Обзор комиксов «Джон Константин. Hellblazer» (сборник + сингл)

4 744

Адски крутой комплект комиксов специально для ценителей.

Джон Константин – маг, лжец, тролль, не девственник, заядлый курильщик, пьяница, периодический наркоман, мужеложец и просто очаровательный молодой джентльмен, зарабатывающий на жизнь оккультизмом и мошенничеством, с которым вам никогда бы не захотелось встретиться вживую. По совместительству, Джон – икона альтернативного комикса и заглавный персонаж одной из ключевых серий легендарного импринта Vertigo, покинувшего нас в 2019-ом году. То ли по случаю его безвременной кончины, то ли просто по доброте душевной, издательство «Азбука» решило заполнить зияющую дыру российского рынка комиксов, и сделать то, что следовало сделать уже давно – начать издавать тот самый именитый «Hellblazer».

Причём взялись за выпуск серии основательно, решив не ограничиваться стандартным толстым хардом, а ещё и подкрепить здравое начинание синглом-приквелом. Самое время нам как следует рассмотреть оба комикса вблизи и выяснить, чего на самом деле стоят издания и их содержимое. Сразу скажем, что как минимум своих денег они стоят точно.

Прежде чем переходить к основному блюду, начнём, как полагается, с закуски. «Джон Константин. Hellblazer: Ньюкасл» – стандартный 28-мистраничный сингл, сценарий для которого написал Джейми Делано, а рисунок подготовили Ричард Пирс Рейнер и Марк Бэкингхэм. Первый вопрос, который наверняка возникает у вас в его отношении – почему эта история не попала в основную книгу, и насколько необходимо её читать? Здесь, наверно, следует немного разобраться в том, с чем мы вообще имеем дело, когда говорим об этом персонаже и его онгоинге, на что издательство и само потратило целое вступление к сборнику.

Пускай Константин являлся несущей стеной авторского импринта – сам он был создан задолго до его основания. А именно – Аланом Муром в 1985-ом году, в 37-ом номере «Болотной Твари», откуда постепенно дорос до персональной серии. Джон Константин, можно сказать – франшиза из одного человека, и практически супергерой издательства DC, пускай и очень неформальный. И, как онгоинг любого именитого супергероя, «Hellblazer» писало огромное число весьма талантливых авторов. Первым среди них был друг создателя персонажа – Джейми Делано. Именно он в своём протяжённом ране заложил множество основ, которые определили Константина, как персонажа, и «Hellblazer», как серию, и впоследствии использовались всеми прочими сценаристами для новых сюжетов. Однако особенной славы и популярности небезынтересный ран Делано, по тем или иным причинам, не снискал. Настоящая известность, любовь и обожание пришли к герою после прихода легендарного сценариста Гарта Энниса, написавшего ран, ставший визитной карточкой серии. Про первую его арку, «Опасные привычки», вы точно слышали, а может даже и видели недурную, пускай и очень вольную экранную адаптацию с Киану Ривзом.

Совершенно логично, что издательство, пытаясь обеспечить «Hellblazer» светлое будущее на отечественном рынке, выбрало беспроигрышный вариант с раном Энниса, оставив за бортом всё, что ему предшествовало, или его перемежало. Никаких проблем с восприятием героя и истории это для читателя не создаст, ведь, как известно, каждый писатель интерпретирует каждого персонажа по разному, а всю базовую информацию всегда можно почерпнуть из интернета или примечаний, которые есть в каждой книге «Азбуки». А в случае с Константином – даже это едва ли потребуется.

Таким образом, в сборнике с сюжетами одного конкретного сценариста, «Ньюкасл» просто был бы не к месту, и, из-за разницы в подходах и содержании, выглядел бы как откровенно лишний. Тем не менее, если вы хотите рассматривать Константина как героя-франшизу – сингл предлагает вам совершить коротенькое путешествие в личный «Год Первый» персонажа. Здесь вы сможете, как гласит подзаголовок, ощутить «вкус того, что грядёт», и своими глазами увидеть одно из самых крупных поражений Джона, потрясшее его до глубины души. Оккультизм, нигилизм, культурные отсылки, острота и провокативность выбранных тем – всё характерное для историй про героя есть в «Ньюкасле», пускай и в несколько ужатом виде. Что здесь придётся по душе далеко не каждому – визуальное оформление. Художники злоупотребляют трейсингом, а колорист злоупотребляет кислотными цветами, от которых может очень быстро начать есть глаза. Впрочем, учитывая скромный объём – серьёзной проблемой это для вас стать не успеет.

На самом деле, чего-то особого синглу вам предложить нечего – основное его содержание всё равно будет изложено в предисловии к твёрдому сборнику. Тем не менее – причин не читать «Ньюкасл» тоже особо нет. Это вполне неплохая входная точка в мир константиновских авантюр, которая ещё лучше выглядит в комплекте с книгой, как её обособленная нулевая глава.

Если решите обстоятельно начать знакомиться с Джоном на русском – смело приобретайте. А теперь – переходим к нашей твёрдой звезде.

В сборник «Опасные привычки» вошла не только заглавная арка, но и ещё несколько сюжетов, положивших начало рану Гарта Энниса. Давайте быстренько разберёмся, что именно за сюжеты вы найдёте в книге.

