Разбор форматов комиксов: что такое «сингл», «ключ» и «вариантка» и почему люди покупают обрывки страниц за полмиллиона рублей? 

3 305

Рассказываем об одном из самых ярких форматов комиксов в мире. 

Некоторое время назад я задумался о том, что в России по какой-то причине до сих пор нет материала, посвященного формату маленьких американских журналов с комиксами, притом, что многие мои друзья, коллеги и подписчики предпочитают синглы сборникам в мягком или твердом переплете. На то есть множество причин, основные из которых можно охарактеризовать как «растущая впоследствии ценность» и «общая дешевизна по сравнению с иными форматами». 

Да и, говоря начистоту, зачастую маленькие брошюры с 20 страницами внутри оказываются в разы красивее полномасштабных энциклопедий по целой россыпи причин, о которых далее. 

Фотография одной из полок магазина «Midtown Comics» в Даунтауне, Нью-Йорк.

Похожие материалы, преимущественно посвященные сборникам в мягком и твердом переплете, уже были от Руслана Хубиева в его серии роликов «Комиксный Словарный Запас». Оцените на досуге, если по какой-то причине решили увлечься коллекционированием, но не знаете, с чего конкретно начать и как правильно подступиться. 

Что такое «сингл»? 

Сингл, он же «single-issue», он же «выпуск такой-то» или «номер такой-то» – это журнал, размер которого в среднем варьируется от 20 до 40 страниц, с, собственно, оригинальными комиксами внутри. Наполнение самой книги, разумеется, также отличается от случая к случаю: к примеру, внутри вас может ждать как цельная законченная история или часть сюжетной арки, так и какой-нибудь крайне мудреный справочник-гайдбук, приуроченный к выходу другого комикса. 

А это фотография из «Midtown Comics» на Таймс-Сквере.

Стоит помнить, что размер сингла – весьма непостоянная единица. Во-первых, потому что в синглах, в отличии от крупных и относительно дорогих сборников, присутствует тематическая реклама: как сторонних линеек издателя, так и новинок из KFC, – разумеется, компании нуждаются в деньгах с продажи «мест» в журналах, ведь как иначе? Во-вторых, издатели не чураются собрать с преданных фанатов еще пару-тройку долларов сверху, из-за чего на свет появляются 100-страничные спецвыпуски, антологии, а также юбилейные номера, «трибьюты» и прочее-прочее. Однако я еще не встречал сингла размером больше 100-120 страниц. Или встречал, но забыл – не уверен. 

Это реально существующая реклама, если вы вдруг сомневаетесь. 

В нынешних реалиях любой журнал, количество страниц в котором составляет более 80, получает лаконичный корешок – выходит почти что маленькая ТПБ. За примерами далеко ходить не надо: любой юбилейный выпуск от DC или недавний «Marvel Comics» #1000. 

Оба комикса выпущены на русском.

Почему многие отдают предпочтение синглам? Зачастую покупка комикса в данном формате дает читателю возможность раньше всех оценить приобретенный сюжет, не дожидаясь сборников. Само собой, на данный пример найдется уйма исключений – вроде серий «Marvel Digital Originals», которые, исходя из названия, изначально публиковались именно в сети, после чего появлялись в виде сборников и уже после, возможно, в формате синглов. 

Помимо этого существует «Marvel OGN» – формат, в котором законченная история появляется в магазинах уже в виде собранной воедино книжки. 

Забавный факт: Комикс «Deadpool: Bad Blood» первоначально был выпущен в формате OGN еще в 2017-ом году, однако сейчас, спустя пять лет, историю переиздают в одиночных синглах. Зачем? Разумеется, чтобы заработать больше денег – кто-то же захочет собрать сюжет в отличном от OGN  формате. 

Кроме вышеназванных пунктов синглы могут похвастаться огромными библиотеками вариантных (или же альтернативных) обложек на любой вкус и цвет. Хотите купить комикс с Человеком-Пауком к юбилею Дэдпула? Да, держите! Может, «Тора» с милой косплеершей на обложке? Никаких проблем! Зомби-хоррор про героев вселенной DC Comics, обложка которого будет отсылаться на постер оригинального «Пункта Назначения»? Вы тот еще извращенец, но и такое есть! 

