Кто такая Красная Фурия? История главной секси-гимнастки Bubble, с которой сражались мехи, нацисты, зомби и динозавры

4 049

История Красной Фурии. От первых появлений до современных комиксов.

«Красная Фурия» — одна из четырех стартовых линеек Bubble Comics, сразу выделившаяся на фоне прочих экшн-ориентированных серий издательства своеобразным наполнением. Позиционируемая в СМИ и обзорах журналистов лишь как трэш, слабо вяжущийся с приключениями Игоря Грома, Андрея Радова и Данилы Бесобоевича, сольная история Ники Чайкиной сумела связать большинство книжек «Пузырей» в единую вселенную. Нашлось в созданном авторами пространстве место и рыжеволосым маньякам, и магическим культам, и нацистам с динозаврами, и анимешным мехам, ссылающимся на скандинавскую мифологию. Именно за счет неординарного сочетания различных подтем и сеттингов, а также благодаря многочисленным пересечениям онгоинга со смежными линейками, «Красная Фурия» смогла объединить несколько непохожих, но при этом дополняющих друг друга сюжетов в общую картину.

И если с поставленными редакторскими задачами комикс справился, то с художественной ценностью истории возникли трудности. Серия «про сиськи и нацистов» то и дело скатывалась в перегруженные экспозицией арки, одаривая читателей бесполезными сквозными линиями. Релаунч и плановый ребрендинг «Фурии», последовавший со «Вторым Дыханием», резко преобразил линейку — на место боевику категории «C» пришел психологический триллер, местами словно вдохновленный «Ходячими Мертвецами» Роберта Киркмана и популярными манга-онгоингами для подростков. Далее: закрытие «Союзников» и отсутствие Ники Чайкиной в комиксах в течение нескольких лет — вернулась героиня лишь в недавнем глобальном событии «Триптих», за которым на рынок выпустили одиночный номер в рамках ДБК. А кроме этого: квазибиографические спин-офф и полноценный художественный роман, который, как и давнишний «Разумовский», посвящен новым, ранее не затронутым событиям из предыстории конкретного персонажа.

Настраиваемся на нужный лад с вырезкой из #2.

Главное отличие Красной Фурии от остальных персонажей Bubble — эволюционный скачок. Когда как Игорь Гром остается бравым линчевателем-полицейским весь путь вплоть до сегодняшних дней, Ника активно меняется по ходу сюжета сольных серий. Из шпионки на службе у около-правительственной организации девушка превращается в лидера небольшой ячейки сопротивления, проходя гигантский путь, сопоставимый с маршрутом Чарльза Ксавье из забитого мечтателя в правителя государства. 

По случаю ознакомьтесь с материалом про Fall of X и последние серии кракоанских мутантов.

При этом Ника, несмотря на глобальные перемены в статусах-кво, сохраняется в новых ролях: тот же Игорь, в финале первой серии ставший психически нестабильным виджиланте с пунктом на убийства, откатывается до своего первоначального образа уже спустя несколько лет. Всему виной — привычная для персонажей Большой Двойки арка-оправдание с ретконом* трагичных событий, коих хватает и по сей день и у Человека-Паука, и у Супермена, и у Бэтмена (особенно в последние три десятилетия). Чайкиной же так не везет: потеряв ноги в финальном выпуске «Красной Фурии», героиня перейдет на инвалидное кресло (а впоследствии — и протезы), которые не станут «откатывать» назад даже в ходе глобального события с временными искажениями. 

Реткон — художественный прием, который изменяет события прошлого (действия, локации или конфликты, а также предыдущие сюжеты целиком) «задним числом». Пример реткона: с комикса «Железный Человек: Экстремис» Тони более не создавал свой костюм во вьетнамской пещере — броня была сконструирована во время войны в Персидском Заливе начала 90-х. Нужны ретконы, как можно понять, для ввода новых переменных в текущие сюжеты или, как в случае с творениями Marvel и DC, для актуализации событий — было бы странно, если бы Тони собрал броню в 60-х и при этом продолжал сохранять свой возраст. Для того, чтобы подробнее разобраться в терминологии, советую обратиться к статьям Дитриха, одна из которых уже лежит на нашем сайте.

Таким образом, приходим к выводу, почему о развитии Ники Чайкиной действительно стоит говорить в серьезном ключе:

  1. Две главные серии Фурии контрастируют между собой так, как не позволяла себе ни одна другая работа в первом крупном релаунче издательства — пускай и с некоторыми оговорками, о которых мы поговорим ниже.
  2. Героиня активно меняется по ходу ВСЕЙ истории, переживая несколько ключевых событий — еще одна редкость для хоть сколько-нибудь популярных персонажей масс-медиа.
  3. Ника Чайкина, несмотря на отсутствие полноценного онгоинга (вероятно, вплоть до пиар-кампании сериала «Фурия» от КиноПоиска с Дашей Верещагиной в главной роли), старается появляться в новых комиксах Bubble. Вспоминая судьбу убитых и просто закрытых Инока и Бесобоя, остается только позавидовать рыжеволосой шпионке: она, как и Гром, — последние «живые» герои первой волны Bubble с собственной заглавной темой от GGC.

Напомню, что на сайте вы можете прочесть как большой материал на тему десятилетней эволюции Майора Грома в комиксах, так и обзоры разношерстных линеек. Среди них стоит упомянуть: сравнение разных изданий серии «Экслибриум», разбор неформатного комикса по мотивам «Смешариков», а также текст про первый серьезный графический роман от Bubble — «Юлию» Кирилла Кутузова и Ко. И даже обзор 1 и 2 тома комикса «Союзники».

И раз в кино уже стартовал показ новой картины Bubble Studios, «Майор Гром: Игра», разберемся, чем была хорошая оригинальная «Красная Фурия» и почему каждый уважающий себя фанат российских комиксов обязан прочитать «Союзников». Заодно пробежимся по нескольким спин-оффным работам, напрямую не связанным с основной вселенной, и альтернативным вариантам героини.

Остается только дождаться премьеры сериала с Дарьей Верещагиной, который вроде как должен выйти уже в этом году, судя по «Кинопоиску». Хотя в некоторых свежих источниках указан 2025-й, а Михаил Китаев, один из основателей киношной Bubble Studios, в недавнем интервью «Бюллетени кинопрокатчика» говорил про релиз в 2026-м. Для того, чтобы разобраться в датах, нужен другой автор с гайдом.

