Всех их соберем! Вспоминаем коллекции карточек. Часть 1: «Человек-Паук. Герои и злодеи»!

6 175

Ультимативный разбор карточек с персонажами Марвел!

Идею воплотить в статью свою ностальгию по собиранию карточек я вынашивал уже давно. А сделать финальный шаг меня подтолкнул анонс игры Marvel Snap от бывшего геймдиректора Хартстоуна Бена Броуда.

Marvel Snap – красочная игра со слегка безумным геймплеем, но это не самое главное. В ней можно снова собирать карты с любимыми героями и злодеями! Пусть они и виртуальные, карточные сражения напомнили мне о временах, когда Вселенная Марвел открывалась мне именно через собирание коллекции.

Лет пятнадцать назад в киосках легко было отыскать кучу журналов с самыми разными приложениями: от минералов и кукол до марок и миниатюрных советских автомобилей. Это так называемые партворки – в основном, адаптированные для стран СНГ издания от международных компаний DeAgostini, Eaglemoss, Hachette, GE Fabbri. Как правило, выходили они два раза в месяц и всячески подталкивали читателей расширять кругозор. Но меня, конечно же, сильнее всего интересовали журналы с карточками!

Объемный каталог партворков можно отыскать на форуме Nasekomie.

Вообще стоит упомянуть, что еще до карточек Марвел я был увлечен коллекционированием наклеек. Первой коллекцией в самом начале нулевых были обожаемые мной «Покемоны»:

Правда, альбом с карманными монстрами сохранился не в лучшем состоянии.

Каким-то чудом наклейки к нему привозили в маленький белорусский город, где я рос. Купить их можно было только в местном книжном, и подозреваю, что покупателей нашлось немного. Так что когда первая и единственная партия наклеек закончилась, достать их больше было негде.

А вот со следующим увлечением было попроще. Журналы про Шрека продавались повсюду во всех ларьках. К каждому номеру прилагался амулет, а также упаковка со стикерами.

Вторую часть я тоже собирал. Хотя она и была основана на спорном «Шреке Третьем», охота за наклейками вынудила меня выучить его сюжет чуть ли не наизусть.

К тому времени моя семья уже переехала в Минск, и найти других детей, собиравших наклейки, стало очень просто. А вот убедить их поменяться – не очень.

Стикеры по мотивам «Шрека Навсегда» мы также не упустили.

И вот так мы подобрались к главному сокровищу этого материала – карточки по «Человеку-Пауку» от GE Fabbri. В России коллекция вышла в 2008 году, до Беларуси же все партворки доходили на год позже, так что на прилавки наших киосков первый выпуск добрался только в 2009-м.

От предыдущих моих коллекций Паучка отделяло два кардинальных различия. Во-первых, эту коллекцию я собирал уже вместе с подросшим братом, что было намного веселее, чем искать карты в одиночку. А во-вторых, карточки обменивать намного проще наклеек! Стикеры все дети клеили в альбомы, так что махнуться можно было только повторками, и это сильно ограничивало выбор.

С первого же выпуска «Человек-Паук» сражал наповал. Хотя комиксы заметно уступали сюжетам из «Играй и учись!» с «Зажигай!», что уж говорить об онгоингах ИДК. Однако у них была глобальная сюжетная линия с башней Зеленого Гоблина – следить за ней хотелось хотя бы из интереса, чем же все закончится.

А еще журналы содержали досье, головоломки, интересные факты от Дж. Дж. Джеймисона и Мадам Паутины, а также уроки по рисованию, которые я усердно выполнял.

Но все эти бонусы меркли рядом с карточками.

Для хранения коллекции ко второму выпуску прилагался «пауколепный ©» сундучок.

Увы, в него едва вмещался один лишь первый набор карточек, а с продолжениями приходилось уже выкручиваться и искать другие места. А так выглядела коробка, где хранились карточки в киосках (мне подарили как постоянному покупателю).

Всего коллекция состояла из трех частей, каждая на 275 карточек. Пройдемся по ним!

Все имена и названия оставим в переводе карточек для большего погружения. Не забывайте обращать внимание на ссылки, подсвеченные красным, – щелкнув по ним, вы сможете найти кучу крутых гайдов.

И еще: низкий поклон моим родителям за возможность собрать эти шикарные коллекции.

Герои и Злодеи

Серебристая упаковка для самого первого набора.

На самом, деле этот подзаголовок относится ко всей паучьей коллекции, но для удобства обозначу так первую часть.

В выпуске №1 читателям объясняли, как устроена коллекция.

Все карточки делились на 4 типа редкости: обычные, редкие, суперредкие, ультраредкие.

