Сможет ли она сочетать два наследия: вспыльчивый властный характер, доставшийся от семьи, и любовь, вложенную в ее сердце Доктором Стрэнджем? Клеа прекрасно могла постоять и за себя, и за весь мир – было бы очень интересно увидеть ее защитницей магии подольше.
Как я и упоминал в прошлом обзоре, над комиксом Джеда Маккея точно так же нависло две несовместимых задачи. Хороший комикс дал бы Клее отпустить мужа, как и все хорошие истории о смерти и принятии. Стрэндж остался бы жнецом Смерти, а Клеа бы продолжила его миссию на Земле – грустный, но заслуженный конец.
Вторая цель никак не сочеталась с первой. Нужно было побыстрее вернуть Стивена в обычном статусе. Конечно же, в Марвел пошли по привычному второму пути, сильно поторопившись. По седьмому выпуску швом проходит склейка между шедевральной историей и супергеройской жвачкой: Клеа и Стрэндж не могут прикоснуться друг к другу… Но Смерть разрешит Стивену воскреснуть, как только они разберутся с восставшими мертвецами, так что все норм.
Никто и не спорит, что Доктор все равно бы вернулся, но это произошло слишком быстро. Намного более интригующую линию оборвали всего за десяток выпусков.
В финале макси-серии Джед Маккей дает ответ, как совместить волшебство и темные чары. Магической камасутрой Клеа и Стрэндж должны бороться вместе – только союз света и пламени может победить зло. И напоследок хэппи-энд слегка омрачает тень: даже слившись в единого аватара, у жены и мужа остаются разногласия насчет границ в магии. Перерастут ли их размолвки в чародейское противостояние? Узнать нам предлагают в онгоинге.
Казалось бы, после нескольких перезапусков мы наконец получим стандартный комикс про странные магические странствия Доктора по другим мирам. Но Маккей не торопится писать про то, чего ты ждешь от комикса про Стрэнджа. Если первая часть его рана (Death of Doctor Strange) представляла собой мистический детектив, вторая – мистический боевик (Strange), третью можно назвать мистическим slice of life.
Обычно мы ждем увидеть в «Докторе Стрэндже» вычурных одноглазых существ с щупальцами, древние чудо-артефакты, заклинания с сотнями мудреных правил – одним словом, необычный опыт за гранью сознания. А Маккей наоборот делает работу Доктора предельно понятной. На сходстве профессий хирурга и мага основаны многие комиксы про Стрэнджа (у Уэйда и Вона, например), однако Джед Маккей подходит к вопросу несколько по-другому. Его Доктору нет нужды разрываться между медициной и колдовством – здесь это буквально одно и то же.
Ежедневная работа Доктора Стрэнджа мало чем отличается от рутины врача скорой помощи. Иногда он лечит целый город от заражения демонами из иномирья, порой проводит ритуал экзорцизма для смертных пациентов. Его «телефон»-хрустальный шар разрывается от звонков знакомых – любой супергерой со сверхъестественными «симптомами»-злодеями просит совета у отзывчивого доктора.
В первых выпусках в Докторе Стрэндже очень легко увидеть уставшего профессора, который разрывается между кучей дел. Показательна его встреча с Дормамму в третьем номере. Повелитель Темного измерения захватывает тело своего последователя, чем убивает смертного ради издевки над врагом. Доктор же проводит с Дормамму весь день за разговорами – оказывается, ради спасения несчастного человека, чтобы исцелить его от преданности злодею. Если Стрэндж – это доктор, Дормамму – это болезнь. Интересная интерпретация (о других можете почитать в статье про Дормамму).
Все-таки полностью от странной чуди отказываться не стали. Стрэнджа сценарист приземлил, а удивительные приключения перешли к Вонгу.
Ради него Маккей вытащил из единственного упоминания (Thunderbolts Annual vol. 2 #1) организацию ЖЕЗЛ: раз уж ЩИТ защищает от терроризма (вроде как), а КЛИНОК от космических угроз, почему бы не создать целый департамент для контроля магии? Этот магический аналог ЩИТа Маккей задним числом развалил и доверил его восстановление Вонгу. Вместе с парочкой странных персонажей Вонг сражается с призраками и азиатскими вампирами – вот тут галлюциногенные концепты льются рекой.
Думаю, отделить Вонга от Стивена – правильное решение. Спутницей Доктора теперь выступает Клеа, и третий маг точно бы разрушил семейную динамику. Ну и оставлять в напарниках белого персонажа азиата – как вы понимаете, слишком проблематично для современных комиксов. Поэтому Вонга в его приключениях показывают абсолютно самодостаточным, этаким брутальным Брюсом Ли, от которого разбегается вся нечисть. Хотя лично мне его истории показались более поверхностными, чем у Стивена.
