Хрю! СВИН-ПАУК: как стать свиньей и заставить всех тебя полюбить

1 232

Большое паучье свинство Marvel!

Свиньи – удивительные животные, а Питер Поркер, Потрясающий Свин-Паук – официально один из самых удивительных супергероев Марвел. Но кто он на самом деле? Очередная паучья угроза обществу, глупый мультяшный поросенок в маске или же заложник трагической несправедливости, как любой Человек-Паук?

Недавно узнал, что в немецком языке уйма фразеологизмов про свиней (хрюшки там очень ценятся или вроде того), поэтому каждый раздел озаглавлен в честь них!

Ich glaub mein Schwein pfeift 

«Кажется, моя свинья свистит» – трудно поверить, уму непостижимо.

Первое откровение… Свин старше Человека-Паука!

Marvel Mystery Comics #46 (1943)

  • Сценарий и рисунок: Гатс Хетман

Впервые хрюшка по имени Пит Поркер появился в одной из первых серий Марвел. «Таинственные комиксы» были антологией коротких историй про старейших супергероев (Нэмор, первый Человек-Факел, первый Вижн). Однако вместе с бравыми парнями в трико комикс включал истории про необычного мальчика Джимми Юпитера.

В каждом выпуске фантазер Джимми попадал в фантастический мир Нигде и переживал чудесные приключения. Однажды во время визита на ферму дяди Джимми погнался за свиньей, но опять провалился в Нигде – хряк Пит Поркер стал его говорящим проводником и помог добраться к Королю и Королеве Скотного двора. Джимми спас животных от злобного трактора.

Было ли Нигде реальным? Читателям давали выбирать самим: можно было считать чудо-страну и обителью эскапизма, и настоящим волшебством. Спустя десятки лет в ране Эда Брубейке на Captain America воображение Джимми все-таки было представлено как способность перемещаться в параллельное измерение.

Конечно, это не тот же самый Свин-Паук. Да и дать свинье фамилию Поркер – идея на поверхности (porker означает «свинина»), но факт забавный.

Настоящий дебют Питера Поркера случился спустя 40 лет.

Marvel Tails Starring Peter Porker the Spectacular Spider-Ham (1983)

  • Сценарий: Том ДеФалько
  • Рисунок: Марк Армстронг

Из фрагмента интервью с Томом ДеФалько:

Свин-Паук был своего рода шуткой. Ларри Хама и я сидели в офисе, как всегда, размышляя о всяких сумасшедших идеях. В этот раз мы обсуждали продавцов комиксов. Они всегда были убеждены, что Марвел откроет свои собственные магазины, как Дисней в Диснейленде.

Нам было смешно, так как быть издателем — это один бизнес, а быть продавцом — совсем другой. Ларри пошутил, что Марвел никогда не пойдет на это: в таких магазинах продаются лишь два основных товара, одежда и плюшевые игрушки. В те дни можно было заказать наши комиксные принты на футболки, и это была наша единственная лицензия на одежду. Мягкими игрушками издательство точно не занималось. И Ларри сказал, что мы никогда не сможем сделать их, пока у нас не будет забавных животных.

Тогда я предложили Питера Поркера, Свина-Паука. А Ларри возразил, что больше думал о Гусином Гонщике (Goose Rider). И затем мы двое пытались превзойти друг друга, превращая все больше животных в персонажей Марвел.

Затем кто-то заходит в офис, слушает нас несколько минут, и спрашивает нас: «Это что, новая серия?» Мы переглянулись с Ларри и сказали: «Конечно».

Главный редактор Джим Шутер назвал идею идиотской, но позже смилостивился. После создания одного выпуска Том и Ларри даже заказали игрушку Свина-Паука и пришли к людям, занимавшимся лицензированием. Им ответили, что никто не будет покупать «тупую свинью».

Читателям шутка пришлась по душе – тираж ван-шота Marvel Tails распродался блестяще. К ДеФалько сразу же пришли с вопросом о продолжении. У Тома не хватило времени заниматься новым тайтлом, а вот Ларри пришлось стать редактором свежего комикса. Сценарий доверили Стиву Скитсу. Как позже признается ДеФалько, он до сих пор обижен, что «Стив проделал такую потрясающую работу».

Вот такая голливудская история успеха. Но как насчет того самого ван-шота?

Как и человеческий вариант, поросенок Питер Поркер работал фотографом в «Дэйли Бьюгл Биггль» под управлением ворчливого Джея Джоны Джеймисона Джакала. Только у поросенка был еще и напарник-корреспондент с супергеройским альтер-эго – Стив Котжерс, Капитан Америкот!

Джакал отправляет героев добывать правду по очередному делу: некий мародер в маске регулярно громит зал игровых автоматов. Кто же это может быть? Ненавистник видеоигр? Конкурент из парка аттракционов? Коварный производитель мармелада???

Как видите, ДеФалько вместо стандартной супергероики про борьбу со злодеем написал нечто вроде эпизода «Скуби-Ду». В то же время для чистой комедии тут маловато шуток. Как будто бы читателя должно смешить все понемногу, начиная от плакатов протестующей толпы и заканчивая Халком-банни.

Подопытный Гамма-кролик!

Самое странное для меня, что Свин-Паук кажется не более смешным, чем обычный Человек-Паук. Да, забавно от того, что это мелкая хрюшка, но ему сильно не хватает своего характера. Рядом с колоритным Котжерсом коротышка Поркер попросту теряется.

Завершается ван-шот бонусной историей про Гусиного Гонщика от Стива Меллора, куда более абсурдной и веселой. Это череда скетчей с дурацкими ситуациями вроде «приходит гусь с горящей головой в кинотеатр».

Позже эту Вселенную нарекли Землей-8311/ Маленькой Землей (Larval Earth)/Зоовселенной. А Свин-Паук потащил ее на своих маленьких плечах.