Для удобства чтения разделили материал на несколько блоков, соответствующих разным периодам жизни героини в комиксах. Внимание: впереди вас поджидают спойлеры различной степени важности — от незначительных и очевидных, вроде ссылок на концовку «Красной Фурии» #50, так и критичные для восприятия отдельных сюжетов и серий. Последние будем помечать отдельно, так как перед ними все-таки лучше ознакомиться с оригинальными произведениями.

Все еще на ногах

  • «Красная Фурия» #1-50 + 16.1 + «Время Ворона» #1-5.
  • Сценаристы: Артем Габрелянов, Сергей Волков, Иван Скороходов, Игорь Худаев.

[…] В случае с «Фурией» она [объективизация] симптоматична, потому что идет в наборе с кучей минусов, которые вы уже перечислили. Вторично; предсказуемо; сюжеты, хоть и пытаются быть закрученными, развиваются примитивно; персонажей, которых можно было бы описать, не пользуясь фразами из самого комикса, практически нет.

Автор актуального «Майора Игоря Грома», Евгений Еронин, о проблемах первой половины серии «Красная Фурии» в материале SpiderMedia за февраль 2015-го.

Стартует первый онгоинг Ники и Ко с квеста по поиску Святого Грааля — мистического макгаффина, с которым возможно устроить новую мировую войну и захватить мир. За артефактом охотится «орден Бисмарка» — по сути, очередной для поп-культуры «четвертый рейх». Остановить нацистов вызвался независимый отряд «Международного Агентства Контроля» («МАК») под руководством агента Дельты. Именно он вербует главную героиню серии, Нику Чайкину, подставляя девушку в заказном ограблении — Красная Фурия вынужденно становится участником поисковой группы.

С одеждой, рвущейся в самых интересных местах, что тоже не забываем.

А далее: драки с нацистами, пародия на Дикую Землю с живыми динозаврами, столкновение со скандинавскими техно-богами, «страшная предыстория» Ники с воровским орденом, локальный зомби-апокалипсис, наемница-нимфоманка и непотребства с верблюжьими лапками.

Несмотря на кажущуюся легкость и соответствующую трэшовость наполнения, поначалу «Красная Фурия», как и прочие серии Bubble, пытается в комплексность и «объемность». Однако если адекватные истории в той или иной мере режут экспозицию, проговаривая вслух лишь ключевую информацию, то в здешнем сюжете читателю вываливают горы текста, не особо сочетающиеся с содержанием. Когда, например, в «Громе» авторы выделяют разворот под детективную ветку и исторические факты — это криво, но все-таки работает на удержание. Когда в «Красной Фурии», вместо внятного раскрытия персонажей в стартовых арках (технически, первый сюжет занимает аж девять выпусков — с 1 по 10, не считая #4), аудитории кидают несколько страниц с базовым описанием героев, порой спускаясь до грубейших и некорректных стереотипов, — это не работает.

Читаешь такой трэшовый комикс про полуголую шпионку, а там посередине истории аж шесть (!) страниц текста с предысторией злодейской организации.

Первый же, попавший под горячую руку, пример:

Ян Ван. 

Китаец. Специалист по системам связи и всевозможной компьютерно-электронной машинерии. Говорит, что умеет управлять любым транспортом, будь то вертолет или подводная лодка. Хобби — йо-йо.

Тут, к слову, все хороши: у Вана хотя бы есть хобби.

Каждое слово в официальном описании персонажа — штамп и клише, граничащее с расизмом. Герой китайского происхождения? Тогда, очевидно, он очень умный — вероятно, и в технике разбирается. О, может, он еще и умеет управлять любым транспортным средством? Разумеется, ведь по кинотеатрам уже прокатились новые «Форсажи» с Ханом (актер, к слову, корейского происхождения), не говоря уже о номинальном «Час Пик» с Джеки Чаном. Даже в любви к йо-йо (учитывая то, что простую игру в йо-йо вряд ли можно назвать «хобби») скрывается еще одна пошутейка на тему «он китаец!» — диаболо никто не отменял. Удивительно, как сценаристы первого номера в лице Артема Габрелянова и Сергея Волкова не додумались добавить в перечень любимых увлечений бумагу, порох, фейерверки и сборку реплик техники известных брендов. А еще очень не хватает пункта «мастер кунг-фу».

По случаю хотел бы напомнить авторам, что «разбираться в железе», «разбираться в коде» и «иметь скиллы к пилотированию любого транспорта» — это три разные дисциплины, которые не всегда могут совмещать даже технари со стажем. Однако, если кто-то из сценаристов все-таки расскажет мне, на чем кодят Ван и Джонни (уверен, это Pascal или первый Yii для PHP) — буду рад.

Чисто авторская заметка: вообще, вроде как упомянутый Сергей Волков достаточно известный книжный писатель с парой крупных серий. Из того, что нашел: квадрология «Пастыри» (спасибо, что не «дуальные»), «Великое Лихо» и «Планета Медея». Интересно, как писатель и журналист с огромным опытом умудрился поддержать решение назвать героя китайского происхождения «Ян Ван», а потом еще и сделать из него технического задрота с любовью к йо-йо? 

Отдельной строкой стоит отметить излюбленную фишку Bubble начала десятых: предыстории героев показываются в рамках мини-сюжетов к четвертым номерам серий. Правда, не совсем понятно, зачем это нужно конкретно Чайкиной. Первые выпуски «Бесобоя» Данила был целенаправленно обезличен и низведен до уровня городской легенды, потому его ориджин уже после старта первой арки кажется нам особенно ценным — про парня мы практически ничего не знаем. В случае с «Громом» — Игорь и Дима раскрываются с новых для читателей сторон. При этом номер можно спокойно сдвинуть вперед, отложив вплоть до финала расследования с Чумным Доктором. В «Фурии» же план с «первые три выпуска посвятим основной истории, а четвертый сделаем ориджином» не работает ввиду того, что Нике не дают какой-либо внятной предыстории, не считая пары намеков на детство в Братстве Воров. По сути сценаристы копируют вводную информацию из пилотного номера, добавляя к этому сцену с юной Чайкиной и жалостливым дедушкой — занятно, но не более того. Ничего нового о героине мы не узнали.

