Обзор комикса «Белый Человек»
Листаем новые русские комиксы.
Впервые с «Белым Человеком» я познакомился только в прошлом году, лично пообщавшись с автором линейки Александром Кондратьевым (именно его стоит благодарить за прекрасного «Маяковского» для Alpaca). От коллег и знакомых, не сильно увлеченных в контекст романа и вытекающего из него комикса, слышал лишь «это что-то вроде «руманги», но не такой, как остальные». Собственно, на этом описании можно было бы и закончить рассказ: «Белый Человек» Кондратьева и Котляр — незаурядное, сложное, отталкивающее, но в то же время притягательное произведение, которое хочется досконально изучить.
Или, как проговорился сам сценарист, «вещь в себе, которую вряд ли удастся понять каждому».

Адаптация одноименного романа все того же Александра — эталонный представитель постмодернизма в современной отечественной индустрии комиксов. Хотя зачастую под данным понятием мы представляем всевозможные гипертрофированные пародии (привет «Миротворцам» и «Третьему Сентябрю»), история Пейла Арсина идет дальше, ломая привычные литературные рамки и нормы текста. В сюжете нет одного конкретного персонажа, отыгрывающего роль протагониста, однозначного злодея и других немаловажных условностей детективного жанра. Финальный номер под говорящим названием «Теория Литературы» так и вовсе составлен из различных литературоведческих (и не только, конечно) терминов, идущих на фоне жестоких убийств, секса, сюрреалистичных картин и жутких трактовок условно религиозных текстов.



В двух словах о сюжете: в городе Приют (уже здесь вы должны ощутить настроения комикса) происходит серия загадочных убийств, начавшаяся с внезапной кончины дочери старосты Лилии — рыжей девушки неземной красоты, околдовавшей мужчин провинции своим лучезарным ликом. Жестокая расправа над Лилией удачно совпадает с появлением в городе альбиноса по имени Пейл Арсин — того самого «белого человека». По итогу под подозрения попадают почти все граждане тихого городка: мужчины, положившие глаз на вожделенную девицу; женщины, ревнующие своих ненаглядных к неугомонной рыжей бестии — практически локальный «Твин Пикс», на который авторы активно ссылаются по ходу истории. Достается и Пейлу — крайне неоднозначному, но определенно доброжелательному персонажу, в чьем цвете кожи и волос жители Приюта прочли «нехорошие знаки». Одно убийство пошатнуло целый город, сказавшись на всех и каждом: некоторые граждане, как отец Лилии, идут на безрассудный самосуд, обвиняя альбиноса в убийстве, другие — пытаются скрыть свои грязные секреты от местных расследователей, третьи — не скрывая радости, наслаждаются своей жизнью и всячески осуждают нимфоманскую натуру Лилии.


Говоря короче, «Белый Человек» — не просто история «о толерантности, отношении к меньшинствам и социальной справедливости», как заверяют создатели серии, но сказ о человеческой природе, глупости и наивности людей, движимых стереотипами, пороках общества и «неидеальности» мира в целом. Арсин выступает не столько протагонистом, сколько персонажем-функцией, через отношение к которому (почти всегда остро негативное) так или иначе раскрывается каждый участник истории.



Отдельно хочется отметить крайне, прошу прощения за пошлость, «живых» героев, у каждого из которых хватает грешков. Практически все персонажи в глазах читателя балансируют на грани отвращения, при этом существуя по определенным правилам, вытекающим из предысторий. Абсолютно каждый обладает своей скрытой мотивацией, связанной, как правило, с порочной любовью, изменами, завистью, а также злосчастными нравоучениями и сломанной от бесчеловечного воспитания моралью. В итоге уже к первой половине текста приходит осознание, что симпатизировать читатель будет в первую очередь Смерти и ее прекрасному аватару.


К слову, о визуальном исполнении Смерти. «Белый Человек» — один из редких случаев, когда плашка на обложке «18+» оправдана не только парой матюков и неловкой расчлененкой, но обильной обнаженкой и по-настоящему жестокими сценами убийств. До уровня «Бессмертного Халка» явно не дотягивает, но при этом местные пытки, выбитые зубы, размозженные головы и гематомы ощущаются также эмоционально — яркий визуальный импакт в связке с нагнетающим текстом сделали свое дело.


Немаловажную роль в сюжете играет гипертекст. Он будет преследовать читателя повсюду: в закадровых монологах автора, отпускающего колкие шутки про различные поп-культурные явления, в местном арте и художественных приемах, отдельных деталях на фоне и сюжетных тропах. Более того: концовка «Белого Человека» напрямую зависит от вашей насмотренности и начитанности — на выбор дается три простых (для фаната Пак Чжан Ука) кроссворда, решив которые вы можете перейти к финалам. Которые, кажется, откровенно издеваются над завышенными ожиданиями читателя, отчего становятся еще смешнее.


Напоследок: чутка про отзывы. На самом деле, я впервые вижу, чтобы читатели так активно писали про «графоманию» и «грязь», из-за которых произведение улетает в культурную мусорку. И если со вторым согласиться еще можно (хотя с натяжкой, учитывая педофилию в работах Лукьяненко, которая вроде как всем и норм — привет Маше, которая про это рассказала!), то с первым возникают вопросы. По большей части пространные рассуждения, которыми забит закадр, выступают в качестве размышлений автора. Их можно номинально вырезать из истории, но монолог писателя представляет собой отдельную сюжетную линию, проходящую параллельно через основной нарратив. Много ли читатель потеряет, игнорируя текст сценариста? Достаточно — как минимум причины, по которым один из героев внезапно стал сексуальной барышней в коже.


Визуал истории вы, скорее всего, уже успели оценить на фото: стиль Джо Котляр — причудливая смесь аккуратных, нежных и чувственных артов Степана Шеича (во время чтения регулярно ловил флэшбеки к его Sunstone) и небрежных, почти скетчевых зарисовок с грубым лайном. Ярко, динамично, красочно, но вполне может отпугнуть неподготовленного читателя, зашедшего с линеек номинальных Bubble. И все же безумно красиво.

К слову, фанатам более «манговского» рисунка предлагаю ознакомиться с прекрасным «Ты мой!». Ну и не забудьте подписаться на Джо в соцсетях — там много красивых рисунков и скетчей.
Переиздание «Белого Человека», как и серия оригинальных синглов, вышло при поддержке издательства «Комикс Паблишер» — на сей раз через платформу Boomstarter тиражом 800 копий. Твердый переплет, 176 страниц, формат (ориентировочно, так как точной информации нигде нет, а на сборе средств указаны только 23×16) — 236×168, меньше Cotton Tales. Под обложкой — шесть выпусков, предисловие автора, галерея доп. материалов в виде обложек и скетчей. А еще красивое ляссе, которое немного не в тему конкретному комиксу, так как книга читается залпом всего за час. Но ляссе классное (особенно глясе), так что пусть будет.





«Белый Человек» — мудреное и откровенно нетипичное произведение современной ру-комикс-школы, с которым у многих, уверен, возникнут определенные трудности в процессе чтения. Тем не менее линейка Кондратьева и Котляр — чарующее и крайне тревожное приключение по сознанию людей, с которым вам необходимо ознакомиться лично. Потому что, если уж начистоту, никакой обзор не подготовит вас к тому, что будет поджидать внутри. Местами грязно и пошло, но завораживающе и интригующе — вот каким для меня стал «Белый Человек».
К слову, каждого, кто купит переиздание, лично посвятят в «Капитана Убивцы».

Подписывайтесь на наш Telegram и поддержите нас на Boosty!