Русские «300 Спартанцев»? Обзор комикса «Илья Муромец: Песнь Соловья»

1 087

Листаем брутальный комикс про Илью Муромца.

Рома Шевердин – мой герой. Хотя бы потому, что я никак не ожидал увидеть на русском рынке российскую реинкарнацию Фрэнка Миллера и его «300». «Илья Муромец: Песнь Соловья» – редкое исключение из моих собственных правил, одно из которых гласит «не пиши, если сомневаешься». В общем, кратко и по тезисам. 

Давным-давно, кстати, писал обзор на другой комикс Ромы – «Кладоискатели»

«Илья Муромец» – классический, если можно так выразиться, боевик в старославянском сеттинге.  При этом серия отличается от большинства концептуально схожих линеек, например, от Bubble отсутствием магии и фэнтезийных элементов. Пускай не обошлось без пары интригующих исключений, отложенных на сиквел, «Песнь Соловья» – простой и понятный, но оттого не менее динамичный и зубодробительный боевик в знакомых каждому русскому человеку декорациях былин и легенд, по сей день изучаемых в школе.

Несмотря на то, что «Муромец» оказался дебютом Ромы Шевердина в качестве автора комиксов, сценарий написан профессионалом – давно не получал такого удовольствия от чтения гор текста. Диалогов и монологов очень много, но они, в отличие от номинальных скриптов Брайана Майкла Бендиса (потому что я его сейчас перечитываю для лонгрида), нужны – нет пустословия и откровенной графомании. Говоря простым языком, вышло выверенное, качественное и не перегруженное буквами полотно, в котором еще и старославянский слог не хромает.

Сюжет комикса стартует с уже старого Ильи Муромца, который отошел от богатырских дел и решил отдать себя служению православной церкви. На пороге смерти героя уговаривают рассказать историю его жизни и поделиться подвигами, дабы «передать их потомкам». Простой и местами заезженный прием выливается в пересказ приключений воина – читатель узнает о детстве Ильи, его первом столкновении с будущим другом и «названым братом» Добрыней Никитичем, а также, само собой, о сражении с Соловьем-Разбойником.

При этом комикс не разрывается от обилия сюжетных веток, напоминая по структуре добротный западный сериал, – основное время уделено противостоянию Ильи и Соловья, когда как отрывки из прошлого играют роль необходимых контекстных флэшбеков с рассказом о пережитом опыте. Просто, но со вкусом.

Говоря о сценарии, отдельно хочется выделить Добрыню Никитича. Если Илья Муромец представляет собой классического протагониста из блокбастеров 90-х, характер которого укладывается в пару прилагательных, Добрыня – настоящая находка для сюжета. Отхватил он такую похвалу с моей стороны из-за его несколько высокомерной и нахальной, но по-своему естественной манере речи.

Просто вообразите, что Дэнни Рэнд, Бессмертный Железный Кулак, Живое Оружие, защитник К’унь-Луня, Убийца Дракона, победитель турнира Семи Мастеров, владелец 51% акций, Герой по найму, у которого родители погибли в авиакатастрофе (боже, как же он хорош) оказался на Руси XII века. Именно таким и оказался Добрыня – добрым и харизматичным говнюком, который хочет и называет себя полным титулом. Эта небольшая, но значимая деталь искренне влюбляет в персонажа. 

Не могу я не отметить и рисунок Ромы, к которому могут быть очевидные претензии. «Илья Муромец», если вы будете просматривать одинаково блеклые превью в сети, может показаться карикатурным, кривым и банально дилетантским – некоторое время я и сам опасался того, что увижу под обложкой.

Но, как оказалось, зрение обмануло – рисунок Шевердина безумно хорош в динамике, на которую сценарий и опирается с самого начала. Пускай косяки с пропорциями присутствуют (спойлер: их не так много, как вам кажется), мне искренне понравилась здешняя картинка.

Во многом потому, что визуально «Песнь Соловья» – гипертрофированная брутальность в квадрате, которая, однако, не переходит черту «здесь был Лайфилд». Искренне радует, что текст и визуал работают в «Муромце» сообща – не могу, если честно, представить этот комикс в ином стилистическом исполнении. Как я и сказал ранее, комикс придется по душе всем фанатам творчества Фрэнка Миллера прошлого века. 

Издание «Альпаки» прекрасно. Первый тираж «Ильи» вышел еще в 2021-ом году благодаря краудфандингу на Boomstarter и непосредственной протекции моих любимых «Комикс Паблишер» (они же не так давно издали три тома «Ч/Б» Аскольда Акишина).

За прошедший год комикс Ромы кардинально преобразился – «Муромца» выпустили в увеличенном формате «RUS BD» 190×268 (идентичен «Делу Принципа» и «Фронту 14-17») с обновленной версткой и оформлением, выборочным лакированием на обложке, а также двумя десятками страниц новых дополнительных материалов. Помимо этого, «Песнь Соловья» может похвастаться двумя вариантными каверами: от Ольги Лаврентьевой и уже упомянутого ранее Аскольда Акишина. 

«Илья Муромец: Песнь Соловья» – превосходный комикс, грамотно утилизирующий жанровые клише и, как мне кажется, освежающий несколько закостенелый формат «русский комикс про Русь». Безумно стильный, жестокий, местами пугающий и динамичный боевик, который однозначно заслуживает вашего внимания.

Подписывайтесь на наш Telegram и поддержите нас на Boosty!

Комментарии