Комиксы Недели #166. Конец кризиса DC и лучшие комиксы 2022 года

2 039

Dark crisis, We Only Find Them When They’re Dead, Starhenge, а также итоги 2022 года!

Перезапущенные Комиксы Недели дожили до конца года! Можете выпить за них, потому что я планирую выпускать КН и дальше. Но ничего не обещаю.

А в предпраздничном выпуске #166 подобрались комиксы про смерть и перерождение. И еще у них всех длинные пафосные названия.

DARK CRISIS ON INFINITE EARTHS #1-7

  • Сценарий: Джошуа Уильямсон
  • Рисунок и обложки: Дэниел Сэмпере

Забудьте об этом комиксе, «Темный Кризис» провалился во всем. Без упоминаний того, что это скучная клишированная история, вот вам список его неудач:

  • Опять сиквел «Кризиса на Бесконечных Землях», опять Мультивселенная. Плохие комиксы перестают быть плохими, когда становятся строчками в Википедии. Например, Вторую Гражданскую Войну никто не будет перечитывать ради сюжета, но она послужила очень отдаленной предысторией к «Бессмертному Халку» – с большой натяжкой пользу она все же принесла. И для «Темного Кризиса» наведение порядка в континьюти стало бы похожей спасительной соломинкой, если бы это был не Кризис.

Ни один Кризис не помог ДиСи упорядочить Вселенную. Даже эпохальный «Кризис на Бесконечных Землях» исправил хаос только на время, пока снова не посыпались несостыковки с ретконами. И в очередной раз возвращаться к воссозданию Мультвиселенной… просто зачем? Чтобы уничтожить ее в следующем Кризисе? Желание все начать с чистого листа приносит только новый редакторский Ад.

  • Битва, запоздавшая лет на 20. Однако перекройка Мультивселенной происходит где-то на заднем плане – главным противостоянием Кризиса стала битва между Титанами Найтвинга и злодеями Дэйстроука. Во многом потому что новые герои (Яра Флор, Джон Кент, Дэмиен Уэйн) справиться с ролью Лиги Справедливости не сумели. Их провал очень удручает: все свежее легаси снова меркнет перед ностальгией. Если команда Дика и должна была стать главной супергеройской силой на планете, то стоило это сделать намного раньше.

Скорее всего, серия «Титанов» окажется хорошим комиксом, но я бы не хотел, чтобы их становление происходило за счет унижения других персонажей.

  • Ивенты мертвы. В Марвел от глобальных событий уже отказались (Да ну?- прим. ГлавВреда). Формально «Царство Дьявола» или «Король в Черном» все еще несут масштабную смену статуса, но фактически это просто расширенные финальные арки «Сорвиголовы» или «Венома». Образно говоря, последние выпуски теперь продаются лучше первых – и вместо новой аудитории легче раскланиваться перед проверенной старой.

«Темный Кризис» же старается быть громоздким ивентом старой школы. Чтобы не только Лига, а весь мир «никогда не был прежним». Кризис растянут на колоссальные по современным меркам полгода, и в то же время почти все основные онгоинги его вежливо игнорируют. В смерть Лиги настолько сложно поверить, что ни в «Бэтмене», ни в «Супермене» нам не дадут посмотреть на мир, скорбящий по героям. Кризис просто промелькнул между арками и повлиял на сюжет примерно никак.

  • Даже издательство DC не верит в Кризис. Еще до завершения Кризиса на подозрения должен был анонс нового ивента – «Планета Лазаря». Если два ивента идут подряд, и второй никак не учитывает события предыдущего, то стоит задуматься: либо первый абсолютно бесполезен, либо второй служит закуской после основного блюда.

Судя по синопсису, именно «Планета» внесет куда больший вклад в Dawn of DCU. Хотя бы потому что там массово увеличится число металюдей.

Так зачем вообще нужен был Кризис? Чтобы Лига распалась, потому что устала? Можно белыми нитками пришить тай-ины про заключение Лиги в воображаемых мирах, после которых герои поняли, чего они хотят на самом деле… Это лично моя теория – в комиксе Бэтмен туманно заявляет, что идею Лиги «нужно переосмыслить». Слабая отмазка, если честно.

И куда же без «послетитровых тизеров» – теперь Свет есть не только в «Юной Справедливости», но и в основной Вселенной ДиСи. Let it be.

  • Деньги? Эта круговерть хотя бы окупилась? Увы, «Темный Кризис» был вполне популярен. К примеру, вот топ-10 самых продаваемых комиксов за август:

Просто забудьте о нем, оно того не стоит.

WE ONLY FIND THEM WHEN THEY’RE DEAD #1-15

  • Сценарий: Эл Юинг
  • Рисунок и обложки: Саймон Ди Мео

Впервые об этом комиксе издательства BOOM! Studios я услышал в подкасте «Один дома»: возможно, я слушал не очень внимательно, но описание захватило меня. «Экипаж космического корабля летает по Вселенной в поисках гигантских мертвых богов, чтобы распилить их трупы ради ценных ресурсов». Воображение нарисовало мне мрачный боди-хоррор в духе игры Scorn. Или же бескрайний космос, заполненный тушами мертвых Ктулху. Каково же было мое удивление, когда я комикс открыл.

Меньше всего я ожидал увидеть рисунок Саймона Ди Мео – художника «Могучих Рейнджеров»! Никаких биомеханических мерзостей или лавкрафтианских тварей – в качестве мертвых богов тут нечто вроде блестящих мегазордов-переростков.

Я не могу развидеть огромную Арси.

Мощный разрыв ожиданий преследовал меня до самого конца серии. К сожалению, он так и остался самым сильным впечатлением.