Peter Porker, The Spectacular SpiderHam #1-17 (1985-1987)

  • Сценарий: Стив Скитс (#1-7, 10), Майк Карлин, Стив Меллор (#8-9, 11-17)
  • Рисунок: Марк Армстронг, Джо Абелло, Фред Хембек, Тони Салмонс, Арт Николс

Первые выпуски неплохо так удивили. Это вообще не тот «Свин-Паук», которого я ожидал увидеть.

О чем вы в первую очередь думаете, когда слышите имя нашего героя? Старомодный мультяшный слэпстик с бросанием банановой кожуры и наковальни? Свинские каламбуры? «Балбес Свин-Паук всегда косячит»? Так вот, оказалось все это появилось попозже. А первая же серия изначально представляла марвеловский ответ… утиным диснеевским комиксам! Опять же, не супергеройские потасовки и не дурашливый ситком, а поп-культурные приключения с ненавязчивой моралью. На этом открытия не заканчиваются.

Во-первых, Питера Поркера сложно назвать главным героем! Намного увереннее на этот титул претендует Джей Джона Джакал. Сложно не заметить тут утиный след. Признайтесь честно, кого вы считаете харизматичнее. Трех утят, у которых отличаются только бейсболки? Или дядюшку Скруджа, гениального скрягу с золотым сердцем? Ответ очевиден.

В «Свине-Пауке» даже есть зеркальное отражение Хьюи, Дьюи и Луи – трое маленьких репортеров на побегушках у Джея.

И в ране Скитса приоритеты расставлены точно так же. Поркер – обычный смелый супергерой, пусть и свинья. А весь драматический груз тянет на себе престарелый ворчливый шакал. В его линиях всегда кипит жизнь: он спускает в секретном казино все деньги, борется за свою газету с молодым жуликом, отправляется на экспедицию в джунгли и, разумеется, яростно направляет мощь СМИ на изобличение пятачковой угрозы.

Тут бы, конечно, сказать, что сценаристу средних легче прописывать нервного мужчину средних лет, чем веселого юного поросенка, но это и так ясно. К тому же, комикс хорошо играет на контрасте добряка Питера и меркантильного Джакала.

Ха-ха, кажется, я видел похожее в «Губке Бобе».

Во-вторых, Стив Скитс практически не строит юмор на животной природе персонажей. Нам же не предлагают каждую серию/выпуск «Утиных историй» смеяться над тем, что у главных героев утиные клювы? Анималистичность не гэг и не каламбур, лишь допущение, чтобы за героями-животными было интереснее следить. И в первых выпусках «Свина-Паука» о звериных «масках» также легко забыть. Это действительно лишь «костюмы» для людей, как в басне, и нужны они лишь для дополнительных красок.

Третий момент может показаться субъективным, но и с точки зрения арта заметно влияние Карла Баркса. Хотя вряд ли вообще можно нарисовать комикс про ходячих животных и не опереться на такую глыбу.

Суд кенгуру – устойчивое выражение для фальшивого суда-фарса. Такой игры слов тут полно.

Марвел словно решили пойти по знакомой дорожке, которая уже однажды привела их к успеху (см. «Говард Утка» Стива Гербера). Взять за основу узнаваемый диснеевский стиль и переделать под безумную сатиру. Только у «Свина-Паука» градус подколов сравнительно безобидный, почти детский.

И Гербер, и Скитс редко обращались к богатому ростеру персонажей Марвел: зачем, если намного интереснее придумывать своих собственных? Так как Свин-Паук редко пересекается с другими мохнатыми супергероями, их всех вынесли в бэк-ап истории.

Жуки Икс против Клячнето (или Комарето).
Железному Мышу всегда сложно найти место для перевоплощения…
Копченый Дуркмаму и Кроктор Стрэндж, а также многие другие.

По таким кирпичикам и росла Маленькая земля.

В основном, Скитс писал пародии на грани абсурда. Например, в Токио Свин-Паук сражался с Хрякзиллой. Ящер поджаривал солдат и превращал их фастфуд, а мерч с кайдзю начали рекламировать сразу же в выпуске новостей о катастрофе. Япония была бы обречена, если бы Поркер смачно не чихнул на великана. Хрякзилла обиженно утопал на съемки фильма.

Безумный ученый хотел испытать машину времени на Джакале и его троице – они попали в Британию сороковых, где Джону приняли за фашистского шпиона… Интересно, почему.

Тетя Мэй случайно видит секрет «племянника» и попадает в кому. Спасти ее может только сыворотка анти-овоща… Но препарат ворует Доктор Думоутка для создания своей армии говорящих овощей!

Но моим любимым стал выпуск про то, как Джакал теряет работу, когда его вытесняет мелкий жулик. Сначала это кажется историей про старость, а потом все вообще выворачивается наизнанку!

Первое появление Свина-Паука и начало рана Скитса выпущено на русском в сборнике «Питер Поркер — Поразительный Свин-паук» от «КомФедерации».

Однако к 10 номеру Скитс чувствовал себя выгоревшим от требовательной индустрии, и вскоре он ушел из сценаристов в бармены. После него «Свин-Паук» медленно свернул на более легкий путь. Сюжеты переориентировались с едкого трипа на геройскую комедию. А рассмешить читателя было проще всего фурризацией очередного супергероя/суперзлодея.

Так галерея врагов Свина начала расти как на дрожжах.

Кингпиг! Ворует сыр.
Домовой Гоблиндюк.

А также Барон Зебро и Мяундарин.

Но под конец поросенка наконец наградили не только злодеями. Я бы ни за что не угадал, что ЭмДжей окажется…

…Буйволом! Мэри Джейн Уоттербуфалло. Неужели говядина и свинина сочетаются не только в тарелке?

И после Скиттса комикс остался увлекательным чтением с неожиданными поворотами. Только повороты эти стали немного более плавными. Зато онгоинг начал ощущаться как комикс Свина-Паука, а не Джакала и компании. Питер Поркер обрастал сюжетным жирком: смешной недотепа с чувством справедливости и остроумными идеями.

