Третий отвал башки по рецепту мастера.
Итак – свершилось! Спустя полтора года после выхода второго тома, русскоязычные читатели наконец могут обнаружить завершение классического рана Фрэнка Миллера про Сорвиголову на прилавке ближайшего комиксшопа. Как многим нашим читателям наверняка известно – путь, который проделала книга, чтобы попасть к нам в руки, был тернист и усеян препятствиями. Тем не менее, издательство «Комильфо», взвалившее на свои плечи это ответственное задание, целиком справилось с взятыми на себя обязательствами и смогло порадовать поклонников отличных комиксов ещё одной толстой, качественной книгой.
Однако для этого им пришлось пойти на определённые ухищрения. Средства на издание третьего тома «Сорвиголовы» Фрэнка Миллера (равно как и третьего тома другого популярнейшего рана про Человека без Страха за авторством Брайана Майкла Бендиса) «Комильфо» решили собирать через краудфандинговую платформу «Boomstarter».
Как показала практика – идея оказалась весьма успешной. Кампания собрала 2 609 900 рублей, во множество раз превысив начальную планку в 300 тысяч, а все спонсоры получили не только вожделенные томики по сниженной цене, но также и огромное количество бонусов за поддержку, которые открывались по мере увеличения общей суммы собранных средств.
Чтобы пролить чуть больше света на те причины, по которым «Комильфо» решили пойти на такой невиданный для российского рынка шаг, а также чтобы поинтересоваться о будущих планах издательства – мы задали им несколько вопросов, ответы на которые взялся давать Степан Шмытинский.
Для тех читателей, что ещё не слышали – по каким причинам вы решили издать финализирующий том такого культового рана, как «Сорвиголова» Фрэнка Миллера, при помощи краудфандинга?
Ран-то может и культовый, персонаж крутой, но даже продажи второго тома книги показали себя не с лучшей стороны, а по статистике книги с номерами на корешке продаются от части к части всё хуже и хуже. Но остановиться и не издать заключительную книгу тоже было бы некрасиво. В таком случае краудфандинг — идеальный вариант, позволяющий рассчитать тираж так, чтобы слишком много книг не осталось на складе, а читатели, которым было бы это интересно, точно не пропустили бы выход книги.
Прибегнув к краудфандингу, вы создали первый подобный прецедент на отечественном рынке комиксов. С какими сложностями и неожиданностями вам пришлось столкнуться по ходу кампании?
Мало кто знает, но самое сложное в краудфандинге — разослать все вознаграждения спонсорам. Особенно с таким количеством разных лотов. Самое неожиданное — лишь 20% спонсоров внимательно прочитали условия доставки и указали в дополнительной информации адрес пункта выдачи СДЭК, ближайшего к их месту жительства. А это значит, что по более чем шести сотням отправок нам приходилось отдельно гуглить тот или иной адрес, находить пункт выдачи самим, проверять актуальность информации… Можете представить, сколько времени на это понадобилось.
Вашему примеру по сбору читательских средств уже последовали несколько других отечественных издательств, вроде «Зодиак» и «Другое издательство». Как вы считаете – насколько успешным станет этот подход в долгосрочной перспективе, и насколько широкое распространение получит на нашем рынке?
Сложно сказать. С одной стороны, так книги попадают напрямую к своей целевой аудитории и автоматически гарантируют издателям большой процент проданного тиража. С другой стороны — очень сильно страдают магазины комиксов, которым и так не сладко пришлось во время пандемии. Хотелось бы всё же, чтобы таким способом не злоупотребляли, а средства собирали на действительно интересные и рисковые книги, а не на всё подряд. Вряд ли мы, например, взялись бы за сбор средств на книги «Золотой коллекции» или очередного тома Дэдпула.
Планируете ли вы сами проводить подобные кампании в будущем? Если да, то как часто, и по какому принципу будете выбирать то, для чего просить читательскую поддержку? Быть может, дадите небольшой тизер следующего краудфанд-проекта?
Конечно планируем, ведь эта кампания, в целом, прошла достаточно успешно. Слишком часто всё равно не получится — для хорошей кампании всё нужно согласовывать с правообладателями, придумать бонусы, сделать приятное оформление, снять и смонтировать ролик — это много времени и сил, а ведь нам ещё и обычные книги надо успевать готовить к печати. Но сборы средств точно будут, любителям проспонсировать интересный проект будет чем заняться. Следующий проект пока что хотим подержать в секрете, но одно могу сказать точно — такого вы от нас вряд ли ожидаете! И, да, мы уже набили шишки, поэтому постараемся учесть все прошлые недочёты и сделать следующий сбор максимально комфортным для спонсоров.
Таким образом, как видите – результатом рискованного эксперимента оказались довольны как бэкеры, так и издательство. Если вы, любуясь блестящими пинами и стильными наклеечками, вдруг сами захотите принять участие в грядущих краудфандинговых проектах – рекомендуем вам подписаться на их группу ВКонтакте и следить за обновлениями. Отдельное спасибо Степану за ответы.
Впрочем, если вы вдруг упустили момент и не успели запрыгнуть на ушедший краудфанд-поезд – не расстраивайтесь! Тираж третьего тома «Сорвиголовы» Фрэнка Миллера уже поступил в магазины. Давайте поговорим о том, что вы в нём найдёте, когда приобретёте книгу.
