«Откосы и Отвесы» и «Трой Беринг и Первый Поход Пионеров» — обзор комиксов и интервью со сценаристом Владимиром Максимушкиным

456

Говорим об отечественных комиксах.

Российские комиксы многогранны. Зачастую, говоря об отечественных релизах, читатели вспоминают либо многочисленные серии от Bubble, либо авторские и узконаправленные линейки, коих на нашем рынке, благо, достаточно. Особняком стоят адаптации романов культовых писателей, полноценные онгоинги с собственными вселенными от еще молодых сценаристов и художников, а также камерные постироничные комедии от известных блогеров. А еще есть серии «Белого Единорога», которые отметились неплохим, но бесконечно проблемным «Пантеоном» (о чем ниже), а также адаптациями рассказов Сергея Лукьяненко. Собственно, о них сегодня и пойдет речь – книги, попавшие на обзор, «Откосы и Отвесы» и «Трой Беринг и Первый Поход Пионеров», написал известный в узких кругах сценарист Владимир Максимушкин

По случаю обзора, к слову, даже пообщались с автором, устроив импровизированное интервью.

Привет, Владимир! Для начала расскажи о том, кто ты, чем занимаешься и какими работами можешь быть известен пользователям нашего сайта.

Приветствую! Про основную работу умолчу, так как она к комиксам не имеет никакого отношения. В комиксах же мою фамилию можно увидеть на обложках комиксов «Откосы и отвесы», «Трой Беринг и первый поход пионеров», «Багряница», нескольких работ из сборника «Байки с Рылеева». А еще я написал сценарий для мультфильма «Тихий Космос», который сняла Мария Конопатова, и написал сценарий для компьютерной игры «Три богатыря. Приключения». 

Как начался твой путь в качестве сценариста? Можешь рассказать о своем дебюте?

Однажды, в конце 2011 года я обнаружил в электронном почтовом ящике письмо от компании REVONTULI TOYS OY, в котором мне предлагали попробовать свои силы на их проект в качестве сценариста. Компания планировала выпускать серию пластиковых игрушек, а в качестве смысловой нагрузки к ним нужно было придумать фэнтезийный мир, разработать самих этих персонажей и затем писать сценарии для комиксов о приключениях этих героев. Я с радостью взялся выполнять тестовое задание, которое заключалось в том, чтобы написать краткую характеристику героям и небольшой рассказ, где бы участвовали два персонажа, и предложить краткие синопсисы для двух возможных историй из жизни этих героев.

Задание не совсем для сценариста, но все же. Я все это сделал и с замиранием сердца ждал ответа. Ответ пришел через несколько дней. В нем меня информировали, что рассказ мой очень понравился, но, увы, по итогу выбрали другого автора.

Каково же было мое удивление, когда через полгода мне снова написали представители REVONTULI TOYS OY и сообщили, что с выбранным автором они не сработались. Что он придумал классный мир, описал его предысторию и механику, но ему категорически не даются сценарии. Поэтому они хотят, чтобы я попробовал — хлоп! — занять место автора.

Естественно, я согласился. Так я получил свою первую работу сценариста комиксов. 

«Откосы и Отвесы» – лаконичная адаптация рассказов автора «Дозоров» Сергея Лукьяненко, пестрящая как визуальными гэгами, так и отличной словесной буффонадой. Сюжет линейки прост и понятен практически сходу: два героя-раздолбая, как их называют в аннотации комикса, организовали небольшую строительную компанию с говорящим названием «Откосы и Отвесы» (спасибо, что не стартап «Костыли и Баги»), пытаясь заработать денег. 

При этом простая, на первый взгляд, комедийная история разворачивается в крайне нетипичном для жанра научно-фантастическом сеттинге. Протагонисты пользуются андроидами для строительства, подхватывая подряды не только на Земле, но и в отдаленных уголках вселенной. В то же время никуда не исчезли и привычные для людей XXI века проблемы: от переезда на новую планету тираны не подобрели, войны не прекратились, а мошенники не сдались властям – все идет своим чередом. 

При этом сюжет не пытается быть серьезным sci-fi произведением, сосредотачиваясь на многочисленных конфликтах протагонистов с заказчиками, а также их обоюдных реакциях на происходящее. По итогу комикс представляет собой не просто бытовую комедию в сеттинге «далекого будущего», но полноценный ситком со всеми вытекающими. Контраст между, казалось бы, заведомо нелепым и шутливым жанром и сеттингом, который чаще всего используется в рамках триллеров и приключений, и подкупает больше всего.

