Обзор комикса «Белый Человек»

3 589

Листаем новые русские комиксы.

Впервые с «Белым Человеком» я познакомился только в прошлом году, лично пообщавшись с автором линейки Александром Кондратьевым (именно его стоит благодарить за прекрасного «Маяковского» для Alpaca). От коллег и знакомых, не сильно увлеченных в контекст романа и вытекающего из него комикса, слышал лишь «это что-то вроде «руманги», но не такой, как остальные». Собственно, на этом описании можно было бы и закончить рассказ: «Белый Человек» Кондратьева и Котляр — незаурядное, сложное, отталкивающее, но в то же время притягательное произведение, которое хочется досконально изучить.  

Или, как проговорился сам сценарист, «вещь в себе, которую вряд ли удастся понять каждому». 

Адаптация одноименного романа все того же Александра — эталонный представитель постмодернизма в современной отечественной индустрии комиксов. Хотя зачастую под данным понятием мы представляем всевозможные гипертрофированные пародии (привет «Миротворцам» и «Третьему Сентябрю»), история Пейла Арсина идет дальше, ломая привычные литературные рамки и нормы текста. В сюжете нет одного конкретного персонажа, отыгрывающего роль протагониста, однозначного злодея и других немаловажных условностей детективного жанра. Финальный номер под говорящим названием «Теория Литературы» так и вовсе составлен из различных литературоведческих (и не только, конечно) терминов, идущих на фоне жестоких убийств, секса, сюрреалистичных картин и жутких трактовок условно религиозных текстов. 

В двух словах о сюжете: в городе Приют (уже здесь вы должны ощутить настроения комикса) происходит серия загадочных убийств, начавшаяся с внезапной кончины дочери старосты Лилии — рыжей девушки неземной красоты, околдовавшей мужчин провинции своим лучезарным ликом. Жестокая расправа над Лилией удачно совпадает с появлением в городе альбиноса по имени Пейл Арсин — того самого «белого человека». По итогу под подозрения попадают почти все граждане тихого городка: мужчины, положившие глаз на вожделенную девицу; женщины, ревнующие своих ненаглядных к неугомонной рыжей бестии — практически локальный «Твин Пикс», на который авторы активно ссылаются по ходу истории. Достается и Пейлу — крайне неоднозначному, но определенно доброжелательному персонажу, в чьем цвете кожи и волос жители Приюта прочли «нехорошие знаки». Одно убийство пошатнуло целый город, сказавшись на всех и каждом: некоторые граждане, как отец Лилии, идут на безрассудный самосуд, обвиняя альбиноса в убийстве, другие — пытаются скрыть свои грязные секреты от местных расследователей, третьи — не скрывая радости, наслаждаются своей жизнью и всячески осуждают нимфоманскую натуру Лилии. 

Говоря короче, «Белый Человек» — не просто история «о толерантности, отношении к меньшинствам и социальной справедливости», как заверяют создатели серии, но сказ о человеческой природе, глупости и наивности людей, движимых стереотипами, пороках общества и «неидеальности» мира в целом. Арсин выступает не столько протагонистом, сколько персонажем-функцией, через отношение к которому (почти всегда остро негативное) так или иначе раскрывается каждый участник истории. 

Отдельно хочется отметить крайне, прошу прощения за пошлость, «живых» героев, у каждого из которых хватает грешков. Практически все персонажи в глазах читателя балансируют на грани отвращения, при этом существуя по определенным правилам, вытекающим из предысторий. Абсолютно каждый обладает своей скрытой мотивацией, связанной, как правило, с порочной любовью, изменами, завистью, а также злосчастными нравоучениями и сломанной от бесчеловечного воспитания моралью. В итоге уже к первой половине текста приходит осознание, что симпатизировать читатель будет в первую очередь Смерти и ее прекрасному аватару. 

