Кризис студии MAPPA. Как страдают аниматоры «Атаки Титанов», «Человека-Бензопилы», «Магической Битвы» и других аниме

Аниматоры ключевой японской студии жалуются на адские условия.

Студия MAPPA в представлении не нуждается. Если в прошлом она и была достаточно известна, выпуская такие громкие тайтлы как Yuri! On ice, Dororo и Zankyou no Terror, то в 2020 году студия стала эквивалентом Disney, собрав у себя все самые громкие аниме и приковала к себе внимание всего мира. За 3 неполных года MAPPA выпустила финальный сезон Атаки Титанов, 2 сезона и 1 фильм Jujutsu Kaisen, сезон Chainsaw Man и 2-й сезон Vinland Saga. Ни для кого не секрет, что такое огромное количество требовательной работы рано или поздно приводит к снижению качества или изнеможению работников. В случае студии MAPPA произошло все сразу.

Начала студия за здравие, успешно запустив адаптацию нашумевшей манги Jujutsu Kaisen и, не без скрипа, но все же по итогу весьма достойно, переняв бразды адаптации главного аниме десятилетия — Атаки Титанов. Затем последовал тепло принятый фанатами фильм Jujutsu Kaisen: 0 и продолжение Vinland Saga, выполненное на высочайшем уровне. Казалось бы, MAPPA не может промахнуться, но такой колоссальный успех не пошел студии на пользу. Совет директоров начал принимать решения, совершенно не учитывающие человеческий фактор главного звена любой студии – аниматора.

Первый звонок поступил после выхода фильма Jujutsu Kaisen: 0, производство которого по словам одного из ключевых сотрудников заняло рекордные 4 месяца. Обычно крупные аниме-фильмы находятся в производстве в течение 2-3 лет, но сюжетная привязанность фильма к общему повествованию вынудила студию закончить фильм как можно скорее.

Конечно же, верхушка студии восприняла такой успех как знак того, что аниматоры способны выполнять рекордное количество работы в самые сжатые сроки, их необходимо лишь загнать в рамки построже. Вышедший вслед за фильмом второй сезон Vinland Saga, который, несмотря на значительный прыжок в стиле повествования, привлек к себе большое внимание сообщества и был ими тепло принят, не в последнюю очередь благодаря прекрасном визуальному сопровождению.

Затем MAPPA выпала задача закончить, пожалуй, самое важное аниме прошедшего десятилетия – Атака Титанов. Разговоры об ужасных условиях работы и нечеловеческому расписанию стали особенно громкими именно в этот момент. Согласно слухам, MAPPA – единственная студия, взявшаяся за четвертый сезон, после того, как Wit Studio, работавшая над аниме до этого, приняла решение отказаться от проекта из-за непомерных запросов продюсерского штаба. Режиссер Теруюки Омине сообщил в своих соцсетях, что не уходил с работы в течение 3 дней, чтобы уложиться в строгие рамки студийного распорядка. Все производство заключительного сезона аниме по указанию руководства студии должно было закончиться в кратчайшие сроки, в том числе ввиду угасающего интереса аудитории и завершения автором работы над мангой. Ставшее мемом разбитие четвертого сезона на четыре (!) части было одной из попыток дать студии чуть больше времени на производство. И все же финальная серия финальной части финального сезона увидела свет и несмотря на все производственные сложности не вызвала никаких вопросов к технической стороне аниме. Вопросы у нас к автору.

А мне норм — прим. ГлавВреда.

Казалось бы, в чем проблема? Студия навязывает аниматорам адское расписание и нечеловеческие сроки выполнения работы, те послушно выполняют свою работу и до зрителя всегда доходит качественно сделанный продукт, так ведь? Но нет. Потому что следующим проектом студии стал второй сезон Jujutsu Kaisen, а именно экранизация самой важной части манги – Инцидент в Шибуе.

Именно это аниме стало самым громким сигналом того, что рабочая схема MAPPA сломалась — сотрудникам студии необходим отдых. Очевидными проблемы стали не сразу, студия достаточно успешно переняла новый визуальный стиль (вызванный сменой режиссеров и уходом Сунгху Пака, ключевого игрока в создании первого сезона), он был проще и позволял в разы сократить производственные сроки. Первая часть сезона, экранизирующая арку Скрытого Инвентаря, прошла скорее успешно и фанаты с нетерпением ждали главного события. Периодические провалы в детализации и прорисовке, а также заметно сниженное качество экшен-сцен было списано на новую режиссуру и не вызывало у зрителей особой тревоги, особенно после того, как команда из нескольких опытных ключевых аниматоров создала 13-эпизод, один из лучших во всем аниме. Проблемы выявились уже спустя неделю, когда зритель увидел следующий эпизод и стало очевидно, что 13-й эпизод был приоритетным в производстве и отнял бОльшую часть ресурсов студии. Качество прорисовки, анимации, освещения все упало до невиданно низкого уровня. Режиссер эпизода посчитал нужным извиниться в своих социальных сетях после его выхода. Худшим примером неготовности студии к адаптации столь важной части манги стал 17-й эпизод, демонстрирующий первой появление важного персонажа, пафосный ритуал вызова которого в эпизоде был выполнен в виде статичных картинок ужасающего качества.

Ключевой момент ключевой сцены ключевой арки, между прочим.

По словам режиссера этого эпизода, зритель увидел только лишь 30% от изначально задуманного им, студия вынудила закончить эпизод к поставленному сроку. Поэтому удивительно прорисованные и качественные сцены сменяются буквально двигающимися jpeg-ами. Твит с этим заявлением он позже удалил. Изображения-превью для следующего, 18-го эпизода были задержаны на 6 часов, и это доказывает, что работа над эпизодом не закончена и продолжается прямо в этот момент.

MAPPA – не исключение мира аниме, такие условия ждут практически любого аниматора в практически любой студии, это бич японской корпоративной культуры и каких-то изменений в этом не намечается. Один из режиссеров второго сезона Jujutu Kaisen Итсуки Тсучигами заявил, что зарплаты у MAPPA ничем не отличаются от средней по рынку, но условия определенно худшие, как и требования к производству. Аниматор Хакью Го посоветовал «выкинуть свой пропуск в мусор, как выйдешь из офиса MAPPA». Другие аниматоры заявляли о том, что переработки вызывали проблемы со здоровьем и они просили у студии отгул, в чем там им отказывала. По словам другого аниматора, студия регулярно связывает с ними с требованием закончить ту или иную работу, ответные же запросы о выдаче зарплаты игнорируются, порой месяцами. Пост с этой информацией чуть позже тоже был удален автором.

Итоги подведет режиссер того самого захваленного 13-го эпизода Jujutsu Kaisen.

Подписывайтесь на наш Telegram, подключите VK Donut или поддержите нас на Boosty!

Comments (0)
Add Comment