Те самые Черепахи в комиксах! «Черепашки-Ниндзя» от Archie Comics: Часть 1
Черепаший Марафон возвращается!
У нас уже есть мега-гайд по новейшим комиксам про «Черепашек-Ниндзя» от IDW, но это далеко не все, что стоит прочитать про Боевую Четверку. Поэтому встречайте новый лонгрид, посвященный Черепашкам от Archie Comics!
Всему миру издательство известно по комедийным историям о рыжем школьнике Арчи Эндрюсе из Ривердейла. Однако в истории Archie Comics встречались далеко не только подростковые комиксы о любовных треугольниках: в списке их публикаций можно найти «Соника», «Скуби-Ду!», «Флинстоунов» и, конечно, «Черепашек-Ниндзя».
«Черепашки» от «Арчи» выпускались с конца 80-х до середины 90-х, то есть во времена повальной Черепахомании. Благодаря невероятно успешному мультсериалу, неплохим фильмам и куче игр дети сходили с ума от панцирных ниндзя, пока производители игрушек купались в деньгах. Беззаботные веселые Черепашки и их неуклюжие противники полюбились аудитории, вот только они имели мало общего с оригинальными черно-белыми комиксами Mirage Studios.
Родители бы никогда не купили своим детям мрачные жестокие комиксы, где Черепахи скидывают Шреддера с небоскреба, а Сплинтер вынужден поедать сородичей. Но создатели «Черепашек-Ниндзя», Кевин Истмен и Питер Лэрд, не очень радовались превращению франшизы в аттракцион и не стали менять тон серии даже из-за бешеной популярности мультсериала – идеальным решением было параллельно запустить совершенно новый красочный комикс. Так Archie Comics приобрели лицензию на то, что умели делать лучше всего – дарить читателям легкую беззаботную комедию про любимых героев.
Пара слов о порядке чтения. В предыдущем гайде по комиксам IDW я советовал полагаться на хронологию из сборников The IDW Collection. Комиксы «Арчи» IDW также переиздало в сборниках, но c ними все не так гладко.
Во-первых, большинство книг содержит ровно четыре выпуска, что очень произвольно дробит арки на куски. Например, сюжет может оборваться на полуслове, потому что последний номер истории закинули уже в следующий том. Во-вторых, побочные лимитки совмещены с главным онгоингом в не совсем верной последовательности. Ну и в-третьих, обложка имеет мало общего с рисунком внутри.
Другое дело – сборники на русском языке «Черепашки-Ниндзя: Приключения» от издательства Illusion Studios! Самые преданные фанаты Черепашек издали около половины комиксов «Арчи».
И хотя большинство странных обложек перенесены из оригинальных ТПБ, сюжеты в наших изданиях распределены более адекватно. При этом купить комиксы вы можете и в мягком, и в твердом переплете. Правда, хардкаверы были выпущены ограниченным тиражом: эксклюзивные обложки для них нарисовал черепаший художник Крис Аллан специально для Illusion Studios!
Список книг Illusion Studios вместе с их содержимым, как и порядок чтения, вас ждет в конце статьи!
Illusion Studios стоит поблагодарить за отличные книги, но первыми комиксы «Арчи» на русский перевели не они. В 1993 году лицензия была приобретена «Эгмонт Россия ЛТД». однако они успели выпустить совсем немного комиксов, а затем эстафету подхватило издательство «Махаон». Хаотичный порядок номеров, смешной перевод, странная редактура, выброшенные страницы, а также плакаты, досье и куча удовольствия для детей – полный набор для комиксных журналов в девяностых-нулевых.
В сканлейте и сейчас можно отыскать сканы старых журналов «Махаона». Но если вы хотите почитать «Черепашек» на русском, лучше ищите книжки Illusion Studios: на старые выпуски «Махаона» стоит обратить внимания только ради ностальгии или внезапных каламбуров переводчика.
Но хватит предисловий. Пришло время заводить Панцирный Фургон и возвращаться в прошлое!
Герои в анимационных панцирях
Teenage Mutant Ninja Turtles Adventures vol. 1 #1–3 (далее для краткости – TMNTA)
- Сюжет и рисунок: Майкл Дуни и Дэйв Гарсия (инкеринг)
Первый черепаший комикс издательство выпустило в 1988 году, всего через год после премьеры мультсериала. Изобретать велосипед авторы не стали и просто пересказали события первого сезона, включавшего всего пять серий.
Пилотные эпизоды закладывали основу для будущих приключений Черепашек: знакомство с Эйприл, первое столкновение с Шреддером, Крэнгом и Бакстером Стокманом, превращение Бибопа и Рокстеди в мутантов, первое отфутболивание Технодрома в Измерение Икс. Разумеется, мы знакомились и с самими Черепашками. Умник Донателло, весельчак Микеланджело, лидер Леонардо и «cool but rude» Рафаэль, также на месте Панцирный Фургончик, берлога в глубинах канализации и ежедневное обжорство пиццей – отличная площадка, откуда можно стартовать навстречу новым испытаниям!
Получилось ли уложить пять эпизодов в три выпуска? Авторы мини-серии Heroes in a Half-Shell («Герои в панцирях») бережно подошли к адаптации, но сумасшедший темп все равно чувствуется. У Черепашек нет времени на передышку, уж больно мало трех выпусков, чтобы добраться от студии Шестого канала до финального сражения в Технодроме.
Гораздо любопытнее поразглядывать рисунок. Очень заметно, что Майклу Дуни легче дается изображение людей, чем мутантов и пришельцев: какие у него фактурные Эйприл и Шреддер! А вот с Черепашками порой творится беда. Почему-то у них сильно выросли зубы, но глаза сузились до щелок. И какие жуткие гримасы выдает Крэнг…
Но вообще дети любят пересматривать любимые мультики много раз, так что возвращение к Черепашкам в формате комикса должно было стать отличным приключением. Идея окупилась, и уже в 1989 Archie запустили полноценный онгоинг.
