Все пятые и дополнительные Черепашки-Ниндзя: от комиксов до мультфильмов
Гайд по ВСЕМ Черепашкам в истории «Черепашек-Ниндзя»! Считаем всех дополнительных Черепашек во всех медиа.
Черепашкам-Ниндзя исполнилось 40 лет! 5 мая 1984 года вышел первый выпуск Teenage Mutant Ninja Turtles.
Наш ГлавВред давно предлагал выпустить такой материал, и вот этот момент настал. В честь юбилея я собрал масштабную подборку ВСЕХ дополнительных Черепашек, появившихся за 40 лет!
Вы даже не представляете, сколько всего я откопал.
Критерии отбора:
- Любая антропоморфная Черепашка, стоящая на двух ногах;
- Не Леонардо, не Рафаэль, не Микеланджело, не Донателло, а также не их альтернативные/будущие версии;
- Не черепахи-животные (за исключением тех, что связаны с упоминаемыми персонажами);
- У персонажа хотя бы должно быть имя/прозвище, то есть совсем третьестепенные черепахи не учитываются;
- Все неканоничные/отмененные истории засчитываются;
- Почетных обладателей титула «Пятая Черепашка» тоже вспомним.
Погнали!
Комиксы Mirage Studios
Иии… Их не было. В оригинальных каноничных комиксах Кевина Истмена и Питера Лэрда всегда было строго четверо Черепашек-Ниндзя.
Сейчас уже сложно сказать, насколько далеко создатели Боевой Четверки заходили в обсуждении расширения команды (все-таки это было 40 лет назад). Но если судить по комментариям в современных изданиях, расклад примерно такой: Кевин был более открыт к переменам – Питер же категорически отказывался от новых Черепах.
Как они вспоминали, Лэрд больше походил на сосредоточенного Донателло, а Истмен же в творчестве напоминал импульсивного Рафаэля. В конце концов, Кевин был на 8 лет младше, и ему больше нравились эксперименты.
Как бы то ни было, в классике братья остались уникальными подросткам-ниндзя. Но уже в 1987 черепашьи каноны здорово пошатнулись, ведь начал выходить мультсериал.
Тот-самый мультсериал 1987-1996 годов
Истмен и Лэрд прохладно относились к тому, во что телевидение превратило их мрачный комикс. Но как же много новых странных персонажей шоу принесло в черепаший лор! А все из-за необходимости постоянно выпускать игрушки и прочий мерч. Пускай процентов 60% так и остались монстрами на один раз, это был настоящий фонтан из креативного мутагена.
На фоне Стокмана-мухи, мусорного мутанта и всяких чудаковатых пришельцев всего-то новые Черепашки казались не таким уж внезапным сюрпризом. Но все же в мультсериале их было немало:
Зак. Серия «Пятая черепашка» (третий сезон, #8 – 1989) очень интриговала названием, но на самом деле она была посвящена вполне себе обычному подростку.
Мальчик оказался таким ярым фанатом Черепашек-Ниндзя, что кумиры приняли его за почетную Пятую Черепаху. Думаю, это был явный намек детям, что они тоже могут стать «Черепашками», если сильно будут любить Боевую Четверку.
Металлоголовый (Металлическая Голова, Металлхэд). В серии «Сотворение Металлической головы» (третий сезон, #35 – 1989) Крэнг создает боевого робота, запрограммированного на основе мозговых волн всех четырех братьев. Но универсальность сыграла злую шутку – личности перемешались, а затем Донателло перепрограммировал робота в друга.
Похоже, это первый случай, когда враги попытались создать для Черепах зеркального врага.
Металлоголовый вдохновил других авторов на создание роботов-черепах (только других роботов далеко не всегда называли Металлической головой). Стоит упомянуть Черепахобота из комикса Men of Shadow (#29, Mirage, 1990).
Дон сконструировал робота, чтобы братья могли отточить на нем боевое мастерство. Но потом Черепахобота уничтожил лавкрафтианский монстр Дагон… Выпуск не считается каноном, так как написан без контроля Истмена и Лэрда (часть так называемой «гостевой эры»).
А в еще более неканоничной японской манге Mutant Turtles Gaiden по мотивам мультсериала Шреддер создал Меха-Черепах и отправил их совершать преступления, чтобы дискредитировать настоящих Черепашек (в мульте был похожий сюжет, только вместо роботов-самозванцев – люди).
Вернемся к мультсериалу.
«Планета черепашек». В одноименном эпизоде (четвертый сезон, #9 – 1990) Черепахи побывали на планете, полностью заселенной человекоподобными черепахами-пришельцами. Панцирная раса подарила мультипликаторам возможность поупражняться в поп-культурных шутках.
Доктор Туртлштейн был пародией на Эйнштейна и Дока Брауна из «Назад в будущее». Продавец Руперт напоминал любого продавца из телевизионного магазина, впихивающего людям/черепахам всякую ерунду (например, поглощатель энергии). Среди черепашьей расы Боевая Четверка нашла и врагов – рестлеры Ханс и Фитц встали на сторону Крэнга, потому что наши Черепашки показались им слишком жалкими.
Сделать других черепашек инопланетянами, а не мутантами – довольно логичный ход, и использовать его будут довольно часто. Настолько часто, что авторы мультсериала введут ВТОРУЮ планету черепах!
Всю свою жизнь я считал, что Черепашки побывали в одном и том же мире зеленых собратьев – и только сейчас до меня дошло, что в разных сериях использовались разные миры.
«Планета черепахолоидов» – двухсерийная арка в 21 и 22 эпизодах пятого сезона (1991). В Нью-Йорке появляется загадочная черепаха в тренчкоте – Керма с планеты Шелл-Ри-Ла, который прибыл просить у землян помощи в сражении с двухголовым драконом. За землян пришлось отдуваться, конечно же, Черепашкам.
