Сериалы Недели. #159: «Сокол и Зимний Солдат»

6 131

Обсуждаем новый сериал Киновселенной Marvel.

Евгений Китляев

Завершился показ второго оригинального сериала Marvel Studios и уже хочется сказать, что… Marvel пока ещё не выработали удачную формулу. В далёком 2008 году студия сходу нашла рецепт крепкого супергеройского боевика, на базе которого построила удивительный аттракцион, коим была Сага Бесконечности. Сейчас же ребята вступили в неизвестные воды и со скрипом ищут нужный путь. Но все знаки потенциально успешной телесаги имеются, что все-таки радует.

«Сокол и Зимний Солдат» не оказалась 6-часовой «Другой Войной», чего я, признаюсь, очень ждал. У двух сериалов Marvel Studios вырисовывается общая проблема – неспособность создать увлекательные второстепенные линии к хорошо проработанному основному сюжету. История Сокола сериалу далась хорошо, тяжкое бремя внезапно свалившейся иконической роли и война Сэма Уилсона с общественным мнением, переплетающаяся с личной войной Энтони Маки. Как и Уилсон, с трудом заполняющий пустоту, оставленную Стивом Роджерсом, Маки далась незавидная роль заменять Криса Эванса, одного из самых тепло принятых актёров Киновселенной. И тяготы, через которые проходит персонаж ярко отражают личный опыт актёра. Это достаточно уникальный прецедент. Остаётся вопрос, справился ли «Чёрный Сокол»? 

И да, и нет. Я большой фанат Маки. Он обладает заразительной энергетикой, всегда контролирует комнату и поднимает настроение как коллегам, так и зрителям. Он очень хорош в роли лучшего друга главного героя и комедийного напарника. Но что если дать ему главную роль? Мы видели похожую ситуацию во втором сезоне «Видоизменённого углерода», Маки сменил полюбившегося всем актёра в роли значимого персонажа и не справился с грузом. «Сокол и Зимний Солдат» показал, что Маки все ещё не готов вести франшизу сам, каким бы талантливым вторым пилотом он не был. Сэм органично смотрится в локальных семейных сценах, в любых сценах с Баки и максимально задрал планку экшена в полёте. Но тяжёлые личные переживания, проницательные разговоры и, что самое важное, эпичные речи, актёру даются с куда большим трудом. Я всегда относился к касту Криса Эванса как к чему-то данному, для меня он был комедийным актёром, хорошо смотрящимся на экране, прекрасно воплощающим образ голубоглазого Капитана со страниц комиксов. Я никогда не отдавал должного тому весу, который он придавал Стиву Роджерсу. Гравитас, значимость, возвышенность, не знаю, как это определить. Но оглядываясь на все предыдущие фильмы я осознаю, каким все-таки идеальным был каст Эванса на роль Кэпа. И как сильно я буду скучать по его речам. Потому что первый большой монолог нового Капитана, особенно в сравнении с монологами предыдущего, это просто пшик. Я ждал большего. И надеюсь, что в будущих проектах Капитан вновь обретёт эту едва ощутимую ауру превосходства.

Но выглядит он все-таки круто, чертяка.