Спойлер: и не узнаем вплоть до мини-истории из #10, небольшого упоминания в #15 и дальнейшего развития истории с гильдией в #34. Внятный же рассказ о детстве Ники получим только в книге 2023 года — спустя аж 11 лет с дебюта девушки.

К слову, концепцию с ориджинами в четвертых выпусках позже интересно обыграет Алексей Волков в новеллизации первых двух томов «Грома»: автор просто поставил культовую сцену с крышей поезда в начало истории как пролог основного сюжета. В чем была проблема сразу же делать так и в комиксах — загадка, на которую можно ответить только «Артем Габрелянов хотел закинуть читателя уже в гущу событий» и «молодые авторы не знают, как подавать хронологически последовательное произведение интересно для новых читателей».

Отбрасывая уже упомянутые огромные гусеницы текста на полстраницы и сомнительные статейки на тему костюмов, сооружений и технологий вселенной Bubble, остается самое интересное — спорный, а местами и раздражающий визуал; отталкивающие сценарные решения и, ожидаемо, перебор авторов с «вдохновением». Начнем с последнего.

Говорить о том, как Эбони и Айвори из DMC превратились в «Спаси» и «Сохрани» Бесобоя я не буду, как и не буду акцентировать ваше внимание на явной схожести образа Чайкиной с Черной Вдовой — об этом писали уже все. Хочется вновь вернуться к Яну — персонажу трагической судьбы, погибшему в ходе арки «Темное Наследие» и сражения с армией зомби. 

Далее — спойлеры. В том числе к Ultimate vol. 2 за авторством Джонатана Хикмана. 

Вот так, бл*, неожиданно.

Уже спустя шесть выпусков, в сюжете «Сила Мысли», Ван возвращается. Оказывается, что персонаж пережил клиническую смерть, однако выжил за счет введенной ранее инъекции жизни. При этом мозг парня стал работать в разы лучше прежнего: помимо увеличенного объема памяти и развившегося интеллекта, Ван приобрел псионические способности. Не желая терять ценный актив, «МАК» активно используют силу парня (точнее, его спинномозговую жидкость) для создание армии телекинетиков. Не проходит и пары выпусков, как бывший друг Ники вырывается из плена и решается идти с войной на жестокого работодателя. Основная мотивация нового антагониста: отключить у всех людей на планете участок мозга, отвечающий за агрессию и, как следствие, прочие эмоции — так, исходя из слов Вана, мир станет в разы лучше, комфортнее и безопаснее.

Резюмируя: есть герой-умник, которого даже бывшие друзья частенько считали простым «задротом» и не пускали на миссии; впоследствии персонаж «умирает», перерождается и «эволюционирует», после чего объявляет войну над-правительственной организацией по «борьбе со злом». При этом персонаж обладает силами, как-то связанными с разумом, и ввиду физических изменений его голова буквально увеличивается в размере — отсюда и потребность в металлическом шлеме странной формы, который должен поддерживать увеличенный мозг. А вместе с этим идут пункты «антагонист намерен насильно улучшить общество через принудительное развитие цивилизации» и «правительственная организация не всегда действует в интересах обычных людей». 

Звучит знакомо, да?

Как здорово, что «Сила Мысли» стартовала аж в феврале 2015-го — как раз под закат Ultimate Marvel и параллельно с Avengers Джонатана Хикмана, где сценарист вновь вернулся к написанию Мейкера. В целом, на этом можно и закончить разбор источников «вдохновения». Тем более, что за неимением у сценариста какого-либо плана действий для уникального персонажа, Вана неожиданно сливают уже в тай-ине* к «Времени Ворона». Уверен, такой шокирующий сюжетный поворот тоже был в планах сразу — как говорится, «проработанным злодеям проработанную кончину».

*Тай-ин — сюжетная арка в линейке, происходящая параллельно какому-либо глобальному событию. Пример: 15-е номера серий «Второго Дыхания», дополняющие основной сюжет «Охоты на ведьм». По факту, «вбоквелы», необходимые для расширения лора и указания, где конкретные персонажи находились во время конкретного ивента.

По случаю напоминаю, что я уже разобрал бо́льшую часть линеек Ultimate Marvel в тематических материалах. Чтобы узнать об истории культового импринта больше, советую ознакомиться: 1 часть, 2 часть и 3 часть.

Касательно неуместных сценарных решений хотелось бы особенно выделить арку «Ничего личного, просто бизнес», а именно #26. Получив новое задание, героиня втирается в доверие к Августу ван дер (энд соу ироникали) Хольту. Ника становится новой телохранительницей/воспитательницей 16-летней сестры злодея — Мико. В течение выпуска Чайкина, аки братья Пол в 94-м, носится с тинейджером по всем точкам интереса — от кинотеатра до сомнительного клуба. Уже в последнем до Мико домогается случайный алкаш средних лет, пытаясь изнасиловать девочку-подростка в туалете. Ника, как и любая другая адекватная женщина, бьет мужчину, хоть и отпуская сразу после этого. 

В ответ 16-летняя Мико выдает Чайкиной следующее:

Меня не надо спасать! Я сама могу за себя постоять! […] Да я просто прикидывалась! Я постоянно так делаю! Меня это заводит! А ты… Ты все испортила! Ненавижу тебя!

Уже в следующем, 27-м номере девочка поясняет причину своей бурной реакции, проговаривая:

…А когда ты ворвалась в кабинку туалета, мне стало дико стыдно, и я… я не смогла придумать ничего лучше, чем сказать тебе весь этот бред! […] Понимаешь, я ведь совсем не такая! Я… у меня даже парня никогда не было… не то что секса…

Вполне стандартный прием: тяжелый подросток грубит и творит всяческий беспредел, пытаясь как бы привлечь к себе внимание окружающих взрослых. Вполне логично, учитывая то, что родной брат Мико — свихнувшийся эгоманьяк с электрическими способностями. И все-таки небольшое «но»: в комиксе над распространенным шаблоном трудного тинейджера нависает монолог 16-летней школьницы, где четко видно «мне нравится, когда меня пытаются изнасиловать». Возможно, со мной что-то не так, но почему сценарист в лице Артема Габрелянова не подумал, что текст, мягко говоря, не к месту? Последнее, что я ожидал увидеть в относительно легкой и непринужденной «Фурии» — истории с тропом «надоедливый взрослый становится лучшим другом для ребенка» и выкрики про повышение либидо при изнасиловании из уст девочки-подростка. Тем более, когда подобное пишет взрослый мужчина. Иу. Спасибо, что в следующем номере Мико проговорила свою мотивацию к высказыванию (заняв целую страницу, конечно же), но первое впечатление не сильно поменялось.

