Рецензия на фильм «Майор Гром: Игра» от Bubble
Каким получился фильм «Майор Гром: Игра» от Bubble. Сдвоенное мнение.
Мнение сдвоенное, основной текст от Давида, а вот такой — от ГлавВреда, Сергея Афонина.
«Майор Гром: Игра» — это знакомый «Майор Гром: Чумной Доктор», помноженный на два. Абсолютно с тем же набором положительных и отрицательных сторон, особенностей и недостатков. В какой-то степени картину Олега Трофима можно сравнить с «Одним Дома 2» и «Гарри Поттером и Тайной Комнатой». Не считая того, что фильмы Кристофера Коламбуса были самобытными и по сей день считаются уникальными для киноиндустрии. Напомню, в 2021-м «Чумной Доктор» был только пробой пера для не самых опытных авторов — не просто же так сценарий фильма писали и дорабатывали аж семь человек. И в этот раз ситуация не поменялась: в основе, как и всегда, текст Артема Габрелянова, за которым активно доделывают (и, вероятно, переделывают) сюжет еще полдесятка человек.
Это первое, за что цепляется глаз — над сценарием работала целая толпа людей, среди которых режиссер, автор комиксов и даже комик Евгений Чебатков, сыгравший в фильме мордоворота. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы начать беспокоиться уже здесь, хотя команда у фильмов сработанная.
С одной стороны, первые два акта «Игры» кажутся размеренным и серьезным триллером — на смену Чумному Доктору приходит новый злодей, терроризирующий город и Игоря в частности. Во многом личность Призрака (его в комиксах нет) даже интригует, пока один из отряда героев-камео не выдает ответ на простую загадку прямым текстом еще в начале картины.
Уже по первым роликам в комментариях появились мнения, что «Майор Гром: Игра» — «Железный Человек 2». Гром стал настоящим героем альтернативного Санкт-Петербурга и сталкивается со злодеем, который хочет уничтожить его морально. При просмотре ловишь вторую аналогию — «Темный Рыцарь», где злодей так же методично разрушал жизнь протагониста, взрывая город и его близких, пока герой тщетно пытается спасти всех, кого сможет, в одиночку.
С другой, в течение третьего акта фильм физически разваливается на куски, пытаясь уместить в увесистый хронометраж (2:40 без учета рекламных роликов) десяток накопившихся сюжетных арок с несколькими злодеями.
У меня показывали рекламу полчаса (!!!), что в случае сеанса трехчасового фильма — издевательство. Следите в нашей Телеге за такими приколами в прямом эфире.
Сюда пихают Августа ван дер Хольта, необходимого только для задела на будущую «Фурию», неуместные референсы к оригинальной арке из серии майора, доктора Рубинштейна в исполнении Константина Хабенского (очевидно, анонсирующего сразу «Последнее дело» и «Игоря Грома»), всевозможные камео с отсылками и так далее по списку.
Про Красную Фурию у нас есть отдельный большой материал — настоятельно рекомендуем!
Будто бы Bubble пытались сделать второго «Железного Человека», по итогу выдав «Бэтмена против Супермена». Попутно введя в историю аж пять злодеев, четыре из которых — очевидны.
Третий акт фильма сломан на всех уровнях. Как сценарно, так и идеологически. Толпа злодеев, внезапные суперсилы, бесполезные фигуры на шахматной доске — все это адски размывает впечатления. Кульминация переполнена мишурой, которая с прибытием конкретного персонажа начинает попусту раздражать. Просто каша из всего.
Если без спойлеров: «Майор Гром: Игра» — тривиальный и предсказуемый блокбастер, который хочет как можно сильнее закрепиться в головах зрителей за счет уймы интересных решений, но не справляется с колоссальным объемом переменных. В фильме поднимают и тему ангажированных правительством СМИ, и падения качества работы полицейских после закрытия дела Разумовского (об этом еще сюжет в комиксе-предыстории был), и формирующегося ПТСР Игоря, который тот пытается скрыть. Однако дальше заявленных тем и ярких названий ничего не идет — зрителю показывают факт интересного концепта, но зачастую этим дело и ограничится.
Не забываем, что рядом с таким количеством новых переменных нужно еще развивать персонажей и их взаимоотношения. Прикольно, что некоторые герои получили свои линии. Плохо, что они не складываются в единую картину. Однако лично я рад увидеть развитие Димы Дубина, это больше не зеленый кадет. Класс.