Примечание: Практику альтернативных каверов также активно начали использовать и при издании сборников как на Западе, так и у нас в стране, однако их количество ни разу не сопоставимо друг с другом: на пару «варианток» для хардкавера или омнибуса придется несколько сотен для синглов. 

Зачем нужно столько вариантных обложек? Во-первых, деньги – многие не-серийные каверы стоят в разы дороже, чем оригинальные, из-за своей «редкости» и «эксклюзивности», посему ценник на них может быть увеличен вплоть до нескольких сотен долларов за штуку. Во-вторых, прибыль – если человек, собирающий серию про номинального Призрачного Гонщика, окажется ярым фанатом персонажа и захочет собрать как можно больше предметов по теме, то издателю и магазину будет несложно  продать сразу несколько копий одинакового сингла с разными каверами одному читателю. В-третьих, заработок – некоторые вариантные обложки могут расти в цене в зависимости от сторонних факторов, из-за чего небольшая прослойка фанатов любит поиграть в «Волка с Уолл-Стрит», спекулируя на новостях из мира кино, ожидаемых анонсах и свежих событиях в информационном поле.  

Три обложки к 22-ому выпуску «Star Wars: Bounty Hunters». 22-ому, напоминаю. И это только те обложки, что были доступны на момент написания текста в магазине MidtownComics. Уверен, у выпуска еще есть несколько эксклюзивов для локальных комиксшопов.  

А еще есть отдельные серии обложек от конкретных художников, серии обложек по конкретной тематике, серии обложек с конкретным персонажем, а также серии обложек, приуроченные к конкретному событию. И это еще не все, да. 

Важное напоминание: Несмотря на то, что синглы – формат весьма «прибыльный» в плане доходности с последующих перепродаж, это не значит, что комикс стоит воспринимать как аналог ценных бумаг, многочисленных акций и облигаций, а также иностранной валюты. К сожалению, культура книжек с картинками в РФ развита не настолько сильно, чтобы интерпретировать ценность красивого журнала с Бэтменом или Паучком в реальные суммы. Поэтому просто постарайтесь получать удовольствие от процесса, – уверяю, это в разы лучше, чем гоняться за мнимой выручкой с повторной реализации. 

Важнейшей же, как мне кажется, причиной популярности синглов, не считая их низкой цены (в среднем – около трех-пяти долларов за выпуск), остаются «ключи». Кратко объясняю: так как сингл зачастую выходит раньше сборника, то и события, происходящие в нем, описываются впервые. Самый простой пример: любой комикс с «первым появлением» (или «first appearance») культового супергероя или его смертью. Несмотря на то, что уже через пару лет комикс с происходящим в нем событием может быть перепечатан в десятках форматов, фактическим «первым появлением» или «смертью» будет значиться лишь оригинальная 30-страничная книжка. 

Наглядный пример: 98-ой номер «The New Mutants» в CGC. На плашке оценщиков указано содержимое комикса: «первое появление Дэдпула (Уэйда Уилсона)». Этот выпуск ключевой, так как в нем впервые появился новый для вселенной персонаж. 

Другая причина появление «ключей»: неравнозначность форматов. В настоящий момент все крупные серии и линейки переиздаются в сборниках, в том числе и классические, однако повторный выпуск «ключевого» сюжета в каком-нибудь ТПБ не будет равен оригинальному синглу. При этом сам сингл также не потеряет в цене, несмотря на число последующих книг с тем же наполнением, – такой вот занятный парадокс. 

Проще говоря, купили вы какой-нибудь «The Amazing Spider-Man» vol. 5 #94 (сочувствую, кстати) – считайте, что вы зафиксировали на своей полке первое появление Бездны. И даже спустя десятки лет, когда данная история появится на русском языке, вы будете обладать оригинальным «first appearance», который, к тому же, может вырасти в цене. Напоминаю, что не так давно обычный обрывок страницы от «Action Comics» #1 с первым появлением Супермена ушел с аукциона за семь тысяч долларов (больше полумиллиона рублей по актуальному курсу).

Вот так выглядят семь тысяч долларов.

Как определить стоимость сингла? 

Вау, мы все-таки добрались до этой темы, маленькие спекулянты. Итак, у вас есть какой-то крутой комикс, который вы хотите продать и мгновенно разбогатеть. С чего начать? 

