«Superman Unchained»: важнейший комикс про Супермена эпохи New 52

3 838

Одна история, которую вы обязаны прочитать, чтобы как следует понять персонажа.

Давайте просто признаем, что New 52 был одной большой ошибкой. И проблема с перезапуском была не столько в задумке, сколько в реализации. У главного офиса DC, очевидно, были самые благие намерения – сделать вселенную более привлекательной для новичков, а заодно внести ясность и структурированность в её устройство. Другое дело то, что на практике это работало совсем не так, как боссы издательства задумывали. Те истории, которые писались бывалыми мастерами и получались удачными, могли спокойно существовать и до перезапуска, к тому же активно использовали элементы из истории персонажей, созданные до него, внося дичайшую  неразбериху в хронологию. Те же, что использовали преимущества New 52 на полную катушку, зачастую оказывались абсолютной непотребщиной, эксплуатировавшей «мрачность, реалистичность и провокативность», к  тому же несогласованной между собой внутри линейки. Увы.

Особенно не пожалел перезапуск Супермена. Кента лишили абсолютно всего, что делало истории о нём привлекательными: романа с Лоис, жесткого морального компаса, спокойствия и стрессоустойчивости, богатой истории и так далее. Даже непогрешимый, великий и ужасный Грант Моррисон не смог написать про Человека из Стали в рамках New 52 что-то такое, что встало бы в один ряд с теми же историями Моррисона про Супермена, но написанными до перезапуска. И никто не смог. Пока в 2013 году, в честь 75-летия персонажа, за дело не взялись два человека, которые, по иронии судьбы, были ответственны за многие из грехов New 52 – Скотт Снайдер и Джим Ли. Открестившись от онгоингов и выделив себе неограниченное время на создание комикса, Снайдер и Ли взяли за основу то, чего перезапуск пытался достичь, но совместили эти современные решения с классической школой суперменовских историй. Они буквально заставили Кларка Кента порвать сковывавшие его цепи и воспарить над адом, творившимся тогда в основной линейке DC, создав такую историю, которую не грех назвать одной из лучших за карьеру авторов и самого Кента.

Что в ней такого особенного? Давайте разберёмся с помощью нескольких простых тезисов и выводов, которые можно сделать после прочтения серии комиксов «Superman Unchained». Пускай их будет девять – по числу выпусков.

#1 Это рассказ о нашем с вами мире

Первая из трёх базовых особенностей комикса, которая заставляет его работать на самом простейшем уровне. Одна из главных проблем супергероики и большинства комиксов в принципе – оторванность от реальности. Можно прочитать очень много историй про Бэтмена, которые даже могут оказаться очень занимательными, но это не изменит того факта, что, на самом базовом уровне, это не более чем развлекательная книжка с картинками. Поп-культурная жвачка, которую ты выплюнешь, едва ароматизатор  выветрится, никогда больше не вспоминая о её существовании.  А всё из-за того, что Готэм-Сити, населённый костюмированными фриками, имеет очень мало общего с реальным мегаполисом, страдающим от преступности, а его обитатели мало похожи на людей, живущих в таких местах. Эта же проблема характерна для большинства комиксов о Супермене. Знания и информация, получаемая из таких сюжетов, очень быстро выветривается из головы, ввиду своей нерелевантности, что отчаянно  пытался исправить New 52, всячески стремясь добавить персонажам реальных человеческих проблем.

«Unchained» прекрасно справляется с задачей интеграции рисованных человечков в наш с вами мир, но достигает этого не путем изменения самих человечков, а путем трансформации мира вокруг них. Открывающая сцена первого выпуска демонстрирует нам альтернативную историю взрывов атомных  бомб над Хиросимой и Нагасаки, сразу же приковывая внимание  читателя. И эта тенденция – тенденция прямолинейного диалога с читателем на очень острые темы – тянется через все девять номеров. Снайдер  и Ли поделятся своим взглядом на проблему атомного кризиса, на стремление человечества к изобретению возобновляемых источников энергии, на военные преступления США, совершенные в течении XX-го столетия – авторы стараются пройтись по всем самым актуальным темам нашего времени и, вместе с Суперменом, попытаются найти способ предотвратить грозящие нам катастрофы. На протяжении всей истории вы ни разу не позволите себе усомниться в её важности.

