Старость, юность, прошлое, кошмары, дружба и семья. Лучшие комиксы про Человека-Паука за 2024 год

28 298

Счастливого паучьего Рождества!

Если Бэт-гайд вышел как раз к Хэллоуину, то Человеку-Пауку больше подходят уютные Рождество и Новый год.

Для начала хочу всех поздравить с завершением рана Зеба Уэллса на Amazing Spider-Man! Лично я не буду писать про него отдельный текст, так как бросил на середине, потому и финальный вердикт тоже выносить не хочу. Но порадуюсь вместе с фанатами Паука, ведь скоро они смогут ненавидеть нечто новое, а новое делает нашу жизнь интереснее!

Из-за негативного фона вокруг Amazing Spider-Man может показаться, что комиксы про Дружелюбного соседа сейчас на дне. Не совсем так. Здесь вы найдете шесть паучьих новинок, которые я точно могу порекомендовать. Три онгоинга и три лимитки. Хоррор и психологическая драма, «бадди-муви» и детские приключения, конец Паука и его новое начало – добро пожаловать в свежую паутину!

Сеть грез

Я разбил комиксы по парам в зависимости от схожестей и противоположностей. Первый дуэт объединяет тема мечтаний/кошмаров и разделяет акцент на сценарии/рисунке.

THE SPECTACULAR SPIDER-MEN #1-10…

  • Сценарий: Грег Вайсман
  • Рисунок: Умберто Рамос, Виктор Олазаба, Эмилио Лайсо, Андрес Женоле

Питер Паркер и Майлз Моралес объединяются для новой серии! Тим-ап двух паучьих звезд начнется с совместных походов в кофейню, а продолжится расследованием пропажи людей – ждите возвращение важного злодея и появление новых друзей!

У меня были огромные ожидания от этой серии. Ее анонсировали в ноябре 2023-го, когда «Паук» Уэллса и Ромиты казался бесконечной проблемой на долгие годы – и уверен, не только я воспринял грядущую серию как спасение от Amazing Spider-Man. А все потому что сценаристом объявили Грега Вайсмана – культового шоураннера таких великих мультсериалов, как «Гаргульи», «Чародейки»,  «Юная Лига Справедливости», «Грандиозный Человек-Паук». Последний в оригинале называется The Spectacular Spider-Man: как вы понимаете, анонс онгоинга явно нам намекал, что King is back. Тем более, все перечисленные проекты объединяет оборванная концовка. И если «Гаргулий» Вайсман смог возродить в комиксах Dynamite, то почему бы ему и идеи для «Паука» не воплотить в The Spectacular Spider-Men?

Онгоинг в итоге получился неплохим, но не совсем таким, как я ждал. Прежде всего, у Вайсмана нет амбиций заменять собой Amazing Spider-Man. Периодически у Человека-Паука выходят побочные серии: можно вспомнить и Friendly Neighborhood Spider-Man Питера Дэвида, и Peter Parker: The Spectacular Spider-Man, и кучу других. The Spectacular Spider-Men – точно такой же вспомогательный комикс без претензии на первое место.

С мультсериалом у него мало общего. Все-таки там Питер переживал стандартные паучьи приключения: со Зловещей Шестеркой дрался, на свидания опаздывал, выпутывался из черного костюма – в общем, рутина Паркера. А здесь же совсем другая динамика. Во-первых, Майлз Моралес. Между двумя Пауками время разделено практически поровну. Во-вторых, комикс можно разделить и на другие половинки: жизнь без костюмов и акробатика в трико (арахнобатика, как ее называет Вайсман). Осталось только понять, какая часть интереснее всего?

Я думаю, из этого комикса получился бы хороший подкаст. Большинство выпусков держится на диалоговой динамике между Майлзом и Питером, пока они вместе заняты, например, паркуром или походом в кофейню. А картинки уже отходят на второй план, скрываясь за бабблами. И ироничные диалоги Пауков выглядят лучшими моментами серии. Обычно Паук несет веселую белиберду во время драк со злодеем, а тут аж два источника каламбуров – это уже целый паучий стендап! Из-за этого часть с повседневностью мне здесь показалась более занимательной, чем битвы.

Даже если у тебя в жизни все ужасно, встреча с друзьями может стать островком безопасности. И здесь такая атмосфера хорошо ощущается: туча из основной серии в жизни Паркера никуда не делась, но сейчас можно просто беззаботно зависать с другом. Не думать о личной жизни или работе, а просто прыгать по крышам и пить средний латте со льдом, наполовину с корицей. Но и в «кофейный фанфик»* Вайсман не уходит: паучье везение время от времени напоминает про себя.

*Coffeeshop Alternate Universe – жанр фанфиков, где герои зависают в уютном кафе и мило проводят время без всяких проблем.

К слову, о фанфиках. Первая арка посвящается иллюзиям: случайные люди проваливаются в счастливые сны, а потом и сами Пауки. Питер воображает семейную жизнь с Гвен и детьми, а Майлз встречается с Мисс Марвел. Конечно, потом мечты разбиваются.