Что же насчет других сюжетных линий? Название сериала нам нагло врёт, «Сокол и где-то там иногда Зимний Солдат» подошло бы куда лучше. Потому что я уверен, что на монтажному полу вообще нет места, где бы не лежало кусков Баки. Персонаж грубо пошёл под нож и всё, что с ним происходит со времён «Гражданской Войны» (а может и «Зимнего Солдата») это просто грубое издевательство над ветераном. Первый эпизод задал такие сочные и интригующие предпосылки к личной истории Баки, к его тревогам, прошлым грехам, сложной и трагичной истории. В том же эпизоде всё это дело и закончилось, завершение этой сюжетной линии мы получили в 3 минутах хронометража в финале сериала, и всё, Баки счастливый и веселится на районе с Сэмом. И самое обидное, что любые сцены, где Себастьян Стэн занимает главную роль, это лучшее, что есть в сериале. Устрашающий Зимний Солдат во флэшбэках, трогательная сцена в Ваканде, даже комедийные тайминги Стэна великолепны, будь то психотерапевтические сессии или перепалки с Сэмом. И именно последнего мне хотелось куда больше. Лучший эпизод, несомненно, путешествие троицы Сэм-Баки-Земо (о нём позже) в Мадрипур. Там и Маки в своём элементе, и Баки получает много заслуженного экранного времени. Трейлеры обещали нам бади-коп муви, но получили мы стандартный около военный боевик с чётким фокусом на главном посыле сериала – роли чёрного сообщества в истории Америки. У меня нет ни образования, ни культурного багажа, ни малейшего желания обсуждать эту проблему здесь. С позиции обычного зрителя показана она достаточно толково и раскрыта с пониманием. Но, опять же, оставляет ощущение нехватки чего-то неощутимого. Исайя Брэдли – один из наиболее интригующих элементов сериала, который может и раскрыли, но совсем не в том ключе, какого ждал и хотел я. Это первый чёрный Капитан Америка, это суперсолдат, побивший когда-то Зимнего Солдата (неужели так жалко было снять фансервисный флэшбек?), это дед Патриота (который совсем никудышный, между прочим, слабо верится, что этого парня могут потом вернуть в качестве члена Молодых Мстителей), а на экране каждый раз только поломанный, темнокожий старик. Сценаристы решили сделать упор именно на этот аспект Исайи, увы.

Другие второстепенные персонажи… Сразу отнесём Земо в отдельную категорию, Брюль просто спёр каждую сцену, где появлялся, подарил пару шикарных мемов и показал, что Барон Земо все ещё добивается поставленной цели, в очередной раз довольно ухмыляющийся в тюремной камере (с собранием произведений Александра Сергеевича, между прочим) после успешной миссии. Хочу больше Земо, и Marvel наверняка угодят. Ждём.

Понял, что меня понесло, и надо меру знать. Так что далее тезисно.

  • Карли никакущая, актриса милая и играет хорошо, но персонаж её пустой и ни черта не понятный. Нужна была злодейка, которой надо было обязательно симпатизировать, потому что ну молодая же, непонятая, убеждённая. Никаких положительных впечатлений персонаж не оставил.
  • Зато выдала «тЫ кОгдА ниБудЬ воЕваЛ зА чТо-тО зНачИмЕе сеБя»? ветерану Второй Мировой и Войны Бесконечности.
  • Картер настолько непохожа на своего персонажа из предыдущих фильмов, что закрадывается подозрение о Скрулле.
  • Экшен бодрый, особенно в воздухе. Открывающая экшен-сцена, вся финальная часть с новым Капитаном, креативное использование крыльев на протяжении всего сериала, всё… на высоте.
  • Персонаж Уолкера тоже, кажется, пострадал от монтажного ада. Агент США получился занимательный, но слишком уж рваная у него линия.
  • Роуди показали в первом эпизоде, но не позвали помочь в финальном, потому что?…
  • Одиноко сидящего на скамейке старика, по имени Адам Голубой, не было, и на том спасибо.

В целом, сериал оставляет приятные впечатления, но, как и предыдущий проект Marvel Studios, слабо справляется с расширенным, по сравнению с фильмами, хронометражем и временами серьёзно провисает, одновременно рассказывая много лишнего, и не досказывая много нужного. Так что ничего кроме как «выше среднего», сказать не могу.

Давид Пириянц

Сериал, ревностно охраняющий главную традицию многосерийных проектов Marvel Studios: обязательный дебют протагониста в новом образе, с измененным статусом-кво и, желательно, в обновленном костюме. На этом, к слову, заканчивается основной конфликт «Сокола и Зимнего Солдата» — ведь вся история, как не трудно догадаться, существует исключительно ради получения Уилсоном мантии Капитана Америка. Вот даже, по слухам, новый фильм в производство запустили.

