Пока вы ждёте «Detective Comcs: Blind Justice»

673

Соединяем поколения звёздных сценаристов киношного Бэтмена

До официального цифрового релиза «Бэтмена» осталась пара вечеров, и один из этих вечеров можно провести в компании старенького, но хорошего юбилейного комикса. 

Небольшой экскурс в историю цикличного времени:

К Мэттсону Томлину — одному из сценаристов «Бэтмена» Мэтта Ривза  — в прошлом году обратилось издательство DC с предложением написать комикс о Тёмном Рыцаре. Эта история об условном втором годе супергеройских похождений Бэтмена — не тот комикс, о котором сегодня пойдёт речь, но с сегодняшней аркой его роднит именно этот фактор: звёздный сценарист, работавший над бэт-фильмом. 

Сэм Хэмм — сценарист Batman (1989) и Batman: Returns — которому повезло попасться на глаза Деннису О’Нилу и получить почётное задание — написать юбилейную историю для Detective Comics.

Довольно очевидно будет предположить, что «Слепое Правосудие» в таком разрезе должно было служить в определённой степени интроспективной историей. С юбилейными выпусками такое происходит нередко, и с этими тремя номерами произошло то же самое. Правда своей рефлексией насчёт персонажа делился не только сценарист посредством комикса, но и приглашённые гости — от Адама Уэста до Стэна Ли — на последних страницах каждого из трёх номеров.

Тим Бёртон, как известно, комиксов о Бэтмене не читал. Неизвестно читал ли Хэмм (не исключено, что да), но его версия Тёмного Рыцаря — что в кино, что в комиксах — остаётся весьма аутентичной. И да, в том числе с поправкой на то, что Крестоносец в Плаще и там и там становится причиной смерти некоторых людей: у Бёртона он любил подрывать бандитов, а в комиксе всё получилось немножко хитрее. 

Брюс Уэйн и его романтические похождения в комиксах — концепция далеко не новая и даже не Стивом Энглхартом придуманная, и Сэм Хэмм отработал эту идею весьма компетентно, хоть и не слишком оригинально: Брюс и новая любовь всей его жизни Джинни Боуэн не могут быть вместе потому что им мешает Бэтмен. Здесь она, правда, не является никаким олицетворением тропа “роковой красотки”, а скорее — куда более приземлённый персонаж: обычная девушка, которая ищет своего брата, а находит не только его, но и Брюса Уэйна. А потом из-за Бэтмена теряет обоих, одного фигурально, другого — буквально. 

Ещё один общий паттерн, который можно заметить в обоих работах Хэмма: его Бэтмен — мрачная фигура, погружённая в раздумья. Не уверен до конца: черпал ли Сэм вдохновение из TDKR или же это просто общий тренд бэт-комиксов поздних 80-х, но кошмары Брюса об убийстве его родителей тут занимают довольно много места. И они местами довольно графические, но любопытно здесь другое: сам Бэтмен выступает одновременно и “убийцей” детства Брюса и его же спасением, тем что увело его во взрослую жизнь.

Забавно, что в тот же год выйдет монументальная «Лечебница Аркхэм» от Гранта Моррисона и Дейва МакКина. Уж не знаю когда именно шотландский писатель пришёл к идее о том, что бытие Бэтменом для Брюса — скорее благо, удерживающее его от полного падения в пропасть безумия, нежели чем тягость, но в «Правосудии» эти моменты тоже отчётливо проявляются. 

Впрочем, самое важное что подарил этот комикс (и Сэм Хэмм в частности) для мифологии Бэтмена — Генри Дюкарда. 

Этот обаятельный французский прохвост, обучавший молодого Уэйна премудростям детективного дела и “охоты на людей”, впервые появляется именно в рамках этого сюжета. Конкретно внутри самого комикса он занимается разгребанием завалов в “грязном белье” Брюса, которое заказал антагонист — один из коррумпированных работников Уэйн Энтерпрайз — в попытках повесить на своего работодателя, сующего нос “не в своё дело”, клеймо коммуниста. 

