История DC Comics. Часть третья

438

Представляем третью и заключительную часть истории издательства DC Comics от GeekCity. Во второй части (если вы пропустили начало, то переходите к первой части)мы остановились на появлении «Хранителей» Алана Мура, навсегда изменивших индустрию комиксов в Америке.

Во Вселенной DC тоже происходили «взрослые» события. Новый Робин, Джейсон Тодд,  после Кризиса на Бесконечных Землях не полюбился читателям, и обратная связь, которую те давали издательству, была сначала просто негативной, а затем и вовсе угрожающей. Было принято жесткое решение избавиться от не снискавшего популярности героя радикальным путем — убив его. В таком сложном сюжетном повороте DC не могло руководствоваться только собственным мнением и письмами ненавистников Джейсона Тодда, поэтому они устроили телефонное голосование, в котором решалась его судьба. В опросе было учтено 10 614 голосов, и с перевесом в 65 из них победили те, кто желали персонажу смерти. Впрочем, считается, что голосование было не вполне справедливым, так как ненавистники Тодда были куда настырнее и яростнее тех, кто хотел оставить персонажа в живых. Так, например, 320 голосов за смерть Тодда было получено в течении восьми часов только с одного номера. Редактор серии, Деннис О’Нил, также говорил, что до него доходили слухи, что кто-то запрограммировал компьютер звонить и голосовать каждые несколько минут. Как бы то ни было, Джейсон Тодд умер и стал самой большой неудачей Темного Рыцаря, навсегда изменив его образ и историю, а заодно и облик комиксов в целом.

History-of-DC-Comics-Death-in-the-Family

Бэтмен становится флагманом DC в их новом пути изменений в сторону нуарной натуралистичности. Сюжетный арк автора Фрэнка Миллера о будущем Бэтмена «The Dark Knight Returns» делает из постаревшего Брюса Уэйна не только народного мстителя и супергероя, но еще и жестокого садиста, получающего удовольствие от борьбы с преступностью, которому ночные вылазки необходимы как наркотик. Создание из безупречного героя антигероя, а также новый взгляд на постаревших и выживших из ума супергероев, которые сталкиваются в схватке, продиктованной внешними интересами и иногда корыстными мотивами, демонстрируют читателям и критикам совершенно новый взгляд на старую Вселенную DC. Теперь в ней есть место жизненным реалиям и человеческим переживаниям и слабостям, вместе с жестокостью и психическими расстройствами. Это изменение впоследствии затронет всю Вселенную DC и станет достойным ответом издательству Marvel Comics, которое добавляло во все комиксы бытовые проблемы с самого начала, но никогда не доходило до такого уровня откровенности.

В то же время, в 89-м году, владелец DC, компания Warner Bros., объединяется с Time Inc., что делает DC Comics дочерней компанией новообразовавшейся Time Warner. Из под их же крыла выходит первый фильм по мотивам комиксов, снятый не только силами DC — «Бэтмен» Тима Бертона. Концепция сериала, светлая и жизнерадостная, была в корне переработана новым режиссером: Готэм-Сити был показан мрачным городом с готической архитектурой, костюм Бэтмена был похож на античный доспех, а на главную роль был взят Майкл Китон, потому что только в его глазах Бертон видел достаточное сумасшествие и безумство, чтобы выходить по ночам на улицы города и бороться с преступностью. На роль Джокера, главного злодея, был взят невероятно популярный в то время Джек Николсон и ему предложили уникальный контракт, дающий ему право на процент со всех сборов фильма в прокате. Несмотря на наличие множества фильмов о Супермене в прошлом, а также многочисленных телевизионных проектов DC, именно «Бэтмен» 1989-го года стал прорывом в кинематографе, который навсегда впустил туда мир комиксов. О Бэтмене впоследствии снималось еще много фильмов, а в его образе пробовались разные актеры, что делает его своеобразным Джеймсом Бондом среди супергероев.

History-of-DC-Comics-Batman-1989

Не остается незамеченным и успех Алана Мура, как британского автора. Другие выходцы Англии, такие как Нил Гейман и Грант Моррисон, получают определенные свободы в издательстве DC. В конечном счете, специально под их нужды, а также нужды созданного ими мрачного, живого и натуралистичного мира, в 1993-м году создается отдельное издательство внутри DC — Vertigo Comics. Комиксы, выходившие под их крылом, были ориентированы на более взрослую аудиторию, могли содержать сцены насилия, употребления алкоголя и наркотиков, иногда эротику, а также поднимали острые религиозные и философские вопросы. Именно в этом издательстве выходят такие серии, как «Болотная Тварь» и «Константин», а кроме того, появляются новые миры и сюжеты, такие как «V – Значит Вендетта». Каждый комикс Vertigo снабжен подписью: «Предназначено для взрослых читателей» — вне зависимости от содержания.