33 редкие карточки были блестящими, 10 суперредких – скажем так, переливными, то есть с радужными волнами на поверхности, а самая ценная шестерка – карточки с голографическими эффектами!

Вообще на постере была допущена странная ошибка: голографические относились к суперредким, а переливные – к ультраредким. Долгое время я считал, что голографических карточек наберется целых десяток, и очень удивился, когда мне попалась седьмая переливная.

В каждой упаковке находилось по 7 обычных карточек и одна редкая. А вот с суперредкими и ультраредкими было сложнее: переливная попадалась как дополнительная девятая карточка раз в 6 упаковок, голографическая добавлялась лишь в одну из 24. Учитывая, что коробка пакетиков, в которой их привозили в киоск, как раз состояла из двух дюжин, фактически в одном ларьке могла быть добыта только одна ультраредкая.

Отмечать свои карточки можно было на постере с номерами. К сожалению, как и шкатулка, прилагался он только к первой фазе коллекции.

При поиске информации об оригинальной коллекции меня ждал сюрприз. Найдете главное отличие англоязычных «Heroes and Villains» от нашего варианта?

У карточек не было никакого поясняющего текста! Похоже, для заграничных коллекционных игр это было нормой, но хвала нашим издателям, «Человек-Паук» переломил эту традицию.

Перед переводчиками остается только снять шляпу: без информации под картинкой было бы просто невозможно понять, кого ты вообще пытаешься собрать и что в этих героях такого интересного. Хотя сведения о персонажах и подавались крупицами, благодаря мини-досье карточки становились окном в мир настоящих комиксов.

Пока в журналах разворачивалась увлекательная, но очень детская сага с порталом Гоблина, карточки явно намекали, что герои и злодеи пришли из крутых эпичных сюжетов, где ломали кости и взрывали планеты.

Наверняка, составители фанатели от рана Дж. Майкла Стражински на Человеке-Пауке: в коллекцию попали его новые мистические персонажи, вроде бессмертного Морлана или мистической осы Шатры.

Другая полезная фишка карточек сохранилась в обеих версиях – символы, которые раскрывали насколько персонаж хороший, плохой и опасный. Геройство обозначалось руками Человека-Паука («паучками»), злодейство – тыквобомбами Гоблина, а рейтинг опасности – взрывами. Количество каждых символов колебалось от нуля до трех: например, если у Шакала было три тыквы и две опасности, то он считался абсолютно отбитым маньяком, но не угрозой мирового уровня. А вот Подводник с двумя паучками, двумя тыквами и три взрывами выглядел сверхопасным мутным типом, балансирующим на грани.

Запомните: мутация омега-уровня и переписывание реальности не так опасны, как фашизм.

Другой важной частью карточки были параметры с очками от 1 до 500: интеллект, сила, скорость и ловкость, особые умения, бойцовские навыки.

Вообще в ранних выпусках можно было отыскать правила карточной игры, где сравнение атрибутов бы пригодилось, но… Для меня главным испытанием был сам процесс собирания, а не соревнование в цифрах.

С другой стороны, было очень увлекательно сравнивать, кто же сильнее и быстрее: Веном или Карнедж? Видение или Красный Череп? Хотя стоит признать, иногда составители явно ударялись в крайности: например, Призрачный Гонщик по статам спокойно мог завалить Доктора Дума! Даже в интеллекте Джонни Блейз легко обходил латверийского тирана, а боевом мастерстве – Железного Кулака. Потому в моем представлении Гонщик долгое время представал неуязвимым всесильным вершителем возмездия из Ада (пока я не посмотрел кино с Николасом Кейджем, хотя и сейчас первый фильм очень люблю).

Еще на место самой мощной карты претендовали Тор, Серебряный Серфер и Танос, однако ближе всего к пьедесталу подобрался Капитан Вселенная. Роль самого могущественного героя мог занять любой персонаж, получивший Силу Энигма. Представьте мой восторг, когда я увидел подвязку источника энергии легендарного Капитана к лору симбиотов в финале «Короля в Черном»!

Но лидером оказался не он.

Самая загадочная карта, о которой ходили постоянные споры. Кто-то считали характеристики Сплава опечаткой, другие признавали его мощнейшим герои коллекции (моему брату даже удалось выменять Сплава на ультраредкую), а третьи говорили, что мутант должен отзеркаливать параметры соперника.

На самом деле, ответ содержала сама карточка. Уэйн Маркли умел создавать лишь иллюзию всемогущества, а его история противостояния с Пауком достаточно трагична: прочитать ее можно в Peter Parker: Spider-Man vol. 1 #30-32 и #39-41. Да и в оригинальной коллекции у него были рядовые цифры.

