Лучший супергерой России! Обзор комикса «Мир» от издательства Bubble

52 005

Рассказываем о комиксе «Мир».

Серия «Мир» авторства Алексея Волкова, Мадибека Мусабекова и Алексея Горбута, как ни странно, весьма типична для отечественного рынка комиксов. В основе сюжета концепция героя «золотого века», противостояние двух сверхдержав во время Холодной Войны и метатекстуальные сноски. Помимо этого в ход идут приемы, частично перекочевавшие из сольной серии Чумного Доктора, – отдельные органы власти в серии демонстрируют «удушающий эффект» правительства, в то же время поддерживая протагонистов и закрывая глаза на некоторые их преступления политического характера. 

И тем не менее «Мир», пускай и с огромным числом клише разной степени потрепанности, работает – и делает он это в разы лучше уймы андерграундных линеек от коллег-соотечественников. 

Возвращаясь к теме супергероя, негласно управляемого правительством РФ, вспоминаются и относительно свежие «Миротворцы» от MOLOT HARDCORP, и «ТурбоКарп» от все тех же Bubble Comics, и даже отдельные сюжетные линии «Doomsday Clock» от Джеффа Джонса. Последний так и вовсе не побоялся открыто, как это было в линейках Ultimate-вселенной Marvel, показать Владимира Владимировича, агитирующего за создание отечественной вооруженной суперсилы. 

Сюда же можно приплести и «Пацанов», и «Ребрендинг» от издательства «Alpaca», в которых также поднимается тема супергероя-наемника, по большей части являющегося лишь рекламным продуктом, а не полноценным человеком.

Чем же тогда выделяется «Мир» на фоне прочих однотипно, как по мне, грубых представлений о герое на службе у правительства и корпораций? Наверное, искренностью происходящих событий.

Протагонист линейки, носящий гордое имя Мир, представляет собой собирательный образ большинства «попаданцев из прошлого», начиная Александром Хартдегеном из экранизации «Машины Времени» 2002-го года и заканчивая Стивом Роджерсом из начала «Другой Войны». Герой оказывается в новом для себя мире, медленно знакомится с актуальными для нас нормами, обычаями и традициями, тем временем отдаваясь ностальгии и отыскивая параллели между современными тенденциями и развитием общества прошлого века. 

При этом поданы уже избитые концепты честно и без прикрас: персонаж отмечает как положительные, так и отрицательные моменты современности, не становясь Ultimate-версией Кэпа, избивающего женщин за неповиновение и выход на улицу без кавалера. Во многом именно центральное действующее лицо подкупило меня, когда я впервые столкнулся с комиксом. Ведь он, разбирая его личностные черты и некоторые особенности поведения, предстает русским вариантом уже знакомого и привычного Супермена

Мир – не лишенный недостатков, но абсолютно положительный герой, который становился «солдатом труда» с четким пониманием того, что его действия будут влиять на общество. Само собой, он не предвидел пресс-конференции и блогеров, уже понятных для нас, и тем не менее: советский сверхчеловек делает все, чтобы люди верили в него и его позицию. Даже когда речь идет об использовании способностей на публике, Мир не сразу дает ход физической силе, стараясь выстроить образ обычного «советского работяги», который просто делает то, что делали бы мы на его месте.

Персонаж идеализирован донельзя – и именно в этом его, как мне кажется, обаяние. Именно такого супергероя, на мой взгляд, и не хватало в ростере действующих лиц Bubble – доброжелательного, исключительного «белого», но не приторного сверхчеловека, который однозначно выигрывает на фоне прочих «серых» и «неоднозначных» хэдлайнеров издателя вроде Майора Грома, Бесобоя, Фурии и Инока. 

Отдельно хочется выделить многочисленные вставки авторства Алексея Горбута, зарекомендовавшего себя как превосходного художника, способного работать с референсами к классике «старой школы». Его парты, вдохновленные многочисленными культовыми сериями «золотого века», не тормозят историю, но крайне емко и детально дополняют основную часть, также вклиниваясь в сюжет уже по ходу развития событий.

Более того: отдельные вставки вшиты в нарратив так, что избавиться от них попросту невозможно – и это очередной пример того, как уже заезженные мотивы могут заиграть новыми красками, добавь к ним пару-тройку талантливых авторов, понимающих принципы и работу сторителлинга. 

С другой же стороны, особо внимательные читатели уже могли отметить главный недостаток «Мира», который по совместительству можно назвать и достоинством. Важный плюс серии: она грамотно работает с клише многочисленных супергеройских проектов, при этом представляя свой собственный лор, героев и события. Важный минус: «Мир», при всей моей любви к вышеуказанным авторам, откровенно вторичен – и это видно буквально во всем. 

Первая же волна ассоциаций была вызвана антагонистом серии – американским героем по прозвищу Фаэтон. Размышляя о природе его сил, титуле «сын тысячи солнц», а также психологическом состоянии, читатель придет к очевидному выводу: перед нами отечественная, крайне причудливая смесь Часового из вселенной Marvel и Хоумлендера из «Пацанов». Продолжая тему пересечений, парты Горбута стали казаться мне калькой с первого тома «Sentry» Пола Дженкинса, а также (немного) «Alias» Брайана Майкла Бендиса. 

И так буквально с каждым элементом серии, будь то конкретный герой, сюжетный троп или диалог героев из разных поколений с различным мировоззрением, воспитанием и жизненными ценностями. «Мир», как его описал мой чуть менее очарованный коллега, «самая вторичная и слабая работа Bubble».

Само собой, согласиться с ним в полной мере я не могу – при всем обилии очевидных заимствований, которые, не буду лукавить, могут и будут резать глаза, «Мир» остался самобытной и актуальной историей.

Несмотря на всю критику от моих коллег, я буду искренне отстаивать честь комикса, которому удалось меня очаровать. И сделал он это, как и «Очень Странные Дела», используя самые базовые и избитые приемы, обыгрывая их со свойственным авторам стилем и вкусом. 

«Мир» прекрасен. Все четыре тома, что я успел прочесть за вечер, а также отдельный спецвыпуск, который повествует о крайне «острой» и безумно спорной тенденции русского народа выставлять на показ наклейки в духе «1941–1945 гг., можем/давайте повторим?». Если вы давно хотели прочитать современный российский комикс, но не знали, с чего начать, то «Мир» именно то, что вам нужно.

На мой крайне субъективный взгляд, серия двух Алексеев и Мадибека смотрится куда выигрышнее большинства актуальных продуктов издательства, будь то «Чумной Доктор», «Экслибриум» или одиночные выпуски вроде «Волков» и «Прокопенко». Так что почитайте этот комикс. Сегодня нам всем как никогда нужен «Мир».

Подписывайтесь на наш Telegram и поддержите нас на Boosty!

Комментарии