Обзор комикса «Гром: Трудное детство. Восход Анубиса» от Bubble

1 517

Официальная предыстория фильма «Гром: Трудное детство».

Писать «комикс-приквелы», как и другие крупные «помотивы», – работа крайне неблагодарная. Зачастую, если мы говорим о прелюдиях к полнометражным фильмам, прогресс персонажей историй игнорируется, а тамошние события вообще «остаются за кадром». За примерами и далеко ходить не надо: взять любой приквел к экранизациям Большой Двойки, будь то The Flash: Fastest Man Alive (который нужен только для того, чтобы оправдать обновленный костюм) или многочисленные Marvel Cinematic Universe Official Tie-In. Последние так вовсе пересказывают сюжет предыдущих картин КВМ, представляя собой краткое эссе на тему «что там было в предыдущих сериях».

Почему так происходит? Над фильмами и комиксами работают разные люди. В идеальном мире истории первых должны учитывать истории вторых, но по факту это, мягко говоря, затруднительно и бесполезно. Никто не будет переснимать сцены крупнобюджетного блокбастера ради того, чтобы подогнать сюжетные ветки к «необязательному мерчу». Да, комикс-приквелы и «помотивы», к сожалению, представляют собой такой же мерч, как и экшен-фигурки с красочными футболками. Звучит грустно, но таков уж современный рынок медиа – беспощаден ко всем без исключения.

С другой стороны, российские объединения, как «младшие братья» западных киностудий и издательств, должны учиться (по крайней мере, стараться) на ошибках аналогичных объединений из США. В итоге же факапы отечественных творцов частенько отличаются от факапов иностранных авторов, но, ожидаемо, далеко не в лучшую сторону. В основном – из-за непонимания искомого материала, безалаберности или лени. Вроде бы и ошибки не те же, что у коллег из Голливуда, но от осознания становится лишь больнее. 

Собственно, этот тезис идеально ложится и на комикс-приквел короткометражки про Грома под названием «Гром: Трудное детство. Восход Анубиса»

По случаю напоминаю: я написал материал про десятилетнюю историю Грома в комиксах, а Никита – рецензию на «Гром: Трудное детство».

События комикса стартуют за неделю до фильма и посвящены раскрытию характеров персонажей новой экранизации Bubble (только первоисточника как бы не существует, но да ладно). Каждый из героев, будь то отец полюбившегося зрителям майора Грома или полицейский под прикрытием, рассказывает нам о причинах своей горячей любви к Санкт-Петербургу образца 90-х годов. Одни говорят о людях, гордости за родину и тяге к добру, другие – об открывающихся с перестройкой возможностях, власти и деньгах.

Таким образом «дни недели» (местная вариация деления по главам) покрывают основных действующих лиц, кратко расписывая их стремления и цели, а также мало-мальски раскрывают контекст центрального конфликта фильма с войной банд и новым антагонистом. Раскрывают так вскользь и будто бы нехотя, что в финале читатель по-прежнему не понимает, как злодей в лице Анубиса вообще подмял под себя разношерстные банды криминального Питера. 

Интересный, но бесполезный факт: Глашатай – прекрасный снайпер.

Однако такое «замалчивание» можно оправдать «приквельностью» (такое слово же есть?) комикса, одна из задачей которого – привлечь нового читателя/зрителя. С этим у «Восхода Анубиса» проблем нет – мне искренне хочется углубиться в историю вымышленного Петербурга 90-х и проникнуться колоритом новой картины Bubble. Во многом потому, что сценарист комикса в лице Артема Габрелянова раскрыл «базис», но при этом не ушел дальше краткого описания конфликта и действующих лиц. 

Что оправдать уже сложнее, так это расхождения сюжетов комикса и фильма. Поймите меня правильно: я представляю, как появляются нестыковки между проектами, например, Marvel Studios. Ими занимаются сотни различных режиссеров и сценаристов со своим видением «правил» и подходом к реализации идей. Этот же аргумент абсолютно не котируется с «Восходом Анубиса», потому что Артем Габрелянов писал и разбираемый комикс-приквел, и одноименную короткометражку. И со многими деталями автор справился на «отлично» – несколько раз в фильме будут ссылаться на события комиксного приквела. 