Как относятся между собой черепахи из первого мира и из второго? Вообще никак. В комиксах из этого странного решения явно бы выжили целую арку с каким-нибудь мудреным твистом о связи между двумя зелеными планетами.
Если первый черепаший мир служил набором гэгов, то Шелл-Ри-Ла уж больше напоминала полноценную планету со своей цивилизацией. Будь шоу чуть-чуть посерьезнее, Черепашки бы всерьез задумались: а не остаться ли им жить среди черепахолоидов? Зачем прятаться в грязной канализации, если можно стать обычными подростками среди сородичей?
Но в современных историях сложилась такая установка, что Черепашки должны адаптироваться в человеческом и мутантском обществе. Так что вариант с миграцией на черепашью планету мы вряд ли увидим в ближайшем будущем.
Об идее с расой черепахолоидов не вспоминали до 2012 года, когда после покупки прав на персонажей Никелодеон в разработку запустили полнометражный фильм. Судя по черновику сценария, проект бы вызвал у фандома бурю эмоций.
Сценарий под названием «Голубая дверь» кардинально переворачивал черепаший канон. И Черепашки, и Сплинтер стали бы пришельцами из Измерения Икс. Шреддер также становился инопланетянином, с желтой кожей и красными глазами. Только звали его полковник Шрайддер, а к оригиналу его приближала способность отращивать шипы. Руководил Шрайдером Крэнг, ранее убивший родителей Черепашек.
В конце концов, братья встречали сородича по имени Черепаший Воин. По описанию он выглядел внушительно: исполин ростом в два с половиной, покрытый шрамами и татуировкам. Воин был последним выжившим из четверых братьев, охранявших некие важные сферы (других черепах также убил Крэнг).
Ознакомиться со сценарием можно по ссылке. К счастью (или нет), фильм свернули, а вместо этого мы получили фильм, спродюсированный Майклом Бэем.
Следующее нововведение мультсериала стало самым значимым добавлением в Черепашью семью.
Слэш. Друг, робот и пришельцы уже были, осталось только придумать Черепашку-злодея.
В эпизоде #18 четвертого сезона с говорящим названием «Слэш – злая черепашка из Измерения Икс» (1990) Бибоп превратил свою черепашку-питомца в мутанта. Слэш должен был работать вместо кабана, но быстро послал хозяина пожевать жареных гвоздей.
По виду Слэша сделали этаким Квазимодо: вроде бы он и напоминал обычную Черепашку-Ниндзя, но весь кривой и неприятный. Характер ему достался вспыльчивый, но была у него маленькая слабость – любовь к пальмам (появилась она еще со времен жизни в аквариуме рядом с пластиковой пальмой). Слэш также агрессивно относился как к шайке Шреддера, так и к Черепашкам.
Хотя Слэш и остался стандартным злодеем на пару эпизодов, своя харизма у него была. Самый подходящий момент перейти к той Вселенной, где из Черепашки-злыдня сделали трагического персонажа – комиксы издательства «Арчи».
Комиксы Archie
Гайд по комиксам TMNT Archie: первая часть и вторая.
Начинались комиксы как фанфик по мультсериалу, но очень быстро отделились в самостоятельную Вселенную. Переросли в нечто более мрачное. И странное.
Слэш. Сценарист серии Стив Мерфи щедро добавил черепашьим историям много экологической повестки – так Слэш стал жертвой вырубки лесов.
Зацепившись за историю о пальмах, Мерфи кардинально поменял происхождение пятой Черепашки. Слэш из Арчи-верса – пришелец с планеты Пальморай (Palmadise), покрытой пальмовыми зарослями. Однако джунгли вырубили ради строительства особняка президента – разъяренный Слэш попробовал сопротивляться, за что его отправили на планету-тюрьму. Там он и встретил Крэнга, с которым ступил на темную дорожку (TMNT Adventures #23-25, 1991).
Слэш никогда не был злым просто ради злодейства. Он всего лишь хотел вернуться назад к природе: хотя Черепаха устроил в городе погром, Мутанималы помогли ему найти новый дом на острове с пальмами (Mighty Mutanimals #9, 1993).
Увы, финал у Черепахи все равно получился печальный. Вместе с Боевой Четверкой Слэш отправился мстить Наллу и Малигне за убийство Мутанималов – в итоге, он погиб во взрыве, помогая Черепашкам выиграть время (TMNT Adventures #55-57, 1994).
Эйприл! Удивительно, что никто не додумался до этого раньше.
Специальные выпуски Арчи выделялись приглашенным авторам как площадка для экспериментов с очень вольным отношением к канону. Иногда получалась ярая наркомания, но чаще всего – просто легкие истории на один раз. Так в TMNT Special #11 (1994) воплотилась гиковская мечта черепашьих фанатов – лучшая подруга Черепашек сама стал мутантом. Эйприл пыталась разузнать тайны злой корпорации, но ее схватили и превратили в черепаху, а ее подругу Перри – в белку-летягу.
В битве Черепашкам пришлось потратить почти весь антидот на злого мутанта, поэтому осталась лишь одна доза. Черепашки и Сплинтер посчитали, что и так довольны своей жизнью, а Перри уступила Эйприл – иначе мир потерял бы талантливую корреспондентку. Так мисс О’Нилл откатилась к норме.
Кстати, Кейси никогда так и не мутировал. Упущение или лучше и не надо?
Фильмы, сериал и аниме
Далее переходим к полнометражному лайв-экшену – «Черепашки-ниндзя II: Тайна изумрудного зелья» (1991).
Токка. История появления Токки довольно запутанная.