При всех минусах «Чумного Доктора», в картине был четко выраженный и грамотно структурированный конфликт. Который при желании можно было свести к «оппозиция не всегда думает о жертвах и «внутри даже самой плохой системы есть хорошие люди». В «Игре» такого вовсе нет: остались намеки и подмигивания в сторону остросоциальных комментариев, обрубленные в самом зачатке. Как высказались некоторые мои коллеги, «Игра» — по-плохому «комиксный» фильм с уймой клише и стереотипов из нулевых. В данном случае характеристика «комиксное» — скорее повод задуматься о качестве продукта, нежели повод для гордости.
Вот здесь я не согласен, «Майор Гром: Игра» очень пытается казаться сурьезным и мрачным фильмом, поэтому градус китча и ярких количество задористых сцен снизилось. Комиксности стало меньше, а попыток в высказывания — больше. Навевает мысли, будто это подросток, который изо всех сил старается казаться взрослее, чем он есть. Только зачем?
Что есть хорошего? Почти все, что не касается самого сюжета. Большинство актеров выкладываются на полную; операторская работа хороша; спецэффекты первой половины фильма в основном радуют глаз. На удивление, многие старые персонажи раскрылись с иных сторон. Главной звездой лично для меня стал, внезапно, Дима Дубин в исполнении Александра Сетейкина. Пройдя персональную арку в предыдущем фильме на позиции «неумелого сайдкика», в новой истории лейтенант проявил себя как удивительно адекватный, чрезмерно зрелый в сравнении с Громом и умный полицейский, на которого можно положиться.
Вероятно, такими темпами скоро буду просить сольный сериал для Димы по мотивам серии «Дубин Дима: Провинциальные каникулы».
Жаль, тех же слов все еще не могу сказать об Игоре Громе — протагонисте, который второй раз (а в каком-то смысле и в третий) проявляет себя исключительно как бесполезный герой боевиков из 90-х с отсутствующим критическим мышлением и поразительной способностью встревать во всевозможных передряги. Ум, харизма, эрудированность и расчетливость, присущая персонажу из комиксов, все также находятся в поиске, не говоря о свойственном трудоголизме. Спойлер: за всю адаптацию «Игры» Гром ни разу не сможет отгадать решение задачи. Все настолько плохо, что в какой-то момент об этом шутит даже центральный антагонист.
Ну и алкоголизм, как и пьяные выходки (пускай и в баре) не одобряю. Тем более по форме. Если мне не изменяет память, Гром в комиксах вообще не фанат спиртного — даже в недавней «Игре слов» Кутузова это упоминается.
Душнила. Здесь я тоже не соглашусь. Тихон Жизневский говорил, что его актерская задача на сиквел — добавить Игорю жизни. И это получилось. С одной стороны, Гром стал более открытым и щедрым на эмоции, а с другой — испытывает страх, тревогу и беспомощность, что усугубляется мессианским комплексом. Это более разносторонний и интересный герой, который падает в пучину, желая спасти всех. А за сцены с Алексеем Маклаковым хочется обнять и пожать руки обоим, очень трогательно и душевно.
Отдельной строкой: Константин Хабенский крадет буквально каждую сцену. Искренне жду дальнейшего развития персонажа.
Подытоживая без спойлеров: несмотря на критику, «Игра» однозначно не плохое кино. Оно скомканное, затянутое и местами спорное, но точно не плохое. Современные фанаты Bubble, как и всегда, будут в восторге; залетный зритель получит удовольствие от простейшей детективной линии, вкусных баталий и пафосных монологов. Фильм имеет огромное количество положительных сторон, некоторые из которых даже успевают хоть немного раскрыться. Более того: я уверен, что Олег Трофим и вся съемочная команда нового «Грома» искренне любит свое творение, целиком отдаваясь конкретному проекту и всей киновселенной.
Согласен, даже если история не получилось, а некоторые сюжетные линии я бы вырезал подчистую, видно, что кино не делали на отвали. Выкладываются все, а к технической части, за исключением третьего акта, не докопаться. В плане продакшена и вовлеченности создателей «Майор Гром: Игра» — образец для подражания.