Для начала – разберите содержимое. Возможно, у вас на руках четвертый номер «Venom» Донни Кейтса с пересказом происхождения Нулла, а, быть может, вырванный из середины сюжетной арки случайный выпуск «Batman» от Уильямсона. Как разобраться? Проще всего, как ни странно, воспользоваться интернетом: вбить в поисковик название линейки, ее том («volume» или «vol.») и порядковый номер, прочитав о происходящих в комиксе событиях. Когда дело касается Marvel, мне легче сориентироваться благодаря Marvel.Fandom.com – на сайте в удобном формате помечены как злосчастные «появления», так и отдельные важные события с общей хронологией и привязке к сюжетам. 

Что дальше? Определите «принт». Как бы страшно не звучало это слово, на деле все крайне просто: «принт» означает тираж, в котором вышел сингл. Скажем, захотели вы купить один из номеров линейки «Thanos» того же Кейтса, но, к сожалению, он уже закончился из-за высокого ажиотажа вокруг комикса. Обычно, если комикс новый, издательство допечатывает дефицитный сингл – с новой обложкой и пометкой, к примеру, «second printing» рядом с уникальным штрихкодом журнала. Обычно новые принты дешевле оригинала, но при этом не подпадают под парадокс «ключей» и сборников, на цену которых не влияют события внутри. По сути, вы все равно приобретаете оригинальный сингл с ключевым событием внутри, но при этом стоимость свежих тиражей будет заметно отличаться от первоначального. 

Первый принт: на обложке не указан.

Второй и третий принт: указаны на обложке, в качестве каверов используют страницы из комикса.

Разумеется, чем меньше значение «printing», тем лучше – хотя лично я могу вспомнить сразу несколько исключений из правил, которые возникали из-за подбора кавера на допечатку. 

Следом идет одновременно самое простое, но в то же время сложное действие: вам необходимо на глаз оценить состояние комикса. О том, чем отличаются «Near Mint» от «Very Good» уже достаточно рассказал Руслан в видео про покупки оригинальных комиксов, но если в двух словах: «Near Mint» – «Приближено к идеальному», «Very Fine – «Очень хорошо», «Fine» – «Хорошо», после чего идут неутешительные «Very Good», просто «Good», «Fair» и «Poor». Разобрав терминологию, думаю, вам не составит труда определить примерное состояние даже без поиска сторонних гайдов. 

Но если вам захотелось узнать о «состояниях комиксов» подробнее, то держите весьма подробные тексты на тему от западных коллег — раз и два, а также потрясающий переводной материал от Константина Солодовника.  

В конце концов: сориентируйтесь в цене. Существуют десятки площадок, сервисов для покупки и продажи, а также западные магазины комиксов, по которым можно отслеживать как дефицит того или иного сингла в конкретных комиксшопах, так и актуальный ценник с учетом этого самого дефицита. Само собой, если не хочется сильно утруждать себя, то ваш путь лежит на ebay.com – именно там вам будет легче всего оценить спрос и предложение на комикс со стороны. 

А также не забывайте, что зачастую ценник на комикс может быть сильно завышен в рамках свежих и актуальных предложений (особенно если речь идет о предзаказах или новинках недели), поэтому почаще сравнивайте цену на комиксы в выставленных объявлениях с ценой уже проданных лотов. Поверьте мне, данная мелочь сэкономит вам уйму времени и нервов позже. 

Конечно же, я описал ситуацию, почти приближенную к идеальной (то есть «Near Mint», если на сленге коллекционеров). Говоря откровенно, нынешний период нашей с вами жизни – не самый удачный, так что, выставляя на продажу очередной журнальчик, не забывайте, где мы живем, и что конкретно происходит вокруг, в особенности – что отечественный рынок западных изданий сейчас находится в весьма зыбком положении. Суровая правда, необходимая для того, чтобы несколько охладить ваш пыл после подробного гайда выше. 

Тем не менее я буду надеяться, что немного облегчил вам дальнейшую жизнь в роли коллекционера, не доводя до инфаркта мудреной терминологией и графиками продаж. Отпишитесь в комментариях, если вам подобный формат пришелся по душе – приму во внимание, что не зря потратил время и подумаю над новой статьей.

Комментарии