Открывает отечественное издание, разумеется, та арка, что подарила ему название, и за рисунок в ней ответственен Уилл Симпсон. Непрерывное курение – одна из главных отличительных черт Джона Константина. А оно, как известно – убивает. Именно это и произошло с нашим протагонистом – его главная привычка свела его в могилу. Однако Константин умирать пока не собирается, тем более так скучно и обыденно. Когда современная медицина опускает руки, а единственное, что может предложить лечащий врач – место в хосписе, Джон вынужден начать искать другие, нетрадиционные способы спасти свою жизнь. Очень быстро он понимает, что рак лёгких – одна из тех бед, от которых не может уберечь ни рай, ни ад. А значит – пришла пора Джону выйти за рамки дозволенного и выкинуть нечто такое, что может прийти в голову только такому больному ублюдку, как он. Удастся ли ему спасти свою жизнь? (К сожалению, или наверно к счастью, финал этого сюжета спойлерит наличие всех следующих).

За «Опасными привычками» следует рождественская история в стиле Гарта Энниса, созданная в соавторстве с его верным напарником на протяжении всего творческого пути – покойным Стивом Диллоном. «Повелитель танца», созданный на основе секретных оккультных документов, рассказывает предысторию одноимённой песни на христианскую тематику.

Предысторию, которая полностью уничтожает все религиозные подтексты, заложенные в песню автором, и с большой долей иронии критикует всю идею поклонения сверхъестественному существу, сотворившему мир. Потому, что Гарт Эннис.

Следующей идёт «Жизнь замечательных (не)людей», с рисунком Уилла Симпсона. В ней протагониста навещает не кто иной, как Король Вампиров – первый и самый могущественный кровосос на Земле. Зачем такому существу мог понадобиться опустившийся маргинал, вроде Джона? Узнаете, когда прочтёте.

Затем, «Это дневник Дэнни Дрейка», нарисованный Дэвидом Ллойдом, поведает историю злоключений того самого держателя дневника, а также попытки Джона решить его проблему, которая, как он быстро осознает, была одной огромной ошибкой.

Наконец, «Парни и куколки» и «И купила она лестницу в небо», нарисовал которые всё тот же Уилл Симпсон, представляют собой некую демо-версию «Проповедника», где Гарт, в привычном ему стиле, расскажет о романической связи между двумя порождениями рая и ада, и теми последствиями, что такая связь несёт для обоих партнёров. А также для Джона Константина, который каким-то образом оказался в ней замешан.

Как видите – историй в сборник вошло порядочно, на любой вкус и цвет. Что особенно замечательно – каждая из этих историй невероятно увлекательна, поднимает какую-то близкую каждому из нас проблему и затягивает читателя в грязный, неприветливый мир уличной магии, где мат заменяет заклинания, алкоголь заменяет волшебные зелья, панк-рок заменяет мистические песнопения, а большинство ритуалов заканчиваются не фаерболлом или чудесным превращением, а выблеванными на пол внутренностями волшебника. Словом – это один из самых качественных «edgy» комиксов, которые вы когда-либо встретите, от абсолютного мастера по созданию таковых. Нет особого смысла рассказывать, почему «Hellblazer» так хорош, или за что его так ценят почитатели, ведь это тот самый случай, когда у вас просто нет иного выбора, кроме как открыть книгу самому, чтобы опытным путём выявить все её многочисленные достоинства, на перечисление которых потребуется не одна тысяча слов.

Что касается рисунка – он скорее служит костылём или сайд-киком повествования, нежели становится его партнёром. Однако, учитывая всю мощь этого повествования, иного от него и не требуется. Тем более когда эту задачу художники выполняют на максимально крепкие пять баллов. Визуальная грязь идеально подчёркивает грязь сценарную, а основное достоинство серии – живые, многогранные персонажи – является основным фокусом каждого из визуализаторов. Лица, костюмы и эмоции всех героев прорисованы с такой завидной дотошностью, что границу между вторым и третьим измерением фактически перестаёшь замечать.

Арт под суперобложкой

Издание вышло под стать содержанию – невероятно качественным. При переводе автор старался не потерять те яркие оттенки живой, разговорной речи, которыми изобиловал оригинальный текст Энниса, и у него это получилось весьма и весьма хорошо. Литературного языка в книге практически нет, как такового. Только сленг, мат и различные «уличные» обороты. Книга обёрнута в качественную суперобложку, с лакированием на тексте и очень аутентичной текстурой бумаги. Под ней – точно такая же атмосферная твёрдая обложка, не уступающая по красоте. Внутри – больше трёхсот страниц высококлассного содержания, а также вступление и примечания Игоря Кислицина. И никаких опечаток.

В придачу можно сказать, что книга получилась практически неубиваемой. Доказательство разбросано по всей рецензии в качестве иллюстраций. После процесса съёмки – и сингл, и сами «Опасные привычки» остались абсолютно целыми и неповреждёнными, как будто только что были напечатаны. В целом, без всяких преувеличений – это лучшее отечественное издание комикса, которое автору текста доводилось держать в руках. А их, как вы понимаете, в моих руках было не мало.

Ладно, давайте закругляться. Кому нужно покупать «Джон Константин. Hellblazer: Опасные привычки»?

  • Всем.

Более того – мы настоятельно рекомендуем вам его покупать. И сам комикс, и его издание получилось у «Азбуки» невероятно удачным. Можно даже сказать – волшебным. Если выпуск онгоинга на нём и прекратится – это будет настоящей трагедией для каждого почитателя качественных комиксов. Что ещё важнее – вам самим хочется приобрести эту книгу. Если пока не хочется, то на самом деле вы просто ещё не осознали наличие у вас этого желания. Помимо того, что это банально великолепное издание, это ещё и одно из лучших произведений про оккультизм, деструктивный образ жизни и социально-культурные проблемы современности. А ещё – культовая классика. А классику, как говорил один из известнейших философов современности – надо знать.

Фотограф: htg

Комментарии