И вроде порыв более чем благородный: дать одному из лучших второстепенных героев киновселенной шанс раскрыться и стать полноправной частью будущего мира Marvel Studios. В итоге же зрители получили с десяток вопросов по пути к развязке, ответы на которые вряд ли будут даны в обозримом будущем. К примеру, откуда у Земо, ранее представленным в «Противостоянии» самым обычным человеком «с целью», миллионы долларов, личный самолет и титул «барона»? Разумеется, как и знаменитый фиолетовый носок на голову, эти атрибуты персонажа перекочечали из комиксов — ведь негоже отходить от канона, превращая героя в серую и безликую подделку. 

И плевать, что в контексте Земо в исполнении Брюля вся эта мишура кажется нелепой и броской попыткой присосаться к первоисточнику, из чего выходит очередное натягивание комиксной совы на глобус КВМ. Плевать, что та же Картер в течение 10 лет фоном превращалась из агента спецслужб в прагматичного и рассчетливого Продавца Сил, а нам как зрителям представили это уже постфактум без сколько-нибудь внятной предыстории с, да боже, хотя бы флэшбеком. Плевать, что в КВМ уже был свой «черный Капитан Америка» – видимо, Роуди в костюме Железного Патриота не считается. Можете даже объяснить почему в комментариях, мне правда интересно узнать. Может, конечно, дело, опять же, в титуле, но тогда как-то мелковато, на мой взгляд. 

А помимо этого единственное, что стоит отметить в качестве плюсов проекта, — экшен, да актерскую игру основного каста, в химию которых веришь. Джон Уолкер так и вовсе стал одним из любимых персонажей новой фазы, возвращения которого теперь я жду с нетерпением.

Антагонисты в лице Разрушителей Флагов — блеклые революционеры, которые сами не понимают, чего хотят. Мораль с «черным Капитаном» пускай и имеет место, кажется слишком натужной и фальшивой. Так и выходит, что главным достоинством сериала становится трио героев в лице Маки, Стэна и Брюля, источающие харизму в каждом своем появлении.

И не подумайте: мне понравился «Капитан Америка и Зимний Солдат». Но учитывая темы, которые он пытается раскрыть, и контекст вселенной с пятилетней разрухой после «скачка» становится понятно, что могло выйти лучше. В разы лучше.

Спасибо за прекрасную сцену в музее из шестой серии, которая пробила меня на скупую мужскую. Наверное, самая сильная эмоция за все шоу.

Евгений Степин

Чтобы добавить своим эмоциям чуть больше контекста – начну издалека. «ВандаВижн», пускай я и подзадержался с его просмотром, мне весьма понравился. По одной простой причине – это было очень хорошее, с драматической точки зрения, художественное произведение, которое имело достаточно самобытный стиль и логически завершало свою мысль в рамках той истории, что была под неё выделена. Не очередной кусок глобального сериала. Не осточертевшее расширение экранной вселенной. А «всего лишь» камерная трагедия одной отчаявшейся женщины, выполненная в разнообразных и креативных декорациях. Досматривая сериал, я с улыбкой на лице размышлял – неужели MCU наконец-то доросла (или просто разрослась?) до того, чтобы её составляющие могли претендовать на статус чего-то большего, чем разовое развлечение под пиво и чипсы?

А потом вышли «Сокол и Зимний Солдат». И улыбка с моего лица куда-то пропала, вместе со всеми возможными вопросами.

«Сокол и Зимний Солдат» – та самая киновселенная Marvel, которую мы знаем и наверно должны любить. То-есть – беззубое смысловое и стилистическое месиво, в котором балом правят дежурные шутки и неловкие потасовки костюмированных балбесов. Это буквально новый шестичасовой фильм КВМ. Кушайте, не обляпайтесь. Нюанс с ним в том, что если в случае с DCEU хронометраж прямо пропорционален качеству – здесь ситуация обратная.

