Обзор игры Forgive Me Father

1 012

Рассказываем о том, почему «польский шутер» в 2022-м – это комплимент.

Ну что, гики? Как вам аромат классического летнего «но гамес»? Совсем невмоготу? Или пока справляетесь? Когда там у нас был последний действительно громкий AAA-релиз? В начале марта? А ведь, судя по прошедшему Summer Game Fest кажется, что такая ситуация в 2022-м выйдет далеко за рамки лета, и сохранится аж до следующей весны. Как же мы с вами будем из такого положения выходить?

На самом деле нет.

В общем-то, как обычно – расширяя наш гиковский кругозор. А в конкретной ситуации – выходя за рамки застоявшегося трипл-A сектора. Прямо сейчас в Steam началась летняя распродажа, которая продлится до 7-го июля. И на одну из игр, которую вы на ней можете приобрести за потешные 399 рублей, у нас давным-давно завалялся ключ, с которым приходит обязательство вам об этой игре рассказать. И знаете что? Всё это чертовски круто. Потому, что в олд-скульном шутере «Forgive Me Father» мы провели более трёх десятков часов.

И планируем провести ещё столько же. И искренне советуем вам последовать нашему примеру. Всё дело в том, что прямо сейчас у вас есть шанс с умом распорядиться освободившимся видеоигровым временем, чтобы приобщиться к одному из самых увлекательных и самобытных экшенов за последние несколько лет.

Основная суть «Forgive Me Father» проста как пять копеек – это быстрый, жёсткий, мясной и бескомпромиссный шутер от первого лица, в котором игрока раз за разом пинком выкидывают на крайне недружелюбные и запутанные уровни, набитые сотнями смертельно опасных монстров, жаждущих вашей крови. Ваша задача очевидна – пройти по этому лабиринту до конца, при этом сохранив все жизненно важные части тела.

Формула довольно распространённая и знакомая практически каждому. За популярными её примерами не надо ходить особенно далеко – в голову сразу приходит серия «Doom». Однако вот что интересно – при всей крутости и адреналиновой насыщенности последних двух «Doom»-ов, пока играешь в «FMF» в голове то и дело мелькает крамольная мысль: «Каким образом ВОТ ЭТА игра кажется настолько интереснее?».

Ведь, если судить о книге по обложке – «FMF» даже на нормальную видеоигру едва-едва похожа. Как вы сами можете убедиться, глядя на скриншоты – какой-то современной графикой или натуралистичными модельками «Forgive Me Father» похвастаться не может. Разработчики, говоря о своём творении, стараются напирать на то, что это этакий видеоигровой комикс. Непосредственный объём имеют лишь руки протагониста и то оружие, что он ими держит. Что касается врагов и большей части декораций – все они абсолютно плоские и двухмерные, в чём можно самостоятельно убедиться, взглянув на них под правильным углом. Вдобавок – все объекты в шутере имеют жирную обводку, а сам вид от первого лица помещён в характерную чёрную рамку. Стиль не то, чтобы оригинальный. Нечто похожее мы видели в том же «Borderlands». И нельзя сказать, что много кому такая стилизация придётся по вкусу. Но это лишь сперва.

К довольно противоречивому внешнему виду шутера привыкаешь уже на первом уровне. Потому, что поводов для привыкания разработчики предлагают целый вагон. Геймплейное ядро у проекта настолько целостное и продуманное, что фантазией и мастерством разработчиков из Byte Barrel вы будете восхищаться буквально до самых титров. В целом, если вы играли в «Doom» 2016-го года, то вы примерно понимаете, что вам собираются здесь предложить. В припрыжку летая по забитым нечистью локациям, вы будете постепенно накапливать большой арсенал уникального оружия, которое будете пытаться использовать самым эффективным образом, чтобы преодолевать неумолимо растущее сопротивление со стороны ваших монструозных оппонентов.

Черпая вдохновение из работ одиозного Говарда Филлипса Лавкрафта, «FMF» очень уверенно задаёт происходящему зловещий, пугающий и (разумеется) безумный тон. Враги будут регулярно претерпевать противоестественные метаморфозы, оружие будет плеваться потусторонними жидкостями, локации постоянно будут нагнетать ощущение дискомфорта, а земля то и дело будет неиронично уходить у вас из-под ног.