К слову, о визуальном исполнении Смерти. «Белый Человек» — один из редких случаев, когда плашка на обложке «18+» оправдана не только парой матюков и неловкой расчлененкой, но обильной обнаженкой и по-настоящему жестокими сценами убийств. До уровня «Бессмертного Халка» явно не дотягивает, но при этом местные пытки, выбитые зубы, размозженные головы и гематомы ощущаются также эмоционально — яркий визуальный импакт в связке с нагнетающим текстом сделали свое дело. 

Немаловажную роль в сюжете играет гипертекст. Он будет преследовать читателя повсюду: в закадровых монологах автора, отпускающего колкие шутки про различные поп-культурные явления, в местном арте и художественных приемах, отдельных деталях на фоне и сюжетных тропах. Более того: концовка «Белого Человека» напрямую зависит от вашей насмотренности и начитанности — на выбор дается три простых (для фаната Пак Чжан Ука) кроссворда, решив которые вы можете перейти к финалам. Которые, кажется, откровенно издеваются над завышенными ожиданиями читателя, отчего становятся еще смешнее. 

А еще в комиксе много локальных шуток про серии Большой Двойки, за что отдельное спасибо.

Напоследок: чутка про отзывы. На самом деле, я впервые вижу, чтобы читатели так активно писали про «графоманию» и «грязь», из-за которых произведение улетает в культурную мусорку. И если со вторым согласиться еще можно (хотя с натяжкой, учитывая педофилию в работах Лукьяненко, которая вроде как всем и норм — привет Маше, которая про это рассказала!), то с первым возникают вопросы. По большей части пространные рассуждения, которыми забит закадр, выступают в качестве размышлений автора. Их можно номинально вырезать из истории, но монолог писателя представляет собой отдельную сюжетную линию, проходящую параллельно через основной нарратив. Много ли читатель потеряет, игнорируя текст сценариста? Достаточно — как минимум причины, по которым один из героев внезапно стал сексуальной барышней в коже. 

Визуал истории вы, скорее всего, уже успели оценить на фото: стиль Джо Котляр — причудливая смесь аккуратных, нежных и чувственных артов Степана Шеича (во время чтения регулярно ловил флэшбеки к его Sunstone) и небрежных, почти скетчевых зарисовок с грубым лайном. Ярко, динамично, красочно, но вполне может отпугнуть неподготовленного читателя, зашедшего с линеек номинальных Bubble. И все же безумно красиво. 

К слову, фанатам более «манговского» рисунка предлагаю ознакомиться с прекрасным «Ты мой!». Ну и не забудьте подписаться на Джо в соцсетях — там много красивых рисунков и скетчей. 

Переиздание «Белого Человека», как и серия оригинальных синглов, вышло при поддержке издательства «Комикс Паблишер» — на сей раз через платформу Boomstarter тиражом 800 копий. Твердый переплет, 176 страниц, формат (ориентировочно, так как точной информации нигде нет, а на сборе средств указаны только 23×16) — 236×168, меньше Cotton Tales. Под обложкой — шесть выпусков, предисловие автора, галерея доп. материалов в виде обложек и скетчей. А еще красивое ляссе, которое немного не в тему конкретному комиксу, так как книга читается залпом всего за час. Но ляссе классное (особенно глясе), так что пусть будет. 

На обзоре лимитированная обложка авторства Марины Евлановой, оформленная под карты таро.

«Белый Человек» — мудреное и откровенно нетипичное произведение современной ру-комикс-школы, с которым у многих, уверен, возникнут определенные трудности в процессе чтения. Тем не менее линейка Кондратьева и Котляр — чарующее и крайне тревожное приключение по сознанию людей, с которым вам необходимо ознакомиться лично. Потому что, если уж начистоту, никакой обзор не подготовит вас к тому, что будет поджидать внутри. Местами грязно и пошло, но завораживающе и интригующе — вот каким для меня стал «Белый Человек».

К слову, каждого, кто купит переиздание, лично посвятят в «Капитана Убивцы». 

Подписывайтесь на наш Telegram и поддержите нас на Boosty!

Комментарии