Некоторых героев наоборот «понерфили». Например, Плащ стал смехотворно слабым, а Тифозная Мэри с ее «двоечками» представлялась обычной девушкой в гриме. Их даже Человек-Лягушка мог побить!

Очень уж неудачный ракурс подобрали Мэри из «Сорвиголовы» Бендиса и Малеева. Вот что нужно было брать…

К слову, обычных людей в первой части хватало: Барни Бушкин, Жанна де Вульф, Дж. Дж. Джеймисон (злодей с одной тыквой, попрошу заметить), даже убийца Дяди Бена. Собирать их казалось не очень увлекательно, зато порой весело было устроить «драку» статов между Мэй Паркер и Анной Мэй Уотсон (тетя Питера сильнее, если что).

Мне кажется, если обычные игроки сравнивали карточки через очки особых умений, то читатели комиксов могли ожесточенно спорить, насколько паучки, тыквы и взрывы соответствуют канону. Достаточно ли Кошмару всего два взрыва? Почему у Доктора Дума нет паучков? Заслуживает ли Расплавленный Человек трех тыкв? Вроде в комиксах «Играй и учись» и мульте «Грандиозный Человек-Паук» он был не таким уж плохим парнем.

А еще много вопросов вызывал «собрат» Сплава по загадочности – Демон Скорости, у которого вообще не было ни злодейских, ни геройских значков! Неужели сложный персонаж за гранью добра и зла? Судя по «Превосходным Врагам Человека-Паука», он был обычным мелким негодяем.

Мощные статы, захватывающий арт и минимум инфы создавали забавные ситуации. Порой казалось, что персонажи вроде Гризли, Доппельгангера или Шока были грозными противниками для героев.

В действительности они выступали лишь как третьестепенные враги на разок, но тогда я понятия об этом не имел. Воображение было не остановить: больше всего меня привлекали именно такие странные персонажи, о которых неизвестно почти ничего. Моей любимой и картой и вовсе был загадочный Человек-Дракон!

Со временем комиксы развенчали мнимое величие. Например, разворот из «Росомаха: Враг государства» убил мое впечатление от Шока: злодей в крутом костюме оказался жалким неудачником, которого нашинковал Логан.

Это сейчас, после фильмов и сериалов, мы испорчены снобизмом, что не будем читать лимитки про каких-то ноунеймов. А тогда Нова, Леший, Говард Утка, Локи и Паукомор стояли в одном ряду – и все они были одинаковы интересны!

Моим личным незакрытым гештальтом остается попытка разобраться, как связаны между собой трое Жуков.

Как мне кажется, очень весомую роль в изучении новых героев играл рисунок: чем удачнее удавалось подобрать арт, тем выше у персонажа был шанс запомниться. Так, Стегрон, Черный Тарантул или Шанна полюбились мне еще тогда, а вот важные, но невзрачные Капитан Марвел, Сокол, Клеа, остались в пролете.

Иногда даже низкий рейтинг опасности не останавливал нас от того, чтобы считать карточку крутой. Посмотрите: у Бродяги, Моржа и Пумы было по одному взрыву, но каждый считался классным по-своему.

Как я уже говорил, о персонажах я знал самый минимум, потому многое оставалось допридумывать. Например, я очень хотел понять, кто может стать врагом Лунного Рыцаря. И мой выбор пал на Пуму: кот и Луна, индейцы и Древний Египет… Что-то в этом есть.

Из общей толпы выделялись 33 персонажа – блестящие редкие карточки с супергероями и архизлодеями. Постер мог подсказать только их количество, но о том, кто же скрывается за номерками оставалось только гадать. Так как коллекция вращалась вокруг Человека-Паука, логично было предположить, что это будут важнейшие фигуры паучьих комиксов.

С архизлодеями оказалось проще всего. Гоблин, Веном, Амбал, Доктор Осьминог – по мультсериалу, фильмам и играм большинство негодяев было легко отгадать. Даже Каратель заслужил звание плохого парня! Но я бы заменил его на Хобгоблина или Шокера.

А вот с супергероями я допустил больше промахов. Для Капитана Америка, Тора и Четверки составители почему-то приберегли другие роли. Зато благодаря карточкам я узнал о существовании Черной Пантеры и Человека-Волка.

Но были и совсем притянутые за уши индивидуумы. Робот Живой Мозг вряд ли мог претендовать на звание величайшего врага Паука, как и Падаль, клон Шакала. А с супегероями вообще творился трэш: там оказались и Мэри Джейн, тетя Мэй, Флэш Томпсон и… Питер Паркер? Да, Питера и его альтер-эго разделили на две карточки! Забавно, что у Паркера без маски было только два паучьих символа по шкале геройства, а у Паука – все три.