Всё это будет вплетено в игровой процесс самым прямым образом. Причём не только на функционально-шутерном уровне, но и на уровне тех ощущений, что вы будете испытывать. Потому как играть в «Forgive Me Father» – сложно. Запас здоровья сильно ограничен, и восстановить его нелегко. Патронов – всегда в обрез. Враги всегда превосходят вас числом, и у них есть свои собственные, убийственно мерзкие козыри в рукаве. Локации имеют множество закоулков и ответвлений, и попытки их исследовать в поисках припасов сыграют с вами очень злую шутку. Точки для сохранений (за которые здесь отвечает очаровательный пожилой джентльмен с бутылкой пойла и окровавленным ножом) расставлены строго по необходимости.

А вдобавок – весь этот филиал потустороннего ада нередко покрыт плотной пеленой непроницаемой тьмы, в которой приходится нервно шариться тусклым светом фонаря. Всё это абсолютно замечательным образом делает из «FMF» практически идеальную адаптацию мифов американского классика. Сколько бы патронов у вас ни было, чем бы вы ни были вооружены, сколько бы нечеловеческих отбросов вы ни перебили до этого – вы будете бояться. Да так, что мало какому хоррору такой страх вызывать под силу.

Отгонять этот страх вам, разумеется, придётся ливнем из свинца. Сказать, что стрелять в «FMF» интересно – ничего не сказать. Каждое из девяти доступных орудий имеет уникальный внешний вид, сочную анимацию и звук, приятную отдачу и довольно конкретную оптимальную область применения. Каждый образчик местного огнестрела хочется разглядывать, слушать, изучать и использовать по назначению даже в «стоковом» варианте. Однако прелесть местных пушек в том, что каждую из них можно не просто прокачать, а радикально изменить, затачивая арсенал под свои нужды. В игре присутствует довольно обширное дерево прокачки. Причём – прокачки именно функциональной. Ваш любимый автомат будет не просто наносить на две единички больше урона. В зависимости от вложенных очков – у него изменится всё, вплоть до внешнего вида, принципа работы и типа используемых боеприпасов. У этого есть и обратная сторона – все апгрейды за одно прохождение приобрести не получится, так что оставшуюся часть экспериментов вам предстоит осуществлять при повторном забеге. Впрочем – очевидно, что такой простор для реиграбельности в минусы точно не запишешь.

Другую половину этой реиграбельности составляют персонажи. Их вам на выбор предлагается два – журналистка и священник. Каждый из них имеет собственный набор классовых навыков и голос озвучки. С точки зрения сюжета – выбор между ними не имеет какой-то ценности. Вся история будет рассказана вам от и до в том же самом варианте. Так что к проблеме выбора стоит подходить с двух сторон – с эстетической и геймплейной. Что касается первой – журналистка ощущается намного более харизматичной, чем её набожный собрат, а её ироничные комментарии заметно оживляют всё происходящее на экране. С другой стороны, когда даже эта героиня начинает терять хватку и трясущимся голосом скулить от страха – становится особенно не по себе, что тоже плюс. Но это субъективно. Геймплейная же часть вопроса, напротив – отличается довольно серьёзной долей объективности. Но о ней мы поговорим чуть ниже.

Вообще, геймплей в «Forgive Me Father» настолько увлекательный, что отлипнуть от экрана практически невозможно. Такие эпитеты как «зубодробительный» и «ураганный» в случае с шутером Byte Barrel – это не заунывные клише, а максимально точные описания игрового процесса. Адреналиновое безумие здесь возведено в рамки игровой механики (её суть, если что, довольно проста – пожирай алкоголь и кроши монстров, чтобы окончательно озвереть и перестать чувствовать боль, параллельно причиняя ещё больше этой боли). В его пылу время летит так быстро, что какие-то чувства возвращаются лишь тогда, когда ближе к концу третьего акта из-за угла на тебя внезапно выбегает безголовый карапуз, который ударом щупальца сносит тебе половину столба здоровья, и с громким пердящим звуком взрывается, получив очередь в грудь. На этом моменте в голове всё-таки мелькает мысль: «Ладно, ребята, посмеялись и хватит, давайте уже закругляться». И вот где-то тут начинают возникать нюансы.

Соль шутки в том, что впереди остаётся ещё добрая половина игры. И эта половина разительно отличается от того, что ей предшествовало. Пришло время для ряда важных оговорок – автор рецензии играл в «FMF» на максимальном уровне сложности (в силу сложившейся привычки), а в качестве игрового аватара выбрал журналистку (для пущего погружения). И эти два момента направили игровой процесс в такое русло, которое выявило как лучшие, так и худшие стороны проекта.

