Рецензия на фильм «Защитники»

225

Омерзительная Четверка. Зацензцуренные впечатления от российского супергеройского блокбастера «Защитники».

«Защитники» никогда не позиционировались как нечто уникальное, непризнанный гений Сарик Андреасян просто хотел снять русский ответ Голливуду. С самого анонса все понимали, что ничего хорошего из этой затеи не выйдет; было одно лишь требование – не снять слишком плохо. Однако не вышло. Встречайте очередной фильм, из-за которого стыдно за отечественное кино.

Во времена Холодной Войны Советский Союз разрабатывал различные способы противостоять Соединенным Штатам, одним из таких как раз стала программа «Защитники». Супергерои из социалистических республик, способные наладить порядок в собственной стране и при необходимости дать отпор врагу. Однако программу закрыли за ненадобностью, супергероев распустили, а главного ученого, Августа Куратова, приказали уничтожить. Но не удалось, и спустя три десятка лет он попытается захватить мир. А Защитники и тайная организация «Патриот», разумеется, должны будут ему помешать.

Сарик Андреасян – очень странный режиссер, получивший спорную репутацию из-за съемок отвратительных комедий («ЛОпуХи», «Беременный» и «Тот еще Карлосон» — его работы). В основном он занимается не творчеством, а бизнесом – высчитывает деньги, думает о потенциальных возможностях, пытается продать кино за рубеж. Однако всем казалось, что вечно это продолжаться не будет, и вскоре он перейдет к созданию приличных картин, в которых сможет выразить своего гения. «Ограбление по-американски» и недавнее «Землетрясение» как раз были лентами, которые Сарик снимал для себя. Но очевидно, что «Защитники» — продукт, созданный только с маркетинговой точки зрения. В Enjoy Movies плевать хотели, что Бондарчук, Каримов, Кончаловский или Быков по крупицам собирают отечественное кино; компания Андреасяна своими проектами полностью уничтожает труд, проделанный действительно талантливыми людьми.

В принципе, из «Защитников» могло выйти что-то не настолько бестолковое, если у создателей не было наплевательского отношения к производству. Разработать более-менее адекватный сценарий, взяв за основу «Фантастическую Четверку», подобрать хороших актеров и отдать создание спецэффектов людям с прямыми руками – вот основные действия, которые должны были выполнить ребята из Enjoy Movies. А вместо этого они решили вдохновиться только кинокомиксами Marvel и склепали что-то на коленке, авось и так прокатит.

Но вряд ли «Защитники» получат хоть немножечко одобрения со стороны, особенно после выхода потенциального конкурента – «Майора Грома». Зрители вправе будут сравнить обе ленты, и преимущество будет явно не на стороне Андреасяна. Фильм от Bubble был, как минимум, сделан с душой и ответственностью. Там ощущались креатив, любовь к своему делу и персонажу, про которого снималось кино.

Создателям же «Защитников» любить некого – лента снята полностью по собственному оригинальному сценарию, никаких полноценных комиксов про героев до этого не выходило (что уже противоречит самому жанру супергероики). Вместо этого Андреасян пытается заимствовать успех киновселенной Marvel, однако не прилагает к этому никаких усилий и тем более не учитывает особенности успеха кинокомиксов за рубежом, их долголетнюю историю.

У фильма нет интересных героев, все скучны и до безобразия вторичны (а злодей – смешон). Создатели упускают их ориджин, а драматическую предысторию каждого защитника пытаются рассказать по ходу самого фильма – для каждого предоставляется эпизод на пять минут. Выглядит это неуместно и крайне глупо, так как больше персонажам раскрыться не дают. Куда хуже построены пафосные моменты (которые подаются с отвратительной музыкой), они лишь заставляют смеяться и ощущать чувство стыда, а не сопереживать или уж тем более гордиться.

Из отвратного сценария, написанного на использованной салфетке, Андреасян и Enjoy Movies пытаются построить киновселенную. И мы не шутим – финал явно дает понять, что не все Защитники еще раскрыты и не все карты выложены на стол. В одном из интервью режиссер рассказал, что при финансовом успехе съемки начнутся уже в этом году, а релиз состоится в 2019.

Сильно обидно, что Андреасян не сумел снять откровенно «клюквенный» или хотя бы самоироничный фильм, который мог смотреться совершенно иначе. В «Защитниках» отсутствует какая-либо русская самобытность, фильм с такими же персонажами мог быть снят в любой другой стране. Гений Сарика и компании способен только на шутку про борщ (над которой, кстати, никто не смеялся) и некрасивые пейзажи Москвы. Андреасян, в принципе, мог разгуляться на всю катушку и создать B-муви, с березками и кумысом, но, видимо, смелости ему не хватило. И поэтому приходится наслаждаться чрезмерно долгими планами, растягивающими хронометраж, плохим экшеном и убогими спецэффектами.

Но, может быть, автор данного материала и все зрители просто не поняли Сарика Андреасяна. Может быть, он всех обманул и снял комедию, и причем самую смешную за всю его карьеру. А как иначе объяснить громкий хохот, стоявший в зале во время просмотра? Хохот от тупых псведопафосных моментов, от поведения персонажей, от отвратительной графики, от злодея. А может быть, это не очередной ответ Голливуду, а гиперболизированная аллегория на современную супергероику – наивную и пустую? Хотя вряд ли, все гораздо прозаичнее. «Защитники» — это просто бездарный мусор, сделанный на коленке ради денег и позорящий российский кинематограф.

Комментарии