Обзор комикса «Бесконечный Кризис. Абсолютное издание»

1 508

На этот раз – кризис не просто большой.

Хорошие новости, между прочим, ещё остались. Вот одна из них – на полках наших книжных всё ещё покоятся стопочки с комиксами. Новость хоть и маленькая, но, согласитесь – хорошая. Сегодня, посреди этих стопочек, мы откопали относительно свеженькое абсолютное издание одного из самых масштабных супергеройских кроссоверов в истории – «Бесконечного Кризиса», выпущенного у нас «Азбукой». Так что о нём мы сегодня и поговорим.

Так вот. Что вообще такое этот «Бесконечный Кризис»? Вопрос, казалось бы, предельно простой, правда? Однако правильных ответов на этот простой вопрос великое множество. Для начала, разумеется – это глобальный ивент издательства DC. Настолько глобальный и настолько «ивентовый», что равных ему практически не найти.

Затем – это один из самых размашистых и неочевидных кроссоверов, какие только были в истории супергероики. Потом – это важнейшая веха в истории вселенной DC и промежуточная кульминация, вероятно, самого впечатляющего периода её существования.

Наконец – это не просто духовный, а самый что ни на есть буквальный сиквел-продолжение грандиозного «Кризиса на бесконечных Землях», который в своё время потряс всю комиксную индустрию.

Всё это – вполне себе точные определения «Бесконечного Кризиса», как явления. И каждое из этих определений скрывает под собой проблему как для самого произведения, так и для отечественного читателя, который планирует приобрести выпущенный у нас сборник. Почему? Ну, давайте будем разбираться.

Но сперва немного о завязке. На бумаге – она довольно проста. Вселенная DC переживает тяжёлые времена и оказывается расколота на части. В попытке спасти своих друзей, Чудо-Женщина убивает Максвелла Лорда прямо на глазах у Супермена. Как это обычно и бывает в XXI-ом веке – запись инцидента очень быстро оказывается в новостях, что провоцирует рост недоверия к супергеройскому сообществу со стороны тех, кого они стремятся защищать.

Марсианский Охотник похищен, а Сторожевая Башня лежит в руинах после необъяснимого взрыва. Где-то далеко в галактике бушует война между планетами Ранн и Танагар, которая приводит к катаклизмам вселенского масштаба. Спектр теряет связь со своей человеческой половиной, начиная истреблять мастеров магии. Суперзлодейское сообщество активно консолидируется, начиная принимать активные меры по защите себя от супергеройской агрессии. Словом – лента новостей у DC-шных обывателей формируется интересная.

Однако внезапно – на фоне всего этого происходит невозможное. Откуда-то из небытия в актуально-кризисную вселенную DC возвращаются те герои, что уцелели после финала «Кризиса на бесконечных Землях». Среди них – оригинальный Супермен, его спутница Лоис, Супербой из мира, где он был единственным героем, и Александр Лютор с Земли-3. Зачем же они прорвались обратно на страницы книжек с картинками? Как искренне верят представители старой гвардии – этот мир прогнил и не осталось ничего, кроме страданий. Созданная в конце прошлого кризиса вселенная изжила себя, оказавшись глубоко порочна и нечестива. А потому – старые Земли нужно срочно вернуть. А способ претворить подобную мечту в жизнь может быть только один. Кризис.

Звучит впечатляюще, правда? Пожалуй. Тем не менее, мы бы всё-таки советовали поднять челюсть с пола и не торопиться восхищаться. Перечисленные выше предпосылки и весь непосредственный кризисный контекст действительно являются самой мощной стороной «Бесконечного Кризиса». Проблема тут в том, что для того, чтобы улавливать весь этот контекст, вам нужно быть… ну… в его контексте.

Очень и очень многие ярые фанатики супергероики DC по сей день стучат в грудь кулаком, во весь голос заявляя, что первая половина нулевых, в целом, и «Infinite Crisis», в частности – это буквально лучшее, что происходило с комиксами издательства за всю его долгую историю. И их, вообще-то, легко можно понять. Даже если отложить в сторону приведённый выше вкуснейший контекст и не принимать во внимание крутость задействованных в тот момент авторов – настолько мощной и монолитной событийной машины у DC, наверно, с 2005-го года так и не бывало. Однако вся вот эта вот мощность, монолитность, событийность и контекстность играет с «Бесконечным Кризисом» очень злую шутку. Семнадцать лет спустя – оценить «Infinite Crisis» по достоинству оказывается практически невозможно.

Взять хотя бы тот же «Кризис на бесконечных Землях». При всей его грандиозности и размахе – это всё ещё достаточно целостная лимитка на двенадцать номеров, которые при желании можно весьма комфортно усвоить в отрыве от ответвлений. Или последовавший в 2008-ом году «Финальный Кризис», который существует в первую очередь как концептуальное, авторское произведение, натянутое на глобус события. Его даже рекомендовано читать исключительно в рамках одного «ивенто-образующего» автора – Гранта Моррисона. «Identity Crisis», если принимать его в счёт, вообще был строго обособленной лимиткой. А что же «Бесконечный»?