У вас наверно ещё свежи в памяти впечатления от «Elden Ring», сделанной знаменитым Хидэтакой Миядзаки? Не секрет, что японский геймдизайнер завоевал известность в первую очередь за счёт того, насколько безжалостны в своей подлости все его игры. И кажется, что разработчики из Byte Barrel в значительной степени вдохновлялись его трудами (даже визуальную отсылочку оставили).

Вернее – не просто вдохновлялись, а доводили его методы до вопиющего совершенства. Весь «FMF» в той или иной степени испещрён маленькими пакостями, которые авторы норовят запихнуть игроку за шиворот. Тут в маленькой комнатке с несколькими десятками врагов запрут. Там элитного моба за спиной нарисуют. В игре даже свой мимик есть – взрывающаяся бочка, которая маскируется под десяток точно таких же, но отращивает ноги и бежит подрываться прямо на тебя, когда ты ненароком к ней приблизишься. И в первой половине игры – все эти шуточки даже веселят, ввиду высокого темпа и отменного баланса. Но только в первой.

Видите эти огоньки? Это хорошо. Они вас тоже видят.

Если бы Миядзаки увидел, какими «подколками» наполнен четвёртый и пятый акт «Forgive Me Father» – он бы свернулся в клубок и заплакал от страха. Каждый сантиметр каждой локации будет спроектирован таким образом, чтобы не оставить игроку шанса на выживание. Количество патронов и здоровья, наоборот – будет стремительно падать.

А в придачу – в четвёртом и пятом акте игра сбрасывает на вас таких врагов, что первые три начинают казаться даже не майской прогулкой, а вообще другой игрой. Помимо упомянутых безголовых детей, на сцену выходят следующие артисты:

  • огромные плавучие куски мяса, которые вдвоём могут накрывать артиллерийским огнём всё поле боя, и имеющие «приятный» сюрприз для тех, кто умудрится их убить
  • беспорядочно летающие крошечные медузы, либо закидывающие вас шарами смерти, либо прыгающие вам на лицо из самого тёмного угла
  • скачущие по всей арене телепортаторы, по приколу заходящие вам за спину
  • куски фиолетовой жижи размером с изюм, которые двигаются в несколько раз быстрее, чем летит снаряд на большинстве вашего оружия, и отстреливающиеся в вас убийственно точными очередями

И это лишь несколько примеров. Убивать этих ребят тяжело даже тогда, когда вы натыкаетесь на них поодиночке. А поодиночке они не ходят никогда. Речь в «FMF» всегда идёт о двузначных числах. В результате вы будете вынуждены полностью перестроить ваши устоявшиеся методы ведения боя, практически целиком отказавшись от того оружия, которое раньше казалось вам идеальным. При определённой прокачке – это может доставить вам невыносимую массу головной боли.

Однако эти трудности, вызванные отсутствием чувства меры у разработчиков, в принципе вписываются в концепцию «Forgive Me Father». Их даже можно трактовать как её достоинство. Вся игра выглядит так, будто балансировалась именно под «максималку», и при должном старании и чувстве игры – вы сможете с ней справиться, не ударив в грязь лицом. А вот где терпение вам гарантированно откажет – это босс-файты.

И здесь важно понимать, что у Byte Barrel есть исключительное чувство геймдизайна. Вся игра тому прямое доказательство. Ничего, что есть в их шутере, не попало в него случайно. От этого проглотить ту порцию геймплейного маразма, которая ждёт вас на боссах, особенно трудно. Всего их в игре пять. Первый и второй довольно удобоваримы, и их прохождение вряд ли вызовет у вас какие-то серьёзные трудности, как только вы уловите принцип. Четвёртый станет серьёзным, но очень интересным и захватывающим испытанием. Что касается остальных…

На заключительную битву я потратил более четырёх часов непрерывных попыток. И за всё это время от рук босса я практически не умирал. Фокус заключался в том, что разработчик зачем-то поместил в уравнение этого поединка определённый элемент декора, который превращал весь процесс в одно большое казино, где ты раз за разом дёргаешь за ручку тематического игрового автомата, в надежде посмотреть финализирующий ролик.

