Сериалы Недели. #160: «Локи»

3 293

Обсуждаем сериал про Локи. Со спойлерами.

Антон Бордуков

Из всей нынешней троицы MCU-сериалов на Disney+, «Локи» — самый стройный и складный. Не самые лестные слова, учитывая насколько пресными были предыдущие произведения, но какие есть. Однако даже у сериала про лгущего трикстера есть фатальный изъян, объединяющий его с «ВандаВижн» и «Сокол и Зимний Солдат»: заключительные эпизоды оставляют неприятное послевкусие, сильно смазывая впечатления от целостного произведения. На данный момент уже известно, что Локи ещё вернётся во втором сезоне и, кажется, именно столь яркий успех сериала информирует главную проблему финала первого сезона — избыточную затянутость. 

Сериал основательно закручивал интригу вокруг Агентства и сложно сказать, что он её как-то недостаточно удовлетворительно раскрутил, но тот хронометраж, что был потрачен на непомерно объёмную экспозицию и финальный (практически) монолог местного “антагониста” был откровенно излишним. Не буду бегать с линейкой и замерять какое отношение содержания к хронометражу можно считать “оправданным”, однако подводку к довольно тривиальному ответу на вопросы и не менее тривиальной моральной вилке духа “убей дракона и сам стань драконом/убей дракона и к тебе придут мстить его сородичи ” можно было уместить в гораздо более лаконичной форме. Из-за этого повествование последнего эпизода буквально топчется на одном месте, а практически весь финал сводится до театра говорящих голов и большой подготовке к “настоящим событиям” во втором сезоне, толком не завершая сюжетных линий актуального сезона. Ведь будет второй сезон, а значит надо резко закрыть папку “раскрытие персонажей” и открыть папку “накидываем вам причины ждать второй сезон, ну и немножко третьего Человека-Муравья, иначе кому он вообще сдался?”.

«Локи» — это, наверное, один из самых ключевых “эпизодов” MCU, если вообще не определяющий для всей четвёртой фазы. Жаль только, что большую и необъятную мультивселенную в рамках киновселенной он открыл, принеся в жертву потенциально толковое завершение собственного сюжета и оставив персонажей без их кульминации. Резкая остановка, может, не всегда убивает, но заставить взгрустнуть она точно может и клиффхэнгеровая натура финала первого сезона «Локи» — как раз такой случай.

Евгений Китляев

Свершилось, Marvel Studios выпустили действительно хороший сериал. Без оговорок, без выезда исключительно за счёт харизматичных актёров (а их тут хватает), без скидок на принадлежность к общей киновселенной. «Локи» прочно держится на своих ногах, потому что это наконец-то не переходной шаг от одного большого фильма Киновселенной к другому, а полноценное самостоятельное произведение. А оказалось все очень просто: написать качественный сценарий и наполнить его нормальными персонажами. В этот раз сериал Marvel не страдает от избытка вялых второстепенных персонажей, которые бездарно тянут повествование на себя, отвлекая от по-настоящему интересных сюжетных линий. Здесь эта линия, если не углубляться в детали, одна. И она посвящена Локи. Да, всё настолько легко.

Оба ключевых дуэта сериала работают отлично.

Том Хиддлстон – прекрасный актёр, талантливый, классически тренированный, действительно увлечённый мифологией Marvel и просто милашка. Полгода назад я бы сказал, что его наличие в главной роли было бы достаточным для успеха сериала, но опыт предыдущих творений Disney+ продемонстрировал, что это далеко не так. К счастью, Хиддлстону повезло не только со сценарием, но и с коллегами по цеху. Оуэн Уилсон так удивительно органично вписался в роль Мёбиуса, что ничего другого уже не представить. Софи Ди Мартино с каждым новым эпизодом всё настойчивее заселялась в моё сердце, и к финалу я таки не выдержал. И из-за глубокого развития двух ключевых отношений Локи, финальный эпизод тяжеловесно бьёт по эмоциям зрителя, от чего сериал в моих глазах только выигрывает. Понятия не имею, к чему это всё приведёт во втором сезоне, но с нетерпением жду.

Marvel умело обманывают ожидания аудитории своими трейлерами. И очень жаль.