TMNTA vol. 2 #1-4 (дальше приписку про vol. 2 я буду опускать – второй онгоинг продлится до самого конца эпохи Арчи)
- Сюжет и рисунок: Дэйв Гарсия (#1-2) и Кен Митчрони (#3-4)
Поначалу комикс также повторял мультсериал. Выпуски #1-2 пересказывали Return of the Shredder из начала второго сезона, а #3-4 – следующую серию The Incredible Shrinking Turtles.
В общем-то, названия эпизодов говорят сами за себя. Сначала Шреддер вернулся и нашел себе учеников, готовых изображать Черепашек, чтобы подставить Боевую Четверку. А потом Ороку Саки с помощью уменьшающего луча превратил Черепашек в лилипутов.
Эти выпуски мне больше пришлись по душе по сравнению с «пилотной» лимиткой. Наконец можно неспешно насладиться потасовками с глупым Шреддером и веселым бардаком, что творится на Шестом канале.
Дэйв Гарсия перерисовал с нуля некоторых персонажей для комикса, чтобы сделать из более подходящими для комикса (особенно он постарался с коллегами Эйприл). Однако щекастые Черепашки все еще вызывали вопросы.
Но уже с третьего выпуска комикс преобразился, ведь рисунок Кена Митчрони вывел «Черепашек» на новый уровень! Во-первых, в них сразу стали узнаваться мультяшные прототипы. Во-вторых, арт отлично вписывался в уютный домашний стиль «Арчи». Разыгрывать комедийные сценки у персонажей точно получалось не хуже, чем у жителей Ривердейла. И в-третьих, Кен по максимуму использовал язык комикса: за пару штрихов он умудрялся прорисовать забавные рожицы, а из пары панелек выстраивал полноценную историю с завязкой и гэгом. Такими пластичными Черепашки еще никогда не были!
Гарантирую, что при прочтении вы будете слышать в голове ту самую озвучку из мультика. Даже жареных гвоздей предложат.
Казалось, что с приходом такого удивительного художника серия наконец обрела свой путь… Но тут на горизонте появились продюсеры мультсериала, и они были далеко не рады успехам комикса. Никто в Archie Comics не получал официального права на адаптацию эпизодов – из-за угрозы судебного разбирательства комиксистам пришлось прекратить переписывать сюжеты с экранов и начать выдумывать свои истории. Так началось зарождение одной из самых уникальных Черепашьих Вселенных в истории.
Все меняется и очень быстро
Когда доступ к анимационным сюжетам оказался перекрыт, издательству остро понадобились люди, для которых «Черепашки» были в первую очередь комиксом, а не мультсериалом. Поэтому для работы над онгоингом пригласили сразу двух авторов из Mirage Studios – Райана Брауна и Стивена Мерфи. Ранее Райан занимался инкерингом «Черепашек» и разрабатывал дизайн фигурок, Стив работал в Mirage Studios креативным директором.
Кроме того, дело было не только в авторских правах. Руководство Archie Comics было недовольно тем, что номера выходили раз в два месяца, и новым сценаристам предстояло ускорить онгоинг. По этой же причине художники стали часто подменять друг друга – так комикс сумел разогнаться до ежемесячного издания.
TMNTA #5-8
- Сюжет: Райан Браун и Стивен Мерфи (под псевдонимом Дин Клэриан) – далее этот же дуэт до определенного момента
- Рисунок: Кен Митчрони, Джим Лоусон
Первые выпуски новой команды по привычке легко принять за перерисованные эпизоды. Это только на первый взгляд: стоит вчитаться в них повнимательнее, и вы заметите, что комикс стал более раскованным. Структура с «монстром недели» и обязательной победой над злом пока что сохраняется, но уже совсем скоро она разлетится на куски.
Наполнять свою Вселенную сценаристы начали с проверенного варианта – мутантов и пришельцев:
Рэй Филлет (он же Мэн Рэй) стал первым новым персонажем дуэта и задал тон всем последующим мутантам. Он яркий, сильный, добрый, крутой, а еще учит детей беречь океан от мусора! Само собой, игрушка из него бы тоже получилась отменная.
Благодаря нескольким отсылкам Рэй для Стивена Мерфи стал связующим звеном между «Черепашками» и его предыдущим комиксом The Puma Blues. Он был посвящен теме экологии и ответственности общества за свои поступки – далее «зеленая» направленность станет главным лейтмотивом «Черепашек» Арчи.
В мультфильме Кожеголовый получился агрессивным громилой с повадками реднека, в комисах «Миража» его история оказалась весьма трагичной. Однако в обоих случаях он был зверем, получившим разум – Райан и Стив же полностью переработали его как жертву проклятия. Брать чужое, так же плохо, как вредить природе! И хотя Джесс остался диковатым ящером, благодаря Черепашкам и другим мутантам он изменился в лучшую сторону.
Дизайн Кожеголового и для мультсериала, и для комикса придумал Райан Браун. Это также оммаж, пусть и не такой серьезный, как у Стива: во внешности Джесса Харли воплотился любимый актер сценариста, Лэнс Хенриксен («Бишоп» из «Чужих»).
На появлении новой версии Кожеголового читатели уже могли догадаться, что они больше не в Канзасе, а комикс разошелся с мультсериалом… И следующий выпуск эту догадку только укреплял.