Учитывая затянувшийся вопрос с семьей Питера, сложно не думать о подтексте. Я не думаю, что Вайсман всерьез хотел сказать, насколько это ужасная идея дать Питеру жить счастливо. Скорее так: лучше жить в неидеальной реальности, чем в радужном эскапизме. Хотя мне кажется, небольшой укол в сторону предсказуемых фанатских ожиданий тут есть.

А вот линия с Майлзом и Камалой выглядит не грустной, а очень неловкой. Особенно их свидание уже в настоящей жизни: нуу, очень неудобно, что ты умерла… нуу, хотя бы ненадолго…

Также твист со снами помогает лучше изучить второстепенных персонажей. Как раз по ним и можно догадаться, что Вайсман работал над анимационным The Spectacular Spider-Man. Например, снова появляются Кенни Конг и Ша Ша Ньен, которые могут быть вам знакомы по мульту. Если обойтись без спойлеров: важную роль играет родственник одного злодея (в шоу был похожий персонаж). Возможно, Грег планировал с ним обойтись так же жестоко, как и здесь.

Не думайте, что комикс состоит только из болтовни, экшен здесь тоже найдется. И отвечает за него другой паучий «ветеран» – Умберто Рамос. Обычно мнение о его экспрессивном рисунке диаметрально противоположное: кто-то ненавидит искривленную анатомию, пока другим нравятся искажения. Я отношусь ко второму лагерю. В этой же серии Рамос выглядит сравнительно сдержанно. Есть сцены с размашистыми ударами, но в основном Умберто выдает свои привычные кульбиты:

Может быть, травматологам и будет больно смотреть на вывихнутые суставы, но я никогда не гнался за реализмом в комиксах. Это скучно.

Джае если вы ненавидите Рамоса, как я уже говорил, комикс все равно больше держится на разговорах. А после завершения арки про «сны» комикс еще сильнее склонился в слайс-оф-лайф. И стоит сказать, что Вайсман очень старается написать экологичный комикс 2024 года. С очерчиванием личных границ, с осознанностью и дальше по списку. Про иллюзорный плен не забывают в следующем же выпуске – его влияние еще долго обсуждают. Кому-то ловушка даже помогла лучше разобраться в себе.

Правильно сделанный Heroes in crisis.

Во втором сюжете Вайсман предлагает любопытный заход на тему ориджина современных персонажей. Вот как раньше появлялись новые парни и дамы в трико? На них падала какая-нибудь энергетическая супервывеска Пепси, потом они к своему ужасу/восторгу получали дар управлять газировкой, натягивали латекс и в зависимости от морального компаса шли грабить банк/спасать котят/крушить город. А «Грандиозные Пауки» как будто намекают, что это не очень правильно.

Джульетта, подруга Майлза и Питера, после стресса с иллюзиями открыла скрытый дар превращаться в стихии: она может становиться камнем, воздухом, водой или огнем. И дальше Пауки максимально бережно помогли ей проработать новые силы. Для начала помогли преодолеть психологические проблемы (Джульетта чувствовала себя незаметной). Затем нашли ей наставников для каждого вида способностей. Даже Водяного пришлось подтянуть, и это самая смешная сцена комикса. А потом и с природой сил разобрались – вот и все, перед нами новая адекватная супергероиня Элементарная.

Только Джульета вообще не горит желанием ежедневно бегать по городу в трико. Ее не интересует супергеройская карьера, и это ее личное право.

Я отлично понимаю, что для многих такой подход будет скучным. Однако он помогает взглянуть на избитый сюжет с новой стороны. К тому же параллельно разворачивается и супергеройский балаган: двое Пауков встречают двоих Электро. И если Питер с Майлзом нашли дружеский компромисс насчет одинакового имени, то Максвелл и Френсин готовы убить друг друга за «авторские права».

Еще один субъективный плюс – пока он показывает себя лучше на фоне сольных серий Питера и Майлза. С Уэллсом все ясно, а вот Miles Morales: Spider-Man Коди Зиглара меня разочаровывает постепенно, выпуск за выпуском. Начался он потрясающе, но со временем увяз в кроссоверах: Майлза тащат везде подряд, от Gang War до Blood Hunt. И ладно бы это были просто тай-ины, после нашествия вампиров его самого сделали вампиром! Совершенно бесполезный поворот, только заставляющий покрутить пальцем у виска. Прибавьте еще скучные тим-апы и повтор злодеев по второму кругу. В первых выпусках Моралес дрался с Хобгоблином, а потом еще раз подрался с Хобгоблином в «Войне банд». И так со всеми. Так что Моралес в Spectacular Spider-Men мне нравится гораздо больше, хотя таких сверхэнергичных полетов у Рамоса нет.

Хороший комикс. Просто от Вайсмана я ждал мастрид, а получился нормальный паучий онгоинг категории B.