Оставшийся каст персонажей тоже заслуживает внимания, и незабвенная Тара Стронг, и нагло укравший самый интересный эпизод Ричард Е. Грант, и, пожалуй, Джонатан Мэйджорс, хоть у меня и не самое популярное мнение о его персонаже. Я устал от наглого, слишком-умного-а-в-следствие-чудаковатого-и-немного-не-от-мира-сего злодея. Да, натянуто пафосный стандартный злодей №54 ничем не лучше, но к типажу обманчиво дурачливого гения у меня куда больше претензий. Это не работало с играющим в баскетбол, носящим кроссовки с костюмом Лексом Лютором, это не работает с Кангом. Можно поспорить, что это и не Канг вовсе, а его «добрая» альтернативная версия. Да, это не финальная версия персонажа, да, мы в будущем увидим совсем другого злодея, но осадок все равно остался. Marvel любит заигрывать со стандартными комикс-клише, но я говорю, что им ещё есть место в современном кино. И не должен космический многотысячелетний тиран опускать шуточки и кривляться, киностудии почему-то считают, что шуточки лучше непоколебимого пафоса. Танос доказал обратное, почему мы снова возвращаемся к «осовремененному» типажу?

Но есть и один очень позитивный момент, ломающий давние устои Marvel Studios. По какой-то причине они очень боятся классических комиксов и тамошних традиционных костюмов. Сколько бы раз классический костюм не появлялся на экране, это либо ирония, либо пародия. Не в этот раз. Классический Локи в исполнении Ричарда Е. Гранта величественно вступил на экраны в желто-зелёном одеянии, и никогда ещё Локи не был круче.

И появление прокачавшего Иллюзию на 100 Локи поднимает щепетильный вопрос — непостоянство протагониста. И эта проблема уходит корнями в первые фильмы Киновселенной. Локи – ледяной гигант, обученный магии богиней Асгарда. В первых «Мстителях» он без проблем танкует пулевые ранения, раскидывает тренированных агентов самой продвинутой секретной службы в мире, легко дерётся с Капитаном Америка, ловит, не глядя, стрелы и прочее. И вот, хронологически спустя неделю, он с трудом даёт отпор обычным людям и даёт охране поезда выкинуть себя в окно. Да и вообще, если Локи у нас вдруг может силой мысли остановить падение огромной многоэтажной башни (что демонстрирует в третьем эпизоде) то почему он не раскидывает своих противников этими невероятными телекинетическими способностями? И ладно уж непостоянство физических и магических способностей Локи, это можно назвать придирками ну или списать на невнимательность сценаристов, которая на общую картину особо не влияет. Хорошо.

Обсудим сюжетную арку, через которую проходит персонаж.

Локи – «бог обмана». Так как роль досталась Тому Хиддлстону, переход персонажа на сторону хороших парней в лучших традициях «Форсажа» был неизбежен. И мы получили его спустя 4 фильма, в которых Локи проходит через длительную череду страданий и личных потерь, которые наводят его на путь истинный. Здесь вся эта арка была втиснута в первые 20 минут первого эпизода, и всё. Мы не получили какую-то новую версию Локи, это явно не Локи 2012 года, изменивший свои взгляды на мир после самой продвинутой PowerPoint презентации во вселенной. Это всё тот же самый Локи образца 2018 года, погибший от рук Таноса. В нём нет каких-то явных конфликтов, в нём напрочь исчезла злодейская жилка, которая должна ещё теплиться, и он давно уже насквозь герой. Я предполагал, что сериал не станет особо париться с этим вопросом, и не будет делать из Локи некоего анти-героя. Но уж очень хотелось бы.

В заключение, хочу поговорить об этих сравнениях с «Доктором Кто». К сожалению, это не совсем так. Имеется потенциал, несомненный, огромный. Но первый сезон «Локи» — это очень плотная и быстротечная история о, может быть, самом важном событии в истории Киновселенной. «Локи» единолично открывает врата Спайдерверсу, Мультивселенной Безумия, Квантомании и иже с ними. Произошедшее здесь может навсегда изменить общую картину КВМ. И с целью рассказать настолько важную историю, при создании «Локи» где-то на фоне потерялось очень сочное подобие «Доктора Кто». Потенциал, который открывает ТВА, буквально бесконечен. Это любые истории, в любом сеттинге, с любыми персонажами, с абсолютно никакими последствиями. И я глубоко надеюсь, что «Локи» когда-нибудь отойдёт от грандиозного повествования и решит полностью окунуться в это безумие.

Визуально, это самый выразительный и оригинальный продукт Marvel за многие годы.
  • Крокодил Локи, Таноскоптер, Жаба-Тор, Полибиус, Живой Трибунал, здоровенное живое облако-монстр. Нужно. Больше. Безумия.
  • Техническое исполнение сериала – лучшее, что выходило у Marvel в последнее время. 7 минут «одного дубля» в финале третьего эпизода были совсем не обязательны, но весьма впечатлили.
  • Финальный твист не удивил никого. Но иногда это хорошо.
  • Файги похоже нагло врал, когда говорил, что просмотр сериалов Disney+ будет необязателен для понимания фильмов.
  • Локи Ледяной Гигант и мерзнуть не может, так что сценка с одеяльцем – просто чудо.
  • Селфцест. Да.