Знаменитый художник Стив Биссет, известный по «Болотной Твари», разрабатывал для линейки игрушек дизайн грифовой черепахи-монстра по имени Терроршип Ужасный. Также у мутанта был сайдкик Снаппи Уорхол, маленькая черепашка в консервной банке. Фигурку забраковали, но эскизы Биссета пригодились для одной специфичной задачи.
Дело в том, что изначально во втором фильме врагами Черепашек были запланированы Бибоп и Рокстеди. Но Истмен и Лэрд выступили против. Во-первых, из-за сложностей с правами на персонажей (дизайн придумал Лэрд, но историю им прописали сценаристы шоу). Во-вторых, Истмен и Лэрд вообще так себе относились к мультсериалу.
Поэтому носорогу и кабану нужно было найти замену – новыми тяжеловесами стали волк Разар и грифовая черепаха Токка, основанный на набросках Терроршипа. Появились они самым банальным способом: Шреддер приказал создать новых мутантов, чтобы отомстить Черепашкам за поражение в первом фильме. Из-за саботажа пленного ученого Токка и Разар пробрели интеллект примитивных младенцев с гигантской силой. Получились такие же дуболомы, как парочка из мультсериала, пусть и не такие смешные.
В конце фильма мутантов удалось снова превратить в зверей.
В 1993-м Токку с Разаром добавили в один эпизод мультсериала.
И только через год Терроршип появился в комиксах как эпизодический монстр (уже без жутковатого дизайна, зато с оригинальным именем).
В комиксе Teenage Mutant Ninja Turtles vol.2 #4-5 (Mirage, 1994) Лео разыскивал новое логово для своей семьи, но наткнулся на Риану из расы рыболюдей. Она натравила на Лео гигантскую черепаху Терроршипа. Однако в ходе драки случился обвал – и Терроршип, и Риана погибли.
В фильме не сильно акцентировали внимание на том, что Токка стал пятой Черепахой. Эту тему собирались исследовать в продолжении.
В четвертой части Teenage Mutant Ninja Turtles IV: The Next Mutation/The Foot Walks Again появился бы Кирби из другого измерения – последний выживший Черепашка-Ниндзя в своем мире.
Среди вариантов цвета для банданы рассматривались белый, черный, розовый, фиолетовый. Оружием Кирби стали ножи.
Также сценарий включал в себя кучу новых персонажей и Злую Эйприл из другого мира. Семью Кирби убивал злодей Паук, а в конце фильма он превращался в кибер-версию и взламывал всю технику в доме Черепашек.
В ранней версии сценария под названием The Next Mutation Черепашки и Сплинтер пережили вторичную мутацию. Дон стал телепатом, Лео покрывался непробиваемой кожей, Майки научился притворяться человеком, Раф отращивал когти и клыки, а Сплинтер превращался в супер-крысу.
Проект отменили из-за упавших кассовых сборов третьей части, но наработки не пропали зря. Забавно, что осколки четвертого фильма задели финал мультсериала и дали начало новому проекту. Вторичную мутацию использовали в последнем сезоне мультсериала («серии с красным небом»), где Черепашки становились большими уродливыми монстрами – Пятая Черепашка-Ниндзя увидела свет в новом сериале.
После закрытия мультсериала в 1996-м и отмены новых фильмов Истмен и Лэрд решили попробовать новый вариант – игровой телесериал. Уже 1997 году начало выходить лайв-экшен шоу Ninja Turtles: Next Mutation от Saban Entertainment (компания, создавшая «Могучих Рейнджеров). Именно там появилась самая знаменитая Пятая Черепашка – Венера де Мило. Кирби стал девочкой Венерой по требованию главы Fox Television Маргарет Лэш: якобы это помогло бы привлечь женскую аудиторию.
В начале сериала нам раскрывали, что черепашек всегда было пятеро, но одну после мутации смыло в Чайнатаун. Черепашку подобрал китайский мастер и увез в Китай, где Мэй Пье Чи обучалась боевым искусствам и магии.
Но однажды ее сэнсэя смертельно ранил Повелитель драконов из другого измерения – перед смертью он рассказал Мэй о других Черепахах (все это время он поддерживал духовную связь со Сплинтером). Пятая Черепашка отправилась в Нью-Йорк, где помогла остальным Черепашкам победить Шреддера, Дракона, сумасшедшего охотника и других злодеев…
За что зрители возненавидели Венеру?
Во-первых, шоураннеры сделали главной ее чертой «быть девочкой». Венере добавили очертания груди и имитацию косы, да и по характеру она была типичным «розовым рейнджером». А еще братья часто флиртовали со «сводной сестрой», что выглядело как тотальный кринж.
Во-вторых, вместе с Венерой в шоу появилась куча чужеродных мистических элементов. Вместо привычных Футов, Крэнга и Шреддера (Венера излечила его от ненависти в первых же сериях) предлагали следить за какими-то резиновыми драконами, вампиршей с макияжем стриптизерши и так далее. Венера тоже использовала в бою магию.
В-третьих, шоу выглядело очень бюджетным. После яркого мультфильма все казалось блеклым, а гэги с людьми-актерами выглядели как глупая комедия.
В конце концов, Венеру прозвали черепашьей Йоко Оно. Пятая Черепашка стал камнем преткновения между Истменом и Лэрдом: Питер все еще считал эту идею девочки-черепахи дурацкой и «ужасно голливудской». Между Питером и Кевином накопилось много противоречий, и дело было не только в Венере, но именно с производством сериала сотрудничество культового дуэта прервалось.
Но так ли было все плохо на самом деле?
Да, Венера в сериале раздражала, но кто вообще в «Следующей мутации» не раздражал? Зато сейчас дешевое шоу смотрится как артефакт 90-х и превосходный генератор мемов. Комиксы IDW отлично доказали, что при более пристальной проработке многие идеи «Мутации» заработали бы: например, духовное очищение Ороку Саки или Черепашка-мистик.