Вдвойне интересно поразмышлять, как изменился бы отбор супергероев и архизлодеев спустя десять лет. Наверняка, там бы оказались поднабравшие популярности Стражи Галактики, новые персонажи вроде Майлза Моралеса, Мисс Марвел, Джефф… Радует, что ряды героев пополняются со временем. А из злодейской стороны наверняка бы выбыл Веном и добавился Мистер Негатив.

Кроме хороших и плохих персонажей первая часть содержала три дополнительных типа карточек. К первому относились бонусы, включавшие способности и арсенал героев: дубинка Сорвиголовы, стрелы Ястребиного Глаза, копье Кравена и многое другое. Добавили даже тех, кому собственных карт не завезли: Кража души Мефисто, Сила Магнето и Сила Галактуса.

Другой тип карточек помогал выстроить свой собственный Спайдерверс – Пауки-оборотни!

Сюда попадали Пауки из других вселенных и альтернативные костюмы – можно было сравнить, какому миру повезло иметь самого мощного Человека-Паука! Нашлось место для Ящера-Паука, для стильной стальной брони, для Паука из 2211 года и даже для Манга-Спайди (жаль, что карточки с Ниндзя-Веномом не было).

Потому с особым восторгом в 2010 году я встретил выход игры «Spider-Man: Shattered Dimensions» – это же буквально адаптация Пауков-оборотней для компьютеров!

Кстати, сценаристом игры был Дэн Слотт! Кто-нибудь обязан написать фанфик, как Дэн сначала пытается собрать все карточки с Пауками-оборотнями, потом выдумывает игру про встречу разных Пауков, а затем и сюжет про Паучью Мультивселенную.

Поэтому в любых спайдер-играх моей любимой частью становилась обширная галерея костюмов. До сих пор прощаю кучу недостатков провальной «The Amazing Spider-Man 2» за возможность полетать на паутине в роли Паука-Карнажа.

К третьему дополнительному типу относились боевые карточки, где показывали фрагменты сражений со смешными комментариями. Жалко, что этот тип использовался только в первой части.

Карточка «Спайди против Комодо» особо взрывала мой мозг. Кто такая Комодо? Что здесь делает Шокер? Почему Паук в черном костюме???

Вы можете спросить: а как для битв высчитывались статы? Что же, десять лет назад у меня уже был готов ответ: сравнивались параметры враждующих сторон (например, Паучка и Мастера), и более высокий атрибут записывался в цифры боевой карты. Правда, работала такая арифметика далеко не всегда.

Чем больше заполнялся наш пауколепный сундучок, тем больше у нас накапливалось повторных карточек, а постепенно все обычные и редкие превратились в балласт, мешающий охотиться за главным сокровищем коллекции, – суперредкими и ультраредкими карточками.

Их редкое появление в упаковках сыграло с ними злую шутку –  лишнюю карточку можно было просто прощупать! Достаточно было только договориться с продавщицей, проявить чудеса осязания и включить интуицию на максимум. Особенно хорошо определялись толстые голографические: ребристая поверхность запросто выдавала заветную карту, да и пакетик сильно отличался по весу. Прокачав навыки, мы научились различать и дополнительные суперредкие в груде одинаковых паков.  А когда все киоски в округе заканчивались и все киоскерши были окончательно замучены, то приходилось отправляться в другой район!

Таким нехитрым путем нам удалось накопить целую гору сверхредких карт –  как назло, часто попадались одни и те же дубли, но они не пропадали зря. Особые повторки становились отличным «топливом», чтобы закрыть пробелы коллекции с помощью обмена – и тогда уговоры киоскерш сменялись поиском знакомых приятелей друзей одноклассников, у которых могли найтись самые неуловимые карты. Коллекционирование отлично учит доставать людей!

Итак, переливные карточки: эта подборка оказалась не менее странной, чем выбор архизлодеев и супергероев.

Начнем с Фантастической… Тройки? Мистер Фантастик, Существо и Человек-Факел суперблестящее покрытие получили, а вот Сью осталась почему-то простой карточкой (позже она отыграется). Но ее место в команде не долго пустовало – вместо Женщины-Невидимки четвертой переливной стал… Великолепный Человек-Пакет! Тот самый смешной костюм, который Джонни всучил Питеру, когда тот избавился от черного симбиота.