Никита Грицков

Пару лет назад, когда о еженедельном MCU никто не мечтал (и не просил), ходили робкие слухи о сериале про Локи. Якобы он будет про мелкого бога обмана, путешествующего по событиям Всемирной истории или скандинавской мифологии, а Том Хиддлстон останется лишь в роли рассказчика. Забавно, как сильно все в итоге поменялось, если это действительно было изначальным планом.

Конечно, получилось здорово. В конце концов, это один из законов природы, драмы, физики пространства и времени: за игрой Тома Хиддлстона всегда интересно наблюдать. Прибавьте к нему не менее очаровательную Софи Ди Мартино и неузнаваемого Оуэна Уилсона – харизмометр зашкаливает.

Раз уже в центре сюжета оказался не наш каноничный Локи с искуплением и самопожертвованием, а злодей из первых Мстителей, то логично задаться вопросом: а что делает Локи собственно Локи? У его брата с атрибутами намного проще: молот, молнии, мужественность и так далее. А в чем суть Локи Лафейсона? Постоянный обман окружающих? Предательство и друзей, и врагов? Или обязательное поражение в конце?

Этот чек-лист краткого самоанализа помог избежать стандартного цирка со злыми двойниками из параллельных миров и даже добавить драматичности прыжкам по таймлайну. Локи принимает решения –Локи видит со стороны, как поступает его вариантная версия – Локи задумывается над своими поступками и альтернативным выбором. Отличная формула, которая особенно хорошо работает в пятой серии про встречу вариантов в конце времен. Интересно, мне одному она напомнила «Пиратов Карибского моря»? Да и щелкнуть по носу любителей теорий с Реддита – бесценно.

Но в остальном у сериала все как всегда: работодатель, отнимающий у сотрудников свободу воли – плохой; жизнь вне иллюзий – прекрасна; маскот для артов/мемов/игрушек – на месте, Юные Мстители – собираются (возможно), обещание продолжения – после титров.

Уже во второй раз в КВМ, после «ВандаВижен», и тысячный раз в поп-культуре в целом, оказывается, что стоит людям узнать, что их жизнь ненастоящая – и все обязательно попытаются вернуться назад. Вот неужели они настолько счастливо жили, чтобы так хотеть вернуться в обычный мир? Опять в борьбе между реальностью и иллюзией однозначно побеждает реальный мир, без каких-то интересных трактовок и конфликтов.

Но главная ловушка, в которую попадает «Локи», запрятана не в скучных метаниях агентов TBA, а в его собственном мета-комментарии. По-настоящему свободным можно стать только тогда, когда на тебя никто не смотрит и когда от тебя ничего не зависит. «Локи» же смотрят миллионы, и вся его свобода ограничена тучей редакторских задач.

Сериал неплохо справляется в маневрировании между развитием главного героя, раскрытием новых персонажей, продвижением глобального сюжета Вселенной и пасхалками. Точно лучше, чем недавние «Сокол и Зимний солдат» или «Черная вдова». Но он все равно остается рабом, толкающим колесо развития лора.

Я бы хотел увидеть «Локи»-филлер, который вообще ни на что не влияет, где трикстер просто путешествует по временам, встречая самого себя, убегает от патруля времени и мимоходом пытается захватить/спасти мир. Сериал, при просмотре которого можно легко забыть, что он стоит на фундаменте из десятков фильмов и служит прологом для стольких же в будущем.

Самое обидное, что для выполнения редакторского задания пришлось окончательно забить на Асгард, а ведь у «Локи» были все шансы наконец начать раскрывать мифологию Девяти миров. Кажется, идея нормально представить скандинавский эпос в КВМ уже настолько мертва, что никто из сценаристов не хочет о ней вспоминать. Но вместо этого сериал отправился в декорации «Доктора Кто», потому пора бы уже вводить мультиверс, и партийное задание выпало именно Локи.

Просто на секунду представьте себе сериал «Гамора», где TBA хватает Гамору из Эндгейма, а она потом тусит с зеленым мужиком-собой и ломает таймлайн. Нет ощущения трафарета, куда бога обмана просто вписали?

И еще одна моя придирка: сериал явно мог показать нечто большее, чем однотипные офисные коридоры TBA и пустынные планеты. Например, в самом начале мы видим, что камни бесконечности просто валяются в ящике – по идее, мы должны постоянно натыкаться на подобные артефакты-странности в духе Control. Нет, на это быстро забивают.