Также стоит отметить свинское отношение к такой драгоценной писаной торбе, как канон. Мне кажется, все авторы сразу же воспринимали Поркера как шутку, а искать континьюти в анекдотах – дело неблагодарное. Поэтому цвет шерсти у Джакала светлеет уже в первом выпуске онгоинга, местная Бэтти Брант успела побывать и муравьедом, и…БЭТти. Ориджин Поркера тоже несколько раз меняли. Скитс не прописывал предысторию подробно, но вроде бы считал героя поросенком, укушенным пауком.

В 15 номере же происхождение вывернули наизнанку.

Обычного паука укусила облученная изобретательница Мэй, решившая создать атомный фен! И паучок превратился в свина с паучьими силами. В то же время пожилая хавронья ударилась головой и подумала, что у нее все это время был племянник.

И еще очень важно отметить, что в восьмидесятых идея о куче Пауков из параллельных миров еще не родилась. Получается, «Свин-Паук» был комиксным первопроходцем в переосмыслении классики задолго до «Алтимэйт Паука», «Девочки-Паук», «Нуарного Паука» и прочих паутинных what if-ов. Именно Питер Поркер первым стал играть своими лапками с каноном, а не Брайан Майкл Бендис.

Увы, читатели довольно быстро устали от звериного балагана, и комикс закрылся на 17 выпуске. Но от Свина-Паука так легко не избавиться.

Die Sau rauslassen

«Выпустить наружу свинью»пуститься во все тяжкие.

Первый ван-шот обыгрывал созвучие Marvel tails с Marvel tales, серией для репринта старых комиксов про Человека-Паука. Однако после закрытия своего онгоинга Свин прямиком угодил в бэк-ап истории этого комикса. Какая ирония.

Marvel Tales vol 2 #201-212, 214-219, 223-230, 233, 236, 237, 239, 240, 247 (1987-1991)

  • Сценарий: Стив Меллор, Майкл Эури, Фред Хембек, Дэнни Фингерот, Алан Купперберг, Дэн Кади
  • Рисунок: Джо Абелло, Рон Залм, Алан Купперберг, Фред Хембек

Ран Стива Скитса был тезисом (приключения и пародии), Spectacular Spider-Ham после него – антитезисом (супергероика), сейчас же нас ожидает синтез.

С первой же истории Свин-Паук врывается на поле сатиры. Орел одетый как Дядя Сэм недоволен засилием мигрантов в США. Только себя он считает настоящим американцем, поэтому собирается избавиться вообще от всех остальных граждан. Пернатый ксенофоб печатает «несчастливые доллары», на владельца которых падает наковальня/сейф/самолет/все что угодно. Но и это вброс не помогает, поэтому он создает устройство, лишающее всех иностранцев гравитации.

Как побеждает Свин-Паук? Он просто дописывает в название машины «не-иностранцев», и орел сам улетает на орбиту.

Однако дальше градус политического юмора постепенно спал. Авторы начали высмеивать супергеройские комиксы, чаще всего доставалось самому «Человеку-Пауку».

Например, Поркер переживал любовный треугольник между Эм Джей Буффало и Черной Сомихой (Black Catfish).

Кто сказал, что Фелиция должна быть Кошкой?

Обе дамы то посылали Свина подальше, то слезно умоляли простить их. В итоге, Питер решил, что раз на дворе прогрессивные 80-е, то он выберет полиаморию…

И дальше в таком же духе, знакомые клише выворачиваются наизнанку. От черного костюма, подаренного Запрепчельником (BEEyonder), поросенок отказался не из-за симбиотических штук, а из-за перхоти. Или когда из параллельного измерения в телевизоре напали супергерои-прыгучие шары. Или когда Свин получил силу Капитана Вселенной и сразу же зашвырнул всех своих врагов в космос, только чтобы посмотреть телик с Мэри Джейн. 

Доктор Думоутка просит у Свина совет, как наладить отношения с приемным сыном, чью мать он бросил в тюрьму за неправильно приготовленное пюре. А Карасьтель мстит мафии за то, что они раскормили его жену пирогами.

И еще много чокнутых скетчей с животными в супергеройских костюмах. Это беззлобное высмеивание приевшихся штампов, но клише эти живы и по сей день, так что и юмор до сих пор смешной.

Интересный факт. Задолго до мультсериала «Твой дружелюбный сосед Человек-Паук» здесь придумали скрестить образы Флэша Томпсона и Надгробия (Могильщика? Альбиноса?) – в школе Флэш «Томби» Медведь заставлял Поркера делать за него домашку, а затем стал криминальным боссом.

Ближе к концу подключился еще и слом четвертой стены («У нас всего пять страниц на сражение!»), хотя им быстро начали злоупотреблять. Только Свин-Паук успел победить Бэт-манию ради защиты Дома Идей, как в следующий раз он уже кроссоверится с Бэтменом-летучей мышью для победы над Джокероуткой. Успел поросенок встретиться и со своим «старшим братом» Говардом Уткой.

Закончились истории в такой же ироничной манере: Свину предъявляют за низкие продажи его комиксов и отправляют искать новую работу.

Остались последние крохи.

What The—?! #3, 18, 20, 22, 24, 26 (1988-1993)

  • Сценарий: Гленн Хердлинг, Барри Даттер
  • Рисунок: Алекс Савюк, Джон Констанца

Юмористическая антология, где Марвел «прожаривали» своих персонажей. Комиксный аналог «Робоцыпа», если вам угодно. На самом деле, для Свина это очень важное дополнение к другим свинячьим историям. Не советую их пропускать.

Для начала пародируется «Последняя охота Крейвена» и мода на мрачные графические романы. Свин-Паук тоже хочет себе престижный формат и донимает редакторов – в отместку за назойливость сценарист заканчивает охоту свадьбой ЭмДжей и Крейвена… Такова цена настоящей драмы.

Сюжет опередил время.

Далее сценарист Барри Даттер устроил кроссовер Свина с другими персонажами «Что за—?!». Миру юмора начал угрожать Негативный Форбушмэн.

