Представляем третью и заключительную часть истории издательства DC Comics от GeekCity. Во второй части (если вы пропустили начало, то переходите к первой части)мы остановились на появлении «Хранителей» Алана Мура, навсегда изменивших индустрию комиксов в Америке.
Во Вселенной DC тоже происходили «взрослые» события. Новый Робин, Джейсон Тодд, после Кризиса на Бесконечных Землях не полюбился читателям, и обратная связь, которую те давали издательству, была сначала просто негативной, а затем и вовсе угрожающей. Было принято жесткое решение избавиться от не снискавшего популярности героя радикальным путем — убив его. В таком сложном сюжетном повороте DC не могло руководствоваться только собственным мнением и письмами ненавистников Джейсона Тодда, поэтому они устроили телефонное голосование, в котором решалась его судьба. В опросе было учтено 10 614 голосов, и с перевесом в 65 из них победили те, кто желали персонажу смерти. Впрочем, считается, что голосование было не вполне справедливым, так как ненавистники Тодда были куда настырнее и яростнее тех, кто хотел оставить персонажа в живых. Так, например, 320 голосов за смерть Тодда было получено в течении восьми часов только с одного номера. Редактор серии, Деннис О’Нил, также говорил, что до него доходили слухи, что кто-то запрограммировал компьютер звонить и голосовать каждые несколько минут. Как бы то ни было, Джейсон Тодд умер и стал самой большой неудачей Темного Рыцаря, навсегда изменив его образ и историю, а заодно и облик комиксов в целом.
Бэтмен становится флагманом DC в их новом пути изменений в сторону нуарной натуралистичности. Сюжетный арк автора Фрэнка Миллера о будущем Бэтмена «The Dark Knight Returns» делает из постаревшего Брюса Уэйна не только народного мстителя и супергероя, но еще и жестокого садиста, получающего удовольствие от борьбы с преступностью, которому ночные вылазки необходимы как наркотик. Создание из безупречного героя антигероя, а также новый взгляд на постаревших и выживших из ума супергероев, которые сталкиваются в схватке, продиктованной внешними интересами и иногда корыстными мотивами, демонстрируют читателям и критикам совершенно новый взгляд на старую Вселенную DC. Теперь в ней есть место жизненным реалиям и человеческим переживаниям и слабостям, вместе с жестокостью и психическими расстройствами. Это изменение впоследствии затронет всю Вселенную DC и станет достойным ответом издательству Marvel Comics, которое добавляло во все комиксы бытовые проблемы с самого начала, но никогда не доходило до такого уровня откровенности.
В то же время, в 89-м году, владелец DC, компания Warner Bros., объединяется с Time Inc., что делает DC Comics дочерней компанией новообразовавшейся Time Warner. Из под их же крыла выходит первый фильм по мотивам комиксов, снятый не только силами DC — «Бэтмен» Тима Бертона. Концепция сериала, светлая и жизнерадостная, была в корне переработана новым режиссером: Готэм-Сити был показан мрачным городом с готической архитектурой, костюм Бэтмена был похож на античный доспех, а на главную роль был взят Майкл Китон, потому что только в его глазах Бертон видел достаточное сумасшествие и безумство, чтобы выходить по ночам на улицы города и бороться с преступностью. На роль Джокера, главного злодея, был взят невероятно популярный в то время Джек Николсон и ему предложили уникальный контракт, дающий ему право на процент со всех сборов фильма в прокате. Несмотря на наличие множества фильмов о Супермене в прошлом, а также многочисленных телевизионных проектов DC, именно «Бэтмен» 1989-го года стал прорывом в кинематографе, который навсегда впустил туда мир комиксов. О Бэтмене впоследствии снималось еще много фильмов, а в его образе пробовались разные актеры, что делает его своеобразным Джеймсом Бондом среди супергероев.
Не остается незамеченным и успех Алана Мура, как британского автора. Другие выходцы Англии, такие как Нил Гейман и Грант Моррисон, получают определенные свободы в издательстве DC. В конечном счете, специально под их нужды, а также нужды созданного ими мрачного, живого и натуралистичного мира, в 1993-м году создается отдельное издательство внутри DC — Vertigo Comics. Комиксы, выходившие под их крылом, были ориентированы на более взрослую аудиторию, могли содержать сцены насилия, употребления алкоголя и наркотиков, иногда эротику, а также поднимали острые религиозные и философские вопросы. Именно в этом издательстве выходят такие серии, как «Болотная Тварь» и «Константин», а кроме того, появляются новые миры и сюжеты, такие как «V – Значит Вендетта». Каждый комикс Vertigo снабжен подписью: «Предназначено для взрослых читателей» — вне зависимости от содержания.
