Слабый маркетинг, высокие бюджеты, низкие рейтинги и «повесточка». Как Disney бросил сериал «Доктор Кто»?
Закадровая история двух последних сезонов сериала «Доктор Кто» с Шути Гатвой.
Мы уже в курсе, что будущее сериала «Доктор Кто» не включает в себя партнерство с Disney. Будет рождественский спешл в 2026 году, Рассел Т. Дэвис уже пишет сценарии дальше, но также есть слухи, что шоураннера сменят. Слуходелы выдали имя Джека Торна ( писал «Тёмные начала» и «Переходный возраст»). Ничему не верим, пока нет подтверждения.
Однако что в итоге случилось между Disney и BBC? Наши друзья из TEAmTARDIS перевели объемный материал Deadline о закулисных терках двух студий, которые привели к нынешней ситуации. Читаем!
«Это не было рассчитано на долгую перспективу»
По словам нескольких источников, близких к производству «Доктора Кто», сделка развалилась по множеству причин. Среди них — неудача в привлечении более широкой аудитории (помимо уже существующей фан-базы), а также увеличенный бюджет. Другие же считают, что Дисней могла беспокоить возможная негативная реакция людей на так называемую «повесточку».
Бывший топ-менеджер Диснея.
С самого начала было ясно, что это ненадолго. Все понимали: сериал не показывает тех результатов на Disney+, которые нужны для его продления.
Другой источник, близкий к «Доктору Кто», добавляет:
Давно было понятно, чем всё закончится. У Диснея не было никакого энтузиазма.
Сделка с Диснеем была подписана в октябре 2022 года — на пике «стриминговых войн», буквально за несколько недель до возвращения Боба Айгера на пост директора The Walt Disney Company и начала масштабного сокращения расходов. Тогда сделку называли «беспрецедентной», объединяющей «двух гигантов индустрии развлечений». Однако, по словам экс-сотрудника Диснея, вскоре появилось чувство сожаления о потраченных на «Доктора Кто» деньгах.
Увеличенный бюджет и недостаточный маркетинг
Бюджет сериала, по данным Deadline, составлял примерно от 6 до 8 миллионов фунтов стерлингов за серию (то есть примерно 8–10 млн долларов).
[Для сравнения: бюджет одной серии «ВандаВижн» составил 25 млн, «Мандалорца» — 15 млн, «Перси Джексона» — от 12 до 15 млн, «Андора» — 20 млн долларов. Также стоит добавить, что бюджет одной серии «Доктора Кто» в эпоху Джоди Уиттакер составлял примерно от 2 до 4 млн долларов фунтов стерлингов. Увеличение бюджета диснеевских серий связано, в том числе, с переходом съёмок в разрешение 4K, что увеличивает расходы на 30–50%. При этом до сих пор неизвестно, какой именно процент бюджета платил Дисней. По слухам — от 50% до 70%, но это не точно. — Примечание переводчика]
Экс-сотрудник компании отметил и недостаток маркетинговой поддержки: сериал не получил такого же мощного продвижения, как проекты по вселенной Marvel и «Звёздным войнам», что сделало почти невозможным прорыв «Доктора Кто» на американском рынке. Он добавил:
Об этом запуске явно на каждом углу не трубили.
Представитель BBC Studios отметил, что «не было ощущения, будто Дисней делает из этого событие». Представитель Диснея, впрочем, настаивает, что «в сериал было вложено немало маркетинговых усилий».
.png)
Неудовлетворительные рейтинги
Рейтинги просмотров в США оказались далеко не блестящими. Нынешний сезон даже не попал в чарты Nielsen и Luminate, а аналитический блог Entertainment Strategy Guy назвал дебют сериала на Disney+ одним из «провалов 2024 года».
Сериал также не вызвал ажиотажа на различных наградах: за всё время на Disney+ он получил лишь одну номинацию на премию «Эмми» — в категории «Лучшая хореография».
В Великобритании ситуация тоже тревожная. По данным официального рейтингового агентства BARB, новый второй сезон в среднем смотрели 3,8 миллиона человек — на миллион меньше, чем предыдущий.
Рейтинги были, мягко говоря, посредственные.
— признаёт один из участников производства.
[Стоит отметить, что рейтинги в Великобритании вряд ли повлияли на решение Диснея — это скорее проблема Би-би-си. При этом средний рейтинг драматических сериалов на BBC One в настоящее время составляет около 3–4,5 млн. То есть относительно среднего-то рейтинги у ДК совершенно нормальные. Просто это «среднее» с каждым годом падает все ниже, потому что телеиндустрия переживает не лучшие времена. — Примечание переводчика.]
Глава отдела сериалов Би-би-си Линдси Солт поблагодарила Дисней за «великолепное международное партнёрство», а вот Дисней отделались лишь сухим подтверждением заявления Би-би-си, добавив, что сезоны с Гатвой пока останутся на Disney+ за пределами Великобритании.