Выпирающая грудь 16-летней девочки на половину обложки тоже вызывает вопросы.

Говоря про местный визуал, он — откровенная вкусовщина, которая, наверное, даже соотносится с содержанием книг. Мое мнение: в Gen-13 было в разы лучше.

13 причин вспомнить «Ген-13», самый ураганный и сексуальный экшен-комикс 90-х

Из хорошего могу выделить #15 с артом Анны Рудь и приятной сценой в душе — так уж вышло, что девушки-художницы лучше справляются с ню-контентом. 

Для доступа к полной версии без цензуры откройте комикс в «Букмейте» или найдите печатную версию.

Из плохого: нелепый рисунок Константина Тарасова в арке «Темное Наследие» и #18 в частности — непропорциональная, почти вываливающаяся за границы кадра грудь Чайкиной, а также паховая зона с нестандартным для девушек выпиранием вызывают исключительно истерический смех. Понимаю, что тут должна была быть пикантная «лапка», но не размером же с мои конструкции в предложениях.

Наслаждайтесь зрелищем.

Стоит ли вообще тратить время на «Красную Фурию»? Скорее нет, чем да. Со своей стороны советую ознакомиться с арками, вводящими в глобальный сюжет важных персонажей, но не более. Интересны красивые девушки в обтягивающих костюмах? Лучше сходите в контрактные книги Джефа Лоэба для Ultimate Marvel (нет) или купите Naughty and Nice Брюса Тимма. Хочется веселого трэша? Первые два тома отобьют у вас всякое желание погружаться в боевик за счет количества и качества экспозиции. 

И все-таки кратко по печатным изданиям:

  • «В поисках Грааля» (1-2 книги) — если готовы выдержать неиссякаемый поток информации (порой и вовсе бесполезной), то можно полистать ради минимального знакомства с основным кастом. Во второй книге также скрывается сюжет «Джунгли зовут» в духе классического Amazing Spider-Man #103, который может местами позабавить, и уже упомянутый выше #15 с рисунком Рудь. #Динозавры
  • «Темное наследие» (3-4 книги) — войны между фракциями, раскрытие второстепенных негодяев, а также история с зомби-вирусом. Несмотря на смехотворные (в плохом смысле) сцены с «сексуальной Никой», ощущается арка в разы легче, поэтому можете глянуть ради того самого «трэша». #Зомби
  • «Ничего личного, просто бизнес» (5 книга) — полноценное представление Хольта, который позже отметится и как антагонист пары глобальных ивентов, и как один из главных злодеев «Союзников». На мой сугубо субъективный взгляд, куда лучше персонаж раскрывается в дальнейших сюжетах, поэтому тратить время на конкретную книгу не вижу смысла. Разве что ради «Силы мысли» — спасибо Bubble, что напомнили перечитать Ultimates Хикмана перед новым материалом. #ТехноЗлодейОружейныйМагнатСМолниями
  • «Башня Ворона» и «В сердце тьмы» (6-7 книга) — так себе ваншоты и сносные тай-ины к «Ворону». Кажется, после полноценного кроссовера Чайкиной и Грома серия стала размереннее и адекватнее. 

Занятный факт: Игорь Гром — частый гость в линейке Фурии. Не считая каких-то мелких камео и упоминаний из уст номинального Мердока (который после «Дня Святого Патрика» закрепился в местном ростере), в прошлом майор уже успел поохотиться на воровку — об этом нам рассказали в #43. Там же, кстати, камео Разумовского в роли заядлого коллекционера предметов искусства. И да, киновселенная перенимает фишку: уже на первых артах сериала про Красную Фурию показывают Майора Грома.

  • «Агент Симмонс» (8 книга) — ожидаемый плот-твист, раскрывающий одного из главных персонажей двух онгоингов. На этом моменте мой организм окончательно выдал «ок» относительно происходящих в серии событий, поэтому конкретную арку даже порекомендую к прочтению. 
  • «Финальный рывок» (9 книга) — не столько завершение онгоинга, сколько пролог к «Союзникам». Отдельное спасибо авторам за то, что не стали продвигать конфликт с нацистами и Граалем дальше. Местами весело, так что можете заценить.

Занятный факт: с недавнего времени (если покопаться в коде официального сайта издательства, то основная активность заметна в последние пару месяцев) Bubble начали активно переделывать и цензурить обложки своих старых книг. Причиной радикальным переделкам, вероятно, послужила глобальная «переоценка ценностей» внутри компании в связи с приходом молодой аудитории. Пока тенденция задела только электронные синглы, однако в будущем издатель может «исправить» и печатные версии комиксов, поэтому будьте начеку.

Коротко о самых заметных изменениях: обложки #2 и #10 заменили на нейтральные изображения Джошуа (на каверах просто вырезанный фреймы из самого номера); #16 лишился арта с Джессикой (не совсем понятно, чем данный рисунок не угодил редакторам); на обложки #32 и #33 поставили неумело вырезанные лица персонажей; #6 и #11 получили обложки с закрашенными частями тела Чайкиной. Говоря начистоту, выглядит ужасно: кофты и брюки, нарисованные черным маркером поверх бикини, — пик неуместности. Обложку с декольте 16-летней школьницы, конечно же, оставили.

К слову, обложки первых арок «Майора Грома» и «Бесобоя» тоже пострадали.

По-прежнему Фурия

  • «Союзники» #1-41 + «Охота на ведьм» (Пролог, Финал») + «Крестовый поход» (Пролог, #1-4, Эпилог).
  • Сценаристы: Наталия Девова, Евгений Еронин, Роман Котков.

[…] Сейчас на Западе опять появился запрос на доброго героя, который вселяет надежду. Как будто бы, спустя годы, Супермен снова понадобился. Там как раз идет запрос на чистые, светлые, позитивные истории из лучиков надежды. Но не в России. Здесь драма, «стекло», все ужасно, кровь, смерть, слезы.