Помимо этого, в девяностых годах выходит совместная серия комиксов DC Comics и Marvel, где их главные герои сначала сходятся в битве за судьбу своих вселенных, а потом, наоборот, сливаются в общих героев, что было названо Amalgam Universe. В этой серии, например, Супермен и Капитан Америка становились Супер-Солдатом, а Бэтмен и Росомаха – Темным Когтем. Серия не стала культовой, но наглядно продемонстрировала отсутствие вражды и натянутости в отношениях между крупнейшими издательствами, их ироничный и адекватный подход к своему делу и, отчасти, даже дружбу и приверженность выбранному жанру вне зависимости от конкуренции и судебных тяжб. Подобная легкость в отношениях между конкурирующими компаниями немыслима в других индустриях.
В 92-м году выходит мультсериал о Бэтмене, который является крайне нетипичным для детского сериала и совершает определенные перевороты в жанре. Город Готэм, вдохновленный фильмом Тима Бертона, создан в близком к готическому стиле, который авторы назвали «dark-deco». Технологии находились вне времени, полицией Готэма использовались специальные полицейские дирижабли, которые не имели аналогов в реальности, но хорошо вписывались в общую концепцию нового мира Бэтмена. Еще одним нововведением было использование преступниками настоящего огнестрельного оружия, а не абстрактного лазерного, как это было принято на тот момент. Более того, в мультике, изредка, но показывалась кровь, а комиссар Джеймс Гордон однажды был даже ранен в перестрелке. Успех мультсериала был ошеломителен и привел к сольному сериалу о Супермене, а затем и о всей Лиге Справедливости. Бэтмен же становится однозначным любимцем публики.
В кино же его судьба была чуть менее радужна. DC и Warner Bros. активно занимаются экранизациями Бэтмена в течение всех девяностых годов, однако каждая последующая экранизация оказывается хуже предыдущей. Методом проб и ошибок компания прощупывает почву в киноиндустрии, попутно зарабатывая деньги на сопутствующих товарах, таких как тематические игрушки и аксессуары. Все это приводит к невероятной популярности Бэтмена, однако и к его самому большому поражению (после смерти Джейсона Тодда, конечно) — фильму «Бэтмен и Робин». Читатель этой статьи, конечно же, вправе иметь собственное мнение об этой экранизации, но то, что во время выпуска она была провалом для компании – бесспорно. Обруганная фанатами и критиками, картина «Бэтмен и Робин» стала трагической кончиной франшизы.
В течение долгих восьми лет ведутся поиски способа реабилитировать великого героя, пока в 2005 на помощь не приходит режиссер Кристофер Нолан, снимающий потрясающую, живую и правдоподобную версию становления Бэтмена под названием: «Бэтмен. Начало». И опять-таки, мнение о фильме может быть любое, но на момент выхода он был настоящим спасением для каждого фаната, а выросшая из него трилогия задала новый уровень для всех экранизаций комиксов. Так, например, вторая его часть, «Темный Рыцарь», стала рекордсменом по кассовым сборам, заняла седьмое место в списке лучших фильмов за всю историю на сайте IMDB и получила два Оскара. Один из них достался исполнителю роли Джокера Хиту Леджеру посмертно. Трагедия его смерти и талантливость его воплощения одного из величайших злодеев возвели фильм в статус культового и легендарного.
Кроме того, про Бэтмена выходит крайне удачная видеоигра, поразившая игроков революционным геймплеем и детальным подходам к героям сюжета, каждый из которых обладал многолетней историей в мире комиксов, которая была бережно перенесена в мир игры. Игра «Batman: Arkham Asylum» стала лучшей игрой 2009 года, а также попала в Книгу Рекордов Гиннеса как самая успешная видеоигра про супергероев.
Как следствие, именно в 2000-х годах интерес к культуре комиксов возрос неимоверно. Вклад, сделанный экранизациями, мультфильмами и видеоиграми по комиксам, мог быть сравним со вкладом самих комиксов за всю историю издательства. Новые фанаты и новые мировые тенденции в культуре требовали кардинального пересмотра концепции единой Вселенной DC. В 2009 DC Comics становится дочерней компанией DC Entertainment, а в мае 2011, в угоду новому времени, DC становится первым издательством, выпускающим цифровые версии комиксов одновременно с бумажными.
Последним и самым важным событием для всех комиксов DC является полный перезапуск всех серий, который называется The New 52. 52 – это общее число серий, в которые входят как истории об известных героях, таких как Бэтмен и Супермен, так и онгоинги о героях, которые ранее издавались в Vertigo – такие как Константин и Болотная Тварь. Для каждого из героев был выпущен также «нулевой» выпуск, кратко рассказывающий о его предыстории и становлении. Подобно Кризису на Бесконечных Землях, такой перезапуск был необходим издательству для обновления всех историй персонажей и избавлению от ненужного багажа, накопившегося за последние годы.
