Старческие стрелы Соколиного Глаза.
В современной комикс-индустрии, говоря откровенно, не осталось места «мечтателям»: нынешние реалии бизнеса, построенного на персонажах в трико, диктуют определенные рамки, под которые авторам так или иначе приходится подстраиваться. Взять, к примеру, большинство сценаристов-контрактников Marvel – все как на подбор выходцы из смежных медиа: что Робби Томпсон со своими «Supernatural», что Итан Сакс с кино-рецензиями на NY Daily News. О дебюте последнего, к слову, и пойдет речь.
Возвращаясь к рамкам, авторы комиксов Большой Двойки, как бы это не было трудно признать, в первую очередь зарабатывают деньги себе на пропитание. И пускай их работа несколько отличается от времяпрепровождения на любимом заводе, неудобств и локальных трудностей от этого меньше не становится. Перед сценаристами, художниками и редакторами стоят четкие требования: сделать окупаемый и, желательно, качественный продукт, который можно будет эксплуатировать в дальнейшем. Конечно, на каждого Банна и Гейджа находятся свои Кейтс и Юинг, пытающиеся объединить «качество» и «окупаемость», однако данное явление скорее исключение, нежели четкое правило. Проще говоря, не всегда конкретные люди виновны в конкретных проблемах с произведением, пускай на обложках и указаны их имена.
Все это подводит нас к «Старику Хоукаю» – одному из самых неприятных и внезапных релизов Marvel Comics последних лет, запускающему череду спин-оффных линеек вселенной Пустоши.
«Старик Хоукай» – лимитированная серия Marvel из 12 номеров, выходившая с 2018 по 2019 года.
- Сценарист: Итан Сакс
- Художники: Марко Кеккетто, Ибраим Роберсон, Франческо Мобили
- Колорист: Андрес Мосса
Переводом и выпуском комикса в России занималось издательство «Комильфо». «Старик Хоукай: Полное собрание» включает в себя 12 номеров оригинальной серии «Old Man Hawkeye», а также галерею дополнительных материалов.
- Автор перевода: Кирилл Кутузов.
- Редакторы: Александра Ершова, Анастасия Головатенко, Иван Селиверстов.
- Выпускающий редактор: Игорь Кислицын.
Мягкий переплет, тираж сборника – 3000 экземпляров.
Как и упоминалось ранее, Итан Сакс пришел в современный Marvel благодаря своей основной деятельности: долгое время он работал в New York Daily News в качестве автора колонки о кино, а также регулярно светился на NBC News статьями о жизни Голливуда. Само собой, не обошлось и без «желтушных» заголовков, разборов грязного белья голливудских звезд, а также крайне спорных и «громких» рецензий – все-таки стоит принять во внимание, что говорим мы о журналисте далеко не самых показательных ресурсов.
Дебют серии о пожилом Бартоне состоялся в начале 2018 года и стал первым крупным ответвлением от оригинального «Старика Логана». Забегая вперед, именно за счет успеха «Хоукая» Сакс в будущем стал чуть ли не главным сценаристом вселенной Пустоши – уже спустя пару месяцев после окончания истории Бартона Итан принялся за комикс «Old Man Quill», раскрывающий космическую сторону мира «Стариков».
Нарратив «Хоукая» прост и понятен каждому, кто уже взаимодействовал с «Логаном» ранее: главный герой, ведомый чувством вины и справедливости, стремится отомстить обидчикам, попутно заработав деньжат для своей семьи. Как и в истории с Росомахой, Сакс вводит в сюжет аналог «таймера» – в данном случае им выступает глаукома, поражающая зрение второго по крутости лучника Земли.
