Рецензия на фильм «Крик»
Возвращение культового слэшера оказалось лучше, чем можно было ожидать.
Снова обычный дом в Вудсборо, оставшаяся одна девушка и телефонный звонок. «Какой твой любимый фильм ужасов?» Девушка ненадолго задумывается – ей больше нравится современные авторские ужасы, особенно «Бабадук», а не старые слэшеры, как «Удар ножом». Поэтому ей придется трудно – ведь таинственный голос предлагает вспомнить события первого фильма. Мы уже понимаем, какая участь ей уготована, ведь встреча с Призрачным лицом неминуема. А дальше все по накатанной, как было в предыдущих четырех частях. Или нет?
Вышедший в 1995 году «Крик» можно отчасти считать пародией на культовые хорроры 80-х от Уэса Крэйвена – человека, который эти самые ужасы и создавал. За самое плодовитое десятилетие весь жанр превратился в конвейер и полностью вышел в утиль, а на очередном ужастике зрители каждый раз могли предсказать развитие событий. Кто умрет, а кто нет, зависело от простых жанровых правил, сложившихся за десятилетие. Крэйвену ничего не оставалось, кроме как иронизировать над этим (и заодно воскресить весь жанр ужасов).
Новый «Крик» продолжает заданную традицию, на этот раз осмысляя риквелы (requel), в российской версии обозначенные перезапусками. Это не совсем сиквел, не совсем ребут или ремейк. А что-то смежное, чтобы привлечь новую аудиторию, и доставить удовольствия фанатам. Уходить в радикальные переосмысления нельзя – разозлишь фанатов (а если добавить социалочку, то у них вообще сгорит). Поэтому на первый план авторы выводят совершенно новых героев, а старые и полюбившиеся обучают их и помогают, добавляя в фильм пресловутый фансервис.
Все тоже самое было в «Звездных войнах», «Охотниках за приведениями» (самых последних), «Мире Юрского периода» и других перезапусках. Но в «Крике» все подмигивания фанатам сами по себе превращаются в игру и полноценный стеб, из-за чего фильм выходит на какой-то запредельный уровень мета-иронии. Получилось так, что юмора в новом слэшере больше, чем, собственно, хоррор-части. Оно и понятно – в пятый раз показывать, как убивают школьников из Вудсборо с более-менее серьезным лицом уже было бы несерьезно.
В новой части главной героиней стала Сэм Карпентер (Мелисса Баррера), сестра которой стала первой жертвой нового Гостфейса. Но у убийцы что-то сразу идет не по плану: девушка выживает. Из этого закручивается очередная история про тайное происхождение и поиск убийцы, которые разбавляются жестокими убийствами. В этой части они получились не самыми изощренными, но как минимум кровавыми. Также «Крик» умудряется умело удерживать внимание зрителей на детективной составляющей. Создатели превратили угадалку «Кто убийца?» в мета-игру, и она все еще работает!
В этот раз в поисках убийцы молодой гвардии снова помогают старички – Сидни Прескотт (Нив Кэмпбелл), Гейл Уэзерс (Кортни Кокс) и Дью Райли (Дэвид Аркетт). Они активно помогают героям, но не затмевают их. Сами новые герои также получились харизматичными и не смотрятся блекло на фоне оригинала. Собственно, все как и положено в риквелах.
По итогу от нового «Крика» остается приятное ощущение – это отличное продолжение серии, которое уходит куда-то в пост-пост мета-мета. Но вполне вероятно, что весь позитив от «Крика» вызван именно тем, что новая часть выходит раз в десятилетие. А при таком раскладе никакие реформы и обновления серии и не нужны – мы с радостью вернемся смотреть, как по старой формуле кромсают очередных подростков. Но давайте с новой частью потянем, снова лет на 10.