Интересный факт: изначально третья история про Петровича и Львовича была написана эксклюзивно для сборника, так как про данных персонажей было только два сюжета. 

Мы долго просили автора придумать еще одну историю, но у него, понятное дело, было много своих дел. Тогда я сам придумал новый сюжет. Мы его отправили Сергею Васильевичу, он его похвалил и переписал на 80%. На этой базе я написал сценарий, а уже потом Лукьяненко написал и рассказ.

«Откосы и Отвесы» – это легкая, но оттого не менее масштабная комедия про будущее мира. Не только номинальное «будущее человечества» с колонизацией планет и путешествиями по галактикам, но будущее одного конкретного менталитета, в котором простые работяги из СНГ пытаются сорвать куш на «непыльном предложении» от несведущих богатеев. Прекрасная сатира, как по мне. 

Что именно потянуло тебя в сторону писательства?

Это увлечение у меня с раннего детства. Еще в начальной школе я любил сочинять истории, потом классе в шестом я со школьным другом вздумал писать роман, в старших классах писал рассказы на фоне несчастной любви и для того, чтобы развлечь своих приятелей. А потом увлекся комиксами и решил, что этот формат повествовательного искусства мне интереснее. 

Расскажи о своих любимых и самых сложных работах в портфолио.

Самой сложной и на текущей момент самой любимой работой я считаю комикс «Трой Беринг и первый поход пионеров». Дело в том, что мне пришлось дописывать и допридумывать историю за другим сценаристом. Но это еще полбеды. Главная сложность была в том, что комикс-то был уже нарисован! В нем не было лишь текста, и мне пришлось придумать историю и рассказать ее, накладывая уже на имеющиеся картинки. 

Это было жутко сложно, но и жутко интересно. Лично мне нравится то, что получилось. 

В свою очередь «Трой Беринг» – комикс с историей, переживший настоящий «производственный ад». Как можно понять по обложке книги, серия выступила спин-оффом известного «Пантеона» Филиппа Соседова (к слову, неканоничным). Тем не менее сюжет спокойно воспринимается отдельно от глобальной истории Филиппа – знание мифологии культового тайтла лишь откроет доступ к пониманию некоторых отсылок. По факту линейка от Владимира – классическая приключенческая история в духе цикла «Необыкновенные путешествия» Жюля Верна про героя, посланного властями на поиски мистического макгаффина. 

Занятнее всего: подход к работе над серией. Из-за проблем с производством, Владимир был вынужден работать с уже готовым визуальным рядом. В конечном счете это вылилось в то, что титанический пласт сюжета был оформлен в закадровый монолог, поданный через «написание книги» одним из героев.

Вышло несколько монотонно и, на мой взгляд, скудно, но, по крайней мере, серия представляет собой цельную историю, делающую то, что от нее и требуется. Возможно, дело в том, что мне изначально не понравился оригинальный «Пантеон», но «Трой Беринг» ярко выделяется на фоне несколько претенциозной линейки Филиппа. 

Качественная научная фантастика, подкупающая как подходом к созданию сюжета, так и «личной» предысторией с болезненным производством. Отметить хочется и местную раскадровку, и отличный, как по мне, арт. Резюмируя, получился интригующий, пускай и несколько затянутый блокбастер. 

Какой твой любимый российский и западный комикс?

Очень сложно выбрать что-то одно. Из наших, пожалуй, назову «На обочине мира» Маши Конопатовой, а из западных пусть будут «Метабароны» Алехандро Ходоровски. 

Напоследок: если не затруднит, дай пару советов начинающим авторам (среди читателей сайта таких много, уверяю), – может, какое-нибудь наставление. Спасибо!

Главный совет, который я всегда даю начинающим сценаристам, очень прост: пишите сценарий, показывайте старшим товарищам, выслушивайте критику и пишите следующий. Только так можно набить руку, прокачать мастерство. Ну и книжки по сценарному мастерству не забывайте читать, только упаси вас бог принимать все советы оттуда за истину в последней инстанции. 

Настоятельно рекомендую ознакомиться с обеими линейками самостоятельно: серии авторства Владимира – интересные, насыщенные на события, разносторонние и попросту увлекательные произведения, которые смогут как развлечь одиноким вечером, так и подкинуть очередную порцию пищи для размышлений.

Подписывайтесь на наш Telegram и поддержите нас на Boosty!

Комментарии