Возможно, когда Четверку отнесли в ряды суперредких, а не рядовых редких, то хотели подчеркнуть, какое большое значение для Марвел имеет первая семья супергероев. По той же логике в переливную десятку выбился культовый персонаж Капитан Америка… и Супердети? Это был своеобразный сюрприз – узнать под конец собирательства, что у Дома Идей есть команда школьников со сверхспособностями!

Со злыднями вышло еще страннее: возможно, если архизлодеями считались злейшие враги Паучка, то суперредкими должны были стать негодяи мирового уровня, а то и галактического? Дормамму, Апокалипсис, Аннигилус? Как бы не так: Запредельник как организатор Секретных Войн действительно достоин войти в суперредкую лигу, но остальные… Чем Скорпион выделился на фоне того же Кравена или Ящера? Как сюда попал Головолом? Еле разыскал этого желтолицего факира – в оригинале он зовется Conundrum, появился в 6 выпусках и участвовал в тай-ине «Абсолютной Резни» про Дэдпула!

И как же странно было увидеть Тысячника…

Странно это говорить, но комикс от Гарта Энниса и Джона МакКри про чувака, сожравшего радиоактивного паука, действительно стоит внимания («Spider-Man’s Tangled Web» #1-3). «Комильфо» издавали сюжет в сборнике «Человек-Паук. Нити паутины».

Каким бы загадочным ни был критерий редкости, любая карточка становилась красивее от разноцветных эффектов. С голографией сложнее.

Начнем с неудачных попыток вырваться в 3D. И с Кинжал, и с Меченым можно выдумать массу крутых поз для объемных спецэффектов, но на карточке они просто спокойно стоят на однотонном фоне. Скучно.

Только путем сложнейшего анализа я смог понять, что психопат Бычий Глаз из фильма «Сорвиголова» и бесбойлист Меченый – один персонаж. А что вы хотели? В детских комиксах Лестер не появлялся, а текст на голографической карточке порой читался непросто…

К счастью, другие ультраредкие выжимали из третьего измерения максимум.

Пятно проваливался в порталы, Бумеранг швырял наблюдателю бумеранги в лицо (жалко, что при повороте карты, не разыгрывался сюжет, где они врезались ему в затылок), а Человек-Песок пытался поглотить Паука.

И главная жемчужина коллекции – Железный Паук!

Костюм, подаренный Тони Старком во время Гражданской Войны, оставался моей последней несобранной карточкой. О ней ходили слухи, но никто не видел – какой-то «красный Паук с кучей рук». Даже паутина наших связей оказалась бессильна.

Нас спас сайт Laststicker! Во-первых, там можно было найти полный список всех карточек с их сканами, а во-вторых, отыскать коллекционеров, у которых есть недостающие карточки. Так мои повторки отправились путешествовать по России, Беларуси, Украине, Казахстану, а взамен ко мне приехали заветные экземпляры.

Как назло, в самый важный момент переписки насчет Железного Паучка у нас сломался компьютер, и переговоры пришлось продолжить уже в компьютерном клубе… Но это уже другая история.

С тех пор ивент про Гражданскую Войну вызывает у меня только эйфорию, фильм «Противостояние» –  экстаз, а первая часть «Героев и злодеев» – самые горячие воспоминания.

На паучьей коллекции мы набивали шишки и открывали хитрости коллекционирования – дальше было попроще.

Готовься к бою!

Сиквел паучьей коллекции сместил первую часть после 18 выпуска, то есть всего через 9 месяцев после старта. Не знаю, как авторы представляли, что дети смогут разорить родителей еще на 275 карточек, но серебристые пакетики поменялись на золотые со звучным призывом – «Готовься к бою». В России сиквел вышел в 2009 году, в Беларуси – в 2010.

Первая коллекция оставляла много белых пятен даже для человека, не читавшего комиксы. Персонажей из мультика про Паучка в карточках еще можно было отыскать, а вот «Люди Икс», «Железный Человек», «Невероятный Халк» ярко намекали, что в Марвел полным-полно интересных личностей, которых обязательно нужно добавить… Но продолжение «Героев и злодеев» пошло по другому пути.

Вместо появления М.О.Д.О.К.а, Дэдпула, Профессора Икс, Человека-Крота, Мандарина или Электры карточки заполонили те же самые персонажи из первой части: Носорог, Локи, Суперскрулл – они поменяли рисунок, описание, статы, а иногда и редкость, но в целом были уже хорошо знакомы.

Зато добавилось несколько новых категорий. Например, обложки самых разных паучьих комиксов из самых разных эпох! Классические выпуски из рана Стэна Ли, неожиданные кроссоверы и гостевые появления, а также просто красивый арт.