Проблема только в том, что этого недостаточно. И все же, считаю, ребят стоит поддержать рублем — работавшие над проектом люди заслужили свой хлеб за невероятные усилия и отдачу проекту. Авось как сценаристы дойдут до комиксов Алексея Замского, выйдет эталонная экранизация. Пока же на 3+, «Чумной Доктор» все равно был лучше.
«Майор Гром: Игра» — раздутый и грузный, но все же качественный блокбастер, создателям которого не хватило смелости выкинуть все ненужное, чтобы получить более цельное полотно. Имхо, «Майор Гром: Чумной Доктор» был более последовательным фильмом, а «Майор Гром: Игра» — отчаянная попытка прыгнуть выше головы и перейти на новый смысловой этап. Результат такой себе, но это похвально. Жду Красную Фурию и следующие фильмы Bubble.
БОНУС: пункты со спойлерами:
- Я устал от злодейских многоходовочек: только-только отошел от историй Лоэба в Ultimate Marvel, а мне снова тычут в лицо схемами в духе «Разумовский влиял на действия Волкова, тем самым влияя на действия Хольта, тем самым влияя на действия Архиповой, тем самым влияя на действия полиции Санкт-Петербурга, тем самым влияя на действия Грома».
- Факт, что Игорь буквально просрал каждую загадку в игре Сергея, дорогого стоит.
- Решение сделать Олега Призраком настолько же логичное, насколько же и идиотское — второй раз подряд мы смотрим, как Волков ходит в броне Хольта, изображая из себя центрального антагониста. Которым снова выступил Разумовский. Не удивлюсь, если у Анубиса из «Трудного детства» отчество «Олеговна».
- Искренне жалею о потере Прокопенко в исполнении Алексея Маклакова — прекрасный персонаж и второй лучший герой картины после Дубина.
- Любовная линия Дубина и Архиповой в третьем акте — неуместный кринж.
- Сцена после титров с сверхчеловеческим досье Грома — еще более неуместный кринж. Буквально пару недель назад, дописывая материал про Красную Фурию, отметил, что сценаристы Bubble молодцы. Мол «здорово, что обошлось без фанбойства, и какого-нибудь Игоря не сделали реальным супергероем с полноценным набором способностей и прочим». П#*дец как я разочарован. А вместе со всеми заигрываниями на тему серии Алексея Замского и сверхлюдей, авторы сожгли мосты, ведущие к экранизации «Времени Ворона».
- Отдельное спасибо Олегу Трофиму за возвращение Алексея Прищурова из «Трудного детства».
- Отсылки на «Черную Луну» и хищные книги из «Экслибриума» порадовали. Правда так и не понял, зачем необходимо было вводить в киновселенную Отто для того, чтобы убить спустя пару сцен.
- В обзоре комикс-предыстории я снова был прав: и Отто, и Дядя совокупно занимают около 5 минут хронометража. Вопрос «зачем этим парням собственные сюжеты в сборнике?» открыт.
- Хольт — однозначный рудимент, который доводит до натуральной истерики в третьем акте. Именно в этот момент у всех пропало чувство вкуса и такта, судя по итоговому образу бизнесмена в костюме. В целом, есть ощущение, что к последним 40 минутам у студии закончились деньги, вследствие чего и дроны, и отдельные сцены, и слоу-мо выглядят неестественно дешево. Не знаю, чего там навырезали в кинотеатральной версии и что скрывается в «ХольтКате», но пока Август — худшая часть фильма. Вспомнил забавный факт со съемок первого фильма. Насколько знаю, у Bubble правда закончились деньги на сцене после титров с Птицей, из-за чего на графику скидывались буквально за несколько дней до сдачи фильма в кинотеатры.
- Вторую сцену после титров так и не завезли, отложив на релиз в КиноПоиске. Видимо, ждем дебют Ники в исполнении Даши Верещагиной.
- Не понял, зачем нужна сцена с Юлей в Карелии, выбивающаяся из общей динамики. Вероятно, сценаристы хотели сделать намек на скорое появление Инока или другого воинствующего батюшки с ружьем, но не уверен. Имя священнослужителя не назвали, а искать его в титрах — лень.
- OST и подбор музыки в целом гуд. Спасибо, что без отвратительной перепевки Аквариума.
Подписывайтесь на наш Telegram, подключите VK Donut или поддержите нас на Boosty!