Помимо этого, в девяностых годах выходит совместная серия комиксов DC Comics и Marvel, где их главные герои сначала сходятся в битве за судьбу своих вселенных, а потом, наоборот, сливаются в общих героев, что было названо Amalgam Universe. В этой серии, например, Супермен и Капитан Америка становились Супер-Солдатом, а Бэтмен и Росомаха – Темным Когтем. Серия не стала культовой, но наглядно продемонстрировала отсутствие вражды и натянутости в отношениях между крупнейшими издательствами, их ироничный и адекватный подход к своему делу и, отчасти, даже дружбу и приверженность выбранному жанру вне зависимости от конкуренции и судебных тяжб. Подобная легкость в отношениях между конкурирующими компаниями немыслима в других индустриях.

History-of-DC-Comics-DarkClaw

В 92-м году выходит мультсериал о Бэтмене, который является крайне нетипичным для детского сериала и совершает определенные перевороты в жанре. Город Готэм, вдохновленный фильмом Тима Бертона, создан в близком к готическому стиле, который авторы назвали «dark-deco». Технологии находились вне времени, полицией Готэма использовались специальные полицейские дирижабли, которые не имели аналогов в реальности, но хорошо вписывались в общую концепцию нового мира Бэтмена. Еще одним нововведением было использование преступниками настоящего огнестрельного оружия, а не абстрактного лазерного, как это было принято на тот момент. Более того, в мультике, изредка, но показывалась кровь, а комиссар Джеймс Гордон однажды был даже ранен в перестрелке. Успех мультсериала был ошеломителен и привел к сольному сериалу о Супермене, а затем и о всей Лиге Справедливости. Бэтмен же становится однозначным любимцем публики.

В кино же его судьба была чуть менее радужна. DC и Warner Bros. активно занимаются экранизациями Бэтмена в течение всех девяностых годов, однако каждая последующая экранизация оказывается хуже предыдущей. Методом проб и ошибок компания прощупывает почву в киноиндустрии, попутно зарабатывая деньги на сопутствующих товарах, таких как тематические игрушки и аксессуары. Все это приводит к невероятной популярности Бэтмена, однако и к его самому большому поражению (после смерти Джейсона Тодда, конечно) — фильму «Бэтмен и Робин». Читатель этой статьи, конечно же, вправе иметь собственное мнение об этой экранизации, но то, что во время выпуска она была провалом для компании – бесспорно. Обруганная фанатами и критиками, картина «Бэтмен и Робин» стала трагической кончиной франшизы.

В течение долгих восьми лет ведутся поиски способа реабилитировать великого героя, пока в 2005 на помощь не приходит режиссер Кристофер Нолан, снимающий потрясающую, живую и правдоподобную версию становления Бэтмена под названием: «Бэтмен. Начало». И опять-таки, мнение о фильме может быть любое, но на момент выхода он был настоящим спасением для каждого фаната, а выросшая из него трилогия задала новый уровень для всех экранизаций комиксов. Так, например, вторая его часть, «Темный Рыцарь», стала рекордсменом по кассовым сборам, заняла  седьмое место в списке лучших фильмов за всю историю на сайте IMDB и получила два Оскара. Один из них достался исполнителю роли Джокера Хиту Леджеру посмертно. Трагедия его смерти и талантливость его воплощения одного из величайших злодеев возвели фильм в статус культового и легендарного.

Кроме того, про Бэтмена выходит крайне удачная видеоигра, поразившая игроков революционным геймплеем и детальным подходам к героям сюжета, каждый из которых обладал многолетней историей в мире комиксов, которая была бережно перенесена в мир игры. Игра «Batman: Arkham Asylum» стала лучшей игрой 2009 года, а также попала в Книгу Рекордов Гиннеса как самая успешная видеоигра про супергероев.

History-of-DC-Comics-Batman-Arkham-Asylum

Как следствие, именно в 2000-х годах интерес к культуре комиксов возрос неимоверно. Вклад, сделанный экранизациями, мультфильмами и видеоиграми по комиксам, мог быть сравним со вкладом самих комиксов за всю историю издательства. Новые фанаты и новые мировые тенденции в культуре требовали кардинального пересмотра концепции единой Вселенной DC. В 2009 DC Comics становится дочерней компанией DC Entertainment, а в мае 2011, в угоду новому времени, DC становится первым издательством, выпускающим цифровые версии комиксов одновременно с бумажными.

Последним и самым важным событием для всех комиксов DC является полный перезапуск всех серий, который называется The New 52. 52 – это общее число серий, в которые входят как истории об известных героях, таких как Бэтмен и Супермен, так и онгоинги о героях, которые ранее издавались в Vertigo – такие как Константин и Болотная Тварь. Для каждого из героев был выпущен также «нулевой» выпуск, кратко рассказывающий о его предыстории и становлении. Подобно Кризису на Бесконечных Землях, такой перезапуск был необходим издательству для обновления всех историй персонажей и избавлению от ненужного багажа, накопившегося за последние годы.