Главный редактор Bubble Comics, Роман Котков, рассуждает о тенденциях в русских комиксах на книжном фестивале «Текст».

Интересный факт: за полгода до Marvel Legacy отечественное издательство ввело собственную систему legacy-нумерации серий. Так вплоть до шестого выпуска «Союзников» вместе с надписью «Второе Дыхание» красовался порядковый номер относительно оригинальной «Красной Фурии». 

Концовка оригинальной «Фурии» ознаменовалась сразу несколькими ключевыми событиями: подошел к завершению квест по поиску Святого Грааля, Рихард Риппе и его «Черная Луна» были окончательно повержены с помощью союзницы из Братства Воров, раскрыты карты конспирологического сюжета со связью «МАК» и «Демиургов». И когда, казалось бы, основные группы противников разбиты, а от угроз не осталось и следа, в финал врывается Хольт. Заканчивается «Красная Фурия», как и «Майор Гром», неожиданно резко: персонажей похищают для дальнейших опытов, а Ника Чайкина лишается ног. Уже в первой арке «Союзников» нам дают основной контекст для будущих линий и нового противостояния с Августом. Однако, как и было сказано выше, за шокирующими сценами не следуют никаких ретконов и отсечек со «сном собаки» — Ника так и не проснется с новыми ногами, Джош и Лотта так и не смогут вернутся к прошлым статусам-кво, а Артур так и проходит с приобретенным под пытками ПТСР вплоть до завершения онгоинга.

В двух словах про сюжет: Ника и Ко приходят в себя после финала «Красной Фурии» — герои попали на какой-то режимный объект, где их исследуют и, по мере возможности, пытают. Вырвавшись из лап Августа, организовавшего тюрьму для бывших оперативников «МАК», персонажи скрываются в стенах некогда злодейской крепости «Асулбург». Уже там команда преобразовывается в независимую ячейку сопротивления, которая как помогает «оперенным» (людям с суперспособностями), так и строит козни вышедшему из-под контроля Хольту.

Как и актуальный на тот момент «Игорь Гром», «Союзники» обрели центрального автора (чье имя бы не звучало как «Артем Габрелянов»), взявшегося за весь онгоинг. Сценаристкой выступила Наталия Девова — из-под пера девушки вышли все основные выпуски новой линейки, а также тай-ин к «Охоте на ведьм». Одно из главных и важнейших изменений в «Союзниках» относительно «Фурии» — новый, во многом нетипичный для тех лет вектор развития вселенной Bubble в сторону триллера и драмы, на которых в разы лучше себя показали именно женщины. 

«Красная Фурия» получала очень много негативного фидбека из-за подачи своих женских персонажей. Я не буду говорить, согласна я с этим или нет, мне просто хотелось показать свое видение этих героев — Ники, Лотты, Джесси и прочих. 

Из интервью с Натальей Девовой для портала «Канобу» за ноябрь 2018-го.

До определенного момента (которым можно считать старт «Экслибриума» от все той же Девовой и Ко) женские персонажи в издательстве делились только на два типа: героинь «чисто мужских» боевиков с пятым размером груди и damsel in distress с четвертым размером груди. Первые преимущественно обитали в «Фурии», вторые же — висели в вакууме прочих историй о героях-мужчинах. За примерами и ходить далеко не нужно: Юля Пчелкина, Ксюша Алехина, а также удивительно вымышленная Лиза Бесфамильная из «Бесобоя» — три убитых (кто-то аж дважды!) «девушки протагониста», чьи задачи как персонажей сведены до единой мотивирующей функции. С приходом на линейку Наталии герои, некогда бывшие в опергруппе «МАК» исключительно набором неотесанных стереотипов, «ожили» и обрели собственные характеры. Для отдельных ключевых персонажей изменения стали полноценным перерождением. Та же Лотта Лемке, в течение пятидесяти выпусков представляющая собой статистку с немецкими корнями и сестрой-близнецом, за первые несколько томов «Союзников» раскрылась как достойная подруга и напарница Ники. Впоследствии девушка обрела собственный сквозной конфликт, который во многом определил отношение команды к убийствам и методам выживания, а заодно еще и развил концепцию, обозначенную в рамках двух первых ивентов.

«Союзники» — это, наверно, «Как мир реагирует на неизвестное».

Из все того же интервью с Натальей.

Отдельно стоит упомянуть важность для «Союзников» глобальных событий Bubble. Война с Кутхом и появление «оперенных» открыли новым сценаристам кучу возможностей для супергеройских историй: от банального ввода в линейки героев и злодеев с различными способностями до плацдарма к новому громкому ивенту с противостоянием супергероев. Занятно, но при этом в большинстве линеек первой волны будто бы нарочно проигнорировали последствия «Времени Ворона»: несмотря на глобальное изменение статуса-кво планеты, сопоставимый с концовкой House of M, и бум сверхлюдей, вернулись к теме только пару лет спустя в «Охоте на ведьм».

Искренне шокирован, что каждому из центральных героев не выдали пак уникальных способностей — только представьте номинального Грома, который может видеть призраков и за счет общения с ними раскрывать незакрытые дела прошлого века. Уверен, сценаристам и редакторам стоило огромных усилий удержаться от легкого фанбойства, не выдав всем кучу отвлекающих суперсил.

В отличие от большинства линеек Bubble, «Красная Фурия» и «Союзники» плотно связаны со всеми крупными ивентами, будь то уже упомянутая «Охота», «Время Ворона» или «Крестовый поход» с обезумевшим Радовым. От первых двух в «Союзниках» остался центральный концепт и конфликт: после поражения Кутха тысячи людей по всему миру обрели различные суперспособности, схожие с мутантским геном из Marvel Comics. Уже во время «освободительного» похода Хольта и противостояния с Магистром на бывших оперативников «МАК» сваливаются новые обязательства, приводящие к разладу в локальной группе. Одни персонажи выступают за спасение незадачливых сверхлюдей от гнета Августа, когда как другие высказываются резко против новых граждан на заснеженной базе. Возвращается и наш старый знакомый из «Майора Грома» — Мердок Макалистер, бывший антагонистом в «Дне Святого Патрика» и «Времени Ворона». Удивительно, но проходной наемник, ведомый слепой жаждой мести, внезапно оказался полноценным связующим звеном вселенной «Пузырей» и одним из самых трагичных героев издательства за несколько лет. В случае с «Крестовым походом» — сценаристка выдала крепкие (для западного уровня в том числе) тай-ины к ивенту, связав конфликт группы Ники и личную драму Радова с повальным желанием убивать всех «оперенных».

