Рецензия на фильм «Вечные»
Действительно ли Marvel выпустила худший за долгие годы фильм? На самом деле все не так однозначно!
После эпического завершения «Мстителей» Marvel начала искать новый грандиозный сюжет, который будет переплетать вокруг себя все фильмы киновселенной в ближайшие несколько лет. Изначально казалось, что такая доля выпала на «Локи» с его Кангом Завоевателем и разрывом мультивселенной. Но с выходом на экраны «Вечных» даже такие события уходят на второй план, а главную угрозу Земле, с которой должны бороться супергерои, начинают представлять Целестиалы.
Для тех, кто еще не читал наш гайд, поясню: Целестиалы — это одни из cамых могущественных существ во Вселенной, знающие ее судьбу на миллионы лет вперед. По сюжету фильма они 7 тысяч лет назад отправили на Землю Вечных. Это небольшой отряд полубогов, которые должны защищать людей от девиантов – древних инопланетных существ, мешающих человечеству развиваться. По условию Вечные не должны вмешиваться в дела людей или их прогресс – отчасти этим объясняется, почему Вечные не помогали Мстителям победить Таноса.
Основные события фильма развиваются в наше время, после возвращения людей на землю – Вечные разбросаны друг от друга по всему миру и ждут возвращения домой. Девиантов никто не встречал уже как 500 лет, миссия выполнена. Или нет? После трагических событий, о которых не будем рассказывать, герои вынуждены объединиться для сражения с древними монстрами.
Почти сразу же «Вечные» сталкиваются с вызовом – как представить совсем новых персонажей, о которых не знают даже внутри гик-сообщества. Тут сразу 10 новых героев со своей историей и мотивацией, а также богатая мифология. Более того, сам выбор темы не самый очевидный – Вечные хоть и присутствуют в лоре комиксов, но держатся почти всегда максимально обособлено.
Отчасти поэтому «Вечных» можно считать первым настоящим экспериментом, ведь неочевидный выбор героев со стороны руководства Marvel дополнился неожиданным выбором режиссера. Руководить фильмом пригласили Хлою Чжао, на тот момент автора двух небольших картин, которые были широко известны в узких кругах. Казалось бы, Чжао ожидала учесть других независимых режиссеров, столкнувшихся с Голливудом – полный продюсерский контроль, отказ от собственных идей и производство фильма по всем марвеловским шаблонам. Но что-то в этой схеме, намеренно или случайно, пошло не так.
Чжао привнесла в блокбастер свой авторский стиль, как минимум визуальный. «Вечные» — это один из самых красивых фильмов Marvel с масштабными съемками на натуре. Важная для Чжао тема уединения героя с природой раскрывается здесь через монументальные безлюдные пейзажи, словно из ее «Земли кочевников» или ранних фильмов Терренса Малика. Даже в эпизоды, когда дело переходит к графике, картинка выглядит бесподобно и эпично, а могучие Целестиалы кажутся поистине устрашающими, равно как и девианты.
Другое важное направление фильма, которое привнесла Чжао – diversity. Для одних этот термин звучит как благо, а для других – происки леваков для пропаганды чуждых ценностей. В «Вечных» некоторым персонажам изменили пол или расу, чернокожего Фастоса сделали гомосексуалом, а на роль Маккари позвали глухонемую с детства актрису. Казалось бы, подобная игра на публику редко приводит к чему-то хорошему (вспомним «Охотниц за привидениями», последнего «Терминатора» или мэри-сьюшных Капитан Марвел или Рэй из «Звездных войн»). Но в «Вечных» тема с разнообразием кажется не настолько значимой, как ее описывают консервативные комментаторы.
Во-первых, из-за фантастичности всего происходящего нам легко допустить, что целестиалы отправили на Землю героев с разным цветом кожи. Во-вторых, Чжао очень искренне подходит к вопросу разнообразия, благодаря чему второстепенные линии и диалоги между героями куда интереснее, чем основные масштабные события.
К сожалению, не всех героев удалось раскрыться полностью – из-за ограниченного хронометража образ некоторых персонажей скомкан и описывается парой предложений, а их имена не запоминаются. Это приводит к тому, что на экране теряются персонажи даже голливудских звезд – Сальмы Хайек и Анджелины Джоли.
Куда хуже лиричных сцен Чжао дается экшн – его слишком мало на почти три часа хронометража, и он не настолько зрелищный, как предлагает Marvel. Более того, тут нет выраженного злодея, с которым Вечные должны сразиться в конце. Главный девиант хоть и появляется в самой развязке, но сражение с ним скорее натужно. Это связано с тем, что Чжао намеренно делала акцент на героях и их собственных проблемах. Кто-то будет считать, что девиантов «слили» — и в этом будет доля правды.
Самое очевидное сравнение, которое приходит на ум при просмотре «Вечных» – Marvel сделала свою «Лигу Справедливости». Не в плане, что это сборный фильм, а полноценный авторский блокбастер, причем со схожими по способностям персонажам (про это даже шутят в фильме) и общей темой – нахождению богов среди людей. Вечные обсуждают традиционные вопросы – кто они и какое их предназначение, но Чжао дает на них банальные ответы. Возможно, оно и к лучшему – пока что попытки раскрыть такую тему в супергеройском фильме не заканчивалась удачно, а автор только закапывал себя (как тот же Снайдер). Но на фоне «Лиги» (как минимум театральной) «Вечные» выигрывают как минимум образами героев, которые получились гораздо человечнее и живее, чем в фильме DC.
«Вечные» — не самый удачный фильм Marvel, с кучей сюжетных недостатков, неочевидными персонажами и спорными темами, что может отпугнуть часть аудитории. Но это однозначно самый необычный фильм студии, который понравился автору этих строк за счет лиричных сцен и ярких визуальных образов.
Спорность же картины, скорее всего, кроется в творческом контроле. «Вечные» – это яркая иллюстрация того, как сложно поженить развлекательный продюсерский проект и авторское кино. С одной стороны, перед нами фильм Хлои Чжао, где она отказалась от части своих идей в угоду развития франшизы. С другой, это совсем не тот развлекательный фильм, который мы привыкли видеть в киновселенной. Кажется, что студия Marvel сейчас размышляет – продолжать ли делать эксперименты или вернуться к классическому формату. Каким бы решение не было, наблюдать развитие киновселенной становится только интереснее.