Галерея обложек (для каждого комикса я выбрал топ-3):

SPINETINGLING SPIDERMAN #0-4

  • Сценарий: Саладин Ахмед
  • Рисунок: Хуан Феррейра

Человек-Паук встречается со своими страхами.

Большая часть комикса вышла в 2023-м, однако завершился он все-таки в 2024-м. И еще он слишком хорош, чтобы о нем не рассказать.

Изначально Spine-Tingling Spider-Man был цифровым комиксом, затем его переиздали в печатном ван-шоте #0, а далее последовал и сиквел в виде лимитки из четырех номеров.

Идея у комикса проверена годами – дать крутому художнику погрузить героя в психоделичный марафон безумия. Если The Spectacular Spider-Men делает акцент на бабблах, то здесь все наоборот. Феррейра настолько выразителен, что его легко понять и без слов. Дело не в Саладине Ахмеде, как раз тут его сценарий довольно крепкий. Без лишней болтовни и достаточно вкрадчивый, чтобы показать панику Питера. Просто Хуан Феррейра – главная звезда этого кошмара, и затмить его сценаристу не под силу.

В нулевом ван-шоте главный злодей Пол (другой Пол) ворует сны людей через песню. Поэтому Человек-Паук должен бороться с искушением заснуть, однако он все равно периодически проваливается в жуткие видения. Вот и все, этого достаточно, чтобы создать артбук Феррейры на сотню страниц «Человек-Паук встречает Дзюнди Ито»:

В лимитке рисунок стал еще более изобретательным. Теперь Паук буквально оказывается в срежиссированном кошмаре. И это уже скорее «Все страхи Бо», ведь в жизнь воплощаются все ночные ужасы подряд. От страха, что тебя перестанут узнавать знакомые, до преследования жутким кондуктором, потому что ты не оплатил проезд.

Из нашей статьи про Дзюндзи Ито вы могли узнать, что творчество мангаки часто строится на приеме «простое против детализированного». Главный герой изображен нарочито просто, чтобы мы могли себя ассоциировать с ним – монстры и мерзости наоборот прорисованы дотошно, тогда взгляд цепляются в первую очередь за них. Феррейра тоже следует этой мудрости: невзрачный напуганный Питер – и гипертрофированные чудовищные рожи.

Также забавно, что в обоих сюжетах у ужасов находится более-менее рациональное объяснение. Во втором есть даже подсказка, помогающая разгадать личность злодея.

Если вас заинтересовал хоррорный Паук, обратите внимание на Deadly Neighborhood Spider-Man от того же Феррейры (сражение с Демоном-Медведем!) или кислотный Spider-Man: Fever Брендана Маккарти (пауки-демоны!).

Галерея обложек:

Прыжок в прошлое

Две следующие серии заставили меня окунуться в воспоминания.

SPIDER-MAN: SHADOW OF THE GREEN GOBLIN #1-4

  • Сценарий: Дж. М. ДеМаттейс
  • Рисунок: Майкл Ст. Мария

Норман Озборн не был первым Гоблином! Узнайте шокирующие секреты Прото-Гоблина! Как он связан с семьей Озборнов? И какую роль в этом сыграет юный Питер, еще не до конца осознавший великую силу и ответственность?

Если вы не поняли по описанию, то это очередная серия-флэшбэк. Сейчас уже Марвел потихоньку свернули конвейер, но еще недавно они активно продавали ностальгию по восьмидесятым-девяностым. Формула простая: берем давний период из жизни персонажа (Росомаха в Мадрипуре, Серый Халк в образе Джо Решалы, Бен Рейли как Человек-Паук), возвращаем автора старого рана и даем ему написать «потерянную» историю из того времени. Грубо говоря, ни на что не влияющее воспоминание, происходившее между старыми выпусками.

Иногда шаблон слегка меняется. Например, комикс Питера Дэвида Genis-Vell: Captain Marvel происходит в настоящем, но персонажи там олдскульные, прямиком из его старых комиксов.

Подробнее про некоторые такие серии я писал в «Комиксах Недели» #163.

В последнее время поток флэшбэков сильно сократился: качество их оставляло желать лучшего, и далеко не всем современным читателям было интересно читать предания глубокой старины, как Веном дрался за мусорками в девяностых. Но как обычно среди груды хлама можно откопать сокровище – одно из них перед вами.

«Тень Гоблина» напоминает, что за ДеМаттейсом до сих пор остается титул лучшего комикса про Человека-Паука в истории. И речь не только про легендарную «Последнюю охоту Крейвена», а про его ран на Spectacular Spider-Man. Это мрачная, драматичная история с сильным упором на психологизм. Как мне нравится описывать комикс, таким бы «Человека-Паука» писал Достоевский.

Центральной линией Spectacular Spider-Man была глубокая травма Гарри Озборна. Из-за безумного отца несчастный Гарри сам становился Гоблином, но в последний момент он побеждал внутренних демонов и трагично погибал.  А сейчас ДеМаттейс пишет своеобразный приквел к этой истории, чтобы подробнее рассмотреть истоки зла.