#2 Это история о Супермене, освобождённом от собственных клише

А вот ещё одна особенность супер-комиксов, от которой старался откреститься New 52. Любому фанату Супермена знакомы пять основных клише, используемых в комиксах про него: смерть,  переход на сторону зла, потеря способностей, криптонская тайна, оставшаяся после смерти планеты, и пересказ ориджина. 90% сюжетов про Кларка Кента вертятся вокруг этих пяти камней преткновения, которые вот уже как восемьдесят лет подаются читателям под разными соусами. В «Unchained» не был использован ни один из них. Никаких криптонских выживших, никакого контроля разума, никаких попыток сценариста облегчить себе задачу, ослабив главного героя. Даже криптонит за все девять выпусков мелькнёт лишь пару раз, даже тогда не играя значительной роли в истории. Это настолько свежий взгляд на Человека Завтрашнего Дня, насколько это вообще возможно. Вы почти наверняка ни разу не видели историю про Супермена, которая была бы значительно похожа на эту. Новые впечатления вам гарантированы.

#3 Это история о Супермене, нарисованная Джимом Ли

Очень важный пункт. Джим Ли – один из главных художников комиксов XXI-го века, если не главный. Уж точно важнейший художник DC. Именно его иллюстрациями обычно украшают страницы персонажей вселенной в Википедии. И лучше всего у него получаются Бэтмен и Супермен. Есть что-то такое в его стиле, что заставляет этих двух героев практически оживать на бумаге. Любой комикс Джима про этих двоих – настоящее событие. С «Unchained» Ли старался выкладываться на полную, из-за чего лимитка, в своё время, серьёзно страдала от задержек и переносов.

Тем не менее – всё было не зря. Комикс настолько шикарно иллюстрирован, что никакому фильму не удастся достигнуть такого же серьёзного эффекта погружения и восторга от происходящих событий. Кларк Кент из под карандаша Джима действительно кажется Человеком из Стали – благодаря грамотной штриховке, кожа героя во время сражения покрывается повреждениями, похожими на царапины на металле, от чего даже такой могучий персонаж кажется крайне уязвимым. К тому же, Ли – один из немногих художников, умеющих рисовать New 52 костюм Супермена так, чтобы он выглядел хорошо (возможно потому, что он ответственен за его дизайн). Многочисленные складки и потертости, а так же такие детали, как трещины, расползающиеся по эмблеме на груди после полученного по ней удара – всё это добавляет происходящему перчинки, а главному герою живости, которая далеко не всегда бывает присуща ему в работах иных иллюстраторов.

#4 «Unchained» дарит Супермену достойных противников

Следующие  три пункта подчёркивают важнейшие элементы истории, которые делают её сюжет таким увлекательным и  неоднозначным.  И, разумеется, в любом супергеройском комиксе нужен конфликт и полярные герою силы, представляющие физическую и идеологическую угрозу. И, в чём в чём, а в этом Скотт Снайдер мастер. С одной стороны здесь есть авторский злодей Скотта – Дух, или Призрак (Wraith) – который может  противостоять Кенту на равных в кулачном бою. С другой – генерал Лейн и армия США, интересы которых прямо противоречат интересам Кларка. Ко всему прочему закулисные интриги плетут как Лекс Лютор, так и некие таинственные силы, преследующие свои собственные цели. Все эти персонажи и фракции – как несколько паровозов без  тормозов – несутся в точку пересечения железнодорожных путей, на которой окопался Супермен. С каждым выпуском обстановка накаляется, а на героя сваливаются всё новые и новые проблемы, которые на первый взгляд, кажется, абсолютно невозможным решить. Смотреть за тем, как Кларк находит в себе всё новые и новые силы, чтобы противостоять каждой из этих угроз, невероятно интересно, и превращает историю в увлекательную фантастическую байку о «невидимой войне», ведущейся на нашей планете вот уже 75 лет. И, как любая хорошая история про войну…