Условно сборник можно разделить на четыре части. Первая, самая жирная, содержит в себе заключительные выпуски основного рана Миллера и Клауса Янсона. В этих номерах – Мэтт Мёрдок проследит за сольными, «нуарными» (в жирных кавычках) похождениями своего друга и коллеги Фогги Нельсона, сразится с новым Ходульником, воссоединится со своим учителем Стиком, окажется вовлечён в разборки ниндзя и, разумеется, вновь столкнётся с Электрой, которая продолжает создавать Мэтту проблемы даже с того света.
Особый интерес здесь представляет культовый #191-ый выпуск под названием «Рулетка», целиком написанный и нарисованный Миллером, который сам автор считает наиболее удачным в ране. В этой истории Человек без Страха расскажет своему главному врагу – Меченому, который был парализован во время их последней стычки – чего именно он в этой жизни боится больше всего, параллельно играя с ним в заглавную игру «на выбывание».
Второй кусок состоит из двух обособленных сюжетов, каждый из которых имеет очень мало общего со среднестатистическим комиксом про Сорвиголову. «Мэтт Мёрдок, агент… З.А.Щ.И.Т.ы», взятый из серии-антологии «Что, если?..», расскажет вам ровно про то, что обещано в заголовке – юного Мэтта в свои ряды вербует З.А.Щ.И.Т.А., сразу после контакта с веществом, что лишило его зрения.
В меру дурацкая, в меру забавная история, написанная Майком У. Барром и нарисованная Миллером. Другой сюжет уже серьёзнее. «Пустоши» для Фрэнка рисовал именитый Джон Бушема, и в них Мёрдок не то что в костюм не облачается, но даже единого слова не произносит. За него здесь разговаривают колоритные персонажи, которые населяют небольшой и, как водится, насквозь прогнивший город, в который забрёл Сорвиголова.
Завершает книгу графический роман «Любовь и война», за сценарий в котором ответственен Миллер, а вот рисунком занимался другой признанный художник – Билл Сенкевич. Именно уникальный рисунок последнего превращает трагическую историю о попытке Уилсона Фиска вылечить свою душевнобольную жену в великолепное дополнение сборника. После огромного количества комиксов, нарисованных в характерном для Миллера/Янсона грязном, энергичном стиле – акварельные иллюстрации Сенкевича ощущаются как освежающий десерт, элегантно контрастирующий с остальным содержанием.
Наконец, четвёртая часть тома – дополнительные материалы. Их действительно много, и их содержимое действительно порадует любого поклонника конкретного рана. Среди них вы найдёте предисловие Ральфа Маккио, галерею обложек, парочку одностраничных стрипов, полный #190-ый выпуск в карандаше Миллера, наглядно показывающий, как велась работа над серией, и полный сценарий Фрэнка для совместного с Джоном Бушемой сюжета. Словом – стоящих вещей в книге хватает.
Само издание нельзя описать иначе, кроме как «правильное». Эту «правильность» тяжело вложить в конкретные слова, однако при первом же взгляде на третий том «Сорвиголовы» Фрэнка Миллера понимаешь – так эта книга и должна выглядеть.
320 страниц содержания упакованы в чертовски толстую и чертовски стильную обложку книги в твердом переплете. Перевод Руслана Хубиева радует своей внятностью и честной попыткой стилизовать речь персонажей под уличный сленг, как это делалось в оригинале.
Что интересно – прямо под обложкой с обеих сторон вас ожидает список имён покупателей, что поддержали проект во время сбора средств. Видимо, таким образом издательство как бы говорит всем, кто приобретёт сборник в магазине: «Здесь могла быть ваша реклама!».
А теперь давайте подытожим. Кому стоит брать третий том «Сорвиголовы» Фрэнка Миллера?
- Естественно, любителям приключений Сорвиголовы.
- Почитателям творчества классика.
- Тем, кто хочет познакомиться с одним из наиболее влиятельных ранов в истории супергероики.
- И снова – всем, кто хочет увидеть, откуда растут ноги у лучшего супергеройского сериала современности. Особенно это касается тех зрителей, которых зацепила арка с заговором ниндзя.
- А ещё книга может прийтись очень кстати, если вы хотите скрасить атмосферный холодный вечер таким же атмосферным нуарным комиксом.
Что особенно замечательно – ничто не мешает вам приобрести третий том даже без прочтения первых двух. Весь ран Миллера был подроблен на небольшие, обособленные арочки, которые легко может воспринимать даже тот читатель, который в глаза не видел предыдущие куски саги. О качестве содержания говорить даже не приходится.
Но так уж и быть – скажем, как есть. Фрэнк Миллер – гений и настоящий мастер своего дела. А Сорвиголова – живой, глубокий и невероятно колоритный персонаж, за интереснейшими приключениями которого никогда не устаёшь следить. Эти два компонента превосходно собраны в книге высочайшего качества, где найдётся история на любой вкус. Давайте совместными усилиями постараемся сделать так, чтобы комиксы о Человеке без Страха продолжали и дальше выходить на русском. Их про него всё ещё остаётся великое множество. И от Фрэнка Миллера – в том числе.