Второй же арк сворачивает с дорожки медицинского процедурала. Когда-то высшие божества Вишанти отправили Стивена на войну с Троицей праха. Там Доктор провел пять тысяч лет – он превратился в жестокого генерала Стрэнджа, одержимого лишь завоеванием. Вишанти и Троица сошлись на перемирии, однако маг отказался останавливаться до полного уничтожения врагов. Тогда Вишанти отделили от Стрэнджа воинственную личность и заточили ее в кристалле, а самого Стивена вернули на пять тысяч лет назад, лишив воспоминаний. После смерти Верховного Чародея Генерал Стрэндж вырвался из заточения…
Как мне кажется, по пересказу все и так ясно. Доктор боится превратиться в беспощадного Генерала, в то же время в Клее решительность ее альтернативного мужа откликается чем-то темным. Человечность – наше все, война – это плохо, высшие силы как всегда идут %#$. Точь-в-точь субботнее детское шоу.
Остается важный вопрос: что для комикса основной сюжет, а что вспомогательный? Хочет ли Маккей писать про будни магов или про магические войны? Первый путь более сложен: для каждого выпуска придется придумывать нечто концептуальное, как в выпуске про Дормамму. Вторая дорога предполагает стандартные фэнтезийные битвы, но оступиться там будет гораздо сложнее – этот путь хорошо протоптан, как минимум крепкий комикс обеспечен. Наверное, лучше всего совмещать? В любом случае, пока онгоинг крайне хорош – надеюсь, мы останемся с экспериментами Маккея еще надолго.
Видимо, в следующих выпусках нас явно ждет еще много проблем с семейкой фэлтайнов: Дормамму все еще замышляет недоброе, у его сестры Умар родился ребенок, а Клее явно придется нянчиться с новорожденной сестрой, как и ее мужу.
Кстати, вам не кажется, что Маккей сильно вдохновлялся Доктором Кто? Все эти перерождения и спутники, появление Военного Доктора и общий гуманизм усиленно намекают на другого Доктора – делитесь мнением в комментариях!
NIGHT FEVER и WHERE THE BODY WAS (Image)
Новые OGN от Брубейкера и Филлипса, нужно ли еще что-то объяснять?
В 2023 году мастера криминального жанра создали целых два напряженных графических романа о загадочных преступлениях, но прежде всего это комиксы о… скуке. О скучной взрослой жизни и кризисе среднего возраста, который делает рутину невыносимой.
Начнем с Night Fever. Заурядный работник издательства Джонатан отправляется в командировку во Францию. Мысли об ежедневных тягомотных буднях не дают ему заснуть – из-за бессонницы он забредает к дверям закрытого ночного клуба для гостей в масках. Притворившись другим человеком, Джон наконец чувствует себя свободным: он срывает куш в картах, лихачит на дороге и заводит опасные знакомства. Вскоре его ночные авантюры приводят к ужасным последствиям…
Комикс не столько про закрученный сюжет, сколько про вайб ночного города. Если бы я немного расширил синопсис, спойлер можно было бы выловить даже из краткого содержания, да и неважно – главной здесь остается обволакивающая атмосфера опасности. Джон ведет себя как самый обычный человек, которому внезапно перепал шанс прожить самый интересный день в его жизни (возможно, последний). Ничего более захватывающего с ним уже не произойдет. Он прекрасно это понимает, но все равно возвращается на ночные улицы, как мотылек летит на свет.
Но тяжелая смесь безнадёжности с унынием просачивается и в ночную жизнь. В круговороте погонь и драк ощущается только одно чувство – утомленность. Даже с наркотических вечеринок быстро слетает неоновый флер. За азартом стоит мелкий расчет, а за масками таинственных незнакомцев скрываются обычные жулики.
Получается своеобразное зазеркалье: Джон из серых будней ныряет в подпольный мир Парижа – Брубейкер и Филлипс из бесконечных комиксов о преступниках пытаются пробиться в мир сухих переговоров и бумажной волокиты. Но скука поглощает все.
Комикс все еще остается достойной работой дуэта, но вряд ли предложит что-то новое давним поклонникам. Брубейкер прописывает мысли Джона так же качественно, как всегда, Филлипс так же убедительно изображает насилие. Даже концовка скорее оставляет привкус безысходности. Однажды можно сорваться, убить человека или угнать машину – и жизнь все равно будет идти своим чередом. Нужно будет чистить зубы, завязывать галстук, звонить жене и собирать детей в школу. А если ты Эд Брубейкер или Шн Филлипс, еще и творить криминальные комиксы.