#5 «Unchained» не делит персонажей на добрых и злых

Здесь просто нет участников событий, стремящихся к типичным для комикса злодейским целям. Дух  верно служит «своей» стране, генерал Лейн искренне верит, что позиция Супермена ошибочна, а все прочие «антагонисты» не столько стремятся к разрушению и смертоубийствам, сколько пытаются решить те же проблемы, что и протагонист, но более радикальными методами. Да и сам Супермен регулярно будет задаваться вопросом: «Правильно ли то, что я делаю, и как долго  я смогу придерживаться выбранного пути?». И, знаете, все эти, казалось бы, ненужные для комикса про Супермена вопросы не имеют однозначного ответа. Позиция противников героя не просто понятна, но вполне может прийтись по душе многим  читателям,  которые всерьёз будут спрашивать у Человека из Стали те же вещи, что и генерал Лейн. Подобный курс авторы сохраняют до самого конца, где всё-таки дадут свои варианты ответов, которые запросто могут показаться вам не просто нетипичными, а откровенно печальными. Всё это превращает «Unchained» в фантастическую драму, где серость морали настолько же обыденная штука,  как и инопланетяне, питающиеся солнечной энергией.

#6 Лоис Лейн

Куда же без неё. Любая хорошая история про Кларка Кента не обходится без его постоянного романтического интереса. «Подождите ка, но ведь New  52 отретконил их связь, превратив её в простую дружбу!» – скажете вы. «На каждую хитрую гайку найдётся болт с резьбой» – скажет Скотт Снайдер, находя способ показать романтику между Лоис и Кларком,  без ярко выраженного проявления обоюдного влечения героев друг к другу. Взаимоотношения между персонажами в «Unchained» раскрываются едва ли не лучше, чем когда-либо ещё, ведь Снайдер умудряется дать идеальное пояснение связи между ними на чисто психологическом уровне. Подобные комментарии не занимают много места, но когда появляются в истории – становятся самой трогательной её частью. Помимо этого Скотт относится к Лоис как к полноценному участнику происходящих событий, регулярно переключая внимание читателя на её похождения, которые могут показаться вам едва ли не более увлекательными, чем линия Супермена. «Unchained» – такой же комикс про Лоис Лейн, как и комикс про Человека из Стали.

#7 Это взгляд на прошлое и будущее героя

А теперь давайте поговорим об идеологических подтекстах, спрятанных в комиксе. Самый поверхностный из которых – история и феномен существования самого персонажа. Выпущенный к 75-летию Супермена, «Unchained» представляет из себя один большой комментарий, раскрывающий важность героя для американской и мировой культуры. Снайдер позволяет себе пуститься в пространные рассуждения о том, зачем вообще был создан герой и почему он так приглянулся аудитории в далёком 1938-м году. Автор использует Духа как окно в прошлое самого Человека из Стали, и через него демонстрирует разницу современного и изначального образов. По сути – в комиксе Снайдер сталкивает двух разных Суперменов из разных эпох. Один – дитя своего времени, когда люди жили предрассудками, мир находился на грани катастрофы, а главной целью каждой мировой державы была минимизация ущерба от неё и сохранение благополучия своих граждан. Другой – человек современности, выросший в комфорте, готовый к переменам, но, вероятно, слишком беспечный, чтобы выжить в более суровых условиях. Кто из них прав решает для себя только читатель.

Помимо этого автор позволяет себе представить будущее героя, и оно, к сожалению, не обязательно видится ему радужным. Годы идут, а Супермен, в самом своём сердце, остаётся прежним. Поколение, для которого его идеи были чем-то свежим и значимым, давно ушло, а он всё так же стоит посреди развалин  прошлого, отчаянно пытаясь найти своё место в новом мире. Удастся ли ему? Падающий интерес аудитории говорит, что вряд ли. Но все мы знаем, что значит герб дома Эл, который Кэл с гордостью носит на своей груди.