Огромная голова коровы-телепортера по имени Кадли заглатывала Черепашек и переносила их на астреоид с ареной для боев. И это только начало странностей: денежное дерево-организатор ставок, утка-качок Эйс Дак и верзила Ревущий Пес, новые костюмы Черепашек – поток нововведений превратился в настоящий ураган креатива. Особенно неожиданно было обнаружить в космическом приключении Кожеголового. Как же так, с ним же разобрались в прошлой истории? Сейчас правила изменились: на смену ситкома пришла многоступенчатая сага с развитием персонажей.
Благодаря Кадли братья посетят еще много странных мест (и времен), но пока она возвращает их в Нью-Йорк, который терроризируют инопланетная летучая мышь и его симбиот-комар. А затем выясняется, что вся раса Шизолета обречена на вымирание из-за Крэнга: одновременно и Крэнг из розового тюфяка стал мегаломаньяком, и авторы прибавили к эко-урокам новый важный посыл.
Маниакальный крылатый ужас ночи с тяжелым прошлом и напарником-прилипалой – это еще и смешная пародия на Бэтмена с Робином.
Как мне кажется, именно Райан и Стив открыли метод, позволяющий обновлять Черепашек в каждой следующей версии. Они не стеснялись вводить своих новых персонажей (а также избавляться от них), в то же время герои из миражевских комиксов, мультсериала и даже линейки фигурок постоянно переосмыслялись.
В целом, и в анимации тоже заимствовали многое из оригинала, но там «реинкарнация» чаще всего сводилась к шутке или упрощению. Райан и Стив же давали существующим персонажам новую жизнь, когда придумывали им новый ориджин или же просто доводили образ до ума. И если поразмыслить над всеми Черепашьими воплощениями, то баланс между новыми идеями и наследием окажется главным залогом успеха: самым удачным версиям его удалось соблюдать (мультсериал 2003 года, комиксы IDW), а отдаление от истоков не закончилось ничем хорошим (экстремальный Image, «Эволюция Черепашек-Ниндзя»).
Всего за четыре выпуска Райан и Стивен встряхнули онгоинг так, что стало невозможно предсказать, куда Черепашек занесет в следующий раз. Смогли ли художники угнаться за полетом фантазии?
Да! Их стили были похожи, но каждый подходил к изображению Черепах по-своему:
Все же плавный стиль Митчрони мне ближе – для меня он остался любимым художником серии.
TMNTA #9-13
- Рисунок: Кен Митчрони, Джим Лоусон
После прорывного старта авторы решили сосредоточиться на городских историях, а точнее канализационных. Черепашек ждало столкновение с Хамелеоном – шпионом, который мутировал в… хамелеона (Холодная война была на исходе, но расслабляться нельзя никогда).
Звучит слишком нормально? Только до появления двух новых мутантов, человека-таракана Скамбага и гигантского червя Вирма. Последний получился одним из самых жутких черепашьих монстров: в последующих адаптациях его постарались сделать скорее странным, чем страшным, и только дизайн от Митчрони вызывает смесь отвращения и жалости.
Не обошлось без посещения Крысиного Короля. Здесь это отстраненный отшельник Ха’нтаан, правящий «везде, куда дотянутся его дети». Он вне борьбы добра и зла, а за страшный облик с выпученными пустыми глазами в этот раз стоит откланяться перед Джимом Лоусоном (он же рисовал оригинального Короля для «Миража»).
Кажется, я о ком-то давно не упоминал. Помните про Шреддера и Крэнга? Нельзя сказать, что они исчезли из комикса совсем. Просто у Райана и Стивена наплодилась масса собственных сюжетных линий, и отвлекаться на клишированные истории о проделках с Технодрома было бы шагом назад.
Нужно было эффектно вывести старых врагов из сюжета – решением стала грандиозная битва на разрушенной планете Хиробыль (Хиросима + Чернобыль), куда позвали Мутанималов и хищных воинов-насекомых из роя Малигны. В итоге Шреддер отправился в тюрьму, Крэнг – в ссылку на планету-свалку, а Бибоп и Рокстеди – мир диких животных, где они могли мирно жить рядом с братьями по разуму.
Теперь Черепашки были готовы к встрече с новыми друзьями и врагами.
Спустя десяток выпусков мягкого перезапуска можно выделить три момента, которые выделяют это воплощение Черепашек:
- Мощный экологический посыл. Уже в первых сюжетах при помощи Кадли Черепашки заглядывают в мрачное будущее, где планета завалена мусором. Братья будут регулярно защищать природу от жадных людей, а одним из самых опасных их врагов станет демон-бизнесмен, готовый продать Землю по кускам ради наживы. Даже на самих комиксах «Арчи» можно заметить значок, что они изготовлены на переработанной бумаге! Про многочисленные вставки с социальной рекламой и говорить не стоит – издательство очень старалось привить своим читателям заботу об окружающей среде.
- Боевая Четверка действует как одно целое. Это самое сильное различие с комиксами IDW, которое сразу бросается в глаза. В современных онгоингах каждого из братьев пытаются сделать максимально индивидуальным: у всех Черепашек есть своя долгая арка на десятки выпусков, свои собственные враги, увлечения и страхи. Например, Майки увлеченно тренирует маленьких мутантов, а Лео постигает духовный мир через медитации.
В комиксах «Арчи» Черепашки всегда вместе – они настолько на одной волне, что даже договаривают фразы друг за другом. Разве что только Раф попытался выделиться, когда начал носить черное трико.
- Комикс старается быть интересным и детям, и взрослым. Благодаря мультяшному рисунку серия идеально подходила для продажи школьникам, но авторы как будто рассчитывали, что маленькие фанаты Черепашек позже перечитают любимые выпуски и очень удивятся. Например, Шизолет сходит с ума, когда его раса лишается самок… А глядя на инопланетные развалины, Черепашки вспоминают крах Римской империи и СССР. Дальше комикс только сильнее будет использовать неоднозначные символы, и все равно останется ярким приключением, где найдется место и одноглазым пришельцам, и религиозным отсылкам.