Standing here, I realise…

И прямо как в настоящем казино – учитывая продолжительность и интенсивность боя – шансы выбить «три в ряд» стремятся к жирному нулю. Что особенно забавно – умереть от декорации можно даже после того, как копыта отбросит твой противник. Что, разумеется, спустя три часа напряжённых попыток, вызывает прямо-таки НЕПЕРЕДАВАЕМЫЕ ощущения. Вопрос – зачем было добавлять подобные, очевидно лишние элементы в игру? – открытый. Одно можно сказать с уверенностью – третий и пятый боссы «Forgive Me Father» заставляют понятие «видеоигровой рак» играть абсолютно новыми, ярчайшими красками.

Но особенно низко челюсть падает от другого. И здесь требуется ваше внимание. Если вы вдруг решите сыграть в «FMF» на том уровне сложности, от которого вы ждёте для себя трудностей, то не смейте, и я подчеркну – НЕ СМЕЙТЕ ИГРАТЬ НА ЖУРНАЛИСТЕ. Самая чудовищная проблема шутера заключается в том, насколько сильной оказалась разница в эффективности классовых умений двух персонажей. Если конкретно, то женская половина уступает мужской настолько бескомпромиссно, что разработчиков можно заподозрить в сексизме.

Судите сами. Журналистка имеет в своём арсенале следующее:

  • Косяк. Если шабануть, то получаемый урон снизится, а героиня получит волшебный меч, наносящий существенный урон и восстанавливающий здоровье. Ввиду рискованности сближения с ордами противников – полезность сильно ограничена, а на боссах отсутствует совсем.
  • Кукла вуду, дающая взрывной урон в области вокруг героини. Шутка в том, что если в «FMF» ты дашь себя окружить – ты в любом случае не выживешь. Со взрывом или без. На боссах бесполезна.
  • Сигарета. Даёт существенное замедление времени. Действительно чертовски полезна, и одна единственная как-то реабилитирует персонажа. Однако зарядов мало, а эффективное использование требует навыка.
  • Камера, которая оглушает ближайших врагов впереди. Практически бесполезна.

А теперь наберите воздуха в лёгкие. Способности священника:

  • Крест, который восстанавливает здоровье по нажатию одной кнопки. В принципе, этого достаточно.
  • Некрономикон. На несколько секунд делает отче буквально бессмертным. Честно сказать, когда я на втором прохождении узнал про эту способность – у меня случилась истерика.
  • Талисман, на некоторое время делающий боеприпасы бесконечными. Для того, чтобы как-то компенсировать их острый дефицит на журналисте – я потратил три драгоценных очка навыка. И это не особо помогло.
  • Метла. То же, что и камера. Ну хоть где-то паритет.

Какие из всего этого можно сделать выводы? В Steam достижение за прохождение игры на представительнице прекрасного пола имеют лишь два процента игроков. И поверьте на слово – эти два процента в цирке больше не улыбаются.

Однако вот что важно: несмотря на сумасшедшие толпы безумно мощных врагов, несмотря на раздутую продолжительность, несмотря на откровенную бессовестность отдельных элементов дизайна и вопиющий дисбаланс классов – «Forgive Me Father» хочется затирать буквально до дыр. Потому, что фантазия, смекалка и мастерство инди-разработчиков из Byte Barrel находятся на том уровне, который для большинства их коллег из AAA-студий кажется практически недостижимым. Вплоть до самых титров авторы будут находить, чем вас удивить, увлечь, порадовать или – да – разозлить. Ведь согласитесь – для того, чтобы возмущать игрока таким образом, чтобы ему хотелось играть ещё сильнее, нужно обладать недюжинным талантом. И этот талант у Byte Barrel есть. И много чего другого в придачу.

Например – у них есть трудолюбие и желание развивать свой продукт. В тот момент, когда пишутся эти строки, для «Forgive Me Father» вышло новое обновление, которое, вдобавок к бесконечному режиму, даёт игроку возможность начать «новую игру+», которую можно настроить тончайшим образом, вплоть до набора умений, которые будут у вашего персонажа. И по словам авторов – в будущем игроков ждёт ещё много чего интересного.

Но зачем нам будущее, когда в настоящем мы уже имеем многочасовой, атмосферный, интенсивный и умный шутер, который продаётся за четыре сотни, а впечатлений оставляет как несколько современных блокбастеров за четырёхзначные ценники от крупных студий? Если вы любите качественные экшены ручной работы и страдаете от сезонной игровой импотенции – сделайте себе подарок и купите «Forgive Me Father». Гарантируем, что он вас очень быстро от неё вылечит. Проверено на практике.

Подписывайтесь на наш Telegram и поддержите нас на Boosty!

Комментарии