МНЕНИЕ: «Майор Гром» – неплохое кино, вышедшее в не лучшее время

11 009

Небольшие СПОЙЛЕРЫ, будьте аккуратны.

Первым делом стоит сказать одну очень важную вещь – «Майор Гром: Чумной Доктор» действительно хорошее кино. Красиво снятое, нормально написанное, отлично сыгранное и качественно оформленное. Вопреки тому, что следовало ожидать – это не очередной беззубый, вторичный отечественный псевдо-блокбастер, и уж точно не тот фильм, который имеет смысл упоминать рядом с идиотическими «Защитниками». Ключевое, определяющее качество «Майора» – это самый настоящий российский кинокомикс, без каких-либо оговорок или скидок на особенности национального «культурного кода». Эксперимент «Bubble» настолько удался, что его даже не хочется сравнивать с западными продуктами на данную тематику. Просто потому, что собственное «лицо» у «Грома» вышло настолько выразительное, что какое-то прямое сходство нащупывается лишь в сценах после титров и планах на персональную «вселенную». И вам непременно стоит лично посетить кинотеатр, чтобы в этом убедиться.

Однако, при всём при этом, «Майор Гром» не просто заслуживает суровой критики со стороны зрителей – он отчаянно в ней нуждается. Ведь, при всех своих многочисленных достоинствах – наш первый настоящий кинокомикс решает по-своему высказаться на самые важные и актуальные темы той страны, на просторах которой разворачивается его действие. И делает он это таким образом, что легко может привести вас в ярость, если во время просмотра вы будете оглядываться на объективную российскую действительность. А не оглядываться на неё, пока вы смотрите это кино, у вас просто не получится. Хотите вы этого или нет – «Чумной Доктор» делает разбор себя как политического высказывания моральной (или скорее гражданской) обязанностью каждого зрителя.

Так вот. По очевидным причинам – создатели фильма стремились избежать лишних экспериментов и рассказать зрителю достаточно типичную историю о столкновении условного «простого» героя, который сражается за всё хорошее против всего плохого, с условным «особенным» злодеем, который настолько запутался в собственных умозаключениях, что перешёл черту. Оба этих оппонента обозначены прямо в названии, через двоеточие. Подобный конфликт мы где только не видели. В одной киновселенной «Marvel» он фигурировал в каждом фильме про «Мстителей». Однако там, за бугром, как правило сталкивали протагонистов с чем-то подчёркнуто враждебным и внеземным, чтобы не оставлять зрителям шанса для двоякой трактовки. «Майор Гром» совсем не таков. Имея в качестве протагониста обычного полицейского с обострённым чувством справедливости – авторы принимают последовательное решение дать ему в оппоненты тоже какого-нибудь «обычного» антагониста, который гипотетически мог бы фигурировать в подобной истории, случись она на самом деле. И вот на этом моменте у фильма начинаются большие проблемы.

Местный плохой парень, Чумной Доктор – богатый молодой человек, добившийся всего тяжёлым трудом, который внезапно осознаёт масштабы коррупции в российской власти, надевает навороченный костюм и даёт ей решительный отпор. Всё это дело он освещает через новейшую социальную сеть собственного производства, которая гарантирует полную анонимность своим пользователям, а его деятельность получает широкую поддержку среди молодых петербуржцев. И если вы хотя бы чуточку в курсе того, что происходило в нашей стране последние несколько лет – ваш детектор параллелей с реальностью прямо сейчас неприятно зашкаливает.

По большому счёту, единственный важный злодей «Майора Грома» представляет из себя составную версию двух наиболее публичных врагов современной российской власти – Алексея Навального и Павла Дурова. Один – самый известный отечественный борец с коррупционерами, использующий социальные сети для распространения своих видеороликов, которого эти самые коррупционеры презрительно окрестили «политическим педофилом». Второй – самый известный российский миллиардер, конфликт которого с властью на почве мессенджера, дающего широкие возможности для анонимного общения, долгое время был одним из главных новостных поводов в нашей стране. Оба они – личности крайне известные, и клише их деятельности фильм отражает настолько явно, что уловить сходство не сможет только слепой. Нюанс состоит в том, что и первый, и второй пользуются заслуженной популярностью среди активных граждан по всей России. И чтобы превратить их экранную версию в такого персонажа, который вызывал бы у зрителя антипатию – нужно сильно постараться.