Ах да, основной атрибут «взрослых» комиксов – смерть. Сценаристы не боялись убивать своих персонажей. Пусть насилие не показывали в кадре (пока что), такая смертность персонажей казалась неожиданным сюрпризом для фанатов, пришедших к комиксам после мультсериала.
National Pizzagraphic
Хиробыль, разрушенная Земля будущего, мир Шизолета показывали последствия глобальных катастроф. Но важней было не напугать читателей, а объяснить, как можно избежать грядущих бедствий.
TMNTA #14-17
- Рисунок: Дональд Симпсон, Кен Митчрони
Черепашки должны были столкнуться с врагами природы лицом к лицу – Кадли очень удачно забросила их в бразильские джунгли, кишащие бандитами и браконьерами!
Для начала они подружились с благородным защитником джунглей Джагваром.
Изначально он задумывался как один из многих вариантов для создания экшен-фигурок: линейка должна была включать мутантов со всего света, в том числе тасманского дьявола и комодского варна. Выпуск игрушек отменили, но идея о воине-ягуаре воплотилась в комиксе.
Джагвара легко принять за мутанта, но на самом деле его происхождение стилизовано под легенду: будущий герой оказался ребенком храброй женщины из племени индейцев и Духа Ягуара. От этого Джагвара история выглядит еще более грустной – он обречен сражаться в неравной битве за джунгли с цивилизацией, хотя его народ обречен на вымирание, как обитатели тропиков – на истребление.
Совсем другим выглядит путь волка Дредмона. Нищий темнокожий подросток с Ямайки был вынужден воровать ради выживания. Однажды жулик умыкнул магический талисман, получил способность обращаться в сверхбыстрого зверя и с восторгом начал проворачивать дерзкие кражи. Но жадность обернулась против Дредмона, когда он утратил возможность возвращаться в человеческий облик.
Как и Джагвар, Дредмон стал союзником Черепах в битве за сохранение джунглей, но вечный бродяга абсолютно свободен в отличие от ягуара: свой родной дом волк давно потерял, и на этой земле его ничего не держит.
Довольно противоречивые выпуски по настроению. Тут постоянно кипит чувство несправедливости, вокруг все больше врагов, но одновременно хватает и созидательных пейзажей, и милых мирных эпизодов с добрыми делами. Это как «Аватар»: восхищение природой неотделимо от чувства ненависти к ее врагам.
Пора возвращаться в Нью-Йорк. Там уже затевается сделка века: демонический мистер Налл готовится продать Малигне Землю!
TMNTA #18-19
- Рисунок: Кен Митчрони, Марлен Бекер, Гарретт Хо
Но перед этим еще один новый друг-мутант – панк-скейтер Мондо Гекко. Случайно превратился из-за остатков мутагена Шреддера, но остался хорошим парнем и не расстался со скейтом и брекетами.
А теперь – сделка века. Жукам Малигны нужен был новый дом, и Земля идеально подходила для опустошения. Черепашки оказались захвачены подручными мистера Налла, и помощь пришла со стороны новой команды – Могучих Мутанималов!
Mighty Mutanimals vol.1 #1-3
- Рисунок: Кен Митчрони, Гарретт Хо
Я могу смело заявить, что Мутанималы как команда выглядят намного интереснее Черепашек-Ниндзя. Как уже отмечал выше, Боевая Четверка слишком неразлучна, как будто это один большой персонаж, поделенный на четыре панциря. Разношерстный коллектив Мутанималов – совсем другое дело! Рэй, Кожеголовый, Шизолет, Шарикозаролик, Джагвар, Дредмон, Мондо Гекко и по одиночке могут вытащить на себе историю, а вместе со всей семеркой стоит бояться только об одном. Смогут ли авторы грамотно совместить их таланты?
Сценаристы не стали сильно рисковать с новой командой и на первый раз доверили им роль спин-оффа для «Черепашек». Пока Боевая Четверка томилась в плену, Мутанималы вместе с Рафом должны были найти способ одолеть гигантское воинство. Главной интригой оказался способ собрать всех геров вместе, а ключ к победе над инопланетными насекомыми, как всегда, заключался в королеве. Типичная формула сюжета для тай-ина при ивенте. В принципе, читатели могли и пропустить «Мутанималов», разве что удивились бы быстрому исчезновению злодеев в следующем номере.
Шреддер и Крэнг наносят ответный удар
В комиксах никто не пропадает навсегда.
TMNTA #20-25
- Рисунок: Билл Врэй, Байрон Вонс, Джин Колан, Крис Аллан, Гаррет Хо, Джим Лоусон
Только разобрались с Наллом и Малигной, а перед нами готовится дебют нового персонажа!
Пожарный Чу Си пытался спасти из огня ребенка, но оказался в ловушке пламени. Владелец китайской антикварной лавки сжалился над ними и метнул в огонь флягу с зеленым дымом – так спасатель стал Воином-Драконом… ГИГАНТСКИМ Воином-драконом, как Фин Фан Фум. Его размер пригодился в битве с ОГРОМНЫМ Роботом Фут.
Может быть, приближение азиатских мотивов подтолкнуло комикс к безумию. Или дело в прошлых арках: их можно было упрекнуть за слишком настойчивое повторение морали, так что сейчас нам дали передохнуть в легком супергеройском экшене. Итог все равно один – дальше начали твориться веселый трэш, в котором замечательно все.