И ради этого комикса я попросил своих друзей заспойлерить мне почти весь фильм. 

А еще в следующем абзаце – спойлер к комиксу!

Но по итогу «Восход Анубиса» – филлер, который просто знакомит зрителя с персонажами фильма. При этом ту же информацию зритель мог получить во время просмотра фильма, с которым у приквела еще и есть и странные расхождения. Некоторые оригинальные сюжетные линии комикса просто заходят в тупик на полпути – их нет и, кажется, никогда и не было в короткометражке. Обиднее всего вышло с женой еще молодого генерала Прокопенко, попавшей в больницу после взрыва «Парнас Пассажа». Врач сообщает Федору страшную новость: его любимая лежит с угрозой выкидыша. Полицейский впервые закуривает табак спустя долгое время… и на этом все. Что стало с ребенком семейства Прокопенко фанаты так и не узнают ни из комикса, ни из фильма. «Стройте свои теории, зрители!» – как бы говорят авторы Bubble.

Из крупных сюжетных «тупиков» выделить больше нечего, но оттого становится лишь обиднее. Неужели сценаристам было так сложно упомянуть последствия взрыва, указав на потерю ребенка в фильме? Или сразу же закрыть историю про выкидыш в рамках комикса, дабы не создавать лишних вопросов? 

Интересный факт: один из персонажей «Гром: Трудное детство», журналист и телеведущий Алексей Прищуров, подозрительно похож на журналиста и телеведущего Владислава Листьева. В комиксе на связь героя и реального человека также намекает название программы Прищурова – «Криминальный час». Которая отсылает к телепередаче «Час пик» все того же Листьева. При этом герой «Трудного детства» выступает скорее карикатурным «ушлым репортером», который идет по головам коллег, полицейских и простых граждан ради очередной сенсации.  

И напоследок: дополнительные материалы. Обычно я хвалю их в книгах Bubble за крайне разнообразное наполнение – недавнее переиздание «Загадки Сфинкса», помимо уже привычных концептов и авторских комментариев, содержало в себе крайне занимательный питч Виталия Терлецкого. В этот раз – более 30 страниц фотографий со съемок, кадров из фильма и постеров. Притом, что общее число страниц в книге – 96. Говоря откровенно, я остался разочарован – не хватило привычных заметок сценаристов и артов. 

Также на выбор есть четыре кавера: основная кино-обложка, эксклюзив магазина Bubble от Джамили Зульпикаровой, эксклюзив магазина «Двадцать Восьмой» от Константина Тарасова (который также выступил анонсирующим постером) и, предположительно, эксклюзив будущего Bubble Comics Con от Артема Бизяева, который так и не показали.

Занимательнее всего то, что при огромном количестве недочетов, обозначенных выше, я не могу назвать «Восход Анубиса» плохим. Он разочаровывающе простой и до боли прямолинейный, с расхождениями и тупиковыми сюжетными линиями (вроде ненужной встречи юного Грома и Юрия Смирнова, необходимой только для самого факта встречи), чрезвычайно унылой галереей допов и ценником в 500 рублей за 60 страниц (на самом деле, даже чуть меньше за счет «отбивок») самого комикса. 

Стоит ли тратить на комикс свои деньги? Возможно, в качестве аперитива в ожидании короткометражки (или, напротив, если вам не хватило времени, проведенного с героями за просмотром). В любом случае, «Восход Анубиса» – типичный для западной индустрии комикс-приквел, который справляется с задачей «заинтересовать потенциального зрителя» и «продать» фильм. Все еще лучше прелюдий к дилогии ASM Уэбба, но не более. 

Тем не менее фанатам майора Игоря Грома я советую дождаться премьеры фильма «Гром: Трудное детство», которая состоится уже сегодня вечером. 

Подписывайтесь на наш Telegram и поддержите нас на Boosty!

Комментарии