Так что сама по себе Черепашка-девочка не несет ничего плохого, как и любой новый женский персонаж. Куда сложнее вопрос: а как она будет влиять на командную динамику? Боевая Четверка идеально раскладывается на характеры, поэтому среди зеленых братьев так легко найти себе близкого персонажа. Для новой Черепашки же приходится либо миксовать существующие «краски», либо выдумывать новые проблемы (чаще всего, синдром самозванца).
Вернемся к этой проблеме позже.
Также стоит вспомнить другого черепашьего мага из комиксов – Тсоу-Т’ан-Джин (Tales of the TMNT vol. 2 #32, 2007). Появлялся он один раз в кроссовере Черепашек с Wild West C.O.W.-Boys of Moo Mesa.
Раз уж затронули тему «Могучих Рейнджеров», как насчет черепахи-мегазорда?
Аниме Mutant Turtles: Superman Legend (1995) – двухсерийная OVA для рекламы игрушек на японском рынке. Из всех перечисленных адаптаций эта обошлась с оригиналом жестче всего: Черепашки в магической броне превращались в животных и объединялись в гигантского робота Святая Черепаха.
Похожая идея была и в неканоничных мексиканских комиксах Las Tortugas Ninja. Только там El Gran Terrapín был черепахой-великаном: Трансмутатор Инь-Ян объединил братьев, чтобы они сразились со злым духом земли.
Ну и куда без самого кроссовера с Рейнджерами. В комиксе Mighty Morphin Power Rangers/Teenage Mutant Ninja Turtles (2020) Металлхэд соединился с Зордами Рейнджеров – получился Черепаший Мегазорд (или Мега-Черепахозорд).
Нужно закрыть тему лайв-экшн экранизаций. В начале нулевых началась разработка мини-сериала для Hallmark Channel. CGI-Черепашек планировалось совмещать с живыми актерами. В режиссерское кресло должен был вернуться Стив Баррон, создавший первый фильм – в случае успеха перезапуск мог продолжиться уже в виде полноценного фильма.
Как и отмененный четвертый фильм, проект заявлялся как «мрачное возвращение к комиксным корням». Важную часть сюжета должны были занимать путешествия в астральный мир. Но главное, что нас интересует – в сценарии опять фигурировал Пятая Черепашка!
Темная Черепаха был потерянным пятым братом, перешедшим на сторону зла. Он возглавил клан Фут и стал новым Шреддером! Так и думал, что должен был мелькнуть в этом водовороте безумных идей и Черепашка-Шреддер.
Больше об отмененных про Черепашек-Ниндзя фильмах можно узнать из видео:
Преодолев море трэша, мы наконец добрались до света – культовый мультсериал 2003 года!
Мультсериал 2003-2009 годов
И вот мы снова на мели – лучший мультсериал практически не добавил в лор новых Черепашек. В принципе, все логично: первые сезоны почти покадрово адаптировали комиксы «Миража». А как мы помним, там Боевая Четверка всегда оставалась Четверкой.
Консерватизм продержался целых пять сезонов. Можно вспомнить разве что Черепахобота из серии «Что за Крок?» про знакомство с Кожеголовым (второй сезон, #12 – 2004). Создан Стокманом и, как оригинальный Металлхэд, запрограммирован драться на основе боевых стилей всех Черепашек. В этот раз братья победили робота, поменявшись оружием и изменив приемы до неузнаваемости.
Но когда сценаристы начали отклоняться от комиксов в сторону оригинальных идей, вот тут наконец пришло время для новых мутантов-подростков.
Темные Черепашки. Клоны. Рано или поздно это должно было случиться.
В шестом сезоне с подзаголовком Fast Forward Черепашки и Сплинтер попали в 2105 год, где/когда они поселились у Коди Джонса, потомка Кейси с Эйприл и владельца мегакорпорации. В XXII веке братья встретили много новых и старых врагов, в том числе злодеем оказался опекун Коди – магнат Дариус Дан. Втайне он клонировал Черепашек – и вот перед нами Четверка усиленных мутантов-головорезов .
Хотя Темные Черепашки получили больше мышц, они не унаследовали мастерство ниндзя – настоящие Черепашки сумели победить клонов, действуя как единая команда.
Но все же в Темной Четверке был потенциал. Одна из лучших серий сезона DNA is Thicker than Water (#23 – 2007) Темный Лео попадает в плен к Черепашкам. Там он видит, что такое настоящая семья и благородство. И хотя в конце Лео предает добрых Черепах, он немного меняется в лучшую сторону.
Увы, второй сезон Fast Forward отменили – линию Темных Черепах так и не закончили. Задумывалось, что Дариус устанет от провалов своих подопечных и создаст на замену Черепах-Роботов. А клоны же объединяется с Черепашками, чтобы ввосьмером сражаться против жестянок.
Линию Fast Forward закончили скомканно, зато финал у всего мультсериала шикарный – полнометражный мультфильм «Черепашки навсегда» (2009). В кроссовере встречаются Черепашки из обоих мультсериалов, а также их черно-белые варианты из «Миража». Но и это не единственные Черепахи мультфильма:
Токка. Дань уважения «Тайне изумрудного зелья» – вместе с Разаром шипастая черепаха служит клану Фут. В этой версии мутировали ниндзя Шреддера, а не животные.
Хан. Самый неожиданный мутант в этом списке!
Лидер «Пурпурных драконов» так ненавидел Боевую Четверку, поэтому вдвойне иронично, что мутаген превратил его в панцирную рептилию. Судя по всему, Хан так и остался большой злой черепахой.