Жил себе в далекой хижине отшельник и однажды его так достали плохие новости по телевизору, что он решил выбросить телик. Увы, в тот же момент на него свалились радиоактивные отходы, и он стал… человеком-телевизором Видом Вишесом.
Желая рассказать миру о том, что он катится в бездну, Вид захватил Шестой канал, пока в дело не вмешались Черепашки… и внезапно вернувшийся Шреддер! Пока Донни и Вид боролись в киберпространстве (в разноцветных точках), Шреддер скачал их на дискету и сбежал.
Глубокой морали не будет. Шреддер вспомнил о своем японском прошлом и устроил Черепашкам, Сплинтеру и Эйприл нечто вроде «реалити-шоу» на выживание, где Сплинтера словили в мышеловку. Но потом на подмогу пришел Раф (вернулся наконец из круиза с Мутанималами), и все остались счастливы, пока на Землю снова не пожаловал Крэнг.
Даже на токсичной помойке Крэнг нашел, где применить свои организаторские таланты. Для побега он завербовал других заключенных, циклопа Беллибомба и очень сердитого Слэша.
Но что Слэш делал в заключении? В этой версии пятая Черепашка стал пришельцем с планеты пальм под названием Пальморай. Потом туда прилетели строители, чтобы вырубить все деревья и построить президенту чего-то там коттедж – Слэш впал в ярость и всех убил. С тех пор он одержим желанием увидеть пальму…
Я обожаю Слэша как персонажа, и во всех появлениях мне его немного жаль. Обиженный на мир Черепашка, выросший без поддержки братьев, да еще и ультрасильный… Идеальный пример антигероя.
Кульминацией плана Крэнга должна была стать месть Черепахам, для чего Крэнг позаимствовал у Шреддера голову. Впрочем, в конце концов все вернулось на свои места, только Слэш остался на свободе, а Шреддер… немного изменился после слияния с Крэнгом и в следующий раз вернется уже другим человеком.
На этом история Крэнга, Бибопа и Рокстеди завершается. Их финальное появление пропитано тем самым задорным настроем из мультика, когда для захвата Земли нужно было построить гигантский замораживающий луч, а Шреддера могла избить его мама. Даже поднадоевшие нравоучения о природе отошли на второй план, чтобы читатели смогли насладиться последним бенефисом любимых злыдней. Впереди только перемены – ламповые догонялки с Технодромом навсегда остались позади.
Чем еще примечателен этот арк? Над комиксом начинает работать легендарный Крис Аллан. Пожалуй, из всех художников именно у него хорошо получалось рисовать и людей, и мутантов, и инопланетян, и роботов, и вообще все, что взбредет в голову Стиву Мерфи. А какой у него шикарный Крэнг!
Замечательный арт Криса Аллана для вариантных обложек сборников на русском вы найдете в конце статьи.
Но приобретение не обошлось без потери.
TMNTA #26-27
- Сюжет: Даг Брэммер
- Рисунок: Кен Митчрони
Далее последовало два необязательных филлера, за которые взялся приятель Райана Брауна, Даг Брэммер.
В первом выпуске разные существа из книжек по криптозоологии (Бигфут, Йетти, Несси и так далее) хотят покинуть Землю, потому что она обречена, но Майки доказывает: надежда спасти планету еще есть. Во втором номере Эйприл ведет расследование о захоронении отходов в странном городке, где творится всякая чертовщина (мутанты).
Но важно другое. После выпуска про недружелюбный город Райан Браун оставил основной онгоинг.
Интересно, что лучшие периоды в черепашьей истории создавались в соавторстве: креативный дуэт Кевина Истмена и Питера Лэрда запустили комикс, троица IDW c тем же Истменом, Томом Вальцем, Бобби Кёрноу подарила Боевой Четверке одну из самых волнующих и драматичных эпох. Видимо, сложная конструкция из «подростков», «черепашек», «мутантов», «ниндзя» не оставляет шансов смотреть на комикс с одной точки зрения!
И Стивен Мерфи с Райаном Брауном стали такой же командой мечты, которая принесла нам Золотой век комиксов Арчи. Я не просто так называю его Золотым: без своего напарника Стив станет все чаще склоняться в сторону мрачных поворотов сюжета и угрожающих призывов спасать экосистему.
Почему же Райан покинул «Черепашек»? Творческий «взрыв» из новых идей вдохновил автора заниматься своим собственным проектом – мультсериалом Wild West C.O.W.-Boys of Moo Mesa и игрой по его мотивам.
Стоит сказать, что Райан Браун не бросил «Черепашек» совсем. Позже вместе с Дагом Брэммером он создал кроссовер Боевой Четверки и Арчи, а также Райан продолжил работу над обложками и отдельными историями. Также Райан участвовал в разработке мультсериала «Могучие Мутанималы»: проект мог стать чуть ли не прямой адаптацией комиксов «Арчи». Состав команды собирались перенести из первоисточника, главным злодеем становился Крэнг, а угрозами поменьше – такие персонажи, как Малигна, Вирм, Скамбаг.
Но вернемся к комиксу, а точнее к Эйприл.
TMNTA #24-27 (бэк-ап истории)
- Рисунок: Крис Аллан
Во время прочтения онгоинга я словил себя на чувстве дежавю. Как в современных комиксах IDW от Софи Кэмпбелл, Черепашки будто бы решили оставить путь ниндзя позади. Судя по приключениям, Подростков-Мутантов можно назвать супергероями, защитниками природы или путешественниками, но не воинами тени. Тем временем Эйприл время зря не теряла и начала обучаться искусству ниндзя у мастера Сплинтера!