Не углубляясь в дополнительные подробности: если в случае с «Громом» события были банально не нужны, представляя собой пятое колесо с около-анимешной битвой Игоря и Сергея Разумовского, то в «Фурии» и «Союзниках» без ивентов никак не обойтись. Обязательно оцените их в связке, так как без них рискуете упустить весомую часть лора и простого фана от «вау, они действительно так сделали».

Спустя несколько прочтений линеек Чайкиной, нельзя не отметить и тот факт, что «Союзники», будучи серьезным драматическим триллером, отлично вписались в оригинальную концепцию «Фурии» с ее нелепыми шутками и сюрреалистичными сюжетами. Жонглирование сеттингами и элементами разных жанров пошло на пользу преемственности серий. Пускай на старте подход «Союзников» вышибает из колеи, впоследствии оба сюжета «выравниваются», начиная походить на единый продукт. Помогают в адаптации и колкости, будто бы вырванные из матерых японских тайтлов, — никак не сочетающиеся с событиями книг, откровенно неловкие, но оттого только более смешные. Некоторые и вовсе проходят по грани — в сюжете Девовой отдельные подколы, вырывающиеся из уст Джессики Родригез, кажутся взрослее всего, что делал Артем Габрелянов в своей «Фурии». К слову, сама Наталья тоже говорит на тему резких юморесок:

[…] Хотя я не могу сказать, что я лично, как автор, могу эту разницу [между тонами двух серий] выдерживать — мне кажется, что в «Союзниках» я всегда скатываюсь в какой-то проклятый юмор, а в «Экслибриуме» скатываюсь в какое-то проклятое гуро.

Очевидным кажется и то, что «Союзники» брали вдохновение из отличных от «Фурии» источников. На ум при прочтении оригинальной линейки всплывают разве что «Операция “Мертвый Снег”», «Планета Страха», а также «Стрипперелла» и всякие «Не называй меня малышкой». Вторая серия умудрилась сформировать новое лицо вселенной Bubble, ориентируясь одновременно на классические сенэны с тамошними ужимками героев и комиксных «Ходячих Мертвецов». От первых, очевидно, пришли темы супергеройского характера, специфический юмор и некоторые особенности взаимодействия героев. В качестве основы триллерной части послужила, как мне кажется, именно работа Киркмана — команда, которая не всегда умеет найти компромиссы, вынуждена обороняться от внешнего врага и натурально «выживать» в условиях отравляющей разум изоляции. Геройству в этой истории не всегда находится место — некоторые участники объединения своими повадками напоминают настоящий зомби с тягой к человеческой плоти. Кроме того, финальная книга Натальи уж слишком отдает последними томами «Ходячих» и аркой New World Order, вышедшим за полтора года до концовки «Союзников».

Хорошо ли это? Пожалуй: учитывая отсутствие в ру-сегменте каких-либо серьезных произведений на тему дальнейшего развития цивилизации и появления пост-общества, «Союзников» остается только похвалить. Тем более не стоит забывать, откуда растут ноги (это был непреднамеренный каламбур) у образа Ники Чайкиной — про очевидные референсы в сторону Черной Вдовы до сих пор помнят. Вряд ли Наталья брала за основу конкретную серию Роберта, однако даже в таком случае я не буду винить ее — у нас и так слишком мало увлекательных и самобытных комиксов.

Вывод: «Союзники» обязаны пополнить ваш список чтения на это лето. Уверяю вас, на смену трэшу из 90-х пришла вполне осознанная и глубокая линейка, не стесняющая ваши умственные способности. В качестве ложки дегтя могу указать лишь на филлерность некоторых частных арок и локальность трех первых книг, которая в какой-то момент способна наскучить. Однако это все еще однозначный мастхэв для поклонников комплексных и увлекательных онгоингов.

Забавный факт: когда я читаю комиксы для написания больших материалов, то в процессе делаю кучу заметок в отдельных вкладках. Каково же было мое удивление, когда я увидел, что за четыре десятка номеров «Союзников» указана лишь одна заметка.

Шутка и правда отличная.

И в двух словах про каждый печатный том:

  • «Перед рассветом» (1 книга) — одна из лучших историй Bubble, которая спустя годы по-прежнему шокирует резким переходом из наивного трэша для подростков в психологическую драму.
  • «Условный рефлекс» (2 книга) — ввод новых героев и, конечно, много экспозиции. Серия сбавляет темп, но при этом не забывает раскрывать уже имеющийся каст, а также уделять время ключевому злодею.
  • «Имаго» (3 книга) — все то, о чем уже говорил выше в пункте про «Ходячих»: камерный триллер, каннибализм и прочие радости жизни. Местами скудно ввиду филлерных квестов персонажей, но все еще интересно. 
  • «Без ума» (4 книга) — один из самых веселых сюжетов серии, выкручивающий на максимум свою привязку к ивентам издательства. На самом деле, хотел бы видеть подобного больше.
  • «Оборотная сторона» (5 книга) — больше референсов в сторону Людей Икс и комиксов о мутантах. Занятно, но не более — лично меня заинтересовала злодейская группировка «оперенных», которым, забегая вперед, еще удастся сыграть важную роль в финале рана. Обидно, что ребятам не дали чуть больше предыстории.

К слову, сама Наталья от схожести с мутантами Marvel Comics открещивается, приводя в пример культовый Dragon Age:

Я не буду сравнивать их [«оперенных»] с Людьми Икс; я помню, что во время обсуждения с Ромой [Котковым] и Женей [Еронином] я приводила в пример серию Dragon Age, в которой тоже существует магия. Маги рождаются рандомно, и никто не знает, что с ними делать. Существуют разные подходы в мире Dragon Age к магам, и как человек, который долго, с момента Origins, следит за серией, могу подтвердить, что там до сих пор не дан ответ, что делать с магией. На мой взгляд, там всего три варианта: магия должна перестать существовать в принципе, все должны обладать магией или оставить все, как есть.