Что за Форбушмэн? Подзабытый маскот другого сатирического комикса Not Brand Echh, неуклюжий сотрудник Марвел, над которым подтрунивал Стэн Ли. Его злой двойник – воплощение обиды, что он никогда не сможет по-настоящему стать частью Вселенной Марвел.

Именно злой Форбушмэн нанял для уничтожения Свина своего «Венома», только без симбиота. Австралийский кабан-верзила Порк Гринд (Свиной Фарш) облачился в темный костюм – вуаля, перед нами новый враг в отражении.

Питер победил, наевшись шпината и раскачавшись до размеров бугая.

Кстати, обратите внимание: Свин приобретает резиновую пластичность, его начинают растягивать туда-сюда, пробивать им стены и так далее. Разгул слэпстик-насилия в стиле «Тома и Джерри» всегда окружал Поркера, но сейчас окончательно стал визитной карточкой Маленькой Земли.

А история, как Свин-Паук пытается залезть на небоскреб к Доктору Октопусси, вообще выглядит как короткометражка из золотых времен Metro-Goldwyn-Mayer.

Еще один важный дебют состоялся в 26 номере – Пигель О’Мэлли, Свин-Паук 2099 года. В отличие от угрожающей человеческой версии поросенок был лишь уборщиком, свалившимся в чан с паучьим ядом. К сожалению, заняться ему пока особо нечем: Кряктор Дум 2099 совершает лишь мелкие преступления вроде отрывания этикеток с матрасов.

На этом же выпуске What The—?! закрылся.

Как же так получилось, что как раз в разгар трэшовых девяностых Свина перестали печатать? Наверное, потому что «Свин-Паук» всегда был очень мягким и безобидным комиксом, а время требовало жестоких деконструкций. Или же одна и та же шутка со зверями в трико приелась фандому.

Schweine hund

«Свиная собака» – лень.

В нулевых Свин оказался в странном положении. Вроде бы фанаты его помнили и даже любили. Например, по результатам голосования Свину-Пауку досталась одна из дюжины вариантных обложек в кроссовере Spider-Man: The Other.

Хрюшку-паука успели даже обыграть в «Симпсонах», когда у Гомера появился свой домашний Свин-Паук.

Но новые полноценные комиксы поросенок так и не получил – вместо этого выпустили несколько «фанфиков» с его участием.

Ultimate Civil War: Spider-Ham #1

  • Сценарий: Дж. Майкл Стражински
  • Рисунок: Майк Вайринго, Джон Северин, Ник Драготта, Скотти Янг, Джим Мэнфолд

Название немного обманчивое. Свин-Паук понимает, что его облачки с мыслями сменились прямоугольными плашками с закадровым текстом, и отправляется возвращать пропажу.

Завязка намекает на мета-комикс с посылом «почему современные комиксы стали слишком серьезными», однако на это просто набор шутеек Марвел над самими собой.

Например, вот так показана «Гражданская Война»:

Когда Кэп задумывается о поломанной мотивации, Марк Миллар заставляет его продолжать бессмысленный бой.

Большую часть времени Свин-Паук прыгает из одного скетча в другой, иногда переодеваюсь в костюмы других героев.

В итоге, больше похоже на артбук, чем на долгожданное возвращение или на остроумную пародию. Учитывая концовку, каноном не считается.

Далее про Свина неожиданно вспомнил его создатель.

Amazing Spider-Man Family #4-5 (2008)

  • Сценарий: Том ДеФалько
  • Рисунок: Шон Молл

Каждый выпуск серии представлял собой антологию с паучьими историями, от репринтов до классики до новых небольших комиксов и перевода манги Spider-Man J.

Напомню, что Том ДеФалько не прикасался к хрюшке со времен первой своей истории. Видимо, все последующие комиксы он читал по диагонали, так как практически проигнорировал наработки предшественников и сделал по-своему. Поэтому перед нами опять история про альтернативного Свина-Паука.

А захотелось Тому написать про свою любимую тему – встречайте Девушку-Паук, Свинку-Паук!

У ДеФалько ЭмДжей не буйвол, а птица.

Мэйдэй Поркер нашла в шкафу отцовский черный костюм и отправилась спасать Свин-Паука от Зеленого Гоблиндюка. Даже юмора здесь нет, это банальный рескин ориджина человеческой версии.

Дальше Свин вдруг получил юбилейный ван-шот в честь дня рождения сольного онгоинга. На вечеринку опять пригласили ДеФалько.

SpiderHam 25th Anniversary Special #1 (2010)

  • Сценарий: Том ДеФалько
  • Рисунок: Джейкоб Чабот, Адам ДеКрэкер

Враги Свина собрались в Свинячью Шестерку  и похитили ЭмДжей, Дж. Дж. Джакала и тетю Мэй.

Зеленый Гоблиндюк. Доктор Октопусси. Песчамантин. Электроугорь. Мистериозьяно. Канюк.

Очень старомодный комикс, но из-за классического сюжета с Шестеркой остается приятное ностальгическое послевкусие. 

Тетя Мэй во всех Вселенных флиртует с Октавиусами… Может быть, где-нибудь они счастливы вместе.

Вторая история посвящена Свинке-Паук, и комикс снова полагается на проверенный временем сюжет – «Последняя охота Крэйвена». Да, довольно странно, что Свины-Пауки уже второй раз переживают похороны заживо. В этот раз получилось скучнее, в том числе из-за схематичного рисунка.

ДеФалько проигнорировал Рэйвена Охотника и сделал его лобстером-бейсболистом.

Больше Дефалько не проявлял интереса к свинско-паучьей семье, а уже вскоре и его монументальный ран про Девушку-Паук закончился ван-шотом Spider-Girl: The End.

Зло в шестой степени! История, составы, комиксы и другие появления Зловещей Шестерки

Das Schwein am Schwanze haben

«Поймать свинью за хвост» – повезло.

Забавно, что комиксы про Человека-Паука едва не погубили клоны (читайте статью Дитриха!), а мультивселенские варианты помогли заработать кучу денег.