У сериала есть очень крепкий хребет, который по идее должен был стать отличной опорой для истории – персонаж Энтони Маки и его путь к становлению звездой киновселенского масштаба. По-хорошему – его подъём к супергеройским вершинам следовало запаковать в двухчасовой хронометраж и выпустить в качестве полноценного кино. При должном старании могла получиться вещь, которая приглянулась бы темнокожей публике куда сильнее того же «Чёрного Пантеры», и стала бы достойным ответом Киборгу Рэя Фишера, как цветному герою из самых низов. Однако по-хорошему делать не стали. Стали делать «Сокола и Зимнего Солдата».

Уж не знаю, почему отменного актёра заставили делиться славой с кем-то ещё, однако проблемы у сериала начинаются прямо с заглавного Зимнего Солдата, который во всей этой феерии совершенно не нужен. Практически вся сюжетная ветка Себастьяна Стэна – один большой филлер, никак не двигающий центральную тему проекта. Какое-то реальное влияние он оказывает на основной сюжет лишь единожды, вербально поддерживая протагониста-Маки в трудную минуту. Всё остальное время – Баки просто вертится рядом, становясь оправданием для какой-нибудь неловкой экшен-сцены, или необязательного камео. Что логичным образом вызывает вопрос – а зачем в проект про расовые трудности Америки нужно было засовывать второго протагониста с белой кожей? Ведь он даже никак в раскрытии этой темы не участвует! Уж не смалодушничали ли продюсеры, побоявшись снимать полноценное кино про «злого чёрного парня», как их коллеги из соседней студии?

Что ещё страшнее – примеру Баки Барнса следует вообще всё содержимое сериала. В лучшем случае – оно здесь совсем ни к чему, но какой-то неприязни не вызывает (воительницы из Ваканды, например). В худшем – оно имеет какой-то смысл, который сценаристы категорически игнорируют, чем приводят в бешенство. Самый яркий тому пример – герой Уайатта Рассела. Начинается его арка (как и вообще весь сериал, раз уж на то пошло) весьма многообещающе. Что вообще может быть интереснее, чем притча о благих намерениях, которыми известно куда дорога вымощена? Загвоздка в том, что по этой самой дороге сценаристы вести Уокера категорически отказываются.

Он, прямо как вода, имеет несколько агрегатных состояний – неуверенный, но славный малый (первый эпизод), уверенный в себе и вдохновляющий лидер (второй эпизод), неуравновешенный ветеран с ПТСР (с третьего по пятый эпизод) и восставший из пепла героический патриот (шестой эпизод). И при этом – ни малейшей персонажной прогрессии между ними. Джон просто оказывается в той точке своего личностного роста, в которой сценаристам нужно, чтобы он оказался. Словно туповатые двоечники на уроке математики – местные писаки вместо того, чтобы показать решение сценарного уравнения, раз за разом упёрто дописывают подсмотренный где-то готовый результат после знака «равно», рассчитывая на благосклонность преподавателя. В сети, почему-то, разгорелась дискуссия – заслужил ли Джон те испытания, что выпали на его долю? Прав ли он был, когда прилюдно казнил заранее капитулировавшего террориста? Чего лично я никак не могу понять – какой смысл имеет подобное обсуждение, когда герой банально отвратительно написан? 

И вот в этом – вся суть «Сокола и Зимнего Солдата». Вещи происходят просто потому, что создателям нужно чем-то забить шесть часов. А вот какого качества будет эта забивка – это уже дело десятое. Именно поэтому Земо теперь богатый, Шэрон теперь плохая, непонятные сопливые подростки становятся главными злодеями, а Стив Роджерс растрясает песок по окрестностям Луны. И совсем не важно, что внезапно разбогатевший «барон» чудовищным образом искорёживает внутреннюю логику другого фильма с его участием. Совсем не важно, что зритель помнит племянницу Пегги как приближённую самого Ника Фьюри. Плевать, что у пубертатных революционеров откуда-то взялась своя теневая армия. Не имеет значения, что реальный Капитан Америка даже не попытался как-то подчистить тот бардак, который формально оставил после себя. Видимо, безответственность и п%#&изм – новый девиз Стива Роджерса. Мы, кстати, всё ещё старательно игнорируем ту неуютную детальку его биографии, где он подкатывает свои звёзды и полосы к младшей родственнице? Как там с этим дела обстоят, ребят? Можно какой-то комментарий на этот счёт?

