Ведьмы и сонный нуар: Обзор комикса «Фантоник. Том 1»
Нуарный детектив о ведьмах и снах — читаем комикс «Фантоник».
Если наш ГлавВред выбрал для обзора комикс «Боксер», потому что занимался боксом, я выбрал комикс про сны, потому что люблю поспать. И ведьм тоже. Нуар чуть поменьше, но что мне точно по вкусу – тягучая атмосфера тайны и странностей.
Загадки тут начинаются с названия.
Что же такое «Фантоник»?
«Фантоник» — прибор, с помощью которого можно видеть правдоподобные сны. Сент-Ритц — тот самый город из нуарных фильмов и книг, застывший в начале XX века, полный сигаретного дыма, роковых красавиц и безжалостных гангстеров. Генри Милтон — лейтенант полиции, которому придется расследовать сразу несколько странных и весьма жестоких убийств. Ведьмы — те, на кого в Сент-Ритц идет охота…
Используя «синопсисовую математику» в этом комиксе «Паприка» встречает «Мальтийского сокола» и вместе они натыкаются в переулке на «Мастера и Маргариту».
Начнем со снов. В Сент-Ритц контролируемые сновидения – это товар, который можно купить за деньги в салоне (буквально «кассета с фильмом»). Если сэкономишь, могут подсунуть и своеобразный «брак» – тогда прогулка по облакам обернется лихорадочным кошмаром. За достойную плату же может рассчитывать на сеанс по высшему разряду. До момента, пока некто не вмешивается в чужие сны. Например, в сон про перфоманс в «Крем-Сода-баре».
Интересно, зачем людям, способным позволить себе дорогой «Фантоник», заказывать себе сон про ресторан? Они-то явно и так могут себе его позволить – как бы то ни было, в очередной такой сеанс врывается незваный гость и превращает его в психологический кошмар.
На самом деле, сценариев кошмаров не так много: преследование, опоздание, падение и так далее. Человек в маске же выбирает один из самых мучительных – выставить спящего опозоренным перед обществом. Привилегия в виде сна-шоу оборачивается раскрытием грязных тайн. Издевательским, но все равно эффектным.
Таков весь комикс «Фантоник», как мне кажется. Сначала он раскладывает перед тобой все театральные атрибуты нуара и городского фэнтези, а затем ореол мистерии спадает и остаются приземленные будни. Даже по структуре комикс напоминает рутинный день: сначала тебе снятся запутанные сны, потом ты просыпаешься и в голове все еще витает полудрема, а затем наступает пора заниматься обычными делами. Так и здесь, начинаем мы с психоделичных снов, затем переходим к «фильму про мафию», а оборачивается все старым добрым детективом про убийство. Будто бы и не было полетов во сне – ближе к финалу первого тома главному герою-детективу приходится разбираться с преступлением и банальным поиском денег.
А еще больше жизненности комиксу добавляет преследование ведьм: по всему Сент-Ритцактивно идет агитация против них. Вообще почти что «слайс-оф-лайф».
По крайней мере в первом томе складывается ощущение, что охота на ведьм – это… буквально охота на ведьм. То есть ведьмы стали таким удобным собирательным врагом на все случаи жизни. Например, подозреваемая раскладывала карты Таро? Так она ведьма, можно сразу арестовать! Есть родственницы-ведьмы? Так можно сразу спихнуть все дела в некий комитет, пускай они разбираются! Думаю, в продолжении ведьмы явно будут играть более яркую роль в сюжете, но пока это мишень для местной «инквизиции», что еще больше сгущает мрачную атмосферу.
Кстати, о мраке и яркости. Есть истории, которые идеально подходят для черно-белого стиля. Тут тот самый случай. И странные сны, и дождливые улицы, и дорожки в парках благодаря оттенкам серого сливаются в один негостеприимный город. Отсутствие цвета помогает увязать Сент-Ритц в одну большую темную декорацию, будто нарисованную мелком на асфальте. И это действительно тот самый абсолютный «нуарный город», в чьих играх теней можно разглядеть и Петербург, и Чикаго, и Лондон.
Для меня главный плюс комикса в том, что увлекает он изображением именно реалистичных сцен: пришел я за экспериментами со снами, а остался ради разговоров в темных коридорах и вечно пасмурного неба.
Мне нравится, как на персонажей наложена легкая карикатурность. Во внешности каждого из них преобладает какая-нибудь цепляющая деталь. У детектива большой точеный нос (забавно), у другого полицейского насупленные темные брови, у гангстера выразительный шрам, у цветочницы смоляная черная коса.
Свой комикс Дарья Кайдалова начала создавать еще в 2018 году – и вот сейчас он добрался до печати. За творчеством комиксистки можно следить в ее паблике, а эта серия вообще — «первая ласточка в ответвлении «Наши комиксы» от редакции АСТ Mainstream.
Комикс «Фантоник» стоит читать, если вам жизненно необходимо восполнить в крови содержание криминально-мистических тайн, беспокойных снов, дымчатой серости. Только стоит отметить, что первый том заканчивается на полуслове – до получения всех ответов еще далеко.