#8 Это деконструкция образа Супермена

То, что так отчаянно пытались сделать авторы в ходе New 52, но удалось лишь двум Снайдерам, спустя два года после перезапуска. Подход у Скотта и Зака был одинаковый, одновременно поражающий своей радикальностью и логичностью. «Unchained» относится к Супермену как к *барабанная дробь* персонажу! Не как к какой-то иконе поп-культуры или современному божеству, и не как к клишированному набору физико-технических характеристик. Многие авторы, писавшие Супермена, либо поломали зубы об «иконичность» его образа, делая героя  слишком стерильным и  скучным, отбирая у него самую суть  хорошего персонажа, либо просто игнорировали эту символичность, превращая комиксы про него в пустоватое научно-фантастическое  чтиво.

Супермен Снайдера – такой же человек,  как мы с  вами. Он совершает ошибки, регулярно действует под влиянием эмоций, может сомневаться  и не всегда поступать так, как ему следует. Однако, когда дело доходит до точки невозврата, он обязательно находит в себе силы принять правильное решение, пойти на отчаянный, но единственно верный шаг, поступить так, как должно поступать любому человеку. Когда нужно выбирать из двух зол, Кларк Кент не просто не выбирает ни одного, а находит способ сделать собственный, третий выбор, который никто не мог предусмотреть. Супермен в «Unchained» не символизирует абсолютное, абстрактное, бессознательное добро по умолчанию, понятное лишь ему одному. Он отражает осознанное человеческое стремление совершить правильный поступок в ситуации, когда кажется, что поступить правильно невозможно. И это то качество, которое близко каждому из нас.

#9 Это исчерпывающее объяснение того, за что борется Супермен современности

Ни одна история про героя не обходится без объяснения того, за что же он, в итоге, сражается. И у Снайдера получилось очень точно уловить, за что может бороться персонаж родом из 1938-го в условиях современности. Если раньше Супермен стоял за правду, справедливость и американский путь, то сегодня Человек Завтрашнего Дня всё так же борется за правду и справедливость, но уже использует их как оружие  против этого самого американского пути. Комикс начинается с военного преступления, совершённого войсками США в 1945-м, и рассказывает о том, как эти самые войска стремятся подчинить или уничтожить то, что гипотетически может им угрожать, или кого-то, кто банально не разделяет их точку зрения целиком и полностью. Впрочем, не стоит думать, что «Unchained» пропагандирует идеи антиамериканизма. Правильнее будет сказать, что Супермен в нём сражается против навязанного контроля, в целом. И не важно, чьего.

Современный Супермен сражается за право человека не оказываться в ситуации, когда решение приходится принимать под дулом пистолета. Он сражается за свободу выбора, самовыражения и ту ответственность, что эта свобода накладывает. Сегодня Супермен – не тот герой, который парит над землёй с американским флагом в руках. Ему куда ближе идеи космополитизма и мультикультурализма, до тех пор, пока эти идеи не нарушают свободы любой, отдельно взятой личности. Супермен – не какой-то воин или ура-патриот, пропагандирующий ценности заинтересованных лиц. Он интеллектуал и, если хотите, философ, стремящийся своим примером проложить путь в лучшее будущее, которое кажется утопическим всем, кроме него. Современный Супермен стоит на стороне каждого человека, взятого по отдельности. В подобном эгоистическом подходе Скотт Снайдер видит единственный возможный путь для каждого из нас. «Unchained» говорит нам не ждать чуда извне, а искать силы внутри себя самого. Вполне неплохая мораль для супергеройского комикса, не находите?

Вы можете ознакомиться со всем этим сами, просто дав этому комиксу шанс. Просто возьмите и прочтите его, если еще не сделали это. Сегодня это как никогда доступно в любом виде, хоть в электронном, хоть в локализации от издательства «Азбука». 
Супермен освободился от цепей, а вы освободились от них?

Комментарии