Where The Body Was начинается с похожего захода, но как же он разгоняется дальше!
Впрочем, финал у комиксов все равно практически одинаковые. Жаркое лето 1984 года, маленький городок Пеликан Роуд, где каждый дом похож на дом соседа. На первой же странице нам показывают, где будет совершенно убийство, а на следующей – 9 рассказчиков. Каждый из них поделится своей историей, чтобы мы смогли понять: что же за событие потрясло Пеликан Роуд 40 лет назад?
После душных европейских улочек Брубэйкер и Филлипс выбрали самое американское место действия для детектива, какое можно представить. Аккуратный газон и бассейны, домик на дереве, ночные вечеринки подростков, барбекю на заднем дворе – все это как открытка из голливудских фильмов о жизни в пригороде. И герои комикса такие же типичные. Сердитый коп, покрикивающий на детей. Глупые подростки в поисках себя. Скучающая домохозяйка. Азиатская девочка на роликах, фанатеющая от комиксов (за все это сразу ее дразнят сверстники).
Их жизнь так предсказуема и закономерна, что душную атмосферу постоянства можно резать ножом. Поэтому они сами себе придумывают испытания, проблемы и преграды. У заурядного работника магазинчика всегда были проблемы с отцом-полицейским – и вот он забирает значок, чтобы притворяться этаким «шерифом». На девочку с роликами никто не обращает внимания – и тогда она шпионит за жителями Пеликан Роуд, а еще заводит дружбу с бомжом. Подростки вообще изо всех сил изображают Бонни и Клайда – только вместо ограбления банков им остается довольствоваться похищением соседских консервированных бобов.
И если бы не удушающий быт, решающий развязки можно было бы избежать. Но им всем было так скучно, и если бы не их причуды, они бы все в концов повесились от тоски. Может, как и для Джона, это были самое интересные события в их жизни. Разница лишь в том, что для героя Night Fever вылазка в клуб промелькнула за один миг. Запутанная переплетенная история Пеликан Роуд же выстраивается долго, а потом разваливается, как домино – ключевой момент очень уморительный, грустный и захватывающий одновременно.
Впрочем, финал у обоих комиксов все равно практически одинаковый. От быта не убежишь.
NIGHTWING #106-109
Полгода назад решил передохнуть от «Найтвинга» Тома Тейлора. Потом серия, как все комиксы ДиСи, на два месяца завязла в кошмарном ивенте, а затем началась арка из четырех номеров – в центре внимания оказались пиратские приключения Дика. Самое время вернуться?
Я только сильнее убедился, что устал от комикса. Он топчется на месте. Том Тейлор будто постоянно берет новые вводные (визуальные эксперименты, разные тим-апы или пираты, наконец), а получается все время одно и то же – одинаковый позитивный «Найтвинг» от Тома Тейлора. Первые выпусков двадцать было весело, сейчас мне уже так надоел этот навязчивый оптимизм.
Вот хочется почитать про пиратов, а получаешь только шутки про торс Найтвинга. И семейные откровения с внезапными родственников, и воспоминания про гибель про родителей, и уроки жизни от Альфреда – все уже было кучу раз.
Только ориджин названия Бладхэйвена звучит неплохо. Не знаю, это Тейлор его придумал или его еще раньше подвязали к пиратам?
Дальше по плану участие в кроссовере Beast world и новая арка про Бэтмена. Для меня все меньше причин следить за серией – пора бы уже выкинуть Тейлора за палубу менять авторскую команду.
Marvel Zombies: Black, White & Blood #3
Никита
После хорошего второго номера я уже настроился, что вся лимитка будет удерживать уровень качества. Но, как и в любой антологии, каждая история – это лотерея. В третьем выпуске комиксы тянут только на краткие зарисовки и быстро вылетают из головы:
- Японская страшилка от Пич Момоко про отрубленные языки – не совсем про зомби и точно не про Марвел зомби. Зато атмосферно и со смыслом.
- Вдова против зомби – снова затрагиваем тему сложности охоты на мертвецов с суперсилами.
- Кейдж против зомби – было забавно видеть Люка Кейджа белым.
Teenage Mutant Ninja Turtles #146
Смешанные чувства. С одной стороны, если после 150 номера последует перезапуск онгоинга, то осталась нехилая куча линий для завершения. С другой, я не представляю, чем Софи Кэмпбелл будет заниматься еще 4 номера. Ничего не происходит: в будущем мы топчемся вокруг одной и той же локации, в прошлом – тем более.
Justice League vs. Godzilla vs. Kong #3
Выкуси, Конг, получи от красоты по лицу!
Подписывайтесь на наш Telegram, подключите VK Donut или поддержите нас на Boosty!