За что стоит поблагодарить Итана, так это за раскрытие предыстории войны героев и злодеев, разделившей мир на «до» и «после»: пускай в оригинальном комиксе Миллара и был отдельный выпуск, посвященный смерти Людей-Икс, подробностей об основных конфликтах 50-летней давности было ничтожно мало – за десяток лет лишь Джефф Лемир сумел добавить деталей войне парой филлерных флэшбеков. А из серии Клинта читатель, к примеру, узнает, что одной из причин поражения Мстителей стало неожиданное предательство Громовержцев – данный поворот пускай и не становится откровением на фоне прочих событий комикса, ощущается значительным в контексте личной истории Бартона. Стоит ли говорить, что сюжет с местью напрямую вытекает из давно минувшего поражения?
Помимо этого сценарист то и дело вставляет в сюжет камео уже знакомых персонажей Пустоши: только за первый выпуск Бартон успеет и с Логаном повстречаться (передав тот самый Xbox), и свою дочь навестить (впоследствии ставшую Пауко-Сукой), и Альтрону-8 с бывшей женой алименты передать, и даже Венома с Мэдроксами разозлить. Подобных фансервисных взаимодействий и отсылок ради отсылок в комиксе еще очень много, и именно с этим связан главный минус местной истории: по сравнению с оригинальным «Old Man Logan» спин-офф про Соколиного Глаза кажется вторичной поделкой, существующей лишь с целью заработка Disney на успехе экранизации «Логана» от Fox.
Конечно, так оно и есть, что возвращает нас к вступлению – порой авторы банально не виноваты в том, что комикс вышел блеклой попыткой издателя подстроиться под актуальные в кино концепты и героев. Вспомните только многочисленные сюжеты про нелюдей и терригеновый туман, когда о правах на Людей-Икс в Disney и Marvel Studios могли только мечтать.
Однако и в этом необязательном комке издательской коммерциализации присутствуют свои положительные стороны, ради которых стоит дать новому «Старику» шанс. Одна из таких зовется «Маршал Меченый».
Более подробно о характере Лестера во вселенной Пустоши говорила моя коллега, разбирая лучшие появления наемника с мишенью на лбу. И даже в таком случае стоит в очередной раз оговориться: Маршал Меченый – лучшее, что создал Итан Сакс за три полноценных года работы в Marvel Comics. Добавив к неуравновешенному маньяку фрак и полномочия блюстителя закона, сценарист превратил Лестера в куда более холодную и сдержанную версию знакомого нам убийцы-психопата, который по прошествии 50 лет окончательно разочаровался в своей деятельности. Выросший в эпоху героев и одержимый поиском достойного противника, Меченый то и дело демонстрирует свое пренебрежение к новому мировому порядку и отпрыскам бывших коллег по цеху. Все это приводит к тому, что Лестер начинает преследовать Бартона по всему континенту, игнорируя приказы Верховного Лидера Черепа и многочисленных бестолковых наемников (среди которых, к слову, читателя ждет одно приятное глазу камео). Резюмируя, у Сакса получилось обновить и расширить образ классического злодея, сделав его не столько антагонистом, сколько полноценным действующим лицом с отдельной сюжетной линией и адекватными мотивами.
Вторым неоспоримым плюсом серии можно считать рисунок. За художественную часть лимитки ответственны Марко Кеккетто, Франческо Мобили и Ибраим Роберсон – первых двух вы уже, скорее всего, знаете благодаря современной серии «Daredevil» за авторством Чипа Здарски, третий же регулярно светился в «Старике Логане» Эда Бриссона, а также рисовал упомянутый выше «Old Man Quill». Каждый из художников постарался качественно отличиться в работе над серией, посему комикс в итоговом его варианте скорее напоминает разношерстный артбук по вселенной «Безумного Макса», нежели сюжетно-ориентированное произведение. Рассматривая здешний рисунок по пунктам, хочется выделить как можно больше аспектов: сцены экшена пестрят динамикой и надолго западают в память благодаря нетипичному языку тела персонажей и работе авторов с окружением, мимика героев в кои-то веке совпадает с диалоговой частью комикса (поверьте, в Большой Двойке это и правда редкость), а проработка деталей и фонов уступает разве что более актуальным работам парней. В особенности приятно видеть эволюцию арта Кеккетто, который со времен «Венома» Каллена Банна значительно вырос в детализации и анатомии.
