Рецензия на фильм «Астрал: Последний Ключ»

237

Мнение о новой части хоррор-франшизы «Астрал».

Редкий успешный ужастик сегодня не превращают в франшизу. Более редкую франшизу доводит до конца один режиссер и сценарист. «Пила», например, пошла по сценарным рукам после третьего фильма, следующее «Заклятье» пишет уже другой человек. С серией «Астрал» немного сложнее: оригинальная история закончилась в финале второго фильма, который не зря носил подзаголовок «Глава 2». Следующие два фильма, сохранив одного из авторов сценария Ли Уоннелла, который стал режиссером, идут обособленно, лишь отсылками цепляясь к первым двум главам.

Однако вместе с Джеймсом Ваном «Астрал» потерял самое важное – атмосферу. Если история семьи Ламбертов имела свой стиль, шарм, устанавливала правила мира, сиквел дополнял и раскрывал оригинал с новых ракурсов, то предыстория экстрасенса Элис не обладает ни одним качеством старшего брата. Сценарист просто подгоняет сюжеты двух фильмов под те детали, которые вбросил Ван. Третья часть показала знакомство Элис с нёрдами Такером и Спексом. Четвёртой не оставалось ничего, кроме как уходить еще дальше в прошлое.

«Астрал: Последний ключ» раскрывает детство персонажа Лин Шей, показывая её отношения с братом и родителями и первые проявления способностей. Параллельно прошлому мы видим возвращение экстрасенса в родной дом со всеми вытекающими для жанра последствиями. Причем от оригинала здесь осталось ещё меньше, чем в третьем фильме: две трети хронометража нам показывают довольно занятный мистический триллер с редкими скримерами, повороты которого действительно удивляют. Но с появлением в кадре молодой племянницы Элис, которой передались способности экстрасенса, нас галопом возвращают к красным дверям и туманным коридорам. Настолько галопом, что на главного демона просто не остаётся времени, соответственно, его просто сливают. А ведь его предысторию хочется узнать, как и его способности с ключами. Раньше нам старались объяснить причину зла (кроме красного демона, сложно быть добрым, когда у тебя такой вид). Черная невеста, молчаливый демон имели понятную историю происхождения и повод творить ужасное. Здесь же, кроме интересной способности выключать звук с помощью руки-ключа, нет ничего. При всей массе элементов, раскрытых в приквелах, главного нам так и не рассказали: как работают красные двери, где они появляются и почему именно Элис в начале четвертой части называют такой важной. Даже подзаголовок «Последний ключ» мягко намекал на нечто интересное, но мифология серии так и осталась на уровне первых глав. Возможно, Ван планирует вернуться к серии и рассказать вкусное сам, а возможно, никто просто ничего не придумал.

Проигрывает Уоннелл Вану и как режиссёр. Там, где в оригинале нам показывали медленные ровные планы по дому, камера облетала вокруг персонажей и предметов, Уоннелл использует стандартные для хоррора планы и монтаж. Ван явно оттачивал навыки, чтобы показать их во всей красе в Заклятье. Уоннелл же, дебютировав в режиссуре, не способен показать ничего нового, лишь неумело копирует старые идеи. К примеру, момент с красным демоном за спиной Патрика Уилсона здесь довольно топорно повторён, работая скорее как скример, а не как элемент неожиданного ужаса. Разница в инструментах пуганья у режиссеров едва заметная, но существенная. Не смотря на то, что пресловутые скримеры есть у обоих, Ван использует их в более интересных моментах и добирает атмосферой, которая напрочь отсутствует у Уоннелла. Возможно, это связано с тем, что приквелы перегибают с юмором, разрушая состояние страха. Финалы триквела и квадриквела превращают своих антагонистов в посмешища, да и ещё и комик-релифы перетягивают на себя слишком много внимания. Да, зрителю уж очень было интересно знать, откуда у персонажа Уоннелла появились очки с фонариками, но лучше бы показали, кто скрывается за личностью демона ключей или чего он, наконец, хочет.

Странно ещё и то, что второй приквел начал рубить свою же ветку. Во второй части Такер и Спекс пытаются найти нового экстрасенса, чтобы помочь семье Ламберт. Но по хронологии они уже знают, что племянница покойной Элис обладает мощным даром и желает помогать людям. Маленький, но заметный при пересмотре просчет.

Чего не разрушить стандартной режиссурой и средним сценарием, так это харизму Лин Шей. Её воссоединение с братом вышло действительно трогательным. И вся линия детства получилась неплохой с действительно хорошим поворотом сюжета, который вряд ли кто сможет разгадать заранее. Да и придурковатые охотники за привидениями хоть и ломают настроение шутками, всё ещё обаятельные и забавные. В остальном фильм не допрыгивает до высоты оригинальной истории, оставаясь приятным, но разовым и безатмосферным дополнением. Если продолжение и появится, ему нужно будет придумать что-то новое, ведь квадрология замкнула события, буквально постучавшись в двери оригинального фильма.

Комментарии