Это самое старание в итоге оказывает «Грому» медвежью услугу. Чтобы дать новому кинематографическому супергерою действительно злобного злодея, которого публика невзлюбила бы так же сильно, как и сам Игорь – недостаточно просто показать, как он лишает жизни манерного мажора, безнаказанно переезжающего сирот на своём спорт-каре. Нужно что-то ещё, что-то посерьёзнее. И на этом моменте авторам отказывает всякое чувство меры и вкуса. Чумной Доктор самым карикатурным образом собирает в себе абсолютно все злодейские клише, которые авторы нещадно крепят одно поверх другого. Он и сжигает детей заживо, и призывает к массовым беспорядкам, и убивает сотрудников правоохранительных органов, и сходит с ума, превращаясь в маниакального полудурка, приобретая персонализированную «злую» сторону… В конце концов эта феерия доходит до того, что он и вовсе жаждет убийства чуть ли не каждого петербуржца, без всякой видимой причины и мотива. В своём яром стремлении демонизировать Доктора «Гром» доходит до такого абсурда, что кажется, будто из титров была вырезана третья сцена, где его прадедом оказывается Адольф Гитлер. При этом – какого-либо внятного комментария его деятельности авторы фильма так и не дают, просто-напросто предлагая зрителю следить за тем, как пастиш двух главных противников властной верхушки творит адскую дичь. Что – учитывая колоссальный акцент, сделанный на антагонисте – само по себе становится комментарием.

По итогу – «Гром» оказывается байкой о бравом российском менте, который даёт пендель активному оппозиционеру, который всегда был злым просто по натуре. Этот конфликт фильм очерчивает настолько явно и однобоко, что на его фоне становятся ещё более заметны разнообразные детали, которые в контексте наших с вами будней становятся крайне неудобными. Всем прекрасно известно, как наши полицейские любят работать усиленными «громовскими» методами, состоящими из применения к задержанному издевательств и пыток. Многие хорошо помнят, что коррупция и огонь в России действительно идут рука об руку – в контексте сгорающих за живо посетителей торговых центров с недобросовестной администрацией. Многим справедливо покажется, что местные протесты больше похожи на оргазмический бред Владимира Соловьёва, чем на реальные оппозиционные митинги. Большинство сочтут подозрительным, что именно братухи в трениках, которые у нас в стране нередко нападают на митингующих, в «Громе» показаны весьма симпатично. А кто-то и вовсе приметит, что главный провокатор-беспредельщик внешне очень напоминает одного одиозного видеоблогера, который любит покричать о том, как у него кто-то скручивает лайки. И кстати – почему все молодые чернокожие мужчины (которые как правило в нашей стране являются прилежными студентами по обмену) в этом Санкт-Петербурге вдруг преступники?

Здесь очень важно заметить, что создатели как минимум частично отдают себе отчёт в том, как выглядит их продукт, и пытаются это компенсировать. Отсюда в «Громе» возникают реверансы в сторону декриминализации домашнего насилия, потуги показать коррупционеров как неприятных личностей, достаточно точная демонстрация большинства полицейских как некомпетентных скудоумцев, и финальная реплика Игоря о том, что все события демонстрируют необходимость «что-то менять». Всё это внедрено в «Майора» таким образом, чтобы во время просмотра мыслящего зрителя не стошнило, и у него оставалась возможность закрыть глаза на контекст фильма, сосредоточившись на чём-нибудь более приятном. Именно эти маленькие, но важные моменты не дают окончательно заклеймить продукт «Bubble» как безвкусную провластную полит-агитку, по краю которой неровно бродит основной месседж «Грома». Да и будем честны – каких-то разумных оснований для обвинений авторов в ангажированности у нас с вами, по факту, нет.

