Рецензия на мультфильм «Марс Экспресс»
Анимационная французская фантастика «Марс Экспресс» залетела в отечественные кинотеатры.
2200 год, планета Марс. В центре сюжета два частных сыщика — Алин Руби и ее напарник андроид Карлос Ривьера. По заданию состоятельного клиента детективы выслеживают студентку-хакера, создавшую код для снятия всех этических ограничений с роботов. Им придется столкнуться с мозговыми фермами, коррупцией и тайнами, угрожающими изменить облик вселенной.
Плашка участия в программе Каннского фестиваля сразу советует не ждать развлекалова. Это европейское авторское C I N E M A в коробке из под Cyberpunk 2077. «Марс Экспресс» старательно вбирает в себя все понятные и известные атрибуты жанра: детективы, роботы, аугментации на любой вкус, корпорации и маленькие человеческие драмы, гиперболизированные с помощью мира высоких технологий.
Получился интересный синтез, мультфильм изучает базовые темы жанра через иную оптику. Именно принципы европейского кино создают интерес к происходящему: медитативное повествование, приземленный саундтрек и преобладание приглушенных красок. Единственный проблеск неона относится к эпизоду с кибер-борделем, хотя для других произведений неон — основа арт-дирекшена.
А вот чего не хватает — своей мысли. Все это где-то было и когда-то рассказывали. Есть одна по-настоящему уникальная тема, на которую можно высказаться, но мультфильм практически не исследует ее. Это копии — роботы, в которых загрузили сознание умерших людей. У них остались человеческие воспоминания и личность, однако они все равно подчиняются азимовским законам робототехники.
То есть они лишены свободы воли и ограничены моделью оболочки, например, не могут скачать обновления ПО — не хватает памяти. Получается бессмертие с нюансами, потому что ты вроде как живешь дальше, но в правах близок к роботу-пылесосу. В финале эта тема становится одной из ключевых, но катарсиса не испытываешь, потому что ранее копии были на третьестепенных задворках истории.
Зато мультфильм умудряется отдать дань уважение практически всему жанру в разных проявлениях вплоть до цитирования. Спойлер: дрифта на мотоцикле из «Акиры» нет, но насмотренный глаз увидит визуальные референсы, а то и целые сцены, взятые из «Бегущего по Лезвию», «Я, Робот», «Робокопа», «Астробоя», Detroit Become Human, SOMA и, конечно, «Призрака в Доспехах».
Но все это умело сбито в одно произведение, мир все равно увлекает, а когда появляются проблески своих идей — искренне улыбаешься, хотя вскоре разочаруешься, потому что скорее всего дальше декларирования это не пойдет.
Поэтому вопреки искреннему позитиву и интересу во время просмотра, единственная мысль на титрах — “И че?”.
«Марс Экспресс» в некотором смысле похож на того старого робота, в которого не получилось загрузить обновление из-за недостатка памяти. Мультфильм классный и плюс-минус самобытный, вы с удовольствием посмотрите французскими глазами на будущее человечества и даже порекомендуете друзьям заценить вечерком, но уже в скором времени начисто забудете. Потому что лоскуты чужих историй, пускай даже и ладно скроенные, не имеют привычку оставаться в памяти.
Подписывайтесь на наш Telegram, подключите VK Donut или поддержите нас на Boosty!