  • «Работа над ошибками» (6 книга) — второй резкий «удар под дых» от сценаристки, повествующий о похождениях команды во время крестового похода Радова. Красиво и завораживающе. Отдельно акцентирую ваше внимание на #28, который посвящен приключениям козы Джесс.
  • «Падение Голиафа» (7 книга) — эпическое завершение эпической истории Августа ван дер Хольта, в которой искренне разочаровало только раскрытие давнего секрета «Демиургов». Вероятно, после нагнетания со стороны Габрелянова, а также упоминаний в «Охоте» стоило бы придумать что-нибудь изобретательнее простого клише с разрушением ожиданий.
  • «Цепная реакция» (8 книга) — второй финал «Союзников», даже спустя время отдающий «Новым мировым порядком» из The Walking Dead. Тем не менее последний выпуск показался крайне теплым и уютным чтивом.

Напоследок про Хольта: антагонист внушает опаску в рамках ивентов, однако в «Красной Фурии» исполняет по большей части функцию одноразового злодея недели с нелепыми ужимками, резкими перепадами настроения и отталкивающими кривляниями. В очередной раз хочу сказать огромное спасибо Наталье за то, что немного осовременила образ Августа (который словно вышел из книг 60-х), предав истеричной натуре бизнесмена-тирана черты маньяка без сильных перегибаний в сторону победного смеха и монолога с озвучиванием плана. В финале серии Хольт успел побыть и классическим «злом во плоти», и временным союзником (еще один непреднамеренный каламбур) героев, однако к этому моменту негодяй уже потерял все имеющиеся причины сдерживаться и раскрылся на полную катушку. 

На мой взгляд, Август обязан рано или поздно заиметь собственную мини-историю, аналогичную Магистру и иным культовым антагонистам вселенной Bubble. Остается только надеяться, что это случится уже скоро — персонаж как раз дебютировал в недавней «Игре» и, вероятно, получит развитие в рамках будущего сериала про Нику Чайкину.

Уже не союзники

  • «Триптих» #1-3 + «Союзники: Идиллия» + «Фурия. Не ангел».
  • Сценаристы: Алексей Замский, Роман Котков, Алексей Волков, Евгений Еронин, Надежда Коновалова.

[…] Подавляющую часть решений о том, кем и в какой роли окажется Ника в этой точке [«Фурия. Не ангел»], принимала не я, а скорее «коллектив авторов». Следовательно, за оценку читателями того, какой Ника увидит свет в первом сольнике после долгого перерыва [со времен «Союзников»], я безусловно переживала, но не в полную силу.

Сценаристка художественного романа «Фурия» и выпуска «Фурия. Не ангел» Надежда Коновалова о судьбе героини после «Союзников» в интервью сайту Bubble

Говоря начистоту, полноценной истории, связывающей три комикса выше в единую простыню с Никой, нет. Есть лишь обособленные работы разных авторов, которые лишний раз напоминают читателям, что после закрытия «Союзников» Ника Чайкина и ее друзья по-прежнему существуют в мире Bubble. Пускай и не на первых ролях, но они все еще где-то живут, занимаясь собственными делами, и порой геройствуют во славу справедливости и острых ощущений.

В «Триптихе» героиня светится минимально. Алексей Замский одновременно устраивает небольшую ретроспективу для новых читателей, вводя ключевые понятия, и перемешивает яркие элементы двух главных серий Красной Фурии. Ника вновь одиночка, связь с которой по-прежнему поддерживает наш знакомый Джонни; героиня по-прежнему спасает «оперенных», прыгая по деревьям на уже знакомых протезах. Нет ни команды «МАК», ни других членов «Союзников». Нет ни грубой объективизации Ники в обтягивающем костюме, ни триллерной составляющей, свойственной линейке Натальи. Сценарист избрал самый простой, но оттого не менее логичный путь: вернуть девушку в современные комиксы, в то же время не меняя уже устоявшийся образ — лишь отобразить, что обе серии имеют вес в рамках ее богатой предыстории. Что будет дальше решит уже другой (может, и не другой — кто знает?) автор, для которого уже подготовлены свободный для различных интерпретаций базис серии и нейтральная завязка.

Читать ли «Триптих» ради Фурии? Однозначно нет. Тем не менее ивент получился интересным, хоть и не столь масштабным в сравнении с тремя предыдущими событиями. Зато с подводками к очередным печатным и веб-релизам с дебютами новых героев.

«Идиллия» в свою очередь выступила более резким напоминанием в духе «эй, а наши герои все еще занимаются своими делами!». Филлерное погружение в быт вышедших на пенсию Артура и Джессики, которым «чего-то не хватает» в мрачной повседневности, последовавшей за финалом «Союзников». Если не интересны конкретные герои и специфические особенности их совместной жизни — можете смело пропускать. Ничего сюжетно важного вы тут точно не найдете.

«Не ангел» — неожиданный камбэк Ники в рамках собственных историй, из которой на сей раз просто убрали «Красная». Сценаристкой номера для ДБК ‘23 выступила Надежда Коновалова, параллельно с комиксом занимавшаяся книгой про подростковые похождения Чайкиной. В двух словах: Фурия идет по следу «оперенного», чья сила и внешность коррелирует с реакцией окружающих. Приятный комикс на один раз, за которым как будто бы должен был последовать новый онгоинг. Пока же остается лишь верить в то, что персонажи «Красной Фурии» достойно покажут себя на экранах, чем привлекут новых читателей и, как следствие, дадут издательству повод к запуску третьего тайтла.

Вариативность

  • «Фурия», «Точка Невозврата», «Красная Фурия 1966», «Игорь Угорь», «Зигги и Шмыг уничтожают вселенную Bubble», «Школа Bubble».
  • Сценаристы: Надежда Коновалова, Артем Габрелянов, Алексей Волков, Виталий Терлецкий, Ксения Шпалецкая и куча людей, обожающие каламбуры про рыб и угрей.

[…] Нужно было найти непротиворечивый ответ на вопрос, как существует и не разваливается на куски история довольно противоречивого персонажа.

