Современные «10 негритят» про гаджеты. Обзор романа «Оффлайн»

471

Мнение о книге «Оффлайн».

Наша зависимость от гаджетов и интернета привели к тому, что в мире стали появляться специальные программы отдыха, где все отказываются от смартфонов. А если переложить это на классический детективный сюжет, то получится роман «Оффлайн».

Действительно, книга Арно Штробеля обновляет и сращивает сюжеты Агаты Кристи, Стивена Кинга и братьев Стругацких. У нас есть отель в горах, которых отдален от цивилизации сам по себе. Снежная буря усиливает изоляцию, а наши герои — группа обычных людей, которые и решили записаться на этот самый цифровой детокс. А потом выясняется, что среди них есть маньяк. Связи нет, выхода нет, маньяк есть. Вперед. 

По сути, идея цифрового детокса нужна для того, чтобы уравнять современных людей с ситуацией, в которой оказывались герои детективов прошлого. Дальше этого и реплик “Если выберусь — никуда без смартфона не уйду” идея не идет, хотя даже пролог истории показывает, что автор умеет нагонять страх перед технологиями. А в итоге вот как. 

Другая проблема — в героях. Агата Кристи понимала, что если у нас 10 негритят, то вряд ли читатель запомнит каждого, если у него не будет хотя бы 1 яркая черта. А тут все повально — белые воротнички и айтишники. У большинства из них вы запомните (в лучшем случае) только имя. А что хуже — автор не знает, что делать с персонажами. Есть несколько главных лиц, остальные же массовка. И самое “восхищающее” — им даже не выдадут роль пушечного мяса для маньяка. К концу романа практически половина действующих лиц просто бесследно выпадает из повествования, чтобы всплыть в конце. И это вызывает недоразумение. 

А вот что однозначно получилось — это ужас, который нагоняют действия маньяка. Люди прибыли в этот отель, чтобы на 5 дней обрубить связь с миром. И убийца воспринял это буквально, решив исполнить их желание. Своих жертв он парализует, ослепляет, лишает слуха и способности говорить. Получается, что несчастные остаются в полной изоляции от всего мира, запертые в темнице своего измученного тела. И в такие моменты от одного лишь описания появляются мысли “Уж лучше бы убил”.  

Самое удачное решение — показать состояние этого человека не только глазами окружающих, но погрузиться в сознание самой жертвы. Некоторые главы показывают, как люди в полном ужасе пытаются не сойти с ума, осознавая свое новое положение и невозможность хоть как-то контактировать с миром. Это — по-настоящему жуткие главы, в которых физически чувствуешь отчаяние, боль и бесконечный ужас людей. 

За исключением этих эпизодов весь роман — переваривание трижды пройденного с меньшим изяществом и умением, где все хорошие задумки либо не дожали, либо оставили на обочине. Даже личность и мотивы маньяка притянуты за уши и слабо вяжутся с событиями, собственно, самой истории.

Книга выпущена редакцией Inspiria в твердом переплете с выборочным лакированием.

Есть цветная вкладка с информацией об авторе и дополнительные материалы, доступные по QR-коду. 

«Оффлайн» — книга с интересной задумкой и ровно одной хорошо реализованной идеей. А по факту — это пересказ других сюжетов, которые автор не может заставить работать как единое целое.

Нет ни высказывания на тему зависимости от гаджетов, ни крутого детектива, ни живого взаимодействия между героями, даже действия маньяка здесь можно пересчитать по пальцам неудачливого токаря при наличии 12 действующих лиц. Поэтому кроме глав с мыслями жертв эта история ничего увлекательного предложить не может. А стоит ради них читать 3 сотни страниц скуки — решайте сами.

Комментарии