Рецензия на мультфильм «Марс Экспресс»

4 974

Анимационная французская фантастика «Марс Экспресс» залетела в отечественные кинотеатры.

2200 год, планета Марс. В центре сюжета два частных сыщика — Алин Руби и ее напарник андроид Карлос Ривьера. По заданию состоятельного клиента детективы выслеживают студентку-хакера, создавшую код для снятия всех этических ограничений с роботов. Им придется столкнуться с мозговыми фермами, коррупцией и тайнами, угрожающими изменить облик вселенной.

Плашка участия в программе Каннского фестиваля сразу советует не ждать развлекалова. Это европейское авторское C I N E M A в коробке из под Cyberpunk 2077. «Марс Экспресс» старательно вбирает в себя все понятные и известные атрибуты жанра: детективы, роботы, аугментации на любой вкус, корпорации и маленькие человеческие драмы, гиперболизированные с помощью мира высоких технологий.

Получился интересный синтез, мультфильм изучает базовые темы жанра через иную оптику. Именно принципы европейского кино создают интерес к происходящему: медитативное повествование, приземленный саундтрек и преобладание приглушенных красок. Единственный проблеск неона относится к эпизоду с кибер-борделем, хотя для других произведений неон — основа арт-дирекшена.

А вот чего не хватает — своей мысли. Все это где-то было и когда-то рассказывали. Есть одна по-настоящему уникальная тема, на которую можно высказаться, но мультфильм практически не исследует ее. Это копии — роботы, в которых загрузили сознание умерших людей. У них остались человеческие воспоминания и личность, однако они все равно подчиняются азимовским законам робототехники.

То есть они лишены свободы воли и ограничены моделью оболочки, например, не могут скачать обновления ПО — не хватает памяти. Получается бессмертие с нюансами, потому что ты вроде как живешь дальше, но в правах близок к роботу-пылесосу. В финале эта тема становится одной из ключевых, но катарсиса не испытываешь, потому что ранее копии были на третьестепенных задворках истории.

Мульт классно демонстрирует правдоподобное развитие понятных нам технологий.

Зато мультфильм умудряется отдать дань уважение практически всему жанру в разных проявлениях вплоть до цитирования. Спойлер: дрифта на мотоцикле из «Акиры» нет, но насмотренный глаз увидит визуальные референсы, а то и целые сцены, взятые из «Бегущего по Лезвию», «Я, Робот», «Робокопа», «Астробоя», Detroit Become Human, SOMA и, конечно, «Призрака в Доспехах».

Но все это умело сбито в одно произведение, мир все равно увлекает, а когда появляются проблески своих идей — искренне улыбаешься, хотя вскоре разочаруешься, потому что скорее всего дальше декларирования это не пойдет.

Например, у взломанных роботов с освобожденной личностью есть свой аналог секса. И это все, что вы про это узнаете.

Поэтому вопреки искреннему позитиву и интересу во время просмотра, единственная мысль на титрах — “И че?”.

«Марс Экспресс» в некотором смысле похож на того старого робота, в которого не получилось загрузить обновление из-за недостатка памяти. Мультфильм классный и плюс-минус самобытный, вы с удовольствием посмотрите французскими глазами на будущее человечества и даже порекомендуете друзьям заценить вечерком, но уже в скором времени начисто забудете. Потому что лоскуты чужих историй, пускай даже и ладно скроенные, не имеют привычку оставаться в памяти.

Подписывайтесь на наш Telegram, подключите VK Donut или поддержите нас на Boosty!

Комментарии