Другое нововведение – Суперместа. От Асгарда до Атлантиды, от Храма Паука из рана Стражински до болота Лешего, от Негативной Зоны до «Таинственного портала», за которым скрывалось психоделичное измерение от Стива Дитко – крайне разношерстная карта.

От географии переходим к истории – карточки с памятными событиями рассказывали о самых важных вехах Вселенной. Чаще всего это были супергеройские ориджины и первые появления врагов.

И дался им этот Скорпион…

А последней новинкой стали супергеройские и суперзлодейские команды. Думаете, там были Мстители, Братство Злых Мутантов или Фантастическая Четверка?

Нет, это было бы слишком просто: как только не выворачивались названия карточек, лишь бы не давать союзам культовое имя. «Новые Мстители» Бендиса обернулись «Тройной Угрозой», Громовержцев из рана Эллиса обозвали «Троицей Зла». Тонкий намек на зыбкую грань между героями и злодеями…

Кстати, вы заметили, что Профессора из Иллюминатов вырезали? No more mutants!

Зловещая Шестерка стала «Альянсом злодеев», а вместо Четверки нас ждала команда из «Что, если?…» и «Фантастическая Двойка». Защитников и Иллюминатов же гордо окрестили как «Все герои» и «Тайные герои». Наверное, если бы Иксмены все-таки появились, то стали «Радиоактивными героями».

Получилось, что такие карточки скорее использовали как тим-апы, чем полноценные команды. Например, чтоб было бы, если бы Гоблины объединились против Паука? Или как бы смотрелись вместе Геркулес и Подводник?

Неужели Лунный Рыцарь настолько дружелюбен, что сработался и со Старком, и с Паркером, и с Кастлом? Или это выдуманные личности, как было в серии Бендиса?

А еще с командами связан забавный косяк: в коллекции есть две почти идентичные карточки «Кравен и Гиббон», только одна относится к злодею, а другая к злодейским бандам! Я и не подозревал, что собрал все обычные, пока не присмотрелся к своим повторкам повнимательнее.

И почему сейчас никто ЩИТ не называет ШТОПОРом?

Многим карточкам удалось реабилитироваться во второй части. Например, Челюсти сначала дали жутковатый арт из Алтимэйт Вселенной, где он похож на обрюзгшего бульдога, а во второй части Локджо уже напоминает на миролюбивого мопса. Вообще при подборе арта не сильно заморачивались с каноничностью и часто смешивали Землю-616 с Землей-1610.

А уж как ярко засияла Медуза…

У других персонажей оставили название, но поменяли его владельца: Джонни Блэйза сменил Дэнни Кетч в голубом пламени, звание Кэпа получил Баки Барнс. А кто-то так и остался красавчиком, как Дормамму.

Кстати, оба арта повелителя Темного Измерения взяты из потрясающей комедийной лимитки «Defenders» Гиффена и ДеМаттейса: хотя Дормамму обрел угрожающий темный облик, он выставлен самодовольным придурком.

Новички тоже появились, но их можно пересчитать по пальцам руки: Магнето, Саблезубый, Галактус и еще несколько.

Подход к бонусам слегка изменился. В первой части мыльные картинки, вставленные на однотипном фоне, навевали скуку. Во второй же чаще всего на карточках оставался цельный арт или «гладкая» цифровая картинка, что более выигрышно смотрелось. Прибавилось странных штук, где просто вставляли арты Паучка с подписями «Влип!» или «Помощь Спайди». Может, из них нужно собрать свой сюжет?

Деление на супергероев и архизлоздеев исчезло, и теперь блестящей карточкой мог оказаться кто угодно.

Суперредкие также изменились – вместо волн появился мозаичный золотистый фон. Кстати, карточки из журнальных пакетиков и покупаемых отдельно отличались: у первых «плитка» казалась оранжевой, у вторых – более желтой и блестящей.

Женщина-Невидимка все-таки получила заслуженную суперредкость, еще ее удостоились Паучок и Скорпион (во второй раз).

Интереснее посмотреть на выбор суперредких событий. Знаете, что их объединяет? Их всех было бы очень круто увидеть на большом экране! Начало Неогенного кошмара для Питера, роман с Черной Кошкой (кто же целуется через маску?), эпичный переезд Нелюдей на Луну и сюжет, который я безумно хотел прочитать будучи школьником, – Карнедж захватывает Серебряного Серфера. Это Amazing Spider-Man #430-431, не благодарите.

