Обзор комикса «Бэтмен: Рептилия»

3 694

Легендарные авторы и их свежая байка про рептилоида с планеты Готэм.

На тот случай, если вы вдруг забыли – Хэллоуин совсем на носу. Уже в следующий понедельник, 31-го октября, наступит момент, когда в странах запада будут кромсать тыквы, клянчить кондитерские изделия и коллективно бояться темноты. И если вы вдруг тоже привыкли отмечать данное событие (или попросту желаете к нему приобщиться из любви к праздничной тематике), то перед вами встаёт очевидная проблема – чем же себя в этот день развлечь и какие подарки друзьям подарить? Так вот, раз уж вы пришли с эти вопросом к нам, то мы можем с готовностью заявить – у нас и издательства «Азбука» есть всё, что вам нужно. А нужен вам совсем свежий комикс от легендарного сценариста Гарта Энниса и гениального художника Лиама Шарпа, которой поведает вам историю одного из самых пугающих, парадоксальных, бредовых и сюрреалистичных дел в карьере Бэтмена. Дела, в котором, как вы можете понять из названия, будет фигурировать некая «Рептилия»…

Что это за «Рептилия» такая? Это, между прочим, чертовски интересный вопрос, любопытность которого распространяется за пределы самих страниц серии. История происхождения Batman: Reptilian началась как минимум семь лет назад, когда Гарт Эннис принял волевое решение выручить своего старого друга и верного творческого партнёра – Стива Диллона – и предложить ему вместе поработать над таким комиксом, который вернул бы Стива обратно на большую комикс-сцену. Два создателя «Проповедника» объединяются для создания своего первого полноценного комикса про самого популярного супергероя, ровно накануне выхода сериала по этому самому «Проповеднику»! Круто, правда? Как говорит Эннис – это было самое цинично-коммерческое решение в его жизни.

Однако случилось ужасное. В октябре 2016-го Стив Диллон умирает, оставляя Гарта совсем одного, с законченным, но уже совершенно бессмысленным сценарием на руках. Целиком написанная серия пылится на полке несколько лет, пока Энниса не навещает редактор DC Мари Джевинс, чтобы сообщить радостную новость – давний товарищ сценариста, Лиам Шарп, заканчивает свою работу над совместной с Грантом Моррисоном серией про Зелёного Фонаря, которая принесла ему славу одного из лучших иллюстраторов современной комикс-индустрии. Эннис видит в этом отличную возможность не только впервые за тридцать лет поработать со своим другом, но и реализовать уже давным-давно оформленный бэт-замысел. Результатом и стал Reptilian.

Основной сюжет серии гораздо проще, чем можно было ожидать, но намного сложнее, чем кажется на первый взгляд. По улицам Готэма бродит нечто, что безжалостно калечит готэмских преступников, вселяя первобытный ужас в их сердца. И на этот раз – это совсем не Бэтмен. А следовательно – это работа именно для Величайшего детектива. И эта работа заставит его не только навестить множество звёзд готэмского цирка уродов, но и погрузиться глубоко в недра города, чтобы обнаружить нечто противоестественное, хищное, злобное и чертовски опасное.

Вообще надо сказать, что «Рептилия», по своей сути – очень олдскульная история про Бэтмена. В своих интервью Эннис и Шарп совершенно не стесняются называть те работы, которые стали для них прямыми источниками вдохновения. Среди них, в основном, классика: «Возвращение Темного Рыцаря», «Убийственная шутка», «Год первый», «Лечебница Аркхем. Дом скорби на скорбной земле». Более того, Гарт неоднократно заявлял, что наилучшим подходом для читателя будет выкинуть из головы весь тот массив бэт-комиксов, который DC породили на свет за последние два десятка лет, и относиться к «Рептилии» так, будто она была создана где-то в начале девяностых, когда интерес авторов к персонажу достигал своего пика. Но что особенно интересно – Reptilian по своей форме и содержанию дичайше подходит под формат культового онгоинга Legends of the Dark Knigh», который целиком состоял из подобных обособленных, экспериментальных рассказов, многие из которых считаются нестареющей классикой супергероики. Вполне возможно, что где-то в девяностых Reptilian на самом деле и зародился.

Значит ли это, что Бэтмен Энниса и Шарпа резко деградировал? Печальные новости заключаются в том, что нет. Почему печальные? Для того, чтобы объяснить всю глубину проблематики, нам придётся разжевать весь контекст последних плюс-минус пяти лет актуальной «бэтменианы». А это, согласитесь, не лучшее для этого место. Если кратко обозначить проблему – последние несколько лет актуальная бэт-линейка буквально тонет в заезженных сюжетных поворотах, бездарнейших сценаристах, осточертевших штампах и невыносимой цикличности всего происходящего. И никаких подвижек в лучшую сторону в ней пока не предвидится.

Девяностые же, ровно наоборот – запомнились читателям как последняя эпоха, когда комикс-индустрия, в целом, и бэт-вселенная, в частности, росли и ширились за счёт экспериментов и активного новаторства (иногда излишне активного). Поэтому бэт-комикс, созданный по заветам той эпохи, да ещё и за авторством такой могучей команды, не мог не оказаться глотком свежего воздуха посреди нынешнего бэт-консенсуса, который задыхается под массой собственного неадекватно раздутого эго.

Так что же такого нового и освежающего вы найдёте в «Рептилии»? Её авторов, разумеется. Гарт Эннис, например, широко известен как главный ненавистник супергероики. Если вы не в курсе, то именно Гарт в своё время написал комикс «Пацаны», который, между прочим, был намного более «хардкорной» вещью, чем его сериальная адаптация. Да и в целом – на протяжении всей своей карьеры Эннис с завидным постоянством высмеивал мужчин, женщин и детей в плащах и леггинсах. Иронично, но в тех редких случаях, когда он таки писал про них комиксы – сценарист выдавал прямо-таки платиновые вещи, которые нередко оставались в памяти у читателей как самые неформатные рассказы про их любимых героев. Так вышло и с Бэтменом.