Для Свина-Паука первым Спайдерверсом стала видеоигра Spider-Man: Shattered Dimensions (2010).

Из-за Мистерио магическая скрижаль разлетелась по четырем разным мирам – Мадам Паутина отправила на поиски классического Паучка, Алтимэйт Питера в симбиотическом костюме, Нуар-Паука и Человека-Паука 2099 года. Команда стенолазов справилась с дюжиной злодеев, а затем и с гигантским Мистерио, но в самом конце оказывается, что на помощь спешил и Свин-Паук! Просто поросенок задержался по дороге.

Один из сценаристов игры был Дэн Слотт. Через несколько лет он воплотил идею паучьего кроссовера уже в комиксах – получился масштабный ивент, где десятки Пауков противостояли клану бессмертных мистических вампиров Наследников. И в этот раз Питер Поркер явился на вечеринку как раз вовремя!

SPIDERVERSE (2014-2015)

Не буду перечислять все выпуски – Свин-паук появляется почти во всех, но понемногу.

Для Свина-Паука ивент оказался золотым билетом. Дэн Слотт так щедро отсыпал Паучков всех красок и размеров, что они слились в один красно-синий ком. Но у Питера Поркера был коронный козырь – он свинья! Даже среди десятков вариантов новые Пауки сразу замечали поросенка в трико и удивленно восклицали «Что это такое???».

Свин-Паук стал вишенкой на паучьем торте – необязательным украшением, но добавляющим пикантность. Его легко можно было вычеркнуть, только без такого причудливого Паука компания казалась бы не такой странной и веселой. Хотя мне не очень понравилось, как Слотт его прописывает.

То ли мультивселенская тряска повлияла, то ли Поркер устал от любопытных взглядов голых обезьян, но Свин-паук в «Спайдер-версе» ведет себя намного ворчливее обычного. Возможно, Дэн использовал оксюморон, когда милый с виду персонаж ведет себя нарочито грубо. Как младенец-мультяшка Герман из «Кто подставил кролика Роджера?», например.

Вряд ли в паучьем балагане кто-то заострил на этом внимание, да и это далеко не сольная история Свина, но на настоящего Свина-Паука он слабо похож. Причем буквально: начиная со «Спайдерверса» на каноничный долгоносый дизайн художники начали забивать. Иногда у них получалось взамен придумать Свину новый аппетитный вид, а иногда… Было как в следующем комиксе.

Раз уже Свин стал «королем эпизода», его затащили и в новый кроссовер Человеков-Пауков. Только это уже был не ивент, а тай-ин к другому ивенту – «Секретным Войнам» Джонатана Хикмана.

SpiderVerse vol 2 #1-5 (2015)

  • Сценарий: Майк Коста
  • Рисунок: Андре Лима Арауджо

Все миры слились в Мир Битв под управлением повелителя Дума.  Каждой фрагмент представлял осколок ранее существовавших Вселенной: был и уголок зомби, и Нью-Йорк 2099 года, и пустошь Старика Логана, и еще много всего. Компании Пауков досталась свой личный регион Паучья Земля, там они занялись распутыванием заговора мэра Озборна.

Майк Коста только усилил грубость Паука и окончательно превратил его в туповатого мерзкого хряка, которого интересует только еда. Коста вообще считается посредственным сценаристом, но главная проблема не в истории. Что еще ждать от незначительного тай-ина, играющего на теме паучьего капустника? Главный убийца веселья – кошмарный рисунок.

Если обычные Пауки отделались кривыми гримасами и руками-«сосисками», то Поркера Арауджо зачем-то нарисовал как свинью с человеческим лицом. Это ужасное решение на уровне уродливого Соника.

С такими персонажами художникам всегда нужно думать о двух вещах: как грамотно вписать их в окружение и как сохранить стилизацию. И реализм почти никогда не остается правильным решением. Лучше бы Свин выделялся «диснеевскими» глазами, чем этими жуткими зубами, будто вставная челюсть старушки.

Для кроссоверов перевирать персонажей обычная практика – Свин-Паук отделался малой кровью, ведь его наконец вспомнили и начали везде «приглашать». Питер Поркер снова стал звездой! Дальше проекты полились на Спайдер-Хряка рекой.

Web Warriors #1-11 (2015-2016)

  • Сценарий: Майк Коста
  • Рисунок: Дэвид Балдеон

Успех «Спайдер-верса» решили закрепить в виде онгоинга. Команда Пауков собирается вместе ради защиты Паутины Жизни и Судьбы от мультивселенских угроз: Девочка-Паук (Аня Коразон), Девочка-Паук (Мэйдэй Паркер), индийский Человек-Паук, британский Человек-Паук, Призрак-Паук и Свин-Паук!

Идея на миллион долларов? Но почему-то комикс продержался всего-то 11 номеров. Возможно, потому что Спайдерверс подразумевает фестиваль фансервиса, а не конвейер – слишком быстро встречи Пауков скатились в рутину. Или же дело в том, что вместо Дэн Слотта «Паутинными Воинами» занимался Майк Коста.

Лично мне серия понравилась в разы больше суматошного «Спайдерверса». Хотя бы потому Паучков не так много, поэтому получается больше времени уделить каждому. И главный плюс по сравнению с предыдущим «Спайдерверсом» Косты – Свина-Паука наконец удачно нарисовали!

Идеальный баланс между стилизацией и домашним стилем Марвел.

Всего-то нужно было подключить правильную стилизацию и НЕ изображать реалистичную свинью – Свин-Паук Дэвида Балдеона в меру умильный хряк, но он не выглядит чужеродно среди других паутиноголовых.

Отбросив ивентную шелуху, комикс концентрируется на более стандартных приключениях. Например, они сражаются с армией вариантов Электро: все еще угроза уровня Мультивселенной, но уже не такая драматичная, как Наследники. Легкое расслабляющее чтиво на вечерок, как говорится.

Свин выполняет две важные функции:

  1. Его пятачок помогает унюхать важные вещи.
  2. Он ворует еду из холодильника.

