Обзор комикса «Дюжина» от Дж. М. Стражински

1 421

(Не)Хранители от легендарного автора.

Журналист-призрак. Электро. Чёрная Вдова. Маска Комедии. Синяя Шпага. Динамо. Гений Экселло. Сэр Крет. Маска Пламени. Свидетель. Валун. Капитан Чудо.

Двенадцать бывших соглядатаев порядка, проспав 60 лет, попадают в совершенно новый для них мир. Да, он безумней, чем когда-либо, но также он сильнее прежнего нуждается в защите. Вот только примет ли новое общество их старомодный героизм? Разношёрстной команде предстоит пройти сквозь огонь, воду и медные трубы, и даже это может не уберечь их зловещего фатума.

«Дюжина» — макси-серия из 12 выпусков + 1 бонусный. В этой истории автор комиксов о Человеке-Пауке, Торе, Супермене и многих других, Дж. М. Стражински, отворачивается от глянцевого мейнстрима.

Он взял дюжину героев прошлого столетия и сделал с ними финт Капитана Америка. Отправил в небытие прямо с полей боев сороковых прошлого столетия, чтобы достать в нашем тысячелетии. Если быть точнее — в тот момент, когда герои Marvel пережили Гражданскую Войну, а в мире действовал Акт о регистрации супергероев.

Да, действие истории развивается в основной вселенной Дома Идей. Но только номинально — сюжет обособлен и самодостаточен. Это пошло как на пользу, так и во вред, подробнее ниже.

Стражински изучает феномен забытых героев Золотого Века и пытается понять, как бы они могли существовать сегодня. Если тот же Паучок существует вне времени, то Дюжину определяет контекст. Контекст их появления, эпохи, идей, норм морали и прочего. Вплоть до дизайна.

Не секрет: образ старых супергероев также не прошел проверку временем. Поэтому Крис Уэстон рисует монолитного Капитана Чудо в его боди, выставляя напоказ мускулистые и волосатые ноги героя. Это канонично и логично, но в то же время нелепо и смешно.

Это — капля в море рассуждений комикса. Стражински показывает 12 раз (на каждое из действующих лиц), как смена эпохи влияет на маски прошлого. Кто-то горюет по умершим близким, кто-то пытается стать поп-звездой или продолжить геройствовать, другие замыкаются в рефлексии.

Каждый переживает последствия шестидесятилетнего сна по-своему. И это бесконечно увлекательное чтиво. Автор срывает маски с героев, обнажая перед читателем измученных людей, страдающих от одиночества.

Естественно, взгляд на суперов как на сломленных одиноких людей заставляет вспомнить «Хранителей». Однако с фундаментальной работой Алана Мура «Дюжину» роднят только некоторые идеи и сюжетные ходы, в целом комикс немного о другом.

Это — тягучее, местами трагичное и грустное произведение с элементами палп-детектива и супергероики. Стражински ломает мировоззрение героев и заставляет их переосмыслить себя, чтобы они смогли жить сегодня. Справятся не все.

Проблема лишь в том, что комикс существует во вселенной Marvel. Дюжина — далеко не единственные суперы в мире. Даже больше, есть герои, которые буквально пережили то же самое. Тот же Капитан Америка. Поэтому очень трудно видеть, как персонажи будто живут в вакууме. Это чуть-чуть, но ухудшает восприятие истории.

«Рамона» выпустила комикс в твердом переплете, снабдив его паком вариантных обложек.

Из дополнительных материалов несколько обложек и концепты персонажей.

«Дюжина» ощущается как крепкий фильм или сериал с очередной попыткой развенчать образ идеальных супергероев. Получилось увлекательно и интересно, пускай местами и предсказуемо, а некоторые сюжетные тропы лично мне претят.

Но мы говорим о работе Дж. Майкла Стражински, который написал немало основополагающих ранов для Marvel. Так что для общего развития комикс определенно стоит прочесть.

Подписывайтесь на наш Telegram и поддержите нас на Boosty!

Комментарии