Обзор комикса «Я Убью Ее»
Листаем новые отечественные комиксы.
Каких комиксов на отечественном рынке меньше, чем положительных супергеройских работ в духе «Мира» и онгоингов не-от-Bubble, которые не обрываются на середине первой же арки? Речь идет об остросоциальных произведениях, в большинстве своем погребенных под горами мейнстримных и, уж простите, эмоционально пустых новинок. Конечно, всегда можно вспомнить «Sanaторий» Ани Домини или куда более популярные «Параллельные комиксы» и «Диссонанс» – вот только все эти истории «зашифрованы» локальными метафорами и личными переживаниями. Говоря простым языком, не всегда получается отождествлять себя с автором, перенимая чужие психологические портреты и жизненный опыт.
При этом нельзя не отметить «массовые» проекты в данном жанре. Самый очевидный пример – зин «НЕ ВИНОВАТА» от ребят из «ГРОТЕСКА», который умудрился выстроить с аудиторией диалог на основе этих самых «личных переживаний» девушек, переживших домашнее насилие и абьюз. А еще есть «Я Убью Ее» (или «ЯУЕ», как мы его по-рабочему называем) от Адель Громовой и издательства Alpaca, который представляет собой прекрасное художественное произведение в духе «Скотта Пилигрима» – только без череды экшен-сцен и фантастической обертки. Местами обезличенное за счет оболочки «выдумки», но вместе с тем важное и трогательное.
Дебютный авторский комикс Адель – история, посвященная жизни Стефани, и в угоду динамики поделенная на множество небольших «скетчей-флэшбеков» к важнейшим, наиболее травмирующим моментам биографии девушки. Стеф учится на фотографа, пытаясь через искусство выразить собственные психологические травмы – и получается у нее это, честно говоря, паршиво. Потому что «продающий кадр», глянец и лоск важнее, чем самореализация и культурный манифест. При этом на протяжении всего комикса Стеф винит своих немногочисленных близких в неудачах, сбрасывая ответственность за собственную жизнь на, казалось бы, уже чужих людей: под раздачу попадают и новый парень девушки, Брэндон, и отец-насильник, и мать, пытающаяся уберечь своего ребенка от ошибок юности.
Приятно и то, что героиню не пытаются обелить на фоне прочих персонажей. Девушка, живущая по принципу Треугольника Карпмана, сама ставит себя в положение «жертвы», активно оправдывая все преследующие неудачи не ленью, незнанием и обстоятельствами, но «ошибками» людей вокруг. По итогу Стефани оказывается одна и заболевает манией преследования.
В общем, выходит лаконичная история про абьюзивные отношения, в которых каждый из партнеров не понимает собственных потребностей – герои то и дело катаются на «эмоциональных качелях», по очереди отталкивая друг друга. Стоит отметить, что и эти порывы не беспочвенны: Стеф пережила череду ужасных событий в семье, из-за чего переносит опыт родителей на актуальные отношения – выглядит все, по крайней мере, интересно и реалистично.
Отдельной строкой необходимо выделить визуальную составляющую, которая вдохновлена работой Брайана Ли О’Мэлли – об этом Адель не раз сама заявляла на мероприятиях. Получился простой и крайне динамичный арт, в котором мимика и пластика преобладает над детализацией – разве что, сравнивания с трудами вдохновителя, стиль Громовой может показаться несколько «угловатым». В копилку плюсов – пара отличных постельных сцен (кстати, в личном блоге Громова открыла «донов» с артами NSFW-содержания для любителей рисованных девушек).
По изданию также никаких нареканий. Переиздание истории (оригинальный «ЯУЕ» вышел в 2021-ом году) от Alpaca вышло дорогим и красивым: удобный формат 150х220 (идентичен книжкам от Дуга Тен-Нэйпела и «Ядерной Зиме»), твердый переплет и четыре обложки на выбор. Внутри скрывается оригинальный комикс Адель, а также три десятка страниц дополнительных материалов. Среди них: скетчи и первые наброски арта, рассказ художницы о работе над комиксом, уйма неиспользованных артов, концепты, галерея обложек, а также несколько небольших комиксов.
Отдельно стоит выделить зин «Тамара», который многие могли приметить на многочисленных фестивалях – приятную историю об откровенно неприятных вещах. В общем, даже если вы счастливый обладатель первого издания, то присмотреться к переизданию все равно придется.
«Я Убью Ее» – яркий и притягательный комикс, под который необходимо особое настроение. Если до недавнего времени вы довольствовались исключительно онгоингами Большой Двойки, то велика вероятность, что после «ЯУЕ» вы вряд ли будете читать отечественные сюжеты вообще. Либо же, наоборот, вы влюбитесь в них до беспамятства. В любом случае стоит помнить, что внутри вас ждет не уютный и милый ромком, а крайне жестокий и несправедливый сюжет про абьюз и абьюзеров. И, напоминаю, отлично написанный и превосходно нарисованный сюжет.
Подписывайтесь на наш Telegram и поддержите нас на Boosty!