Я очень благодарен сценаристу, что Свин перестал восприниматься как карликовый скуф: даже когда Поркер бурчит, его смешные щечки не позволяют на него злиться. Теперь это скорее ленивый прожорливый подросток, которому не хватает внимания. Все еще далеко от оригинала, но уже теплее.

Особенно важна для Свина вторая половина онгоинга, ведь там происходит судьбоносная встреча со…

… Свином-Пауком 2099! Только вместе две хрюшки могут остановить вторжение уткоботов Доктора Думоутки 2099.

Когда ждать в Marvel Rivals?

Тим-ап даже вышел трогательным, так как Пигель всю жизнь фанател по Питеру Поркеру.

Вне паучьих историй для Свина также нашлось место.

Lockjaw #1-4 (2018)

  • Сценарий: Дэниел Кибблсмит
  • Рисунок: Карлос Вилла

Два лучших персонажа Марвел в одном комиксе! Но не все так просто.

По арту может показаться, что это легкая юмористическая лимитка в духе «Превосходных врагов» Ника Спенсера. На деле же жанр довольно сложно описать, хотя бы потому что настоящим протагонистом оказывается супергерой-неудачник Demolition Man, а не всеми любимый бульдог. Ди-Мэн переживал кризис неопределенного возраста, пока Локджо не затягивает его в приключение по сбору щенков. 

Парочка навещает кучу разнообразных локаций, от Дикой земли до Негативной зоны и Зоовселенной.

Вроде бы и главный козырь комикса на месте (Локджо делает милые вещи!), но Дэниел Кибблсмит запихнул в комикс слишком много всего. И ориджин Локджо, и преображение Ди-Мэна, и сражение с Аннигилусом, и даже Свина-Паука. Очень похоже на его такую же хаотичную лимитку про Локи, где тоже среди идей было не протолкнуться.

Для Питера Поркера лимитка важна из-за того, что его выставляют в необычно серьезном свете. Хотя роль у него и крохотная. Также Дэниел постарался объяснить «по-научному», откуда вообще в Зоовселенной говорящие животные: якобы существует некое поле, которое дарит зверям интеллект…

Я вижу примерно ноль смысла для такого обоснования мультяшности – это просто весело, и все!

К слову, о серьезности. 

Ultimate FF #4-6 (2014)

  • Сценарий: Джошуа Фиалков
  • Рисунок: Андре Лима Арауджо

На закате первого Ultimate появилась Алтимэйт версия Зоовселенной. Как обычные Алтимэйты зеркалят классику под суровым «реалистичным» углом, так и тут веселые зверушки стали реалистичными антропоморфными животными без грамма слэпстика. Выглядит так же жутко, как нарисованные животные из ремейка «Белоснежки».

Как иронично, что уродливых хряков также рисует Арауджо.

К счастью, их мир был уничтожен из-за пространственных искажений – выжил только местный Свин-Паук Майлз Морхрялес. Он прибыл в человеческий Алтимэйт (Земля-1610) со странной вестью. Сью Шторм должна срочно родить от Рида Ричардса, ведь только их дитя может спасти Вселенную… Вот в Алтимэйт Зоовселенной Невидимая Обезьяна ушла к Думоутке, и что в итоге? Все взорвалось. Но в этом комиксе Сью все-таки родила от Бена, и их дочь тоже оказалась всемогущей, так что все нормально (ох уж этот поздний Алтимэйт).

Иногда сценаристы шли по стопам Гранта Моррисона, который сделал Бэт-майта плодом воображения Брюса Уэйна. Например, воображаемые Свины-Пауки из антологии Amazing SpiderMan: Full Circle: в сегменте Эла Юинга Паук-Волк ловил глюки в виде сразу трех Пауков-Поросят.

Подробнее про экспериментальный комикс-«испорченный телефон» читайте в обзоре, а про комиксы Эла Юинга – в большом гайде.

Также Свина-Паука продолжили затягивать в бесконечные сиквелы «Паучьей Вселенной». Spider-Geddon, End of the Spider-Verse (в онгоинге Spider-Man vol 4), Spider-Society, Enter the Spider-Verse,Web of Spider-Verse: New Blood… Но это не очень интересно, так как принципиально роль Свина в этой кутерьме не изменилась. 

Еще в 2015-м Свин-Паук появился в самом органичном для себя медиуме. Конечно же, в мультсериале, и опять это был Спайдерверс.

Анимационный Поркер заглянул в «Великий Человек-Паук». В этой версии его ориджин слегка поменяли: свина Питера укусил паук, свалившийся в блины тети Мэй. Вместе с классическим Пауком Свин сразился против Зеленого Гоблина и заодно вернул веру в себя. Позже Свин-паук присоединился к Паутинным Воинам.

«С большим поросенком приходит большая ответственность!»

Шоу часто ругают за лишние гэги, но для поросенка как раз идеальная среда. Кстати, дизайн Свину поменяли, так как в первом сезоне в серии Run Pig Run Паучок уже превращался в свинью из-за чар Локи. И тогда успели использовать узнаваемое продолговатое рыло.

По-настоящему важен лишь один Спайдерверс – и вы уже догадываетесь какой!

Мультфильм «Человек-паук: Через вселенные».

Даже сложно представить, насколько огромной была конкуренция среди паучьих вариантов за место в фильме. Так как в первой части вспомогательных стенолазов было лишь три, то подбирали их по принципу максимальной непохожести. Анимешная девочка с кавайным роботом, мрачный нуарный декетив и большеголовый поросенок.

В этом Свине-Пауке мультяшность выкручена на максимум. Аниматоры очевидно вдохновлялись старыми Looney Toones, поэтому поросенок щедро отсыпает олдскульные гэги вроде здоровенного молотка или кружащих птичек после удара. Отсюда же и его изогнутая форма, напоминающая редиску.

Не совсем привычный Свин-Паук, но ограниченный хронометраж вынудил свести вспомогательных Пауков до их самых ярких черт – и Питеру Поркеру досталась роль поросячьего клоуна. Было бы странно, если бы его воспринимали по-другому.

