Обзор манги «Призрак в доспехах 1,5. Процессор с человеческой погрешностью»

728

Последнее погружение в призрачные недра человеческой души. Полностью на русском языке!

На тот незавидный случай, если вы пропустили эту новость – в конце мая на Netflix вышел второй сезон аниме «Призрак в доспехах: SAC_2045». И внезапно, вопреки противоречивому переходу к трехмерной анимации, сериал совершенно неиронично оказался настоящей жемчужиной современной фантастики, которая шокирующе элегантно подводит черту под «Синдромом одиночки», франшизой «Ghost in the Shell» и всем киберпанком, как таковым. Мы тут частенько (и от всего сердца) хвалим хорошие штуки, однако мало когда на очередной комикс, кино или сериал хочется без всякого стеснения повесить громкий ярлык «шедевр». Однако «SAC_2045» – это действительно шедевр. Без каких-либо оговорок. Так что обязательно ознакомьтесь сами, и посоветуйте друзьям.

И тем интереснее то, что одновременно со всем миром – точку в истории «Призрака в доспехах» ставят и у нас дома. Ну, до очередной реинтерпретации, конечно. Однако это всё ждёт нас в далёком, туманном будущем. Что касается настоящего, то, помимо логического завершения на малом экране, история подходит к авторскому завершению на наших с вами руках.

По крайней мере – на тех руках, которые возьмут с полки магазина финальный, полуторный том оригинальной манги Сиро Масамунэ, под заголовком «Процессор с человеческой погрешностью». О нём мы сейчас и поговорим.

Логичный вопрос, который непременно нужно задавать – в смысле «последний»? «В коромысле» – ответил бы вам Сиро, если бы у вас была возможность с ним побеседовать. Как и абсолютно со всеми прочими нюансами «GitS» – всё дело снова в авторской прихоти. На самом деле финализирует историю именно «Человеко-машинный интерфейс», о котором мы вам недавно рассказывали. Он и вышел позже, и сюжет в нём уходит гораздо дальше.

Однако, согласно древней японской легенде – задолго до того, как мир узрел этот второй том, Масамунэ медленно выпускал главы совсем другого второго тома, который был вычеркнут из летописей, как только властелину сай-фая приспичило нарисовать несколько сотен страниц полуголых женщин, переживающих экзистенциальный кризис на фоне синего кибер-марева.

Ходят слухи, что те читатели, что открыли подарочный бокс-сет и первыми обнаружили этот внезапный подлог, до сих пор не могут оправиться от потрясения, считая всю человеческую реальность лишь разукрашенной ширмой, на которой пляшут иллюзорные тени. Именно эту историю японским детям пересказывают их кошко-служанки, сидя глубокой ночью под цветущей сакурой.

Но прошли годы, и Сиро смилостивился над мирянами. Главы прото-сиквела были собраны в книге, которая получила номер «1,5» и подзаголовок «Human-Error Processor», который видимо является насмешкой мангаки над самим собой. Короче говоря – «полторашка» от «второго тома» особо не зависит, но хронологически ему предшествует и читаться по идее должна перед ним. Почему же тогда «Процессор с человеческой погрешностью» выходит позже?

Единственным логичным объяснением кажется то, что автору приспичило засунуть в сборник весьма спойлерные комментарии и примечания, которые проливают свет на ключевые сюжетные перипетии «Человеко-машинного интерфейса».

На тот случай, если вы захотите их избежать и ознакомляться с мангой в порядке выхода глав – просто не читайте авторские заметки в конце книги. По идее – это должно повысить градус саспенса и уберечь вас от получения откровенно лишней информации. А вернуться к ним вы всегда успеете. Они и правда любопытные.

Это что касается того, почему книга выходит так, как выходит. Теперь о действительно важном – о содержании.

«Процессор с человеческой погрешностью» состоит из четырёх обособленных рассказов, каждый поведает об одной из множества загадок, с которыми Девятый отдел постоянного сталкивается по долгу службы. Роль протагонистов на себя возьмут главные доверенные лица бывшего полевого командира отряда – Бато и Тогуса – а приказы им как обычно будет отдавать шеф Арамаки.

Вместе им предстоит взвалить на свои плечи разрешение локальных кризисов, которые регулярно порождает бесконечно разрастающееся информационное общество потребления, и уникальность которых грозит печальными последствиями всему до мозга костей кибернетизированному социуму.