Проблема здесь скорее в другом. История «Майора Грома», в её нынешнем варианте, не должна была попасть на экран в этом году, в этой стране. Ведь сам по себе, не смотря на свою дежурность – конфликт этого кино вполне себе работает, и не создавал бы авторам такое количество неприятностей, покажи они свой кинокомикс аудитории мало знакомой с будничными катастрофами современной России. Начиная разработку проекта несколько лет назад – создатели должны были прекрасно понимать проблематику, которую для них формирует выбранный сюжет. И ведь понимали-таки, раз приложили такое количество усилий для настолько явной демонстрации докторских злодейств (бессвязность и непоследовательность которых по сути является единственной серьёзной проблемой фильма). Знатоки комиксного первоисточника (к которым я себя причислить не могу) заявляют, что сама арка Чумного Доктора появилась на свет давным-давно, и таким образом претензия к её неуместности в данный момент не имеет под собой достаточных оснований. Мол – авторы просто переносили своё детище на экран. И здесь возникает сразу несколько самоочевидных вопросов.

А я тебе, Жень, все-таки советую прочесть и комикс — прим. главного редактора.

Первый из них – кто сказал, что адаптация не может интерпретировать оригинал так, как от неё требуется? Комиксным супергероям-долгожителям в целом присуще меняться вместе с изменениями вокруг. Супермен больше не громит кулаками дома для бедных и оружейные заводы, а Бэтмен не расстреливает шеренги азиатов из пулемёта. Хотя когда-то – это было чуть ли не краеугольным камнем их похождений. Ни один фильм мега-успешной киновселенной Marvel не занимался дотошным воссозданием того оригинального сюжета, который лежит в его основе. Почему с Игорем Громом должно быть иначе? Даже если команде фильма так хотелось рассказать про борьбу с Чумным Доктором – почему не скорректировать её так, чтобы она смотрелась чуть менее однобоко? Ведь, если подумать, у истории про отчаявшегося борца с коррупцией, вынужденного прибегнуть к радикальным методам чтобы противостоять людям, которые сами пишут законы – драматический потенциал покруче, чем у «Тёмного Рыцаря».

А с другой стороны – наверняка у Игоря Грома навалом иных, ничуть не менее интересных сюжетов. И если у ваших продюсеров нет смелости как следует проработать намеренно провокативную тему, или у сценаристов нет желания этим заниматься – отложите её в сторону, чтобы дать дорогу другому сильному рассказу. Или хотя бы дождитесь, когда основной российский борец с коррупцией выйдет живым из тюрьмы.

Ведь у вас есть абсолютно всё, чтобы заставить любой ваш фильм работать. Отменные актёры, креативный режиссёр, прекрасно подобранный саундтрек, отличная картинка, поддержка фанатов, наверняка не самый скудный бюджет и, что самое важное – талант и желание показывать зрителям действительно достойное отечественное кино. Всё это в «Майоре Громе» проглядывается настолько чётко, что диву даёшься, как нелепо создатели умудрились промахнуться с выбором и оформлением главной тематики фильма, которая одна-единственная отделяет его от статуса самой настоящей революции в отечественном кинематографе.

Тем не менее, за исключением этой роковой промашки – Игорь Гром и команда действительно хорошо понимают своего зрителя, и показывают ему именно тот кинокомикс, которого он заслуживает. С очень уместным и характерным национальным колоритом. Даже если «Чумной Доктор» вызовет у вас обоснованное чувство фрустрации и утомления – второй шанс его авторам дать непременно стоит. А судя по слухам о сборах – этого шанса у них может и не быть. Так что настоятельно рекомендую вам бежать в кинотеатры, чтобы эту ситуацию исправлять.

Наша рецензия — здесь.

Комментарии