Кровожадному симбиоту посвятили еще одну карту, с тим-апом Спайди и Венома. Последняя карточка в моей второй коллекции, между прочим! И в отличие от Железного Паука она попалась мне совершенно случайно в журнале. Магия симбиотов… Также в суперредкие добавили другое трио, Логан, Вдова и Кэп. А еще Росомахе досталась самая красивая переливная во второй части – «Когти из адамантиума». Прекрасный красно-желтый блеск.

С ультраредкими получилось еще интереснее. Теперь у нас были паучьи карточки со сменой картинки! Чутье Спайди менялось с красной маски на черную, а «Скорость Паука» демонстрировала паркур.

Хотя таких карт было всего две, у других голографических эффекты тоже подтянули. Серфер вырывался из взрыва прямо на тебя, а Халк мчался напролом.

И даже простые фигуры на фоне впечатляли: несокрушимый Джаггернаут и инфернальный Демогоблин. И попались нам эти очень-очень редкие карты в один день! Редкое везение, если не считать везением саму возможность собирать карточки.

Демогоблина мы с братом до сих пор считаем вершиной развития Гоблинов. Настоящий демон намного круче ряженого безумца!

Конечно, на фоне разнообразных «Героев и злодеев» вторая часть слегка разочаровала, но она все еще предлагала массу новых веселых фишек. Удалось ли третьей части остаться интересной?

Противостояние

Ничего не предвещало приход третьей фазы, но однажды с выходом нового номера золотистые бустеры перекрасили в ярко-зеленые. Кажется, это был выпуск №40 про Карнеджа и Крик. Триквел увидел свет в 2010 году (в Беларуси – в 2011).

«Противостояние» очень напоминало «Готовься к бою». Из предыдущей части перекочевали знакомые герои и злодеи, оформление бонусов сильно не поменяли, а туманные названия остались на месте.

Разве что можно было выбрать любимый арт из тройки и сравнить статы. Человек-Дракон хорош везде, а стычка с Бродягой и Паучком даже довели его до страйка из трех взрывов. Прыгун тоже везде оставался смешным.

А Пазл только к третьей фазе раскрыл истинное уродство.

В третьей части новых категорий не появились, зато добавилось больше экзотики.

Например, если ранее среди Супермест были привычные Нью-Йорк и Мадрипур, то сейчас географию здорово перемешали. Как насчет отправиться в Загробный мир из рана Уэйда на «Фантастической Четверке» (там еще Кибри играл роль Творца)? И еще, видимо, переводчика блогеры покусали, и он начал раскапывать странные отсылки.

Бакстер Билдинг превратился в Дом Четырех Свобод как дань уважения организации из Вашингтона, а Санктум Санкторум Стрэнджа перевели с латинского как Святую Святых дословно. Кстати, если верить Ластстикеру, эта карточка по редкости соперничает с ультаредкими голографическими! Даже удалось ее повторку однажды выменять на ультраредкую из другой коллекции..

Я заметил интересную закономерность, что в бонусах «Противостояния» стали больше внимания уделять средствам передвижения. Мотоцикл Пантеры, Квинджет, глайдер Гоблина, Звездолет Галактуса, доска Серфера, летательный аппарат Ястребиного Глаза (был и такой)…

Все потому что это действительно последний заезд коллекции.

Название третьей фазы подтолкнуло составителей вернуть Боевые карточки из первой части, но в переработанном стиле. Статы и забавные комментарии пропали, и они стали обычными бонусами. Что ж, зато арт лучше видно.

И напоследок нам засветили нескольких обделенных вниманием роботов: Стражей, Думботов и Ультрона на зените мощи в «Annihilation: Conquest».

В обложках мелькала как старая добрая классика (гигантские лапищи Жука), так и относительные свежие номера на момент выхода коллекции (переезд Питера в Башню Мстителей). В Событиях затесалось несколько Икс-сюжетов (хотя Профессор так и не объявился), а команды показали, что Женская сила опаснее дуэта Бартона и Романофф на три взрыва.

Символичный номер у Гонщика.

В рейтингах вообще началась дикая самодеятельность: Тифозная Мэри по силам сравнилась с Медузой, Белый Кролик – с тетей Мэй, а Мастер – с… Буквоедом?

Суперредкие вновь поменяли обличье – теперь это были карточки с пузырчатым цветным фоном.

Под прицел попали самые ценные вещи Вселенной Марвел: щит Капитана Америки, очки Циклопа (вообще-то в правильнее в единственном числе визор…), Паукомобиль, репульсор Старка, Кибер-Шлем (???) Муравья…

… и Виброкастеты Шокера? Наверное, желтый костюм Германа так хорошо сочетался с кружками, что его решили добавить в десятку и как персонажа. А еще повезло Сью (обещанная компенсация за игнор в первой части), Зверю (в кошачьем облике из рана Уидона), и, конечно же, Скорпиону.