Все та же Надежда Коновалова о расхождении образов Ники Чайкиной в интервью сайту Bubble

В первую очередь стоит рассказать про книжную «Фурию» авторства уже знакомой нам Коноваловой, так как она, внезапно, имеет значение для работ выше. На удивление, конкретная история, в отличие от книг про Игоря Грома, Сергея Разумовского и Бесобоя, о которых мы говорили ранее, является каноном для основной вселенной Bubble — это заявляют как сама писательница, так и Роман Котков, главред Bubble. Одной из причиной неожиданного решения в отношении «Фурии» стало то, что события художественного романа затрагивают еще неизведанные читателю события из жизни Ники. 

Вопрос «почему бы тогда не сделать “Разумовского” каноном?» все еще открыт.

Основная часть книги посвящена взрослению Чайкиной в Братстве Воров — адаптации к новой жизни, поиску друзей среди измученных детей и подростков, первым ограблениям в составе юной команды и последующему побегу молодой героини. В конечном счете читатель получает местами жестокое, но затягивающее в камерное повествование чтиво, которое не стыдно поставить на одну полку с теми же «Союзниками». Роман крайне бережно относится к оригинальному материалу, потому каких-то резких несостыковок вы вряд ли отыщите. Зато, вероятно, получите удовольствие от погружения в вариацию на тему популярных раньше подростковых антиутопий — пускай мир по-прежнему живет и меняется вокруг Чайкиной, ее душераздирающие истории недалеко ушли от ужасов войны из прочих творений жанра. Однозначно рекомендую, даже если вам так и не удалось проникнуться другими сюжетами про Красную Фурию.

И в двух словах про каждый альтернативный вариант Ники в комиксах:

  • «Точка Невозврата» Габрелянова, как я и писал ранее в тексте про Грома, держится в рамках «нам нужно на скорую руку склепать собственный What If…?». Ничего сверхординарного вы не увидите — в течение пары десятков страниц показывают еще одного злодея-герра (будто бы их мало?), неловкую смерть Лотты и осознание Ники необходимости убийств. Учитывая рефлексию героини в «Союзниках» и последующий внутренний конфликт, мини-история смешит резким переходом на «темную сторону», нежели увлекает «мрачностью и реалистичностью». Самое интересное, что есть в выпуске: внезапное (в том числе и для самого гостя — я спросил) камео Дитриха, чье имя подарили антагонисту сюжета.
Как человек, заставший персонажа по имени «Цензор» в «Мета-Чуваке», представляю шок Игоря.
  • «Красная Фурия 1966» — эталонный пример квазибиографической работы (о которых можно узнать в обзоре «Нестабильных молекул» от Marvel) авторства Алексея Волкова. Коротко: незнакомец зашел в офис Bubble и принес наработки «известной японской студии», которая в далеких 60-х сделала свою версию «Красной Фурии» для ТВ. Само собой, делиться ими нельзя ввиду вездесущего NDA, поэтому ребята «адаптировали» эпизоды в формат нескольких мини-историй для сборника.

Получилось смешно, местами наивно, но оттого не менее увлекательно. Фанатам старых шпионских мультсериалов и фильмов, а также, очевидно, «Бэтмена» с Адамом Уэстом зайдет на «ура». Со своей стороны могу отметить, что читать выдуманную историю «потерянного шоу для ТВ от японской студии для западного зрителя» с конспирологическими нотками было во многом интереснее, чем основное творение Волкова в рисунке Валентина Поткина. Понравится как деткам, которые хотят приобщиться к работам «Пузырей», но уже выросли из «Крутиксов», так и здоровым лбам вроде меня, любящим в свободное время покопаться в отсылках и потаенных смыслах.

  • В «Зигги и Шмыг уничтожают вселенную Bubble» от Виталия Терлецкого команду Ники, ожидаемо, жестоко убивают. Спустя годы могу лишь отметить, что похабная сцена с убийством Джессики кажется чуть смешнее, когда имеешь минимальное представление о героине из «Красной Фурии».
  • Не обошлось и без мемных вариантов Ники из оригинальной дилогии «Игорь Угорь». Да, все верно поняли: Ника Чайкина — чайка. К слову, впоследствии она тоже носит протезы для ног (или лапок?).

В «Школе Bubble» супершпионка появляется в качестве завуча Вероники Викторовны. 

А еще существует настольная игра «Осада Асулбурга» по мотивам арки «Темное наследие». Нет, тратить время на нее не стоит: судя по отзывам знакомых, которым довелось поиграть в нее, за пафосным названием скрывается расширенные «камень-ножницы-бумага» с четырьмя фракциями. Вывод: придумывать формат и правила коммерческой настольной игры должен человек, который уже имел подобный опыт ранее и зарабатывает этим на жизнь. 

И на закуску: пацанская версия Красной Фурии от пацанского Bubble авторства Артема. Версию из «ГАМ» с Чайкиной-Разумовским мы, пожалуй, просто пропустим.

Резюмируя

Ника Чайкина — одна из самых ярких и экстраординарных героинь отечественных комиксов, которая заслуживает куда большего внимания, чем имеет сейчас. Повторюсь: не считая ряда, будем говорить начистоту, спорных и отталкивающих решений оригинальной «Фурии», сольные похождения Ники и Ко оставили в основном положительные впечатления. Линейки бывшей воровки скрывали под собой как интересную амальгаму непохожих сеттингов и жанров, так и удивительно захватывающие сюжеты, которые придутся по душе совершенно разным читателям из кардинально противоположных ЦА.

Что точно стоит читать новичкам? «Союзников» Девовой, книжную «Фурию» Коноваловой и «Красную Фурию 1966» Волкова — три абсолютно непохожих друг на друга произведения, которые подарят уйму позитивных эмоций. Стоит ли читать первую «Красную Фурию» Габрелянова? Вероятно, но только на свой страх и риск — ожидаемо, данная история подойдет не всем читателям комиксов, да и написана она зачастую топорным и унылым слогом ввиду отсутствия большого опыта. Если любите «те самые» комиксы 90-х (привет, ГлавВред), можно потратить пару вечеров на то же «Темное наследие».

Что ждет Красную Фурию дальше? Какой Нику Чайкину покажет сериал? Ждем с нетерпением ответов.

P.S. Вновь напоминаю, что у нас есть аналогичный материал про комиксы об Игоре Громе. Если вы вдруг хотите, чтобы подобные тексты с разбором серий Bubble (и не только!) выходили чаще, не забывайте писать об этом в комментариях, которые спустя много лет остаются единственной наградой для авторов сайта.

Комментарии