В целом, «Локи» — это как будто еще один вариант самого Локи. С ним можно увлекательно провести время, отправиться в приключение и покопаться в себе, но есть пара моментов, где он легко тебя одурачит. Но тебе это понравится, потому что Локи – это Локи.

P.S. Будь проклят Ютуб, пообещавший мне Доктора Дума в конце.

Давид Пириянц

Очередному, казалось бы, максимально фансервисному и бестолковому сериалу совместного производства Marvel Studios и Disney Plus удалось меня удивить. Ожидания от «Локи» стремительно угасали еще в момент выхода первых двух сериальных ласточек Киновселенной — от  сольника Лафейсона я ждал, мягко говоря, простой и незатейливый проект «на раз», созданный исключительно для того, чтобы дать Тому отыграться после скоропостижной кончины в «Войне Бесконечности». Как же я был не прав.

Помните, как пару лет назад все твердили о том, что идея сделать общую вселенную с сериалами, которые затем переходят в полноценные фильмы, окажется провальной? Помните, как некоторые фанаты истошно доказывали, что все многосерийные проекты MCU окажутся бесполезными филлерами, коих, учитывая недавний выход «Черной Вдовы», и так достаточно? Уверен, что что-то, да вы застали.

«Локи» — на данный момент лучший проект Четвертой Фазы Киновселенной. И пускай обида за Стояка и местами слитого ФалКэпа продолжает таиться в сердцах зрителей, свежий сериал исправил ошибки предшественников, одарив нас, фанатов, уймой новых харизматичных персонажей, полномасштабных концепций и сюжетных поворотов. Финал сезона — безумно напряженный, но в то же время интригующий и яркий аттракцион, который не отпускает вплоть до финальных титров. Дебют Джонатана Мэйджорса в роли пока неназванного Натаниэля Ричардса — что-то вовсе невероятное. Счастлив узнать, что Канга не намерены сделать злодеем-однодневкой для новых «Человека-Муравья и Осы», но при этом не торопятся вводить в таймлайн вселенной без должной подготовки.

На самом деле, выходит, что Джонатан даже не врал, утверждая, что Канг не появится в «Локи». Он и правда там не появился.

Каст — пушка. Конечно, это и так понятно, но хотелось бы проговорить данный тезис еще раз. Ричард Грант в роли классического Локи — одно из главных положительных впечатлений от всего 2021-го года.

Как по мне, сольный проект про Бога Обмана и Коварства заслуживает вашего внимания, даже если вы по натуре своей не причисляете себя к «фанатам Киновселенной Marvel». Это бодрый, слаженный и крепкий продукт, который, уверен, сможет доставить удовольствие всем и каждому: хоть любителям крокодилов, хоть сектантам имени «Знакомства с Факерами». Нет, правда, такие тоже есть. В общем, настоятельно рекомендую выделить под красавца по имени «Локи» пять часов своей жизни, даже если вы совсем не в теме.

Евгений Клещ

Складывается ощущение, что ВандаВижн, Сокол, Черная Вдова и скорее всего Шанг-Чи — это эдакие Episode 0, только не про Рождество. Мы ждали от них развития вселенной, а получили просто приятные филлеры. 

Но Кевин Файги не был бы гением, если бы не имел под своей кепкой очередного плана. Ибо «Локи» не просто вышел отличным сериалом сам по себе, но ещё и плот-двигателем мультивселенского масштаба. Но оставим все теории на светлое будущее. 

Перед нами шесть серий чистого приключения без вечной самоиронии и раздражающих смешочков каждые пять минут. Каждый эпизод — новые локации, новые персонажи и новые задачи. А ещё художником по декорациям будто наконец-то дали карт-бланш и вместо серого металла здесь целая плеяда крутых антуражей. 

Поругать можно только за слегка натужные «трогательные» моменты, в которых пытаются раскрыть душевные терзания Локи, только верится в них с большим трудом. Зато второстепенные персонажи без исключения прекрасны. Вот уж кого хочется увидеть на большом экране, так это Мёбиуса. Но… второй сезон уже анонсирован, так что увидимся скоро.

Сергей Афонин

  • Хиддлстон — крутой
  • TVA — не дожали
  • Можно было бы сократить на треть
  • Третья серия — скучный филлер
  • Классический Локи — крутой
  • То, что наш Локи ходит весь сериал в «домашнем» — хрень
  • Канг — ААААААААААААААА

Итог: пока лучший сериал MCU из всей тройки. Прости, «ВандаВижн», но дебют злодея лучше Ральфа Стояка вместо злодея.

Комментарии