А с ним всё гораздо сложнее. Проще всего человеку, не знакомому с непосредственной историей «Infinite Crisis», его суть можно объяснить следующим образом – это «Мстители: Финал». То есть – это не отдельное произведение, от которого в разные стороны расходятся ветвистые хитросплетения филлерных тай-инов. Это заключительная, блокбастерная глава многолетней саги, которая в отрыве от всех предшествующих глав несёт в себе довольно ограниченное количество смысла.

Можно ли просто взять, и нырнуть в эту суматоху с головой? Теоретически – да. Возможно, этот опыт даже придётся вам по душе. Но условия эти всё так же будут далеки от оптимальных. А в нашем абсолюте, как раз таки, читателю предлагаются именно такие условия.

Что это значит? Во-первых – как минимум «Кризис на бесконечных Землях» вам купить тоже придётся. Без понимания того, что вообще происходило на полях его сражений – пытаться читать «Бесконечный Кризис» нет совершенно никакого смысла. То есть – ну вот совсем никакого. Вообще. Во-вторых – вам придётся каким-то образом выуживать те странички комиксной истории DC, на которых держатся все завихрения этого события. Некоторые из них уже были изданы на русском («Бэтмен: Под Красным Колпаком», например). Однако абсолютное большинство – нет. В-третьих, если вы захотите читать всё это дело подобающим образом – вам нужен специальный гид, который укажет верные номера, серии и порядок прочтения.

Ну и в-четвёртых, и что совсем уже тяжело – вам нужно самостоятельно, по кусочкам сложить в собственной голове картину родом из начала столетия, на просторах которой развивалось действие этого сокрушительного ивента. При этом, такая важная часть, как длительное ожидание новых глав и увлечённое теоретизирование о том, что будет в новых выпусках – для нас с вами уже потеряна безвозвратно.

При этом, заметьте – оно всё того наверно даже стоит. «Бесконечный Кризис» получился поистине исключительным глобальным событием, в котором Джефф Джонс мастерски жонглирует ностальгией, шоковым и «вау» эффектами, судьбами любимых героев и нежными фанатскими чувствами. Фил Хименес, в свою очередь, из кожи вон лезет, чтобы нестыдно отрисовывать те вопиюще масштабные, чисто «кризисные» картинки, которые сценаристы запихивают в сюжет. Ну а что касается тех поворотов, которые навсегда вошли в анналы комиксной истории… Честно сказать – кое-где даже Вулфмен с Пересом бы поперхнулись. В отличие от классиков, кризис Джеффа Джонса был не про гибель миров, а про гибель героев. И надо отдать ему должное – своих героев он не щадил никогда.

А «Азбука», в свою очередь, не щадит сил, времени, средств и дефицитной бумаги на создание отменных книг.

Как обычно, в случае с абсолютным изданием «Бесконечного Кризиса» мы имеем очень твёрдый корешок, красочную суперобложку, закладочку-ляссе, толстые страницы с приятным покрытием и щедрую порцию дополнительных материалов.

Вдобавок – вкладыш с огромным артом, как это было у «Кризиса на бесконечных Землях». Проблема, впрочем, тоже похожая – сыроватый перевод.

И моему сыну тоже.

А примечания, кстати, в этот раз снова составлял некто Сергей Афонин. Говорят, что в определённых кругах он прослыл как человек, на которого можно положиться. А как вы поняли из рассказанного выше – в конкретном случае полагаться на него вам предстоит частенько.

Прим. главВреда — я заранее извиняюсь, если где косякнул. Но я горд видеть свое имя в такой книге.

Что имеем в итоге?

  • Одно из самых глобальных событий в истории теперь формально издано на русском языке.
  • Толстая и качественная книжка, которая стоит своих денег.
  • Крайне интересный период в жизни вселенной DC, на который вы теперь сами можете полюбоваться, пускай и углубляться в него вам придётся самостоятельно.
  • Крутой рисунок.
  • Очень трогательный сюжет, который, однако, целиком держится на вашей личной симпатии к фигурантам происходящих событий. Есть даже определённая вероятность заставить вас вздрогнуть или выдавить слезинку.
  • Размах и градус эпичности, который вы не найдёте нигде, кроме подобных комиксов.

Стоит ли лично вам приобретать «Бесконечный Кризис. Абсолютное издание»? Вопрос неоднозначный. В том случае, если вы имеете представление о том, что вас ждёт на его страницах, или неплохо знакомы с этим временным промежутком во вселенной DC – да, однозначно стоит. Впрочем – в таком случае вам и объяснять ничего не надо, вы сами прекрасно знаете этой книге цену.

Что касается всех остальных… Остановитесь, сделайте глубокий вдох и задумайтесь: «Хочу ли я погружаться в эту кроличью нору?». Ведь, по большому счёту – подписываясь на ознакомление с «Infinite Crisis» вы подписываетесь на прочтение десятков, если не сотен выпусков супергеройской периодики практически двадцатилетней давности. Что самое страшное – вся эта бредовая галиматья вам может понравиться. И тогда пиши пропало.

Комментарии