Рецензия на фильм «1917»

1 911

Великий фильм о Великой войне.

6 апреля 1917 года. В Европе все еще идет Великая война, до завершения которой более полутора лет. И пока на восточном фронте начинается новый виток ожесточенных сражений, западный лишь готовится к новым атакам. Одна из них планируется на следующее утро, ее запланировал один из полковников Девонширского полка. Более полутора тысяч человек из Второго батальона ринутся в бой, однако нарвутся на ловушку и, скорее всего, погибнут. Но можно предотвратить лишние жертвы, если только двое капралов – Скофилд и Блэйк – смогут за сутки доставить приказ об отмене атаки.

George MacKay and Dean-Charles Chapman in 1917 (2019)

По каким-то причинам Первая мировая война редко попадает во внимание кинематографистов. Отчасти их понять можно: бОльшую часть времени солдаты проводили в траншеях, из-за чего весь фронт превращался в грязную кашу из грязи, крови и человеческих тел. Согласитесь, показывать такие сражения раз за разом – не самая интересная задача. Более того, в ней нет какого-то явного врага, с которым борется остальной мир – это война долгого XIX века, война могучих империй за колонии и экономическое влияние, где каждый по-своему прав (неправ) и имеет свои личные интересы.

Однако именно отсутствие какого-то противника, ненависть к которому импринтирована в подсознание еще со школьной скамьи, позволяет посмотреть на войну под другим углом. Тут нет необходимости отсылаться к какой-то глобальной цели – например, спасти мир от нацистской угрозы или защитить Родину; можно больше внимания уделить человеку и его трагедии, протекающей на фоне глобальных событий. В литературе пример с похожим посылом найти достаточно просто – не будем оригинальными, вспомним лишь «На западном фронте без перемен» Ремарка, чья трагедия будет понятна в любой точке земли, без привязки к национальности или гражданству.

Benedict Cumberbatch in 1917 (2019)

По сути, именно таким универсальным и вышел фильма Сэма Мендеса, режиссера «Красоты по-американски» и двух последних «Бондов». В «1917» привязанность к определенной нации нужна лишь для того, чтобы герои общались между собой на определенном языке (и то, как будет заметно в сцене с француженкой, герои могут понять друг друга с минимум слов). Он говорит о вещах, понятных каждому: долг, честь, достоинство, дружба – универсальные вещи для любого человека.

Colin Firth in 1917 (2019)

Противником же в картине выступают не солдаты Рейхсхеера, а время – оно всегда заставляет героев торопиться, ошибаться и рисковать собой. Получается, что с таким же сценарием и съемочной группой, поменяв лишь национальность персонажей на немцев, французов или русских, фильм бы от этого нисколько не поменялся.

Важно также отметить, что для Мендеса это первая картина, которую он поставил по собственному сценарию (да и в театре он всегда занимался классиками – Шекспиром и Чеховым). Более того, для режиссера это и личная история –он вдохновлялся историями своего дедушки, фронтового связиста и писателя Альфреда Мендеса.

George MacKay and Dean-Charles Chapman in 1917 (2019)

При этом, разумеется, «1917» — это кино-аттракцион в своем лучшем проявлении. Используемый оператором Роджером Диккенсом прием, благодаря которому создается ощущение, что фильм снят одним кадром, чем-то напоминает видеоигру, где друг за другом идут кат-сцены, в которых раскрывается сюжет, и экшен. Однако, такой же метод съемки позволяет ближе понять героев, сильнее сопереживать им. Зритель словно наблюдает за событиями с перспективы обычного солдата (недаром камера выключается именно в тот момент, когда капрал Скофилд теряет сознание).

George MacKay in 1917 (2019)

Такой симбиоз авторского и развлекательного кино дает уникальный эффект – «1917» оказывается не только фильмом года по версии всех и вся, но и одним из самых обсуждаемых среди обычных зрителей. Сделав значимое антивоенное и исключительно гуманистическое высказывание, универсальное по своей природе, Мендес поставил себя в один ряд со Спилбергом, Полански, Копполой и Ноланом. Нет никаких сомнений в том, что «1917» заберет главный Оскар (причем заслуженно); убедитесь в этом и вы, пока фильм показывают в кинотеатрах – тем более, что именно большого экрана и требует такая картина.

Комментарии