Пока Черепашки возвращали Крэнга в тюрьму, Эйприл ближе знакомилась с Чу Си (Воином-Драконом), когда его внезапно похитили ниндзя. С катаной наперевес Эйприл попыталась отразить атаку, но «закон ниндзя» не сработал, и ее потенциального парня увезли в Японию… Получилось, что в линии Эйприл было больше ниндзя-моментов, чем у самих Черепашек! И за прогрессивный апгрейд от «журналистки в беде» до «дамы с мечом под рукой» тоже плюс.
Но пора и Черепашкам вспомнить о своем предназначении.
Вокруг за света за десять выпусков
Чтобы спасти друга Эйприл, Черепашки отправились на родину ниндзюцу – в Японию! Миссия обернулась долгим турне по Азии, где Черепашки встретили новых друзей, снова столкнулись с Шреддером, а также с богатой восточной культурой.
Midnight Sun (TMNTA #28-30)
- Сюжет: Стивен Мерфи (вернулся!)
- Рисунок: Крис Аллан
Вечное проклятие Японии в комиксах – все рано или поздно сводится к ниндзя. Конечно, ведь по уровню крутизны с ниндзя просто невозможно конкурировать! На втором месте штампов, наверное, должны расположиться кайдзю… Ну а на третьем – духи: всевозможные кицунэ, они, тануки и так далее. То есть романтизированное прошлое, постоянно маячащая тень катастрофы (природной или рукотворной) и загадочный фольклор – все эти элементы комиксной Японии есть в арке «Полуночное Солнце». Черепашкам нужно помешать злому лидеру ниндзя вытянуть силы из Воина-Дракона и остановить пришествие колоссального древнего демона.
Даже в таком незатейливом сюжете Стив Мерфи остается собой. Поездка в Японию могла бы обернуться веселым аттракционом с избиением ниндзя, но только не с Мерфи в кресле сценариста. Самым эмоциональным моментом арки становится история Сплинтера о потерянных истоках: некогда мальчик Хамато Йоши жил и тренировался в Хиросиме, пока США не сбросили на город атомную бомбу. Его сенсей ослеп, а Йоши с семьей был вынужден покинуть разрушенный город…
Поэтому арк «Полуночное Солнце» напомнил по настроению «Росомаху» Криса Клэрмонта и Фрэнка Миллера. Хотя комикс наполнен масштабными сражениями драконов и ниндзя, порой кажется, что эта чужая битва для Боевой Четверки и Сплинтера: Черепашки в Японии всегда останутся максимум гостями, а Сплинтер связь с Хиросимой давно утратил.
В ходе сражения Черепашки обретают не только ценный опыт, но и новую союзницу. Лисица Ниньяра предала свой злодейский клан и перешла на сторону Черепашек.
Ниньяра – «мама» Алопекс из актуальных комиксов! Авторы IDW не стали переосмысливать Ниньяру и создали на ее основе новую героиню, однако у двух лисиц нашлось много общего (например, роман с Рафом).
Мне не очень понравился дебют Ниньяры. Я знаю, что дальше она сыграет в жизни Боеовй Четверки весомую роль, но пока она интересна скорее авансом – свое судьбоносное решение перебежчица приняла слишком быстро, да и сложно назвать лису-трикстера чем-то оригинальным, как и разговоры о чести. Даже по цвету она почти сливается со Сплинтером.
TMNTA #31-32
- Рисунок: Крис Аллан
После победы над ниндзя следуют два филлерных выпуска с «экскурсией» по Японии. Черепашки разными путями постигают свою духовную родину.
Черепашки наконец разделились! Наконец каждый из братьев получил по своему собственному кусочку сюжета: Раф и Ниньяра избивают проходимцев на импровизированном свидании, Майки с новой подружкой запускает воздушного змея и валяет дурака, Дон озабочен проблемами энергетики, а Лео, конечно, тренируется. А Эйприл тем временем целует Чу: один из немногих таймлайнов, где обошлось без Кейси Джонса! Может, это лишь небольшой тайм-аут между арками, но я соскучился по таким одиночным историям.
TMNTA #33-34
- Рисунок: Крис Аллан
После каникул в Японии Черепашки, Ниньяра и Сплинтер отправились в Тибет для встречи с духовным наставником Хамато Йоши – Чарли Ламой. В компании с четырехруким тигром Катманду они оказываются в эпицентре покушения на старейшину…
После отработки стандартных японских тропов тибетский арк вдруг резко выбивает землю из-под ног своим политическим и философским высказыванием. А если за тридцать лет предупреждение нисколько не устарело, это очень печальный знак: китайские военные пытаются избавиться от Чарли Ламы, чтобы подавить надежду в сердцах тибетского народа. Но они бессильны против буддизма – мудрец умирает своей смертью и перерождается в теле ребенка.
Если в Японии мир оживлялся через идеи синтоизма, то сейчас благодаря буддизму Черепашки постигают смирение перед судьбой.
TMNTA #35-37
- Рисунок: Крис Аллан
Следующая остановка – Аравийский полуостров. Пересекая пустыню на верблюдах, Черепашки сталкиваются с враждебным караваном. Их обвиняют в краже легендарной святыни Черный Камень, а замешан в преступлении… Шреддер!
После буддизма и синтоизма логичным шагом казалось познакомить читателей с исламом… Что ж, это стало одним из самых трудночитаемых арков в первой половине комиксов «Арчи». Стива Мерфи стоит похвалить хотя бы за смелость: все-таки на дворе было начало 90-х, когда не все читатели были готовы читать про мусульманских паломников (об этом ниже). Однако история все чаще напоминает путешествие Черепашек внутрь энциклопедии «Вокруг света», сдобренной щедрой рекламой игрушек. Целая стена текста экспозиции. Внезапный новый сокол-мутант (или не мутант? Я запутался). Внезапный кот-терминатор из будущего! Внезапный Шреддер, который будто насмотрелся самурайских боевиков и заговорил о чести.