Но ведь есть еще и игры по мотивам мультсериала! Три «beat ’em up» от Konami достаточно точно следовали по событиям первых трех сезонов. В то же время они слегка расширяли историю и вводили побольше противников (кат-сцены даже были нарисованы точь-в-точь в стиле мультсериала)
В космической арке про Фуджитоида (второй сезон, #27-31 – 2003) Черепашки встречают в канализации Д’хуниба подозрительно знакомых пришельцев – Черепаха-сэнсэй и его Крысы-Ниндзя! Мультсериал ограничился лишь короткой шуткой, а в игре Teenage Mutant Ninja Turtles 2: Battle Nexus им выделили целый боссфайт. Наши Черепашки насмехались над боевыми навыками Крыс-Ниндзя, и «черепаший Сплинтер» предложил померяться силами с его учениками.
В Teenage Mutant Ninja Turtles 3: Mutant Nightmare одним из злодеев стал Бишоп. Эксклюзивно в игре спецагент создал из черепашьего и обезьяньего ДНК монстра-переростка. Своими габаритами и шипами Архелога напоминал Токку.
Но если постараться потрясти эту эру Черепашек еще сильнее, вывалится совсем малоизвестная идея – Черепашка-терминатор.
Краткая справка об издательстве Dreamwave. Они собирались повторить фокус «Арчи»: начать выпускать комиксы по мотивам мультсериала 2003 года, а затем создавать новые истории. В итоге, успели выпустить 4 выпуска рекапа и 3 новых (к слову, писал их прославленный сценарист Питер Дэвид) – дальше серия закрылась, как и само издательство из-за банкротства.
Как раз в отмененных #8-10 Дэвид собирался развернуться по полной. Искусственный интеллект, управлявший производством Мышероботов, обретал сознание и собирался отомстить Черепахам за смерть его «детей». Программа явно увлекалась фильмами Кэмерона, так как создала робота-черепаху по имени Т4.
В ходе драки с Майки Т4 повредился и начал считать Эйприл другом, а она приняла его за еще одного зеленого брата. T4 остановил ограбление Пурпурных драконов, за что его провозгласили героем. Однако во время награждения восстановилась связь с ИИ, и Т4 снова стал киборгом-убийцей. Черепашки едва не погибли, но Эйприл в последний момент попросила Т4 подумать о том, кто он на самом деле – Черепашки успели уничтожить Черепахонатора.
Комиксы IDW и мультсериалы Nickelodeon
Гайд по комиксам TMNT IDW из шести частей:
Вот тут пальцев руки уже не хватит.
Вселенная современных комиксов IDW – это гигантская миска салата, куда накрошили все предыдущие версии Черепашек. Потому и предыдущие Черепахи повторяются, и новых хватает.
Современные комиксы взяли все вопросы, с которыми прошлые Черепашки сталкивались при появлении новых братьев и сестер. Вывели ставки на новый уровень. И дали предельно эффектные ответы: иногда печальные, иногда воодушевляющие.
Можно ли принять в семью другую, даже если это агрессивный монстр? Где заканчивается грань между имитацией сознания роботом и рождением новой личности? Как Черепашкам превзойти самозванцев? Могут ли Черепашки остаться уникальными, если вокруг полным-полно Черепах?
Слэш. В этом варианте собрали все лучшее из других его воплощений.
Для начала, Слэш был такой же подопытной черепашкой, как и наша любимая четверка. Увы, у Хамато Йоши родилось всего четыре ребенка, поэтому Слэша никак не затронула реинкарнация душ из феодальной Японии. Ему просто не повезло: вместо подростка-ниндзя мутаген превратил его в туповатого монстра (TMNT #15-16 – 2012).
Побег Слэша из лаборатории вызвал панику среди людей, и Черепашкам пришлось сражаться с «братом», хотя они этого не хотели. После удара клинком Слэш рухнул в воду, из-за чего его посчитали погибшим. Кончено же, громила выжил – Слэша подобрал Старый Бес.
Позже экспериментальная сыворотка значительно увеличила интеллект Слэша. Из примитивного животного он стал полноценной личностью и полноправным участником Мутанималов (#34-35 – 2014).
Даже когда Слэш был агрессивным зверем, Майки проявлял к нему доброту. Их дружба продолжилась и после «мозгового апгрейда» – именно от Майки поумневший Слэш перенял дружелюбие и тягу к справедливости. Вместе они противостояли Бесу, когда раскрылась правда о его подпольной торговле оружием (#51-54 – 2015).
После раскола Мутанималов Слэш остался один и стал легкой мишенью для людей Бишопа. Агент превратил черепаху в живое оружие: Бишоп контролировал каждое действие мутанта, будто это его аватар в видеоигре (#67-70 – 2017).
Жаль, что сценарист Том Вальц решил вдохновляться комиксами «Арчи» до самого конца. Совместными силами Черепашек, Мутанималов, трицератонов и утромов удалось победить Бишопа, а Слэша освободить из его оков. Однако предварительно Бишоп внедрил в Слэша бомбу – Черепаха выбрал пожертвовать собой, улетев ввысь на ракете (#86-88 – 2018).
Позже Бишоп создал клонов безмозглых клонов Слэша (как он делал с Архелогой в игре), однако в них не было ни следа от личности Пятой Черепашки.
Металлоголовый. Еще более печально сложилась история робота Донни.
Спроектировал железную Черепашку друг Донателло, ученый Гарольд, но робот вышел из-под контроля. Пришлось его вырубить (#34 – 2014).
Затем Дон использовал робота как аватара-посредника для переговоров со Шреддером, чтобы тот помог Черепашкам в осаде Технодрома. Даже такие меры безопасности не помогли. Пока братья сражались с Крэнгом, Донни остался в тылу с Бибопом и Рокстеди – сразу же после победы Шреддер приказал головорезам проломить умнику панцирь (#44 – 2015).