Источники говорят, что обе стороны собирались объявить о будущем сериала после премьеры спин-оффа «Война между сушей и морем», однако Дисней (в кои-то веки) решили ускорить процесс.
[Самое забавное, что теперь премьера спин-оффа в Великобритании и в остальном мире состоится в разное время: в Великобритании — уже в декабре, а во всём мире — в начале 2026 года (по слухам, в феврале, но это не точно). Вот такое вот окончание сотрудничества. — Примечание переводчика.]
Шути Гатва и «повесточка»
Источник, связанный с «Доктором Кто», считает, что сериал также пострадал от того, что Шути Гатва так и не принял роль полностью. Его комментарий:
В этой роли есть нечто большее, чем просто актёрская игра. Нужно быть послом бренда и с гордостью нести звание Доктора своего поколения. Мэтт Смит и Дэвид Теннант прекрасно понимали, какая это ответственность.
Другой осведомлённый источник в индустрии говорит, что «„Доктор Кто“ стал слишком „повесточным“ для трамповской Америки» — и это «было одним из факторов, которые Дисней учитывал при решении о продлении».
Маловероятно, что Дисней когда-либо признает значимость политики в завершении этой сделки, однако недолгое отстранение Джимми Киммела от его вечернего шоу (из-за спорных утверждений Киммела по поводу Чарли Кирка канал ABC, принадлежащий Диснею, закрыл передачу на неделю) показало стремление компании свести к минимуму гнев приверженцев MAGA (движения «Make America Great Again, то есть сторонников Трампа).
Будущее после Диснея

Бывший продюсер Диснея считает, что Би-би-си в будущем сможет тратить от 2 до 3 млн фунтов стерлингов на серию (примерно 3–4 млн долларов), из которых около миллиона фунтов будет выделяться из собственного бюджета Би-би-си (то есть из денег налогоплательщиков), а остальное — аванс от BBC Studios за международную дистрибуцию. Это означало бы сокращение бюджета будущих серий «Доктора Кто» примерно вдвое.
Когда бюджет уже вырос, всегда трудно снова его урезать. Сокращать можно до определённого предела, но не слишком сильно. Неужели Би-би-си действительно готова выложить ещё больше денег за проект, который идёт на спад?
Другие отмечают, что некоторые из более дешёвых серий этой эпохи были одними из лучших — например, «73 ярда», которая получила похвалы критиков и фанатов. Бывший продюсер, работавший над шоу, добавил:
Бюджетные ограничения раньше всегда помогали подчеркнуть уникальность сериала. Большие бюджеты иногда мешают: когда слишком много мнений, результат выходит посредственным. Но при этом бюджет двух прошлых сезонов всё равно был далеко не таким большим, как у того же «Мандалорца», так что сериал оказался где-то в серой зоне. Можно сколько угодно показывать планеты, летающие машины и роботов, но зрители всё равно увидят более впечатляющие версии всего этого в других сериалах.
По словам бывшего сотрудника Диснея, найти нового американского партнера для «Доктора Кто» будет крайне сложно, а заключение новых «точечных» сделок в Европе и Латинской Америке может оказаться проблематичным для сериала, который является квинтэссенцией британской культуры.
Как можно легко и быстро убедить новый стриминг купить «Доктора Кто», если сериала так долго не было на его платформе?
— задаётся вопросом источник.
Тем не менее это всё ещё возможно. Как стало известно, до заключения соглашения между Disney+ и Би-би-си тогдашнему руководителю отдела сериалов Би-би-си Пирсу Венгеру (он же продюсер «Доктора Кто» в эпоху Мэтта Смита) предлагали альтернативный вариант, который мог бы обеспечить сериал бюджетом в районе 5 млн фунтов за серию — и это без участия крупного американского партнёра. Этот план всё ещё может быть возвращён к рассмотрению.
[К слову, такая схема была и раньше, только бюджеты были меньше: сериал распродавали на разные рынки по отдельности. В США, например, сериал покупала BBC America, в Канаде — телеканал Space, в Австралии — ABC, а в России — Кинопоиск. — Примечание переводчика.]
При этом первые 13 сезонов «Доктора Кто» с августа этого года больше не доступны на сервисе HBO Max в США [то же самое произошло и в других странах — первые 13 сезонов легально почти нигде не посмотреть. — Примечание переводчика.], а значит, открыт простор для новой сделки, охватывающей весь сериал (то есть и уже существующие серии, и будущие). Один из источников в BBC Studios считает, что безразличие Диснея к «Доктору Кто» может оказаться скрытым благословением.
Не думаю, что в США существует прочная ассоциация между «Доктором Кто» и Диснеем, кроме того факта, что последние два сезона выходили на Disney+. Мы говорим о сериале, который перезапускался много раз и показывался на разных платформах.
Официальные представители Диснея, Би-би-си и BBC Studios отказались от комментариев.

Что думаете? Какое будущее у «Доктора Кто»?
Подписывайтесь на наш Telegram и поддержите нас на Boosty!

