Рецензия на фильм «Супермен»
Обзор фильма «Супермен» без спойлеров.
Дискуссия вокруг DC в кино и Супермене в частности за 12 лет обратилась в такое омерзительное гнилое болото, куда ни один уважающий себя человек не полезет. Главное, что стоит вынести — разные интерпретации могут и должны существовать, о чем свидетельствуют 80+ лет жизни персонажа и подборка комиксов на любой вкус, что мы описали в недавней статьей, почитайте.
Стоило пожать руку любому, кто бы взялся снимать первый фильм в новой Киновселенной DC после всего, что наворотила студия, сменщики иерархии и другие уважаемые люди. Особенно, если речь о Супермене. Без шуток, расстрельная должность. В итоге Джеймс Ганн решил собственноручно получить всю шрапнель и открыть дверь нового Кино-DC для всех: от творческих команд до рядового зрителя.

Кстати, о рядовом зрителе. Ему соболезнуем, ведь «Супермен» 2025 года — не ориджин и с большим порогом входа. Вместо попкорна тут впору бы обложиться комиксами в одной руке и открытым DC Database в другой. Просмотр фильма напоминает ситуацию, когда ты в детстве получил свой первый комикс про Супермена — какой-то выпуск какого-то рана посреди какого-то сюжета. Ты сразу падаешь в огромный, давно живущий мир, где уже определены основные принципы, построены какие-то взаимоотношения и существует множество различных фигур.

И сам Супермен уже относительно закрепившаяся фигура — геройствует 3 года, обосновался в Крепости Одиночества, работает журналистом, присматривает за Крипто, милуется и бранится с Лоис Лейн, делит тайну личности с Зеленым Фонарем и так далее.

Мир большой, разветвленный и многообразный, однако подчинен творческим взглядам Джеймса Ганна. Поэтому тут соседствуют атмосфера чистейшей, кристаллизованной супергероики с шутками за 300, оптимизм и смертоубийства, военные конфликты с буффонадой. Буквально мир контрастов, но с известным авторским почерком, нравится он вам или нет.

«Супермен» — кино о месте безусловного добра в современном мире, утонувшем в конфликтах, разногласиях, политической и социальной демагогии. О мире, где суть погребена и забыта под тоннами мишуры и сиюминутно меняющихся мнениями. Где творить добро — сомнительно и немодно.

«Супермен» — кино о самоопределении и сомнениях, рефлексии и поиске себя, сломе устоявшихся парадигм и поиске новой опоры как для себя, так и всех вокруг.

Ганн задает еще больше вопросов об определении Супермена сегодня. Можно ли ему быть слабым? Дозволено ли злиться? А ошибаться можно? Принимать решения без похода в кассу, где карту выдавали?

Пытаясь охватить все и показать больше, фильм рискует моментально потерять людей, которые не сведущи во взаимоотношениях Лекса Лютора с Суперменом, которым Ультрамен как о стену горох, которые имена работников Daily Planet даже запоминать не станут. Это проблема. Потому что «Супермен» сидит на двух стульях и пытается решить слишком много задач за раз. Есть фокус на главном герое и его конфликтах, всё остальное скорее мазки и черновая раскадровка будущего большого мира DC.

Однако парадокс в том, что при всем указанном у фильма нет амбиций за гранью. Ганн не забывает, что делает кинокомикс. Поэтому поднятые темы очерчены так, чтобы ты подумал, но не заснул. Сегменты бодро разделяют экшеном, тасуя действующие лица, условия, локации и масштабы. Новые персонажи не оттягивают внимание, а дополняют ситуации, создают новый контекст, добавляют контраста — по-хорошему вносят разнообразие.

Сюда же можно докинуть динамику в диалогах, которую мы уже видели в трилогии «Стражей Галактики» или в «Отряде Самоубийц» Ганна. Герои общаются живо, едко подкалывают друг друга, миксуют дурачество и разговоры о вечном.

Но Ганн — художник, а творческим людям нередко отказывает чувство меры. В первую очередь это кино Джеймса Ганна, со всеми плюсами и минусами. Поэтому смело записываю интерпретацию Крипто в недостатки. Сам песель бесконечно милый и живой, однако его шкодность неоднократно ломала настроение сцен. Но смешно, что у сценария есть прямой ответ на вопрос, почему Крипто такой. И это гениально в своей простоте. Ещё докину в корзину дизайн чудищ и пришельцев, которые вместе с общим визуальным стилем могут показаться погранично мультяшными.

Язык не поворачивается назвать «Супермен» идеальным фильмом, идеальным кинокомиксом или хотя бы хорошей точкой входа в новорожденную Киновселенную DC. Это неровное кино, где отличные решения соседствуют с ужасными от сцены к сцене. Однако каким-то чудом Ганну удалось уловить нерв и общий дух приключений Супермена, которые никогда не были одномерными. В нужный момент он включает нужную эмоцию и очень тепло закольцовывает весь фильм. На уровне сиквела «Стражей Галактики».

Да, мораль вообще не прикрывают и неоднократно произносят в лоб, щедро посыпав наивным оптимизмом. Но давайте честно, за последние пять лет мы докатились до таких ужасов, что пора проговаривать такие вещи в лоб и становиться панками XXI века. Мы заслужили добро и надежду, нам всем нужен оптимизм и светлый взгляд в будущее.
Нам всем нужен Супермен.

P.S. Сцены после титров ни о чем, можете не ждать и смотреть их в экранке.
P.S.S. Teddybears — Punkrocker
Подписывайтесь на наш Telegram и поддержите нас на Boosty!