В случае с Тёмным рыцарем, Эннис выделил для себя две черты персонажа, которые, по его мнению, лучше всего его характеризуют. Во-первых – Бэтмен совершенно абсурден. То есть – это мажор в карнавальном костюме, который потратил бешеное количество сил, времени и средств, чтобы ночью лупить по башке душевнобольных работяг на улицах его вотчины. Во-вторых – Бэтмен до абсурда крут. То есть – это здоровый, умный, красивый и богатый буйвол в самом расцвете сил, который колесит по ночным улицам в своём высокоскоростном танке, высматривая добычу. Что вообще потешные готэмские фрики могут противопоставить этой машине правосудия? Правильно – ни черта.

Отсюда выливается итоговый облик «Рептилии». Комикс практически целиком состоит из того, что Тёмный рыцарь находится в кадре, позирует на камеру, играет мускулами, блещет интеллектом и всячески самоутверждается за счёт своих оппонентов. При этом – его оппонентами выступают довольно отвратительные и жестокие типы, а масштаб и опасность тайны в центре сюжета таковы, что на их фоне очень хорошо видно, что хвастаться Бэтмену определённо есть чем. Если сказать совсем просто, то Reptilian очень чётко расставляет все точки над «и», проливая свет на баланс сил в Готэме. Бога в этом городе нет. Есть только Бэтмен. И все остальные ходят строго под ним.

Одновременно с этим – это конкретное дело даже для Величайшего детектива оказывается чем-то загадочным и ранее невиданным. Здесь мы возвращаемся обратно к тому, что Бэтмен – это абсурд. Эннис знаменит в первую очередь тем, что пишет именно мрачные, содержательные и абсурдные комедии. И «Рептилия», во многом, является именно таким произведением, только переформатированным под готэмские реалии. Акцент серия делает в первую очередь на мрачную, густую атмосферу. Затем в эту атмосферу внедряются характерные элементы детективного триллера, а то и боди-хоррора, с упором на жутких существ, кровавое насилие и противоестественные трансформации. И только после этого в формулу добавляются редкие, едкие и меткие авторские шутки над Бэтменом, Готэмом, бэт-злодеями и многим другим. Если пытаться записать «Рептилию» в какой-то конкретный жанр, то проще всего его будет причислить именно к комиксным «ужасам», что для приключений Бэтмена большая редкость.

А что самое интересное – совершенно не факт, что Гарт Эннис всё так и задумал. Осмелимся предположить, что именно Лиам Шарп превратил «Рептилию» в тот самый мрачный, сюрреалистичный рассказ, каким его увидели мы. Именно Reptilian, вероятно, является самой экспериментальной работой Шарпа, который наотрез отказался от стандартной туши, предпочитая на этот раз поработать красками и кистью. Результат вы можете увидеть на приложенных фотографиях. Самое впечатляющее в работе Лиама то, насколько ярко ему удалось запечатлеть тот хаос, которым живёт и дышит Готэм-Сити.

На страницах «Рептилии», ослепительно яркие цвета сражаются за жизненное пространство с масляно-чёрными тенями. Футуристические пейзажи живут бок о бок с готическими подворотнями. Огромная, статная фигура главного героя соседствует с уродливыми, озлобленными карликами вокруг него. А широкоформатные, выставочные картины перемежаются карикатурными мизансценами. Короче говоря – работа Лиама настолько разительно отличается от всего, что вы видели в бэт-комиксах, что уже один только фактор новизны обязывает к ознакомлению. Поверьте на слово – когда вы прочтёте книгу до конца, вы ни за что не захотите с этой красотой расставаться.

Что касается непосредственной книги, то она, в хорошем смысле, для «Азбуки» довольно обычная.

Это крепенький хардкавер на 160 страниц крутейшего содержания, с приличным переводом, качественным оформлением и небольшой подборкой дополнительных материалов, среди которых вариантные обложки Калли Хэмнера, питч Гарта Энниса и альтернативные страницы Лиама Шарпа. Не больше и не меньше.

Традиционно, ещё раз тонко намекнём, кому и зачем эту книжку стоит покупать:

  • Во-первых, как было сказано в начале – это просто роскошное приобретение на Хэллоуин для любого фаната Бэтмена, которое идеально подчеркнёт атмосферу праздника.
  • Во-вторых – это неформатная, весёлая и освежающая история от одного из главных мастеров комиксного искусства, которая заставит вас бояться, смеяться, удивляться и может даже немного задуматься.
  • В-третьих – это настоящее визуальное пиршество и самая необычная работа одного из самых удивительных комиксных иллюстраторов современности.
  • Ну и в-четвёртых – это совершенно неиронично один из лучших комиксов последних нескольких лет.

Впрочем, учитывая то, что ниже чем сейчас планка качества актуальной бэт-продукции ещё не опускалась – много чести последнее достижение лимитке Энниса и Шарпа не делает. Так что давайте подойдём к вопросу немного иначе. Так вот – если бы «Бэтмен: Рептилия» действительно вышел тогда, когда должен был выйти, два десятка лет назад, то сегодня эта арка наверняка считалась бы классической, а новые поколения авторов писали бы её продолжения, развивая заложенные идеи. Однако получилось так, как получилось, и мы имеем лишь «скрытый гем» 2021-го года. Ну, так уж и быть, побалуем себя хорошими комиксами. Для разнообразия.

Подписывайтесь на наш Telegram и поддержите нас на Boosty!

Комментарии