Кто же такой Прото-Гоблин? Персонаж настолько малоизвестный, что его легко принять за нововведение ДеМаттейса. На самом деле первого Гоблина придумали в 90-х. Тогда у Марвел появилась инициатива выпусков #-1 про события до первого номера онгоинга. В Spider-Man #-1 Сценарист Говард Мэки решил рассказать, как Норман Озборн тестировал свою гоблинскую сыворотку. Его сотруднику Нельсу ван Аддеру не повезло оказаться подопытным кроликом – первый вариант формулы превратил несчастного в краснокожего монстра.

Разъяренный Прото-Гоблин напал на босса, однако Нормана спасли братья Стейси (отец и дядя Гвен). Нельс свалился в реку, и больше о нем никто не слышал. ДеМаттейс подхватывает историю сразу после финала #-1: в обмен на возвращение человечности таинственный наниматель приказывает Прото-Гоблину похитить Гарри и расправиться с Норманом.

Получается, «Тень Гоблина» – приквел, который одновременно сиквел другого приквела?

Полную историю Гоблинов Марвел ищите в специальном гайде.

Как и в Spectacular Spider-Man, страдают все. Мама Гвен умирает от рака. Тетушка Мэй скорбит по дяде Бену, а еще переживает за своего непутевого племянника. Прото-Гоблин скучает по семье и дико мучается из-за отслоения кожи. Даже эпизодический злодей Сэндмен в депрессии: никто не хочет слушать о его психологической травме после засасывания в пылесос.

Супергероика далеко не на первом плане. Комикс не зря заполняет собой пустые пространства между классическими выпусками – персонажи смогли снять свои маски и побыть простыми людьми. Питер не выглядит главным героем, он наравне со всеми запутался в паутине сюжетов, ведущих к главному бедствию. К Зеленому Гоблину, конечно же.

Вам ни на один номер не дадут забыть, как именно называется серия. Норману еще далеко до облачения в фиолетовые сапоги, но зеленая тень уже нависает над всеми. В этом и великолепие комикса: зло не взялось из ниоткуда, и сыворотка уж точно не стала главным фактором для сумасшествия Озборнов. Шаг за шагом, семья все глубже погружалась во тьму. Внутренние демоны пожирали Нормана еще с молодости, пока не перекинулись на его близких.

Тема ужасных отношениях между Норманом и Гарри часто поднималась в «Пауке», и ДеМаттейс не изобретает ничего нового, только повторяет на бис жуткую нездоровую атмосферу из своего Spectacular Spider-Man.

Мне кажется, современные авторы «Паука разучились писать простую человеческую драму. Они не могут обойтись без дешевых твистов с клонами и роботами, без дьявольских сделок и альтернативных миров. А еще они грешат бесконечным пережевыванием прошлого в попытке все исправить. Но получается только хуже.

ДеМаттейс же обходится универсальными инструментами драматургии. Старые обиды. Невозможность обнять свою семью. Мощная боль и навязчивый голос своей собственной тени. Даже современные ретконам тут задним числом добавляется горькая глубина. Не буду спойлерить, о чем идет речь, но это изменение идеально дополняет историю падения семьи Озборнов.

Никто не просил рассказать историю Прото-Гоблина, а Дж. М. ДеМатейс взял и вывел из нее один из самых цепляющих комиксов про Паука за последнее время. Красивая печальная точка, которая обернется для вас великолепным многоточием, если вы все-таки решитесь обратиться к Spectacular Spider-Man.

Увы, из-за общего спада интереса к лимиткам-флэшбэкам эта серия незаслуженно осталась незамеченной – не повторяйте чужие ошибки.

Галерея обложек:

SPIDERBOY #1-13…

  • Сценарий: Дэн Слотт
  • Рисунок: Пако Медина, Тай Темплтон, Джулиан Шоу, Джейсон Лу, Нейтан Стокман, Умберто Рамос

«Конец Спайдерверса» принес неожиданный сюрприз… Возвращение Мальчика-Паука, забытого сайдкика Человека-Паука! Теперь подросток Бейли Бриггс вынужден искать место в мире, где его никто не ждет, и спасаться от абсолютно новых злодеев!

Краткая предыстория событий:

  • Amazing Spider-Man #692-693 (2012). Дэн Слотт пишет небольшую историю про юного супергероя под прозвищем Альфа. Неприметный троечник Энди Магуйар (отсылочки к актерам) случайно получил энергетические силы и стал учеником Паука. Однако Альфа использовал силы безответственно, поэтому Питер отнял их у парня. Чуть позже в мини-серии Alpha: Big Time Отто Октавиус aka Превосходный Человек-Паук вернул Альфе энергию, планируя потом забрать ее себе. С тех пор Альфа удостоился лишь пары незначительных камео.