Также благодаря мультфильму Свин получил свой первую и единственную сольную экранизацию. Правда, крохотную, как он сам.

Четырехминутную короткометражку Spider-Ham: Caughtin a Ham выпустили как дополнительный материал для DVD издания «Через вселенные». Шуточный приквел рассказывает, чем занимался Свин в своем мире, пока его не затянуло в портал.

Всего лишь забавная шутка, но меня немного покоробило, что стилизация под старый мультфильм не работает на 100% процентов. В полнометражке свинские скетчи хорошо дополняли общую картину, как дополнительный соус к насыщенному основному блюду – здесь же они выходят на передний план, и становится сразу видно новодел.

После премьеры мультфильма посыпались новости о возможных спин-оффах про разных Пауков, но вот прошло 6 лет… И даже третья часть все еще не вышла. Актер озвучки Свина Джон Малейни в шутку предлагал сделать про хрюшку политический триллер, где журналист Поркер расследовал бы нечто вроде Уоттергейтского скандала. Звучит как идея, на которую бы Warner потратили 100 миллионов, а потом бы выбросили бы ради налоговых вычетов.

Пока о сольном шоу для Свина-Паука остается только мечтать, давайте поразмыслим над вопросом, который начал тревожить неравнодушных зрителей после «Через вселенные».

ПОЧЕМУ СВИН-ПАУК ЕСТ ХОТ-ДОГИ?

В классических комиксах ничего подобного не было. Если я ничего не пропустил, впервые шутка про странные вкусы Свина появилась во втором Spider-Verse Майка Косты, когда хряк начал лакомиться хот-догами на всеобщем обозрении. Потом свинскую привычку подхватили уже в полнометражке, а после фильма арты с хот-догом покатились как снежный ком. Но что насчет того, что хот-доги как бы сделаны из свинины?

Единое объяснение так и не сформировалось, поэтому ловите целую пачку разных:

  1. Питер Поркер – высшая форма свиньи, поэтому к земным свиньям он относится примерно так же, как люди к обезьянам. Идея Майка Косты из второго вольюма Spider-Verse, оправдывающая первый факт свиного непотребства.
  1. В мире Свина-Паука хот-доги сделаны из человечины. Полушуточный (или нет?) вброс от продюсера «Через вселенные» Криса Миллера. Косвенно подтверждается Спайдер-Гвен в Web Warriors, когда она попадает в Зоовселенную и ужасается местному фастфуду.
  2. Хот-доги из говядины. В короткометражке Spider-Ham: Caught in a Ham Свин-Паук напрямую проговаривает это зрителям. Возможно, Sony решили на всякий случай подстраховаться, если впечатлительные родители начнут подозревать неладное. Но никто не задумался о парнокопытной ЭмДжей… Похоже на нездоровый фетиш.
  1. «Лучше думайте, что он мультяшная свинья, иначе становится не по себе». Так на сосисочный вопрос отвечают в досье Свина из онгоинга Spider-Gwen.
  2. Мне больше всего понравилась версия с Реддита.  Вспомните, что Питер Поркер не свинья, а мутировавший паук! Поэтому он спокойно может лакомиться мясом несчастных хрюшек.

Sauglück

«Свинячье счастье»огромное, просто безмерное счастье.

Когда-то в «Комиксах Недели» я жаловался, что Марвел в комиксах так и не сумели воспользоваться успехом мультфильмов про Спайдерверс. Вот захочет случайный зритель, например, почитать что-нибудь про Человека-Паука 2099, а ему в комикс-шопе предложат это:

Устаревшее еще лет двадцать назад месиво из унылых камео. И рисунок там страшнее жизни в XXII веке, поверьте.

Марвел просто не могут взять все свое паучье добро и превратить его в линейку, где каждый Паук приключался бы в своем уникальном стиле, как было в «Паутине Вселенных». Комикс про паучьего варианта либо перегружают пауками доверху, либо происходит там настолько неинтересная ерунда, что даже гики это не читают.

У Свина как всегда все не как у людей – «Спайдерверс» помог ему получить лучший комикс в его поросячьей жизни. Но для начала свинью зачем-то запихнули в ежегодник Человека-Паука.

SpiderMan vol 3 Annual (2019)

  • Сценарий: Джейсон Латур, Кристофер Миллер, Фил Лорд
  • Рисунок: Дэвид Лафуэнте, Джейсон Латур

Очень сумбурный комикс. Свин-Паук сражается с гипнотизером Циркачом, параллельно отвлекаясь на всякие активности. Судя по навязчивому упоминанию «Спайдергеддона» должен быть как-то связан с ивентом, но это уже незначительные мелочи.

Здесь вы сможете посмотреть на Спайдер-Пин-ГВЕН, кошмары с превращением обратно в паука, а еще на Баки-коня.

Ежегодник стоит открывать ради бонусной истории от создателей мультфильма, Кристофера Миллера и Фила Лорда.

Пока Зоовселенная охвачена хаосом, Свин-Паук встречается в баре со старым другом Говардом Уткой. Континьюти будут уничтожены в ивентах, Вселенные схлопнутся, миры перезапустятся – все повторится заново в бессмысленном цикле, но свинья и паук (или наоборот) все равно будут встречаться за стойкой.

Крутой пример, как нужно правильно писать миниатюры. И как воспринимать кризисы.

Ну а нам пора переходить к главному сокровищу.

Spider-Ham #1-5 (2020)

  • Сценарий: Зеб Уэллс
  • Рисунок: Уилл Робсон

Издан на русском «Комильфо».

Забавно, что это первый и единственный комикс с лаконичным названием «Свин-Паук».

Бесспорно лучший комикс про Свина-Паука. Многослойный, как торт «Наполеон»!

Для начала это замечательное развитие персонажа. Питер Поркер уже столько лет пробыл на задворках как третьестепенный статист, но и в своих классических комиксах он не то чтобы сильно развивался. Сейчас же Зеб Уэллс подкинул хрюшке мощный кризис личности.