От всего этого голова идет кругом – следующий бессмысленный выпуск #37 про космический рестлинг кажется оазисом после пробежки по пустыни.
К слову, «тибетские» и «арабские» выпуски не переиздавались в сборниках IDW по понятным причинам.
Но если оставить за скобками странности, «мировой тур» оставил уйму ярких впечатлений. В черепашьих историях я не припомню ничего похожего по глубине отдаления от шаблонных драк.
Мне не кажется, что Стив Мерфи в ходе путешествия по Востоку стремился углубиться в детали разных культур или добавить зашифрованное двойное дно. Странствие еще раз напомнило братьям, что мир невообразимо большой и разнообразный – и уж точно не делится только на плохих пришельцев и благородных ниндзя.
Однако погружение в религиозный символизм было бы неполным без христианства. Поэтому уже в следующем арке Черепашки столкнулись… с Всадниками Апокалипсиса!
В единении – Черепашья Сила
У появления христианских сюжетов в «Черепашках-Ниндзя» есть своя предыстория. В ходе публикации восточного турне в редакцию начали приходить письма от недоумевающих читателей. Христианские фундаменталисты были недовольны появлением чуждых религий («Бог создавал Луну и Солнце совсем не так!») и на полном серьезе спрашивали, почему на страницах комикса появляются слова вроде «медитации». Новый кроссовер призван был закрыть все вопросы насчет религиозного посыла «Черепашек».
Если первый кроссовер с «Мутанималами» был историей «Черепашек» с приглашением новой команды, то сейчас все наоборот. К совместной арке подводили целых пять номеров новой серии, посвященной самым могучим мутантам!
Mighty Mutanimals vol.2 #1-5
- Рисунок: Гаррет Хо, Майк Казалех
Мутанималы занимаются разными добрыми делами, пока Джагвар не узнает, что его мать в беде. Команде предстоит отправиться путь, чтобы вырвать ее из рук самой Смерти…
Чтобы напомнить читателям о Мутанималах, в хоже странствия Стивен Мерфи по очереди выделяет каждому персонажу по минуте славы. Например, Шизолет проваливается в болезненный флэшбэк о родном мире, откуда его вытаскивает Шарикозаролик. Или Рэй пытается справиться со боязнью неизведанного и вспоминает, что был ученым: в тем времена научный интерес был сильнее страха смерти.
Интересность этих флэшбэков напрямую зависит от интересности самих персонажей. Трогательная дружба Шизолета и Шарикозаролика не может не цеплять, а вот истории Рэя будто не хватает… глубины (бадумс).
Все эти истории объединяет очень прямолинейное морализаторство, над которым иронизируют даже сами Мутанималы. Если они услышали байку, так похожую на притчу, может быть, это… аллегория? Все это к тому, что не все истории нужно воспринимать буквально, а уметь извлекать уроки важнее, чем спорить о мелких деталях. Достойный ответ на письмо получился.
Спустя пять выпусков настоящий враг оказался раскрыт – это Дьявол, а точнее мистер Налл, нанявший Всадников Апокалипсиса!
United we Stand, Divided we Fall (TMNTA #38 + Mighty Mutanimals #6 + TMNTA #39)
- Рисунок: Крис Аллан, Майк Казалех
Собственно, сам кроссовер. Кадли забрасывает Черепашек в пустыню, Мутанималы сражаются с армией Налла, все объединяются против Всадников Апокалипсиса.
Я даже удивлен, что никто из последующих черепашьих авторов не вписал сюжет этих харизматичных злодеев. Мерзкие Всадники подвергают несчастных мутантов таким изощренным пыткам, будто зачитывались они «У меня нет рта, но я должен кричать», а не Иоанном Богословом.
Их иллюзии о разрушении мира – это словно финальный экзамен по защите Земли: точно усвоили, что нужно беречь природу? Тогда вот вам марафон кошмаров, чтобы точно поняли! Страшнее всего, что эти страхи очень реалистичны.
И напоследок. Мистер Налл – просто невыносимый урод, который ходит буквально по грани возрастного рейтинга. Но добро победило, хотя у него на это было всего лишь полвыпуска.
Кроссовер завершился к концу 1992 года. Отличная черта, чтобы завершить первую часть гайда!
Десерт
Также на десерт можно прочитать несколько бонусных выпусков:
Teenage Mutant Ninja Turtles Meet Archie
Куда только судьба не закидывала Арчи и компанию: сражения с Карателем и Хищником, нашествие зомби и акулье торнадо, семь сезонов сериала «Ривердейл». Конечно, Черепашки не могли не заглянуть к главной звезде своего издательства: Четверка помогла Арчи спасти Веронику из рук бандитов.
Также спецвыпуск включал еще три истории. Второй сюжет неожиданно поменял рисунок на более реалистичный, из-за чего в столкновении со скелетами-пиратами самыми страшными оказались зубастые чешуйчатые Черепахи. Третий же снова поднимал тему переработки отходов: как было отмечено в начале комикса, команда Mirage studios делала благотворительные пожертвования в исследовательскую программу по загрязнению воды.
А в последней истории представили нового мутанта Манмота – первобытного человека, обращенного Шреддером в гибрид мамонта. Отдаленно судьба гиганта напоминает проклятие Халка, которого невероятная сила сделала монстром в глазах окружающих.
Teenage Mutant Ninja Turtles Meet the Conservation Corps
В этом кроссовере дебютирует новая команда. Это такая гремучая смесь Мутанималов, Иксменов, Зеленых Фонарей и посыла любить природу: благодаря инопланетным артефактам четверо животных из разных частей Света получили суперспособности. Английский ежик, буйвол с равнин Северной Америки, светлячок из амазонских джунглей и африканский носорог объединились с Черепашками, чтобы победить гигантскую утку, разозленную утечкой нефти. А затем Корпус Сохранения отправился защищать Землю от загрязнения.