Фанаты быстро возненавидели Альфу, но на самом деле он выглядел довольно правильным отображением подростка с суперспособностями, то есть невыносимым выпендрежником.

Сценарист Alpha: Big Time Джошуа Фиалков в послесловии шуточно пообещал, что Альфа должен поменяться сознанием с Беном Рейли в Amazing Spider-Man #800. Все еще ждем.

  • Spider-Man vol 4 #1-7 (2022-2023). Спустя десяток лет Дэн Слотт с новыми силами вернулся к идее паучьего сайдкика. В финале арки про очередной тим-ап разных Пауков выяснилось, что некогда Мальчик-Паук был помощником Питера (где-то во времена Big Time). Но его вырезали из Паутины Жизни и Судьбы, поэтому все забыли о существовании Спайдер-Боя, а сам мальчик исчез – после победы над Шатрой Мальчик-Паук вернулся, однако о нем так никто и не вспомнил.

На нового сайдкика тоже вылилась война хейта, как это принято. Но в этот раз Дэн Слотт настроился серьезнее: Мальчик-Паук остался с нами не на один крохотный арк, а получил сольный онгоинг и пачку камео в разных сериях. Значит ли это, что идея удалась? Да, про Мальчика-Паука довольно интересно читать.

Сам концепт юного помощника для Человека-Паука изначально выглядел сомнительно. В 60-х Питер Паркер выгодно смотрелся как самостоятельный молодой супергерой на фоне старомодных глыб ДиСи с их Робинами и Супербоями. Так сложилось, что и повзрослевший Человек-Паук годами воспринимался как гордый одиночка. Немного изменил положение комиксный Спайдерверс: Питер стал чаще объединяться с Пауко-семьей из Шелк, Спайдер-Гвен и так далее. Но все они скорее воспринимались как напарники, а не помощники. Даже гораздо более юный Моралес сейчас позиционируется как полноценный второй Паук.

Мне кажется, в плане сценария главная проблема с паучьим учеником – это удача Паркера. Кого бы Питер ни сделал своим падаваном, из-за редакторов сценарист будет вынужден закончить все ожидаемо – Питер облажается. Частично это проблема и современных комиксов, что 95% апгрейдов откатывается назад, лишь бы не отходить надолго от классики. Человек-Паук попросту не смог бы долго задержаться с учеником: его либо убили бы, либо сделали бы злодеем, либо его усыновил бы Пол.

Поэтому странный твист с вырезанным прошлым оказался очень полезен. Нет нужды застревать на ориджине – в начале онгоинга Мальчик-Паук уже активно геройствует. Фаза обучения с Питером тоже скипнута: можно напоминать о ней краткими флэшбэками, но в целом Мальчик-Паук уже достаточно самостоятельный для сольных приключений.

Половину вышедших выпусков занимает противостояние с создательницей Мальчика-Паука и других зверолюдей – Мадам Чудовищность. Эта безумная женщина преклонялась перед Высшим Эволюционером: в своем особняке Мадам тайно превращала людей в гибриды животных, обращая их в рабство. Однако у нее всегда выходили лишь жутковатые фрики – единственным идеальным гибридом вышел Бэйли, но и он сбежал.

Картинка404

От Мадам Спайдер-Бою досталась не только паучья сила. Бэйли может отращивать клыки и дополнительные глаза, то есть становится Пауком-Мальчиком на минималках. Уже достаточно, чтобы люди считали его чудовищем (или вампиром).

Это первое, что меня привлекло в Бэйли. Тема паучьих мутаций в комиксах уже изрядно запылилась, и Мальчик-Паук наконец приносит легкие вайбы «неогенного кошмара». Да и мутанты-животные любой комикс делают лучше.

Бывший лучший друг Бейли стал Слонорогом, а своего мужа Мадам превратила в сову.

В плане противостояния с Мадам комикс выглядит как веселое приключение, но у него есть еще и другая сторона – связь Мальчика-Паука с остальными супергероями. И тут Дэн Слотт включил фанбойство на максимум.

У серии мощная энергетика последнего подарка для умирающего от рака. Когда к больному в палату заходит Крис Хемсворт в костюме Тора, и пациент понимает, что ему недолго осталась. С Бэйли так же, Вселенная Марвел как будто решила послужить ему личным аниматором.

И с Капитаном Америка он подружился, и с мультивселенскими пауками затусил, и Сорвиголове нужна помощь Мальчика-Паука. И даже Мстители в полном составе полетели его спасать! Весь мир пляшет вокруг Спайдер-боя, потому что Слотт пушит его везде подряд.

Бэйли побывал в мемном японском сериале и в прародителе всех Спайдерверсов – той самой легендарной серии из Spider-Man: The Animated Series.

Вы могли заметить, что это единственный комикс в подборке без Питера в главной роли. И у меня даже есть оправдание: Дэн Слотт очень старается представить Бэйли «Питером Паркером XXI века». Поэтому часто появляется ощущение, будто перед нами комикс из 60-х в современной обертке. Истории такие же незамысловатые, почти в каждом номере Бэйли ждет новый обскурный злодей. Джае его имя начинается с одинаковых букв!