И всё это время я изо всех сил старался обходить, возможно, главный, пускай и чисто косметический нюанс, который является тем самым томагавком, который окончательно раскраивает безмозглый череп местных Капитанов Америк надвое. Давайте проведём мыслительный эксперимент и ужмём суть «Сокола и Зимнего Солдата» до одного единственного описательного предложения. О чём рассказывает этот сериал? Он рассказывает о противостоянии американских военных и беспринципной террористической организации, для которой человеческие жизни – не более чем разменная монета. Если взглянуть на сериал под этим простейшим жанровым углом – чего именно ему так отчаянно не хватает? Чего нет у большинства персонажей экранного мира, что по всем законам внутренней логики у них быть должно? Что есть у нас с вами, чего все вояки Marvel почему-то лишены? Мэрилин Мэнсон, помоги мне.

Даже Стив Роджерс, не смотря на всю свою арийскую голубоглазую святость, не брезговал пару раз пальнуть в супостата, когда того требовала ситуация. Так объясните же мне – КАКОГО ХРЕНА ВСЕ В ЭТОМ СЕРИАЛЕ ПОСТОЯННО КОЛОТЯТ ДРУГ ДРУГА ГОЛЫМИ КУЛАКАМИ? Почему даже самые сероморальные, антигеройские и решительно настроенные персонажи, вроде Уокера или тех же Разрушителей Флагов, едва-едва способны донести до места стычки самый обыкновенный пистолет? Почему у военных США и радикальных террористов в принципе нет огнестрела? Почему те, у кого он в наличии, так неохотно его используют? Баки, на кой чёрт ты опять несёшься на врагов со своей железной клешнёй, когда ты профессиональный, мать его, убийца? Что вообще здесь происходит? Я точно не выпуск «Monday Night Raw» смотрю? Это потому хилл/фейс-тёрны персонажей так плохо прописаны?

Именно эта скромная деталь окончательно закапывает теле-лимитку Marvel в её неглубокую, позорную могилу. Потому, что даже экшеном – основным столпом развлекательной супергероики – здесь наслаждаться не получается. Если в каких-нибудь «Мстителях» отсутствие пальбы прекрасно объяснялось неуязвимостью оппонентов – в сериале про военных и террористов это объяснить просто невозможно. Как сильно должно приостанавливаться неверие, чтобы зритель не понимал, что очередной идиотский кульбит Сокола и Солдата по идее должен был обернуться сценой из «Поисков утраченного ковчега»? Каким образом зритель должен воспринимать главных героев как компетентных защитников простого народа, когда одному небезызвестному пареньку в майке, чтобы спасти кучу жизней и окончательно разобраться с международной угрозой, хватило бы одного эпизода и одного магазина? Слава богу, что в киновселенной его нет! А то ведь, что получается – Гарт Эннис в очередной раз был прав?

Но я излишне увлёкся. Особенно когда основная мысль, которую я тут пытаюсь донести – ни моего, ни вашего времени это шапито не заслуживает. Если вы хотите хорошо выстроенного рассказа о темнокожем борце за права и свободы – смотрите «Иуду и чёрного мессию». Если вы хотите видеть крутого темнокожего супергероя из низов – вам в «Лигу справедливости». Если вы хотите хорошей продукции про персонажей Marvel – смотрите отличный «Ванда/Вижн».

Единственный более-менее весомый комплимент, который я могу сделать «Соколу и Зимнему Солдату» – он выглядит не хуже «большого» Marvel-кино. Однако даже тут я не уверен, что это именно похвала проекта, а не упрёк в сторону его старших братьев.

Сергей Афонин

Я люблю этот костюм

Напомню кстати, что изначально мы должны были увидеть именно «Сокола и Зимнего Солдата», а не «ВандуВижн». Но ковид внес свои правки в планы Marvel. Тем не менее, 6 эпизодов позади и что в итоге?