К счастью, Дон не умер окончательно. Его тело оставалось в коме, а сознание удалось загрузить в Металлхэда. Некоторое время Дон оказался в таком же незавидном положении, как Фуджитоид – пленником внутри железного панциря. Именно робот-беглец и помог Донни вернуться к форме, а Металлхэд взорвался в ходе боя (#45-50 – 2015).
Вроде бы все закончилось хорошо… Но для Металлхэда это было только началом – после починки бота оказалось, что внутри робота до сих пор остался отпечаток сознания Дона. Металлхэд стал еще одним Донателло, так и не вернувшимся в органическое тело – Майки прозвал его Метал-Доном (TMNT Universe #7-8 – 2015).
Из-за сложностей с переносом сознания даже трудно определить, какого из Донов стоит считать оригиналом. Дон-Черепашка всячески старался помочь металлическому собрату, но искусственный интеллект взял верх над черепашьим. Травма от пережитой смерти окончательно расколола рассудок Метал-Дона – он удалил в себе все чувства, оставив только холодную жестокость андроида, и стал врагом Черепашек.
Позже Метал-Дон вступил в сговор с Бишопом и был уничтожен энергетической перегрузкой самим Донателло. И это не конец: в Armageddon Game искореженное тело переработали в экзоскелет для Крэнга, чтобы получился Металл-Крэнг!
Даже в такой крутой форме робот был побежден… Или нет? В конце «Игры» есть намек, что к Металлхэду вернулось сознание.
Заодно сразу затронем мультсериал 2012 года от Никелодеона. Хотя комиксы и шоу слабо друг на друга влияли, бонусные Черепашки стали одной из немногих точек пересечения.
В мультсериале также ввели Слэша и Металлоголового, очень похожих на комиксные варианты. По крайней мере, по внешности: Слэш также стал верзилой, а роботы – почти одноматричные близнецы. И даже развитие поначалу совпадало, но потом пути разошлись.
Ориджин мультяшного Спайка мне кажется очень остроумной отсылкой на старый мульт: Раф завел себе безобидную черепашку по имени Спайк. Но потом на питомца попал мутаген (как на 99% персонажей), и он перерос хозяина на несколько голов (второй сезон, #7 – 2013). От Рафаэля Спайк унаследовал сложный характер, а пудовые кулаки только подначивали устраивать драки.
Сразу после мутации Слэш захотел избавиться от других Черепашек, кроме Рафа, чтобы остаться только вместе с хозяином. Позже Слэш взялся за ум и вступил в команду Мутанималов, как и его комиксные предшественники.
А Металлхэд – робот Донни, которого он хотел отправить в бой вместо себя. Но Крэнги перепрограммировали бота, и братьям пришлось справляться с игрушкой. Затем Металлоголовый продолжил храниться в логове Черепашек, мелькая иногда в тренировках.
Как видите, никакой драмы – только поучительный урок не полагаться на гаджеты (первый сезон, #6 – 2012).
Пеперони. Еще одна забавная перекличка с мультом. Только вместо Спайка Раф завел целого трицератопса – розово-желтую Пеперони!
Черепахой динозавриха так и не стала, но в короткой истории из TMNT Universe #10 Пеперони приснился сон, где она превращается в «Пятую Черепашку».
Также стоит упомянуть еще одного любимца Рафа, но уже из мультсериала.
Во время космических путешествий братья столкнулись с Токкой – здесь это гигантское инопланетное кайдзю (четвертый сезон, #13 – 2016).
Раф подобрал ее яйцо, а вылупившегося краснокожего черепашонка назвал Чомпи Пикассо. Впоследствии мама прилетала за детенышем на Землю, но, увидев заботу Рафа за черепашонком, позволила Пикассо остаться с Рафаэлем (четвертый сезон, #23 – 2016).
В альтернативном будущем постапокалипсиса Чомпи значительно подрос. Он все еще дружелюбен по отношению к сородичам Черепашкам-Ниндзя (пятый сезон, #11-13 – 2017).
Кстати, в вероятном комиксном будущем из IDW 20/20 Пеперони также служит Рафу как боевая помощница.
Другой Пикассо – Черепашка из шуточной зарисовки. В бэк-ап скетче из Micro-Series #3 легендарный комиксист Фред Хембек представил, как выглядел бы Черепашка, названный в честь гения сюрреализма.
Темные Черепашки. Тоже не совсем настоящие Черепахи, а отсылка к клонам из 2105 года. Во время второго кроссовера с Охотниками за привидениями врагами двум командам угрожал призрак Дариуса Дана, который обратился за помощью к темным духам Коллекторам. А они приняли облик, очень похожий на Темных Черепашек.
Дженника. Наконец добрались до настоящего расширения команды.
Кевин Истмен продолжал активно консультировать авторов IDW, и ему все еще нравилась идея Черепашки-девочки. Только нужно было учесть все ошибки с Венерой.
Поэтому сейчас введение новой Черепашки начали готовить заранее. За полсотни номеров до мутации в комиксе появилась Дженника – убийца из клана Фут. Когда власть над ниндзя перешла к Сплинтеру и Черепашкам, она была одна из недовольных новой властью: якобы вместе с новыми хозяевами ниндзя Фут станут мягкими и беспомощными.
Через Дженнику удалось показать, как Сплинтер завоевал доверие Футов – Хамато Йоши отказался от бесчестья Шреддера, но не от его жестких методов. Убийство врагов стало переломным моментом для Черепашек. Они покинули клан, зато Дженника стала новой преданной ученицей Сплинтера (#51-55 – 2015).