Но у меня, конечно, нашелся и другой ориентир – «Играй и учись с Человеком-Пауком»! Мальчик-Паук идеально подошел бы для этого журнала. С ним крайне легко писать детские приключения, с ним легко ассоциировать себя подростку, с ним всегда весело!

Даже появляется целый суперзлодей, одержимый головоломками – он превращает целый номер в марафон задачек. Мальчик-Паук вынужден разгадывать кроссворды, искать слова в хаосе букв, находить отличия! Как в тех самых легендарных журналах.

И пожалуй, за последнее время Бейли можно назвать одним из лучших новых персонажей Марвел, основанных на наследии. Все потому что он действительно отражает проблемы подростков. Не уходит в осточертевшую мету, не служит оммажем на древний комикс – он простой понятный пацан, которому нужно выжить с суперсилами. Например, чудовищные трансформации Бэйли хорошо укладываются в метафору переходного возраста. А его исчезновение из истории отражает комплексы подростка, что его никто не замечает. Мадам Чудовищность можно посчитать олицетворением агрессивных учителей или просто сумасшедших взрослых – как раз такой злодей будет хорошо понятен любому школьнику.

Хотя стоит заметить, что для опытного читателя комикс будет жутко неоригинальным. Из шаблона «герой дрейфует по Мультивселенной ради отсылок» уже можно составлять омнибус, только в недавних комиксах это было во «Флэше» Джереми Адамса и «Бэтмене» Чипа Здарски. То же самое с турнирной аркой: за Мальчиком-Пауком стоит куча сенэнов и «Робин» Уильямсона. И так далее, но все это не так важно, когда речь идет о легком чтиве для расслабления мозгов. А Spider-Boy как раз таковым и является.

После поражения Мадам Чудовищность и восстановления воспоминаний комикс сильно изменился. Теперь Бэйли уже не забытый изгой, к нему вернулась мама, и ему нужно ходить в школу, как и любому подростку.

А еще в новом арке Мальчик-Паук встречает еще одну юную героиню – Девочку-Паук. К Мэйдэй Паркер она не имеет никакого отношения. Ее мутантская способность – копировать навыки и знания людей вокруг, то есть быть имбой во всем. Меченый предложил ей стать ученицей – вот таким странным образом она стала врагом Бейли и Сорвиголовы.

Остается только надеяться, что Слотт не спихнет онгоинг на Кристоса Гейджа.

Галерея обложек:

Альфа и омега

Разбитый старый Питер и Питер-семьянин. И два злобных Кингпина.

SPIDERMAN: REIGN 2 #1-5

  • Сценарий и рисунок: Кааре Эндрюс

Уилсон Фиск правит Нью-Йорком. Город заперт пол электрическим куполом для защиты от зомби. Старый Питер Паркер погружен в цифровой сон, где он может продолжать жить с Мэри Джейн, в реальности погибшей от его радиоактивной спермы.  Но иллюзию счастья прерывает юная кошка-воровка Китти-Кэт. Вместе они отправляются в прошлое, чтобы предотвратить катастрофу.

Я бы даже сиквелом этот комикс не назвал. Скорее перед нами ремейк, саморазрушающий первую часть. Можно вообще ничего не знать про оригинальный Spider-Man: Reign, так как Кааре Эндрюс начинает с начала. Дряхлый Питер раздавлен. По его вине умерла Мэри Джейн, у него никого не осталось, а Нью-Йорк покрыт непробиваемым куполом. Но появляется последний шанс все исправить.

Первую часть часто называют рип-оффом «Возвращения Темного Рыцаря», можно ли тогда вторую называть фанфиком по Batman: The Dark Knight Strikes Again? Я вижу в Reign 2 намного больше от другого комикса Эндрюса – Iron Fist: The Living Weapon.

Кстати, оригинал выпущен на русском языке, мы написали обзор комикса «Человек-Паук: Стража».

Если вы читали «Живое Оружие», то найдете много отсылок Эндрюса на самого себя. Хрупкий с виду главный герой противостоит мясной махине, сдирая кулаки в кровь. Важное место занимает маленькая девочка. Жуткая сцена смерти матери на глазах у ребенка. Сексуальное соседствует с изувеченным. И главное – безудержная иступляющая ненависть в поединках.

Не советую относится к этому комиксу серьезно, ведь там:

  • Есть путешествия во времени.
  • Качок Майлз Моралес и маленькие гоблины.
  • Никто не заправляет свои бороды в маски.
  • Кингпин стал кибернетической грудой сала.
  • В Венома залезает *спойлер*, это так экстремально трэшово и грустно, насколько Веном-Коню не снилось.

Не так важно, что Кааре Эндрюс пишет, когда он рисует странные и абсолютно незабываемые вещи.

