Обзор комикса «Своя Атлантида» от Ольги Лаврентьевой

380

Разбираем одну из новогодних новинок издательства Alpaca

«Своя Атлантида» — свежая авторская работа Ольги Лаврентьевой, которая, как и полюбившийся читателями «ШУВ», опирается на детство известной художницы и сценаристки. С самым лживым и абстрактным синопсисом, который мне доводилось видеть. Из описания истории вы вряд ли что-то поймете — комикс про таинственный клад, Российскую Империю, Финляндию и «поиски ответов» на вопросы, которые еще даже не задали. Кажется, что новый сюжет из цикла RUS BD пытается рассказать очередную запутанную антивоенную притчу в духе «Диптиха» Трошина, когда на деле за красивой обложкой скрывается крайне личный рассказ о взрослении в России 90-х с тамошними укладом, бытом и отношениями между людьми. 

Карельский перешеек — территория с невероятной северной природой и сложной историей. Здесь смешались осколки нескольких цивилизаций: Швеции, Российской империи, Финляндии, Советского союза. Что осталось от прошлого? Призраки в старых домах, заросшие фундаменты, пирсы и погреба. А может быть, спрятанные в земле сокровища? Вдруг именно нам повезет их найти?

2

При этом комикс не отдает исключительно мрачным и утомительным стилем Алексея Балабанова — «Атлантида» сохраняет позитивные настроения. Как и «ШУВ», свежее творение Ольги концентрируется не столько на реальных событиях, сколько на восприятии детей, играх разума и богатом воображении протагонистов — отсюда и сквозные сюжетные линии с выдуманными героями собственных рассказов (и морским монстром!), и пространные ребяческие рассуждения на глобальные темы.

А еще небольшая детективная линия.

Клад, упоминаемый в синопсисе, играет хоть и не самую важную роль, становится основой для сюжетной ветки с взрослением юной героини и ее окружения. Дети, пережившие (по взрослым меркам) трагедию — натуральную попытку убийства — пытаются найти приключения в новом для себя месте, попутно справляясь с осознанием нынешней действительности. Пока герои копаются в обломках своего сгоревшего дома и раздумывают о спрятанных финнами «горах золота», Москва разрывается на части из-за гражданской войны. Отныне милиция более не защищает людей друг от друга, вокруг царит хаос, а «особо обеспокоенные» граждане устраивают самосуд буквально на пустом месте. 

И пускай затерявшееся сокровище по итогу нашли (это не спойлер — в описании так и говорится!), история концентрировалась именно что на бесцельных поисках. И не просто так — важна не цель, а путь к ней. Учитывая обстоятельства, сложившееся вокруг героев, нетрудно догадаться, что клад был лишь попыткой юных расхитителей отвлечься от унылой и отстраненной действительности. 

За что хочется вновь похвалить Ольгу, так это за яркое отображение эпохи. Если в каком-нибудь, к примеру, «Гром: Трудное детство» 90-е представляют собой выкрученные на максимум стереотипы о конкретных культурах, течениях и событиях, показанных через призму восприятия подростка-гика (это вовсе не плохо — просто иной подход), то в «Атлантиде» все совсем наоборот. Героиня живет не в одной из столиц необъятной, но в холодной (как буквально, так и метафорически) провинции на границе с восточной Европой. Настроения здесь соответствующие — даже без обеспокоенных соседей, пытавшихся выжить сородичей за «неугодные слова», ощущаешь безнадежность, страх и дискомфорт. Эти же настроения, переданные через нарочито темный и отрешенный визуал Ольги, ярко контрастируют с бытом основного семейства, в котором близкие люди держатся друг за друга из последних сил. 

«По-домашнему холодный» — именно так хочется описать «Свою Атлантиду» Лаврентьевой. От истории чувствуешь холод, испытываешь страх и печаль, но вместе с тем получаешь уйму светлых и теплых эмоций за счет «проживания» трагической истории семейства. Читатель не просто не ограничен сюжетом, наблюдает исключительно «со стороны», но втянут в здешнюю историю и ее хитросплетения, переживая вместе со сплоченной семьей уйму теплых впечатлений. В общем, опыт получился крайне нетипичным и контрастным — в последний раз такие ощущения от сюжета я испытывал во время чтения «Sanaторий» Анны Домини

Рисунок Ольги — отдельная тема для обсуждения. Со своей стороны отмечу, что визуал известной художницы и сценаристки всегда выделялся на фоне работ коллег, думаю, «загадочностью». Обилие теней и изогнутых линий, напоминающие карандашный «шторм», до пугающего «живая» мимика персонажей, а также куча абстрактных форм и образов — этот стиль подкупил меня еще на выходе оригинальных «Непризнанных государств». С другой стороны, арт Лаврентьевой может оттолкнуть многих читателей западных релизов этим же самым стилем, никак не сочетающимся с классическим рисунком комиксов Большой Двойки. Привычных четкого лайна, туши и цвета тут нет — к этому нужно банально привыкнуть. Тем не менее спорить о качестве визуала комиксов Ольги нет смысла — он всегда на высоте, пускай и способен отпугнуть неподготовленную аудиторию. 

По изданию: твердый переплет, формат 190х268, 288 страниц, три обложки на выбор — авторства Ольги Лаврентьевой, Аскольда Акишина («Дело Принципа») и Екатерины Волжиной («Глубина»). В дополнительных материалах — архивные фото, документы, тот самый «клад» и галерея обложек.

Корешки RUS BD, ожидаемо, совпадают — разве что «Муромец» несколько выбивается.

«Своя Атлантида» — один из лучших релизов прошлого декабря (о лучшем поговорим позже) и, на мой взгляд, один из лучших комиксов всей серии RUS BD. Новая работа Лаврентьевой не столько о сюжете и его хитросплетениях, сколько о героях, их чувствах, переживаниях и детских фантазиях на фоне разрухи 90-х. И о новых начинаниях, стартующих со «смерти» и «перерождения» — ведь, получается, именно сгоревший дом с «Гори, гори ясно» внутри (крайне иронично!) стал причиной появления такой прекрасной художницы и сценаристки, как Ольга.

Подписывайтесь на наш Telegram и поддержите нас на Boosty!

Комментарии