За отечественное издание сборника, как и упоминалось выше, ответственны «Комильфо» – главный поставщик современных комиксов Marvel в РФ. В случае со «Стариком Хоукаем» оформление издание несколько отошло от оригинала: сравнивая корешки российского «полного» сборника и американского «комплита», фанаты нестандартных решений и обладатели «Старика Логана» в ТПБ, уверен, пустили скупую мужскую. Само собой, оформление под All-New Marvel и актуальный Fresh Start сделано не без весомой причины: совсем недавно в аналогичном формате издавался «Старик» и «Мертвец», посему было бы глупо ожидать красивого логотипа и пустынно-грязных оттенков – и все-таки надежда умирает последней.
К чему у меня действительно есть вопросы, так это к переводу. Говоря откровенно, в теме комиксов Кирилл Кутузов – однозначный эксперт, которого можно и нужно слушать. Однако именно с «Хоукаем» впечатление было несколько подпорчено буквально первой же страницей: оригинальный «I’m just saying that it’s smarter to avoid bandit county a little detour…» превратился в «Я просто хотел сказать, что территорию бандитов было бы неплохо объехать». Выкинув из предложения слово «smarter», казалось бы, Кирилл ничего не изменил – событийная часть все также на месте. Другое дело, что отныне Клинт Бартон будет восприниматься читателями скорее не бывшим мстителем, который решает проблемы на опережение, используя ум и смекалку, а тряпкой, страшащейся очередной стычки с бандитами. Мелочь, которая однако играет на характер персонажа – вместо Старика Хоукая мы вновь получили невзрачную кальку с Логана, оперирующую потаенными страхами вернуться в супергеройский строй.
Аналогичные ситуации возникают еще пару-тройку раз, несколько меняя отношение к некоторым героям в сравнении с оригинальным «Стариком»: к примеру, если в оригинале Эшли Бартон говорит более пассивными конструкциями вроде «So you can be on your way now», тем самым показывая свое наплевательское отношение к переживаниям отца, то в локализации звучит грубое и резкое «Теперь проваливай». Сетап диалога также был видоизменен: неоднозначный «I might not see you again», намекающий на глаукому старшего Бартона, заменили нейтральным «Есть шанс, что мы больше не увидимся». Не особо критичные для нарратива фразы и диалоги, которые тем не менее необходимо отменить – в остальном же перевод старается дословно повторять текст Сакса, что не может не радовать. Хотя, конечно, для некоторых вышеназванные примеры могут стать решающими при выборе в пользу покупки комикса.
По итогу отечественный рынок пополнился очередным неплохим, но безликим сюжетом, который вряд ли всплывет в памяти читателей спустя десяток лет, как это было со «Стариком Логаном». Структура истории, отдельные концепции и сценарные решения вплоть до раскрытия предыстории одним цельным выпуском – все это уже появлялось ранее в истории Миллара и МакНивена. И возвращаясь к вступлению, вины Сакса в этом практически нет: «Старик Хоукай» не пытается скрыть причин своего существования – прощупывание почвы для запуска очередной прибыльной для издательства франшизы, способной «выстрелить» на фоне популярности онгоинга Логана и оглушительного успеха финала трилогии с Хью Джекманом.
Рекомендуется исключительно фанатам оригинального «Old Man Logan», которые истосковались по миру Пустоши и локальному колориту марвеловского пост-апокалипсиса. В остальном: воспринимайте историю как достойный спин-офф про Старика Меченого и личный артбук Кеккетто и Мобили – более местный скрипт вряд ли для чего сгодится. Если, конечно, вы не хотите прочитать культовый сюжет с рескином персонажей и незначительными изменениями.