Я не встречал лучших оммажей Тодду Макфарлейну:

Бороду Питеру стоило добавить хотя бы ради таких страниц:

Давно я не видел такого огромного страшного Венома:

Как же это круто выглядит:

Кааре Эндрюс мастерски владеет языком насилия. Так больно Человеку-Пауку еще не было никогда.

Мне нравится, как Reign 2 рифмуется с «Алтимэйт Пауком» Хикмана. Это как будто катастрофическая версия, где Питер так и не сумел наверстать упущенное – и супергеройская ноша его добила. Но в последний раз он сумел тряхнуть стариной.

Хотел бы я прочитать третью часть? Наверное, нет. Но я бы не отказался от еще одного безумного комикса Эндрюса. Только желательно про другого персонажа, необязательного поседевшего. Например, ему бы классно подошел Халк. Или Сорвиголова. В общем, любой герой, которого можно перемолоть мясорубкой страданий и собрать заново.

Галерея обложек:

ULTIMATE SPIDERMAN #1-12…

  • Сценарий: Джонатан Хикман
  • Рисунок: Марко Кеккетто, Дэвид Мессина

О запуске новой Алтимэйт Вселенной читайте в статье Ultimate Recap.

В начале года я так написал про первый выпуск:

Хочется не делиться мнением, а неистово стучать по дереву до боли в пальцах, чтобы не сглазить. Так выглядит надежда на хорошие комиксы. И все же над новым Человеком-Пауком уже сгустилось слишком много туч. Неясный статус Алтимэйт Вселенной – как долго она продержится? Как долго задержится на серии Кеккетто? И судьба остальных серий Хикмана в Марвел тоже не внушает оптимизма – часто амбициозные идеи приходилось завершать совсем не так, как планировалось изначально.

Но пока у нас есть прекрасный первый выпуск, готовящий нас к свежим идеям и новому взгляду на Питера Паркера.

Я до сих пор не готов сформировать финальное мнение. С Алтимэйт Вселенной пока все прекрасно. Хикман тоже продолжает стабильно писать сценарий, Кеккетто пропустил пару номеров, но до сих пор выдает потрясающе красивых людей. И все же пока мой опыт лучшего описывает слово «оптимизм», а не «вау, я читаю лучший комикс про Паука в своей жизни»!

Джонатан Хикман отлично делает свою работу. Питер Паркер шаг за шагом продвигается по супергеройскому пути. Встречает своих первых злодеев и первых друзей, которые вполне могут оказаться новым злодеями. Набивает шишки на Шокере, прежде чем пойти на Кингпина – наверное, то же самое чувствовали зрители первого «Человека-Паука» Сэма Рэйми. Что зарождается нечто новое, и идет оно по правильному пути.

Но, пожалуй, я вынужден признать, что темп нового Алтимэйта сильнее всего ударил по Пауку. Для справки: события номеров во всех онгоингах происходят в реальном времени, то есть их разделяет один месяц и в реальной жизни, и внутри комикса. Например, The Ultimates #5 вышел в октябре, и Алтимэйтс нашли нового Хоукая в октябре. Следующий шестой выпуск увидел свет в ноябре, и Альтимэйтс столкнулись с Бэннером в ноябре (кстати, как вам теория, что Алтимэйт Халк – это Брайан Бэннер, а не Брюс?).

Так вот, с «Пауком» мне трюк понравился меньше всего. «Черная Пантера» – просто посредственный онгоинг, его номера все равно так себе в любой периодичности. «Алтимэйтс» от структуры выигрывают, так как нужно практически в каждом выпуске представлять новый участок новой Вселенной и нового персонажа. «Алтимэйт Иксам» подходит формат страниц из дневника школьницы. А выпуски «Паука» же связывает одна единая история. И ей бы только пошло на пользу закончится пораньше, чем через год.  Хочется уже разобраться с Амбалом и двигаться дальше.

Больнее всего ежемесячная концепция ударила по Зловещей Шестерке: в новый состав вошли Кингпин, Черный Кот, Крэйвен, Мистерио, Мистер Негатив, Человек-Крот. Вместо того, чтобы навалиться толпой на Паука, они наносят аккуратные удары по очереди. Словно они видеоигровые боссы, привязанные к локациям. С одной стороны, Хикман разнообразил приевшийся троп «изматываем Паука вшестером». Но с другой, Шестерка остается не в фокусе. Они как фоновая угроза где-то вдалеке, а должны быть экстремально важной проблемой. И Черная Кошка вообще мелькнула один раз невзначай, а потом куда-то пропала.

Наверное, проблема комикса в том, что он слишком интересен, а этот интерес приходится растягивать по крохотной ежемесячной дозе. Может быть, не помешал бы еще один Алтимэйт онгоинг про Паука? Или хотя бы Ultimate Newspaper Old Men.