Чтобы самому продолжать торговать на рынке супероружия, конечно, а заодно чтобы не мешал дорабатывать шлем, контролирующий людей на расстоянии, конечно же.

До 91 года остаётся всего-ничего, но за некоторые струнки Холодной Войны сценарист тем не менее решил потянуть. Ничего критичного, после него уже в следующем году Марв Вулфман (Batman #445-447) отправит Бэтмена в СССР спасать Горбачёва от ученика КГБиста — НКВДемона. Что забавно, на этот комикс ссылались авторы замечательного комикса «Бэтмен: Мир», а конкретно — части от российских авторов.

Возвращаясь к Дюкарду: он, разумеется, весьма оперативно понимает, что Брюс Уэйн и Бэтмен — это один и тот же человек, презентует эту информацию своему нанимателю, а тот лишь отмахивается газетой со сводкой новостей: «Бэтмен преступников ловит, а Уэйн на кресле-каталке сидит, фигня какая-то!». К чести сценариста, Дюкард всё равно догадался, что Уэйн пользуется чудо-устройством и Бэтменствует не своими руками, так что полностью разбитым и побеждённым француз из сюжета не уходит. А впоследствие ещё несколько раз вернётся в бэт-комиксы. В том числе и в недавний Batman: The Detective Тома Тейлора и Адама Куберта и в Mythology (первой и лучшей арке Detective Comics от Питера Томаси и Дуга Мэнки) — последний это тоже юбилейная история, между прочим.

Ну и у Нолана в первом фильме его бэт-трилогии Дюкарда сыграл Лиам Нисон. Пусть это был и не совсем тот же персонаж, но роль ментора он исполнил приблизительно схожую.

Вы могли заметить, что на некоторых из приложенных страниц были подписаны их номера и цифры показывают какие-то чудовищные значения — под пять десятков. Тут Хэмму повезло — он писал важную юбилейную арку расширенного формата, что позволило его истории вырасти до 140 страниц. Возможно из-за того, что сценаристу не пришлось подстраиваться под сжатый комиксный 20-страничный формат — «Слепое Правосудие» вышло достаточно удачным комиксом в плане темпа повествования: история довольно плавная, не торопится и не спрессовывает кучу событий в малый хронометраж, а также успевает ввести кучу новых персонажей и довольно подробно их раскрывает. Сумбурности в «Слепом Правосудии» места нет.

Рисунок Дэниса Коуэна подстать истории. И дабы не впадать в пошлость и не называть его “отлично проиллюстрированной кинораскадровкой”, сформулирую так: арт строгий и аккуратный (структурно, не визуально — визуально он довольно “грязный”), без выпендрёжных формалистских приёмчиков. В основном из-за последнего (и бэкграунда сценариста) его хочется приравнять к “киношному”.

В итоге на исходе восьмого десятилетия прошлого века у Бэтмена примерно в одно и то же время случились два события, две вехи: мощный полноэкранный дебют и не менее хороший комикс от человека, который приложил к этому дебюту своё творческое перо. И, что самое главное, такую замечательную работу как «Blind Justice» можно почитать не в формате неприглядных сканов, а посредством очень удобного и опрятного цифрового сборника. В России комикс не публиковали (как и ран Энглхарта, остаётся надеяться, что у Азбуки когда-нибудь руки дойдут до обоих комиксов), поэтому найдёте его на соответствующих англоязычных ресурсах по соответствующим тэгам.

«Blind Justice» был выпущен издательством DC в 1989-ом году, в рамках серии «Detective Comics (Vol. 1)», выпуски #598-600.

Другие истории про Бэтмена, которые вы можете почитать в ожидании фильма:

Да и сам фильм обсудим уже скоро. До встречи!

Комментарии