Не знаю, чем Прыщик заслужил такую любовь, что ему в финале выдали еще одну суперредкую карту, а всего их вышло целых три.

Кстати, если смотреть на эти карты под правильным углом, то может возникнуть небольшой эффект объема.

Что же касается ультраредких, то переменчивость исчезла, и осталось старое доброе статичное 3D. А жаль, ведь развернуться было где: в Городе будущего можно было сделать смену Питера Паркера на Мигеля О’Хару, в Аванпосте Скруллов поиграться с обличьями космических оборотней. И битва Халка с Геркулесом могла закончиться мощным ударом Зеленого Голиафа.

Троица персонажей подобралась достойная: Тор, Логан и Капитан Британия, косплеящий Супермена. Асгард, Канада и Англия!

Откровенно говоря, к третьей фазе карточки Марвел уже заметно поднадоели. Собирать тех же самых персонажей по третьему кругу оказалось не так интересно, да и заново добывать 275 карточек было весьма утомительно. К счастью, еще на этапе «Готовься к бою» у Паучка появились достойные конкуренты…

Но о них в следующей статье! А пока я хотел вспомнить другую интересную коллекцию про супергероев.

«Супергерои: Люди Икс» (2010) была посвящена уже Иксменам. И количество новых персонажей в ней поражало: там нашлись и суперпопулярные мутанты, которых я ждал в «Героях и злодеях» (Ангел, Мистер Синистер, Локхид), так и малоизвестные персонажи (Мистер Чуткий, Эликсир, Месмеро). Коллекция могла бы стать долгожданной «четвертой» частью карточек Марвел, однако в Беларусь их не привозили, а выменять всю коллекцию через Ластстикер было бы невыполнимой миссией.

Полный список карточек можно найти на сайте.

После 2010 года с карточками про комиксных героев все сложилось не слишком радужно. Панини продолжили выпускать альбомы с наклейками: в основном, наборы выпускали к премьере фильмов, и стикеры представляли собой кадры из кино.

Выделить можно разве что два сета: «MARVEL 80 лет» в 2020 и «Marvel Versus» (2022). Так называемые гибридные коллекции совмещали стикеры и карты. Про первый мы даже рассказывали в обзоре.

Думаю, понятно, к какому юбилею была приурочена «MARVEL 80 лет».

А «Marvel Versus» посвятили противостоянию героев и злодеев, как в старые добрые времена. Но обе серии я в своей стране не замечал, так что об их качестве судить не могу.

Зато можно попробовать поиграть в Marvel Snap! Окольными путями, пока что игра на стадии закрытого бета-теста.

Правила достаточно просты: расставлять своих героев на три боевых поля и набирать больше очков, чем соперник. Вот только у каждой карты и линии есть свои эффекты, и варьируются они от примитивных «+2 очков» до безумных «игра перехватывает управление».

Карточкам можно менять изображения, но мне не очень нравится выбор скинов: артов Скотти Янга ну очень уж много, а еще часто встречается псевдопиксельный арт, который было б лучше заменить картинками из классических комиксов. У редких появляется переливной фойловый блеск, какой был когда-то у суперредких.

Есть и прикольные пасхалки-фишки. Феникс дает бонус персонажам, на которых цепляется, а двойной бонус – Джин Грей. Канг отматывает время на ход назад, Мистерио творит иллюзии. Галактус при особых условиях взрывает все поле битвы. А моя любимая способность – это эффект дяди Бена: когда он умирает, то вы получаете в руку Человека-Паука!

И со шрифтами тут поигрались на славу. В общем, интересно было их пособирать.

***

Наверное, именно благодаря карточкам «Человек-Паук: Герои и злодеи» я был привязан к комиксам Марвел долгие годы и игнорировал ДиСи. Кто знает, если бы параллельно удалось запустить коллекцию про Бэтмена и Лигу Справедливости, может быть, мне бы и удалось быстрее обрести равновесие. Но время само расставило все по местам: постепенно сюжеты про Человека-Паука приелись, как и карточки-дубли, потому я стал больше обращать внимание на их конкурентов. Разнообразие рулит!

А теперь делитесь в комментариях: что собирали вы и какую коллекцию карточек бы мечтали увидеть? Ждем ваших историй!

В следующей части – Черепашки-Ниндзя, трансформеры и много чего еще!

Участвуйте в конкурсе в честь 10 лет GeekCity. Подписывайтесь на наш Telegram и поддержите нас на Boosty!

Комментарии