Позже герои получили собственную серию, однако продлилась она всего три выпуска.
Teenage Mutant Ninja Turtles Adventures Special #1-3
Спецвыпуски начали выходить с лета 1992-го, далее раз в сезон читатели получали новый увеличенный комикс. Всего вышло 11 спешлов, каждый содержал по две истории, боле-менее обособленных от происходящего в основном онгоинге. При большом желании можно найти их место в хронологии, но я бы спокойно читал их как отдельные приключения из жизни Черепашек без четкой привязки к континьюти.
Раз уж мы остановились на конце 1992 года, то посмотрим первые три номера:
#1: Авторы «зеленых» комиксов про Черепашек часто поднимали тему истребления животных, но отправлять братьев только на защиту всяких зубров и панд было бы не слишком зрелищно. Поэтому место зверей из Красной книги часто занимали мифические создания.
If a Tree Falls… – во время поездки в национальный парк Черепашки уничтожают роботов-дровосеков, вот только они оказываются проектом миллиардера для очищения места по захоронению отходов. Ситуация осложняется тем, что вырубка леса угрожает племени сасквотчей…
Название The Last Sea-Serpent нетрудно разгадать. Жуткий подводный гигант оказывается вымирающим видом, и его преследует киборг-браконьер. В конце концов, вывод у историй один: лучший способ уберечь редких животных – оставить их в покое. Или же протянуть им нунчак помощи, в крайнем случае.
#2: Второй выпуск получился менее серьезным. The Wrath of the Fire God напоминает «Скуби-Ду» по завязке: на тихоокеанских каникулах Черепашки расследуют вмешательство бога огня в строительство обсерватории. И еще там есть замечательный диалог про развитие инфрастуктуры и трудоустройства.
The Ghost of 13 Mile Island продолжает детективную линию, только в этот раз Эйприл с друзьями разыскивает пропавшего профессора, пока в лаборатории бродит призрак.
#3: Третий номер еще сильнее ударился в паранормальное, ведь комикс стал пародией на старые фильмы ужасов с изрядной долей трэша из черепашьего мультсериала. В The Night of Monsterex Крэнг суперлучом оживляет монстров из телевизора, и Черепашки сражаются со комбинацией Монстра Франкештейна, Оборотня и Мумии.
Хотя в Monsters are the Rage также оживают кошмары, она совсем другая… Это печальная история о том, какой непоправимый след оставляют издевательства в душе ребенка. «Черепашки» от «Арчи» могут разбить сердце в любой момент.
Как было обещано, краткий список чтения вместе с указанием сборников «Черепашки-Ниндзя: Приключения» от Illusion Studios, где их можно прочитать на русском (слева – вариант в мягком переплете, справа – в твердом).
Пересказ мультсериала:
- «Книга 1. Герои в панцирях»: мини-серия TMNTA vol. 1 #1–3
- «Книга 2. Возвращение Шреддера»: начало онгоинга TMNTA vol.2 #1-4
Также Illusion Studios выпустили сдвоенный сборник, объединяющий два «мультяшных» арка:
А для фестиваля Bigfest были изданы особенно ценные вариантки (тираж каждого тома – всего 200 штук):
Появление новых мутантов, победа над Шреддером и Крэнгом:
- «Книга 3. Межгалактический рестлинг»: TMNTA vol.2 #5-8
- «Книга 4. Решающая битва»: TMNTA vol.2 #9-13
Третий том получил лимитированное издание для Comic Con Russia 2018:
Черепашки «Арчи» всех вдохновляют на добрые дела: четвертый том был выпущен в специальном ретро-издании, деньги от продажи книг отправились в томский благотворительный фонд «Обыкновенное чудо».
Путешествие в Бразилию, столкновение с Мистером Наллом, восход Мутанималов:
- «Книга 5. Ужасы в морской синеве»: TMNTA vol.2 #14-17
- «Книга 6. Человек, который продал мир»: TMNTA vol.2 #18-19 + мини-серия Mighty Mutanimals vol.1 #1-3
Еще одни легендарные ретро-вариантки для Turtle Power Fest:
Месть Шреддера и новый план Крэнга:
- «Книга 7. Найти и уничтожить»:TMNTA vol.2 #20-25
«Восточные» сюжеты:
- «Книга 8. Солнце полуночи»:TMNTA vol.2 #26-31
Ретро-обложки для 7 и 8 тома вновь были выпущены для помощи «Обыкновенному чуду»:
- «Книга 9. Чёрный камень»: TMNTA vol.2 #32-36
Кроссовер United We Stand, Divided We Fall:
- «Книга 10. Вместе выстоим, порознь – падём»:TMNTA vol.2 #37 + Mighty Mutanimals vol.2 #1-5 (в книгу не входит) + TMNTA vol.2 #38 + Mighty Mutanimals vol.2 #6 + TMNTA vol.2 #39-40 (на один выпуск опередили наш гайд)
Следующим в 2021 году вышел 11 том (о нем во второй части) – увы, пока что он стал последним сборником «Приключений» от Illusion Studios. Как и в случае с комиксами IDW, надежды собрать полную коллекцию на русском почти нет…
- Бонусные выпуски (частично издавались на русском «Махаоном»): TMNT Adventures Special #1-3 + Teenage Mutant Ninja Turtles Meet Archie + Teenage Mutant Ninja Turtles Meet the Conservation Corps
На этом пока что все. Кавабанга!
Подписывайтесь на наш Telegram и поддержите нас на Boosty!