А не особо понятно. Дело в том, что концепция шоу менялась из-за пандемии? Или в том, что сценаристы не смогли наполнить 6 серий должным количеством событий? Или в том, что история лучше работает при просмотре марафоном?

Но что-то определенно не так. С одной стороны шоу пытается играться с эстетикой политического триллера в контексте пост-«Финала», а с другой раскрыть конфликт Сэма и Баки с правительством, которое вероломно проталкивает своего Капитана Америка. И в итоге остается ощущение, что ни в одной из сюжетных линий нет внятности. 

Крушители Флагов, кучка вчерашних подростков под руководством сладкой булочки, накачались сывороткой суперсолдат и практически бесцельно мотаются туда-сюда. Иногда для приличия делая “бум”. Вроде бы их мотивация элементарная, но в то же время постоянно ощущается недостаток какой-то детали, из-за которой не получается верить никому из них. Поэтому им не веришь ни секунды.

Как же она бесила

С другой стороны главные герои пытаются понять, как и что делать с щитом Капитана Америка. Ну как пытаются, Сэм сразу решает отказаться от того, что ему доверил Стив Роджерс. И эту сову натягивают на глобус актуальных социальных тем США, как бы забывая, что у них был и Железный Патриот и Ник Фьюри во главе секретной международной организации. Наивно было полагать, что сериал обойдется без этой темы, но чтобы так в лоб? Особенно плохо звучит пассаж о том, как Сэм Уилсон при полном параде ощущает презрение и ненависть вокруг, когда в серии дважды показали, как люди при виде Сокола-Кэпа буквально хлопают в ладоши и кричат дружно УРА ЕЕЕ СОКОЛ КАПИТАН АМЕРИКА СПАСИБО КРУТО ЙУУУХУУ КЛАСС ВАУ!

В итоге центральные герои борются с проблемами, которые и сами создали, а все расследование и охота за Крушителями Флагов происходит, потому что Земо знает все, а не потому что Сокол или Зимний Солдат что-то делают. О том, как героям (“свободным агентам”) сошло с рук бегство международного преступника, мы умолчим.

Но очевидно, что не все вокруг мрак. Тот же Земо получил около реткон и каноничное звание Барона. Даниэль Брюль крадет практически каждую сцену, настолько он харизматичен и крут. Все «спокойные» сцены просто загляденье, особенно блистает Баки, да и вся телега с тем, что Сэму помогают чинить лодку, приятно греет сердце.

С другой стороны, Джон Уолкер, названный Капитан Америка, агент США и проч — еще одна звезда сериала. То, насколько закономерно прописали падение солдата, которого сломало всеобщее давление, неудачи и поголовное недоверие со стороны друзей Стива Роджерса, постоянно приковывает внимание. Крутейший и чуть ли не лучший персонаж в сериале. А как он поступил в финале — мое почтение. Единственное, что вызывает вопрос —  кто все-таки пустил Уокера с очевидным ПТСР к щиту?

И вот разрозненно вроде все неплохо, но вместе история слабо связывается в единую картину, то тут уголок отходит, то здесь чего-то не хватает. И это вызывает дискомфорт даже с наличием крутого экшена, прикольного взаимодействия героев и постоянными сюрпризами.  

«Сокол и Зимний Солдат» вызывает ощущения, подобные прочтению средненькой лимитке комиксов. Прикольно, но необязательно. Крутой экшен, крутые персонажные сцены (когда Баки избавляется от кода Зимнего Солдата, его слезам веришь как своим), постоянные смены локаций и т.д. не дают скучать. Но в то же время ты понимаешь, что из-за растянутого на 6 недель повествования наружу всплывают то одни, то другие проблемы. Катастрофы никакой не случилось, но и триумфом даже не пахнет. Если бы этого сериала не случилось, а в следующем капустнике Сэм просто появился в своем костюме, а Баки с чистой головой, ничего не поменялось. 

Комментарии