Хороший момент, чтобы от самого раздражающего перейти к лучшему. Хикман явно не хочет писать обычные паучьи приключения, поэтому фокусируется на вещах, которые мы не сможем увидеть в классической Вселенной. Конечно, в первую очередь это семья Питера: жена Мэри Джейн, сын Ричард и дочка Мэй. Тетя Мэй погибла во время теракта Совета Творца, зато до сих пор жив дядя Бен. Если честно, я даже не задумывался никогда: а кем работал дядюшка Питера? Здесь он оказался редактором «Дэйли Бьюгл», коллегой Дж. Дж. Джеймисона!

Вместе они покинули газету, подконтрольную Фиску, чтобы основать свое независимое издание под названием… «Газета». И еще не стоит забывать про нового друга Питера – Гарри Озборна. Он потерял отца в теракте, поэтому также горит желанием отомстить. Присвоив броню Старка, Гарри стал Зеленым Гоблином, тайным врагом империи Фиска.

Сразу столько новых ролей открывается для Питера и для его близких. Дядя Бен наконец-то перестал быть голосом из прошлого, теперь он крутой профессионал своего дела и лучший образец для подражания. Как и в классике, бизнесвумен Мэри успешнее Питера и даже в чем-то интереснее своего мужа. Питер выглядит совершенно бесхитростным добрым парнем, а вот у ЭмДжей есть коготки. И в ее дружбе с Гвен она действует осторожнее, чем Питер с Гарри, и в отношениях с сестрой она отстаивает себя.

В этой Вселенной Гвен Стейси вышла замуж за Гарри.

Возвращаясь к тезису, что паучьи сценаристы разучились писать человеческие драмы. С этим у Хикмана все супер, только это не драма, а обычная жизнь.  Сейчас у многих супергероев появились семьи, особенно в ДиСи. Но что выгодно отличает «Алтимэйт Паука», Паркеры остаются нормальной семьей. Сильнее всего мне они напоминают Уэстов из «Флэша» Джереми Адамса, но там даже Линда получила временную суперскорость. А дети Уолли вообще постоянно впутываются в спидстерские приключения.

Хикман же здорово прописывает повседневность: намного интереснее смотреть, как Ричард вдохновляется Джеймисоном, чем если бы ребенок вдруг открыл бы в себе паучьи силы, например. Никто не сомневался, что Питеру будет сложно совмещать две жизни, но обошлось без заламывания рук и трагичных конфликтов. Довольно быстро правда раскрылась, и семья восприняла ее не так уже и плохо.

Что насчет переосмысления злодеев? Идея нового Алтимэйта легко позволяет обходиться знакомыми персонажами. Хикман не бросается в крайности, ни комиксного цирка с Земли-616, ни сурово реализма здесь нет – больше всего по дизайнам и настрою комикс похож на Паука от Insomniac. Например, вроде бы Фиск и Кингпин, но он усилен сверхпрочным костюмом. Или основные черты биографии Крэйвена сохранились, кроме нескольких мелочей – Кравинофф уже не просто безумный охотник, а криминальный босс и олигарх.

И Гарри. Пока Гоблин и Паук – лучшие друзья, но в отношениях с Питером уже намечены трещины, которые рано или поздно дадут о себе знать. Также дамокловым мечом нависает личный ученый Озборна Отто Октавиус. Пока мне кажется, что Хикман нацелен сразу на Превосходного Человека-Паука, учитывая интерес Отто к паучьему костюму. Ах да, и *спойлер* из 12 выпуска. Хикман продолжает интриговать с идеей *спойлера*. Может, Джонатану удастся придумать новое прочтение этого сюжета, а то ему давно не помешает культурная перезагрузка.

Не буду останавливаться на каждом выпуске отдельно, но #12 – это маленький шедевр.

Я уверен, что Ultimate Spider-Man продолжится и после завершения истории с Творцом. И будет идти максимально долго. Но меня не покидает мысль, что супергеройскую сторону было бы неплохо ускорить, а бытовую наоборот оставить реальном темпе. Сколько тогда придется ждать, чтобы увидеть детей в колледже? А пока это действительно лучший паучий онгоинг за долгие годы – посмотрим, сможет ли он сохранить успех и претендовать на звание лучшего в истории.

Все еще стучу по дереву, все еще надеюсь на лучшее.

Галерея обложек. Марвел так хочется продать идею семейного Питера, что чуть ли не большая часть варианток – зарисовки со счастливыми Паркерами:

В конце хочу вернуться к Рождеству и Новому году. Если проводить аналогию с подарками под елкой, получится так:

  • The Spectacular Spider-Men – годовой запас кофе;
  • Spine-Tingling Spider-Man – маска Фредди Крюгера на Хэллоуин;
  • Spider-Man: Shadow Of The Green Goblin – томик мрачной русской классики;
  • Spider-Boy – кепка, скейтборд, йо-йо;
  • Spider-Man: Reign 2 – накладная борода, в которой скрывается охапка петард;
  • Ultimate Spider-Man – фотография семьи в красивой рамке.

Веселых праздников!

Подписывайтесь на наш Telegram и поддержите нас на Boosty!

Комментарии