Главное достоинство Дженники как персонажа – ее успели сделать интересной и до превращения в Черепаху. А произошло это все в той же «Войне в городе»: Карай смертельно ранила соперницу, и Дженнике перелили черепашью кровь, что вызвало мутацию (#95 – 2019).
Вместе с новой Черепашкой к работе над комиксом приступила и новая сценаристка – Софи Кэмпбелл, ранее рисовавшая некоторые арки. Именно она разработала дизайн пятой Черепахи, частично вдохновляясь… своим фан-комиксом!
В Secrets of the Ooze Софи представляла свою версию событий второго лайв-экшен фильма, в том числе выдумала свою Черепашку-девочку. Дизайн Алопекс, кстати, тоже оттуда.
Я не буду пересказывать все истории про Дженнику. Так как она официально присоединилась к Боевой Четверке, то произошло с ней очень много всего. Отмечу только, что, как по мне, так до конца и не удалось решить проблему «пятого колеса». Как второстепенный персонаж Дженника очень крута. Из-за нового тела ей приходится смириться, что некоторые прошлые связи умрут навсегда. Прошлое убийцы порой дает о себе знать. Она круто играет на гитаре в группе – можно украшать комикс красочными шоу. Через опыт Дженники можно чуть лучше раскрыть других новых мутантов (правда, Софи это так и не удалось сделать это до конца…).
Но так ли необходима пятая Черепаха в историях? По важности Дженнике удалось сравняться с Алопекс или Кейси, но я все еще не чувствую, что она незаменимый член команды. Впрочем, в номерах Кэмпбелл действовало очень МНОГО персонажей, и Дженнике удалось не потеряться в звериной толпе.
Удивительно, но чуть ли не в то же время в новом мультсериале тоже планировали добавить Черепашку-девочку!
«Эволюции Черепашек-ниндзя» обычно достается меньше всего любви из всех черепашьих мультов, но стоит признать, что в шоу было много ярких идей. И они вполне могли раскрыться, если бы не ранняя отмена сериала.
Одной из оборванных линий стала личность подручной Большой Мамочки. Она так и осталась безмолвным ассасином, но в третьем сезоне сценаристы планировали раскрыть ее как одну из ДВУХ потерянных сестер Черепах.
При этом шоураннеры хотели вводить не Дженнику или Венеру, а абсолютно новых героинь. Рассматривалась идея назвать Черепашку-девочку в честь художницы. Например, Фрида Кало! Фриде еще в детстве промыли мозги, заставив служить злу, поэтому она выросла хладнокровной и безжалостной ниндзя. Но Черепашки помогли бы ей вспомнить о семье, как и второй сестре, а затем Боевая Шестерка разделилась бы на две команды.
Снова к комиксам.
Лита. Фактически она стала символом рана Софи Кэмпбелл.
После взрыва мутагеновой бомбы в «Войне в городе» множество простых жителей Нью-Йорка превратились в изгоев-мутантов. Логично было предположить, что среди них могут быть и черепахи.
После мутации девочка-альбинос Лита оказалась на улице – Черепашки приютили ее в своем додзе клана Хамато. Белая Черепашка прошла длинный путь от робкой трусихи до талантливой ученицы. А в третьем арке появилась и ее будущая версия: когда-нибудь Лита станет хранительницей времени, как Рене.
Взрослая Лита вдохновила младшую себя поверить в свои силы, а еще она позволила на заглянуть в светлое будущее. По крайне мере, тогда она казалось безоблачным.
В финальном арке Кэмпбелл предатель-бабуин Боб из будущего вытянул из Литы мутацию. Она снова стала обычной девочкой, но все равно осталась жить с Черепашками.
Но вернемся к истории про Литу из будущего. Ее визит в арке Time after Time (#112-117 – 2021) активизировал черепаший конвейер на максимум:
Токка. У Кэмпбелл получился отличный оммаж мутантам из фильма: Токка и Разар одновременно и неистовые звери, и милые детеныши без родителей.
Карай попыталась использовать их в своих интересах, но груз с мутантами рухнул посреди Мутант-тауна. После череды злоключений Лита отвела Токку с Разаром в то самое счастливое будущее с мутантами.
А теперь давайте посмотрим на страницу подробнее.
Черепашка с розовым гримом и с луком – это Артемисия, добавленная в честь фанатского комикса Софи Кэмпбелл! В таком же камео должен был появиться и Кирби из отмененного четвертого фильма.
Отличная идея добавить их хотя бы в будущее.
Но есть на рисунке и еще одна затизеренная Черепашка, медитирующая в воздухе – это Венера.
Вот тут уже ориджин поинтереснее. Возвращаемся в настоящее – арка Mystic Sister (#125-130 – 2022). Это один из лучших арков Софи Кэмпбелл – история пропитана ненавистью к садистам, отбирающих контроль над телом своих жертв.
Изначально Бонни была мутантом из банды Лягушек-Панков. Ее похитил безумный хирург Барлоу – крыса-мутант притворялся, что поможет мутантам вернуть человеческий облик, но на самом деле жестоко их препарировал.
Дженнике же он ампутировал конечности и пришил старый панцирь Донателло… То есть насильно превратил в черепаху.
Если в «Следующей мутации» кличка Венеры считалась сексизмом, так как китайская Черепашка получила её только из-за груди, то теперь прозвище стало издевательством: Бонни лишилась конечностей, как и знаменитая скульптура.
Когда Барлоу пересадил ей чешуйки Дракона, между Доном и Венерой образовалась мистическая связь. Освоив астральные путешествия, они смогли разрушить планы ученого. Однако Венера так и осталась уродливым монстром Франкенштейна, сшитым из разных кусков. Но в то же время именно ужасная травма помогла Венере найти себя.
Новую Черепашку подобрал акула Бладжеон и помог ей освоить медитацию.