Свин-Паук спас Мультивселенную! И не один раз! Чем заколебал всех Мяустителей до глубины. Остальные супергерои смертельно устали слушать самопохвалу назойливого поросенка, и они избегают Свина-Паука. Поэтому ему срочно нужен шанс еще раз всех спасти!

Как раз удачно приземляется новая угроза, превращающая мультяшек в агрессивных черно-белых воинов. Тайное общество Нелюдинатов собиралось отправиться за подмогой в другой мир, но Свин опять все перемешал и прыгнул в портал сам… Прямиком в гости к Человеку-Пауку с Земли-616! Настоящей Земли-616, не к Тому Холланду.

Зеб Уэллс всегда хорошо делал свою работу.

То есть уже в первом выпуске у нас есть приятный тим-ап и история про супергеройское преодоление. Но дальше в конце каждого номера происходит резкий разворот, чтобы эскалировать еще больше безумия.

Когда Паук и Свин попадают на сражение Второй мировой, Свин превращается в винтажного флейшеровского персонажа с руками-макаронами.

На Земле-8311 продолжается хрюкокалипсис – все звезды Маленькой Земли в замечательной мягкой рисовке (чирик) Уилла Росбона. Кстати, заметьте, что каноничный длинный пятачок вернулся.

С появлением КАНГару и других Кангов комикс окончательно улетает в мультивселенское шапито.

Круче всего, как Зеб Уэллс играет с разными приемами и не скатывается в унылые нравоучения или в нон-стоп стенд-ап. В первую очередь комикс нас развлекает, а уже потом мягко подталкивает к другим вещам. 

Современный Свин-Паук именно таким и должен быть. Персонаж может быть клоуном с пятачком, но у него все равно остается трогательная история. Местами его жалко, иногда хочется придушить. Он как надоедливый ребенок, с которым никогда не скучно.

На финальном слое в комиксе открывается еще и подтекст про корпорации, перерабатывающие любой контент в обезжиренный продукт. Поэтому заканчивается комикс битвой мультяшек за право оставаться собой без перезапусков и гримдарковых переосмыслений.

Это гениальный комикс. Думаю, Зеб Уэллс и сам понимал, что никогда не сможет повторить величие, поэтому в Amazing Spider-Man уже не старался. Или же проблема в том, что основной онгоинг он продолжил писать так, будто под маской свинья, а с небес падают рояли?

Водопад контента продолжился. Наконец мечты Поркера осуществились – поросенок удостоился не одного, а целых три ГРАФИЧЕСКИХ РОМАНА!

Spider-Ham: Great Power, No Responsibility (2021)

Spider-Ham: Hollywood May-Ham (2022)

Spider-Ham: A Pig in Time (2024)

  • Сценарий: Стив Фокс
  • Рисунок: Шадия Амин

Наверное, я не буду оригинален, но все равно напишу: эти комикса выглядит как готовые три серии несуществующего мультсериала. Это забавный незатейливый комикс, на 100% детский.

Первая часть поводит быструю экскурсию по миру Свина-Паука. На торжественной церемонии мэр вручает суперпоросенку ключ от города, но Свин случайно забирает его с собой! А на утро обнаруживает, что потерял… Теперь ему нужно восстановить вчерашний маршрут, чтобы отыскать реликвию.

Оперативно проносимся по животному Нью-Йорку и усваиваем одну простую вещь. Свин-Паук вообще понятия не имеет, что такое ответственность. Ждете поучительный урок в конце? Его не будет! Хрюшке повезло увернуться от любых каноничных моментов с трагедией: у него никто не умирал, ЭмДжей его не бросала, его даже из «Дэйли Биггл» пока не выгнали. Свин-Паук может позволить себе беззаботно косячить, потому что так устроена его вселенная – в конце все равно все вернется в норму, как в субботних мультиках.

Любые вопросы, за что Свина так недолюбливают другие звери-герои, отпадают сами собой.

Во второй части ЭмДжей едет в Голливуд на съемки к загадочному режиссеру, а Питер увязывается за ней.

Буйволихе пришлось сыграть Черную Сомиху… к большому удовольствию Свина.

Вроде как вокруг съемок фильма накручивается интрига, но она тут уровня «Скуби-Ду» (опять). Что не мешает Свину опять все испортить!

Также это дебют для Мистера Негатигра, одна из самых удачных трансформаций, как по мне:

А триквел же слегка более супергеройский, ведь тут у нас свой маленький свинский Спайдерверс. Во время боя с Зеленым Гоблиндюком прибывает Гоблиндюк из 2099 года – Свин случайно проваливается в будущее и снова встречается со своим наследником из будущего. Прихватив Паука-Рекса, они прыгают по разным эпохам.

Историю подстроили под мультфильмы: Пигель стал больше похожа на бескомпромиссного Паука-2099, а сцена с армией Гоблиндюков как будто откровенный фанфик. Зато свой час славы получают динозавры, рыцари, гладиаторы и прочие штуки, что будоражат младшеклассников.

Хотел ли я бы такой мультсериал про Свина-Паука? Что ж… Я бы предпочел нечто более острое. Но всегда можно начинать с таких безобидных сказок. А когда бдительность продюсеров усыпят шутками про горчицу, тогда Свин-Паук уже сможет потихоньку уйти в отрыв. Пока не вернется к своим комиксным истокам!

Также можете поискать книгу Peter Porker, The Spectacular SpiderHam Джона Сазаклиса от Little Golden Book. Но она предназначена для детей от 2 до 5 лет, так что еще раз подумайте.

Обзор с пролистываением всего произведения:

Вот и все, ребята! Мы все знали, что придется закончить этими словами.

Свиньи будут вечно популярны, как и наше желание есть хот-доги. Значит, Питеру Поркеру всегда будут рады на комиксных прилавках. Цените малыша Свина-Паука, но не будьте свиньями сами! И доводите свои шутки до конца!

Подписывайтесь на наш Telegram и поддержите нас на Boosty!

Комментарии