Кроме того, фантастический успех трилогии о Темном Рыцаре, а также кинематографические свершения Marvel Studios и их «Мстителей» натолкнули DC на создание своей киновселенной, объединяющей всех самых популярных героев. И если в отличии от Marvel DC является счастливым обладателем прав на всех своих героев, то в плане подготовки компания несколько уступает конкурентам — те готовили свою вселенную в мире кинематографа много лет, в то время как DC требуется все делать в спешке, на волне резкого скачка интереса к комиксам. Выход фильма «Лига Справедливости» был анонсирован на 2015 год, но, судя по последним новостям, компания банально не успеет к озвученному сроку. Пока все фанаты ждут скорого выхода «Человека из Стали» о Супермене, который задаст тон всей будущей Вселенной, а заодно и откроет дорогу остальным героям. Единственный факт, больше всего омрачающий эту ситуацию – это успех трилогии «Темного Рыцаря». Будучи законченной, она не имеет отношения к будущей «Лиге Справедливости», а снять новый сольный фильм о Бэтмене, который был бы лучше предшественника, у DC в ближайшее время вряд ли получится. Как компания разберется с этой дилеммой – пока неясно.
Что касается индустрии видеоигр, то тут DC держит позицию первопроходцев. Их игры о Бэтмене являются безоговорочным образцом супергеройского жанра и подняли планку для всех игр по комиксам в будущем. Довольно успешно развивается проект онлайн-игры DC Universe Online, где игроки со всего мира могут сразиться между собой и с известными персонажами DC Comics, а Marvel только готовит им достойный ответ. Кроме того, Warner Bros. обладает правами на известный файтинг «Mortal Kombat», поэтому вполне законно сталкивает персонажей DC с героями «Смертельной битвы» в игре «Mortal Kombat vs. DC Universe». Поняв всю силу популярности супергероев, студия решается на запуск файтинга, полностью посвященного вселенной DC — «Injustice: Gods Among Us». Помимо этого, DC выпустило несколько игр для детей о своих героях вместе с производителем конструкторов Lego: шаг, который сейчас только готовится совершить Marvel. И в довершение, существует комедийная и косвенно относящаяся к миру DC, довольно популярная мультиплеерная стрелялка «Gotham City Impostors», где Бэтмен и Джокер исчезли из города, а в их костюмы нарядились простые жители, переняв заодно и их идеалы. Можно с уверенностью сказать, что в том, что касается виртуальных развлечений, DC гордо держит уверенное первое место.
У издательства было множество успешных телевизионных проектов. Помимо старых сериалов о Супермене, Бэтмене и Чудо-Женщине, а также мультсериала о Лиге Справедливости, следует отметить достаточно необычный сериал «Тайны Смолвиля», который закончился относительно недавно. Сериал давал зрителю взглянуть на Супермена с неожиданной стороны, показывая его юность, жизнь в Канзасе с приемными родителями, первую любовь и знакомство с Лексом Лютором. На данный момент единственным проектом DC на ТВ является сериал «Стрела», повествующий о становлении менее известного персонажа, Зеленой Стрелы. Планируется к выпуску сериал о Чудо-Женщине «Амазонка», который, как молятся Гере фанаты, станет частью кинематографической вселенной.
Подводя итог, следует напомнить, что DC Comics было первым крупным издательством комиксов и создателем супергеройского жанра в принципе. В таких случаях часто бывает, что лавры создания жанра принадлежат другому, быстро разорившемуся и не снискавшему славы и успеха издательству, либо автору, но DC удалось невозможное: взобраться на вершину горы, которую они же сами и воздвигли. И в течении многих лет, почти века, они занимают лидирующую позицию в мире комиксов, расширяют его границы, знакомят с ним все новых и новых читателей и привлекают новую аудиторию. Наше с вами гиковское детство немыслимо без радости и развлечений, которые были связаны с комиксами и супергероями, а взросление немыслимо без вдохновения и мотивации, которую они нам подарили. Пройдя длительный путь от стрипов в газетах до идущих десятилетиями серий, от дешевых телевизионных сериалов до собирающих в прокате миллиарды шедевров кинематографа, комиксы были, есть и остаются самой красочной и доступной для широких масс формой искусства, которое призвано не только развлекать, но и на простых и понятных примерах показывать необходимость важнейших человеческих ценностей. И именно DC принадлежит эта заслуга. Именно их бесстрашные герои с квадратными подбородками, напустив на лицо легкую улыбку, рассказывали самым молодым читателям о важности доброты, веры в правое дело и отваги. И, преодолевая все новые пределы масштабности, серьезности и возвышенности повествования, комиксы всегда остаются у своих истоков прекрасными в своей наивности и простоте. А их герои, получая сольные серии, собственные фильмы и видеоигры, всегда начинают с популярности у нескольких детей, которые поверили в них по-настоящему.
И за весь этот бесконечный мир, в котором мы все отчасти живем и которому мы все нет-нет, но сопереживаем, мы должны сказать спасибо издательству DC Comics. Компании с самой прекрасной тавтологией в названии в мире.
[…] рассказа об истории DC Comics читайте в третьей части нашего […]
Отлично!! Спасибо за исторический экскурс!!
Великое завершение отличной статьи
Спасибо огромное за статью. Ещё больше полюбил ДиСи после всех трёх частей статьи)
Отлично! Теперь ждем Marvel?
Да.)
Спасибо, очень интересно.
Хочется подобное про Soleil, Dargaud и Image Comics