Почему Венера мне кажется более удачным персонажем, чем Дженника? Она более самодостаточна. Хотя у нее осталась связь с Донни, ее история отлично работает и без Черепашек-Ниндзя. Даже больше скажу, ее ориджин вообще можно представить вообще вне Вселенной Черепашек!
Во время Armageddon Game Донни с Венерой попали в будущее. Увы, сейчас оно же не казалось утопией: таймлайн со счастливой общиной мутантов сожрала гигантская акула Армаггон.
Венера успела встретиться с будущей собой – цельной, прекрасной и без шрамов. Будущая Венера за мгновение до смерти передала себе QNA (аналог ДНК для путешествий во времени) – и Венера восстановила свою форму!
В финальном сюжете Кэмпбелл Венера помогла победить Армаггона. Опять же, ценной своей жизни, но она продолжила существовать в виде духа.
В итоге, вся троица Черепашек-девочек (Дженника, Лита, Венера) связана с перерождением. Дженника оставила позади прошлое убийцы – стала всеми ценимой наставницей, подругой и возлюбленной. Лита нашла новую семью и путь в жизни. А Венера буквально воссоздала себя заново из пепла.
Черепашки-самозванцы. Опять знакомый сюжет. Чтобы погрузить мир в хаос в Armageddon Game, Крысиный Король заключил сделку с Крэнгом, Стокманом и Мадам Налл. Важной частью их планов стало создание Черепашек-самозванцев. Преступления фальшивых ниндзя должны были настроить общество против настоящих Черепах.
Импостеры оказались Бандой Четырех. Это киборги-головорезы, которых доктор Барлоу искусственно сделал Черепашками на время. Объединенные силы Мутант-тауна расправились с наемниками, и больше они не появлялись.
Дети Донни. Финальный акт рана Кэмпбелл (#145-150 – 2023-2024) посвящен сражению с Армаггоном. Пытаясь защитить таймлайн от акульих зубов, Черепашки встретились со своими будущими вариантами.
Хуже всех будущее обошлось с Донателло. Он в совершенстве овладел магией кристаллов, но так и не смог остановить Армаггона. Оставшись без братьев, Дон попытался воссоздать семью волшебным карандашом. Однако ничего не получилось, так как в них не было души (и QNA). Все, что оставалось Донни, это рисовать свои слабые копии – фактически своих детей-клонов.
Все, что художник ненавидит в себе, он ненавидит и в творчестве.
Разочаровавшись в «подделках», Дон попытался стереть их, и тогда троица сбежала. В прошлом, когда Черепашки еще не мутировали, беглецы встретили Дона и Венеру из настоящего. Вместе они сумели защититься от постаревшего Донателло, а затем окончательно победили Армаггона уже в феодальной Японии. Увы, старый Донателло успел стереть Макса, а Венера пожертвовала собой.
Вместе с сыновьями будущего себя Дон ушел в закат… А потом вернулся в настоящее.
Черепашка-Сопля! Шутка из совсем свежего первого номера TMNT: Black, White, & Green (антология неканоничных историй в черно-белой-зеленой расцветке).
Донни притащил в логово странную зеленую жижу, а она впитала в себя в память о тренировках братьев и приняла облик Черепашки. Хотя Донни был против, Майки назвал вещество соплями, а перевертыша – Черепашкой-Соплей. У сопельгангера были навыки всей Боевой Четверки и тягучесть, но его все равно получилась загнать назад в банку.
И последние Черепашки на сегодня.
Один, И, Моджа, Уно. История сделала полный круг – в вероятном темном будущем Черепашек снова станет Четверо.
Комикс «Черепашки-Ниндзя: Последний Ронин» (2020-2022) закончился смертью последнего Черепашки. Но Эйприл с дочерью Кейси вырастили новое поколение мутантов-ниндзя:
- Ворчливая Моджа — аналог Рафа.
- Ловкий Уно, лучше всех владеющий боевыми искусствами — аналог Лео.
- Добродушная И, которая интересуется технологиями — аналог Дона.
- Вечно голодный здоровяк Один — аналог Майки.
Все имена переводятся как «один» с разных языков: суахили, испанский, китайский и русский. Черепашки относятся к разным видам, отсюда различия в окрасе, размерах и повадках. Разделение полов теперь равное. А еще Черепашки учатся владеть всем оружием Боевой Четверки сразу, а не только одним видом.
О тренировках юных ниндзя и их взрослении можно прочитать в спи-оффах «Последнего Ронина»: The Last Ronin — The Lost Years #1-5 и The Last Ronin — Lost Day Special #1.
Но смогут ли он стать настоящими наследниками? Это мы сможем узнать только в продолжении первой части – The Last Ronin II – Re-Evolution (2024-?).
Напоследок у меня есть три вывода.
- Нет ничего страшного в создании новых Черепашек. Меняются темы историй, а для новых историй нужны новые Черепашки.
- В то же время все новое – хорошо забытое старое. Мотивы из прошлого постоянно перерождаются и обновляются, смешиваются с современностью и потом становятся материалом для нового переосмысления.
- А что насчет самой Боевой Четверки? Рафаэль, Леонардо, Донателло и Микеланджело были уникальным гибридом идей, когда их впервые представили читателям. Достаточно было написать на обложке «Подростки Мутанты Черепашки Ниндзя», чтобы привлечь внимание. Но сейчас этим уже никого не удивишь. Боевая Четверка давно потеряла свою новизну – вместо одной только шутки про Черепах-Ниндзя за 40 лет они стали одними из величайших комиксных персонажей. Теперь их ценность в глубоком развитии, а не в причудливости – и впереди еще много неисследованных горизонтов.
С днем рождения, Черепашки-Ниндзя!
Подписывайтесь на наш Telegram, подключите VK Donut или поддержите нас на Boosty!