В программе – живые мертвецы, террористы-смертники на дистанционном управлении, корпоративные интриги, вирусы для суперкомпьютеров в черепных коробках, политические разборки и эхо прошедших мировых войн. И – кто знает? – возможно именно бесследно исчезнувшая Мотоко Кусанаги играет во всём этом ключевую роль.

В общем – представленные в томе рассказы довольно разнообразны, и позволяют взглянуть на мир ближайшего будущего под самыми различными углами. Другая новость, которая наверняка порадует многих – экспериментов и заигрывания с философией в полуторном томе намного меньше, чем в двух других. В отличие от оригинала и сиквела – «Процессор с человеческой погрешностью» на все сто процентов состоит из чистого киберпанка.

С тем небольшим нюансом, что этот киберпанк, при всей своей запутанности, скорее утопический, нежели наоборот. Будущее Масамунэ Сиро имеет множество проблем, для борьбы с которыми Девятый отдел и существует, однако все они лишь оттеняют то острие прогресса, на котором находятся люди завтрашнего дня. Если вы непременно хотите ангста, отчаяния и безнадёги, и именно они для вас являются сутью жанра, то вы снова в пролёте. Увы.

Ещё одна довольно хорошая новость заключается в том, что все главы книги Сиро рисовал строго по классике, от руки. То есть – никаких трёхмерных моделей или ядовитых цветов, которыми художник баловался в «Человеко-машинном интерфейсе». «Процессор» просто выглядит как очень, а иногда прямо-таки восхитительно красивая манга, в которой есть лишь несколько раскрашенных страниц в начале каждого из сюжетов. При этом – дотошности Масамунэ совсем не потерял. Детализация объектов и окружения как правило находится на всё таком же высоком уровне.

Причём речь не только о визуальной детализации, но и интеллектуальной. Комментарии на полях вечно будут рассказывать вам о том, каким образом работает вот это вот устройство, почему персонажи одеты в такие костюмы, зачем они выбрали такую машину и припарковали её на вот этом месте, что значит вот этот вот термин и какую именно литературу вам стоит почитать, чтобы правильно его применять.

Грант Моррисон (слышали может о таком?) не перестаёт шутить, что тупые взрослые любят поразмышлять о том, кто надувает шины на бэтмобиле. Но что бы там ни говорил другой, западный гений – его коллега с востока рассказывает о шинах на мобилях своих персонажей с такой горячностью, что зачитаешься.

Про издание от «Азбуки» нам вам нового сказать нечего. Смена типографии на отечественную не особо повлияла на качество книги, которое по-прежнему очень высоко. Разве что запах стал совсем не таким приятным, но нам эту трагедию всё-таки придётся как-то пережить. В остальном – хорошая бумага, увеличенный формат, суперобложка, приятное оформление и трудоёмкий перевод, в который закралась всего одна ошибочка. Из дополнительных материалов – вышеупомянутые авторские комментарии в конце и список звукоподражаний по соседству. Вот и всё.

Кому брать?

  • Всё тем же людям.
  • Если вы не один из этих людей, то самое время к ним присоединиться.
  • Ведь вся оригинальная история от создателя революционной франшизы была полностью издана на русском языке в высочайшем качестве.
  • И это очень важное достижение.

Взгляните на это следующим образом – благодаря стараниям «Азбуки», у каждого любителя фантастики есть уникальная возможность поставить на свою полочку настоящее священное писание киберпанка в полном собрании. Оригинальный «Ghost in the Shell» – результат многолетнего труда невообразимо талантливого человека, который не просто прописал, а единолично построил гигантский, многоуровневый мир завтрашнего дня, продумав каждую его детальку и вложив в него огромное количество колоритной, содержательной философии, которая не только размышляет над проблемами нашей повседневности, но и предвосхищает те проблемы, что ждут нас далеко впереди. И за прошедшие двадцать лет, вероятно, ни один другой автор не осмеливался на настолько героический труд. И не факт, что в грядущие годы кто-то осмелится.

Хотя что это мы… Конечно подвиг найдёт своего героя. Ведь неужели мы должны жить в этом мире лишь для того, чтобы он был настолько прекрасен?

Участвуйте в конкурсе в честь 10 лет GeekCity. Подписывайтесь на наш Telegram и поддержите нас на Boosty!

Комментарии