History-of-DC-Comics-Justice-League-in-The-NEw-52

Кроме того, фантастический успех трилогии о Темном Рыцаре, а также кинематографические свершения Marvel Studios и их «Мстителей» натолкнули DC на создание своей киновселенной, объединяющей всех самых популярных героев. И если в отличии от Marvel DC является счастливым обладателем прав на всех своих героев, то в плане подготовки компания несколько уступает конкурентам — те готовили свою вселенную в мире кинематографа много лет, в то время как DC требуется все делать в спешке, на волне резкого скачка интереса к комиксам. Выход фильма «Лига Справедливости» был анонсирован на 2015 год, но, судя по последним новостям, компания банально не успеет к озвученному сроку. Пока все фанаты ждут скорого выхода «Человека из Стали» о Супермене, который задаст тон всей будущей Вселенной, а заодно и откроет дорогу остальным героям. Единственный факт, больше всего омрачающий эту ситуацию – это успех трилогии «Темного Рыцаря». Будучи законченной, она не имеет отношения к будущей «Лиге Справедливости», а снять новый сольный фильм о Бэтмене, который был бы лучше предшественника, у DC в ближайшее время вряд ли получится. Как компания разберется с этой дилеммой – пока неясно.

Что касается индустрии видеоигр, то тут DC держит позицию первопроходцев. Их игры о Бэтмене являются безоговорочным образцом супергеройского жанра и подняли планку для всех игр по комиксам в будущем. Довольно успешно развивается проект онлайн-игры DC Universe Online, где игроки со всего мира могут сразиться между собой и с известными персонажами DC Comics, а Marvel только готовит им достойный ответ. Кроме того, Warner Bros. обладает правами на известный файтинг «Mortal Kombat», поэтому вполне законно сталкивает персонажей DC с героями «Смертельной битвы» в игре «Mortal Kombat vs. DC Universe». Поняв всю силу популярности супергероев, студия решается на запуск файтинга, полностью посвященного  вселенной DC — «Injustice: Gods Among Us». Помимо этого, DC выпустило несколько игр для детей о своих героях вместе с производителем конструкторов Lego: шаг, который сейчас только готовится совершить Marvel. И в довершение, существует комедийная и косвенно относящаяся к миру DC, довольно популярная мультиплеерная стрелялка «Gotham City Impostors», где Бэтмен и Джокер исчезли из города, а в их костюмы нарядились простые жители, переняв заодно и их идеалы. Можно с уверенностью сказать, что в том, что касается виртуальных развлечений, DC гордо держит уверенное первое место.

History-of-DC-Comics-Lego-Batman-and-Superman

У издательства было множество успешных телевизионных проектов. Помимо старых сериалов о Супермене, Бэтмене и Чудо-Женщине, а также мультсериала о Лиге Справедливости, следует отметить достаточно необычный сериал «Тайны Смолвиля», который закончился относительно недавно. Сериал давал зрителю взглянуть на Супермена с неожиданной стороны, показывая его юность, жизнь в Канзасе с приемными родителями, первую любовь и знакомство с Лексом Лютором. На данный момент единственным проектом DC на ТВ является сериал «Стрела», повествующий о становлении менее известного персонажа, Зеленой Стрелы. Планируется к выпуску сериал о Чудо-Женщине «Амазонка», который, как молятся Гере фанаты, станет частью кинематографической вселенной.

Подводя итог, следует напомнить, что DC Comics было первым крупным издательством комиксов и создателем супергеройского жанра в принципе. В таких случаях часто бывает, что лавры создания жанра принадлежат другому, быстро разорившемуся и не снискавшему славы и успеха издательству, либо автору, но DC удалось невозможное: взобраться на вершину горы, которую они же сами и воздвигли. И в течении многих лет, почти века, они занимают лидирующую позицию в мире комиксов, расширяют его границы, знакомят с ним все новых и новых читателей и привлекают новую аудиторию. Наше с вами гиковское детство немыслимо без радости и развлечений, которые были связаны с комиксами и супергероями, а взросление немыслимо без вдохновения и мотивации, которую они нам подарили. Пройдя длительный путь от стрипов в газетах до идущих десятилетиями серий, от дешевых телевизионных сериалов до собирающих в прокате миллиарды шедевров кинематографа, комиксы были, есть и остаются самой красочной и доступной для широких масс формой искусства, которое призвано не только развлекать, но и на простых и понятных примерах показывать необходимость важнейших человеческих ценностей. И именно DC принадлежит эта заслуга. Именно их бесстрашные герои с квадратными подбородками, напустив на лицо легкую улыбку, рассказывали самым молодым читателям о важности доброты, веры в правое дело и отваги. И, преодолевая все новые пределы масштабности, серьезности и возвышенности повествования, комиксы всегда остаются у своих истоков прекрасными в своей наивности и простоте. А их герои, получая сольные серии, собственные фильмы и видеоигры, всегда начинают с популярности у нескольких детей, которые поверили в них по-настоящему.

И за весь этот бесконечный мир, в котором мы все отчасти живем и которому мы все нет-нет, но сопереживаем, мы должны сказать спасибо издательству DC Comics. Компании с самой прекрасной тавтологией в названии в мире.

Комментарии