Вроде бы синопсис не врет, и в первом арке команда действительно борется за плоть гиганта. Обстановка накаляется еще сильнее, когда капитан решает отыскать то, чего никто еще не видел – живого бога. Но комикс не про столкновение с непознаваемым нечто, превосходящим человеческое сознание.

Гигантомания достаточно быстро отлетает на второй план, уступая место отношениям внутри экипажа. И это не случай «Игры престолов», когда за семейными ссорами наблюдать интереснее, чем за битвами драконов – нас просто закидывают в обрывочные сцены ревности или паранойи.

Как мне кажется, и сценарист, и художник, и даже колористка очень постарались, чтобы за 15 выпусков героев было сложно даже не полюбить персонажей, а просто их запомнить. Эл Юинг для еще большего сумбура начал резать историю таймскипами в десятки лет. Я никогда не был поклонником рисунка Саймона Ди Мео с его бликами и «наездами камеры», но здесь он подбирает совсем уж странные ракурсы. Оцените иронию: комикс про гигантские космические трупы выкручивает зум на мелочах до 200%.

И ключевая фишка комикса – сумасшедший цветокор. Каждую панель Саймон Ди Мео и Мариасара Миотти заливают новым оттенком, что тоже бьет по восприятию. Прибавьте к этому рваные диалоги, лихорадочную палитру, сомнительную прорисовку лиц и игнорирование собственной завязки – эпичные обложки с гигантским названием тайтла остались единственной вещью в комиксе, которая не пытается тебя запутать.

Эту серию часто упоминают как один из немногих комиксов Эла Юинга не для Марвел. И на исходе истории хочется спросить, что было раньше. Необычная идея, увязшая в деталях? Или маленькая сай-фай история, куда для привлечения внимания вписали мертвых богов и цветодискотеку, но не смогли вовремя остановиться?

Хорошо ли работают игры Юинга со временем сами по себе? Или они сгодятся только для повышения «интеллектуальности» комиксов про Халка и Венома? По одному комиксу судить рано – следующую попытку Юинга создать свою Вселенную еще предстоит дождаться. В общем, лучше бы я выбрал для обзора Defenders Beyond…

STARHENGE, BOOK ONE: THE DRAGON & THE BOAR #1-6

  • Сценарий, рисунок и обложки: Лиам Шарп

Так вышло, что художника Лиама Шарпа я для себя открыл совсем недавно, когда прочитал подряд сразу несколько его работ и остался в восторге: The Green Lantern Гранта Моррисона, Batman: Reptilian Гарта Энниса и Man-Thing Дж.М. Дематтейса.  В обзоре «Лешего» я пожаловался на незавершенность комикса: несмотря на гигантский потенциал, мистический бэд-трип свернули на полуслове. Что ж, мои жалобы были услышаны – «Стархендж» можно считать прямым наследником сюрреалистичного Man-Thing. Только вместе с вкрадчивым монологом Дематтейса Лиам Шарп лишился и сдерживающих цепей сценария.

Содержание комикса трудно описать кратко. Синопсис издательства прибегает к стандартной формулировке для хай-концептов: «Терминатор встречает Зеленого Рыцаря». Но я бы описание расширил: встретились они в воображении Скайнета, который своим нейросетевым мозгом пытается осмыслить артуриану, «Метабаронов» и мелодрамы.

В настоящем парень знакомится с девушкой, практикующей языческую магию. В далеком будущем Ур-Королева хочет возродить волшебство. Для этого Мерлин отправляется в прошлое и создает Стоунхендж. Стархендж – Стоунхедж.

Лиам Шарп старается быть интересным рассказчиком, однако чаще всего его ироничные комментарии становятся необязательными пометками на полях роскошного артбука. Если вы не любите обилие компьютерной графики или фэнтезийные иллюстрации в духе Фрэнка Фазетты, можете закрывать его… только чтобы перелистнуть пару страниц, потому что Лиам Шарп абсолютно непредсказуем.

Магия сталкивается с киборгами, а стиль Шарпа меняется до неузнаваемости: цифровой коллаж плавно перетекает в гравюру, а потом склоняется в сторону супергеройских приключений Серебряного Века, чтобы завершиться карандашным детским рисунком. Он хаотично тасует рогатых богов с киборгами-Мордреднаутами (игра слов у Лиама такая же «бережная», как переходы). Сложно назвать эти трюки экспериментами, все же стилизацию в комиксах можно часто увидеть в современных комиксах. Только мало кто решается создавать настолько психоделичную амальгаму.

У комикса запланировано два продолжения – второй том A Kiss for Atticus и спин-офф Ore. Скорее всего, ждать их придется долго, так что запаситесь терпением.

TIMELESS #1

  • Сценарий: Джед Маккей
  • Рисунок: Сальвадор Ларокка, Грег Лэнд, Патрик Зирчер
  • Обложка: Каел Нгу

И завершим 2022 год комиксом с названием покороче.

Артуриана нынче в моде – даже в новой истории про Канга Завоевателя его преследователями становятся Ланселот, Мордред и компания.

В прошлом году структура ваншота была другой: разворот с кучей мелких тизеров и один громкий анонс с возвращением Мираклмена. Нынешний «Таймлесс» таких значимых обещаний не раздает и больше концентрируется на Канге, чем на предсказаниях.

Прошлогодний разворот оказался обманчивым: Бен Рейли стал злодеем, Громовержцы собрались в другом составе, Дойл так и не встретился с Дормамму. Но все еще может сбыться в будущем!

Что же нам тизерят сейчас? Удивительных сюрпризов практически нет, нам показывают развитие уже известных линий: Зверь с армией клонов, Тони Старк на дне, возвращение Стивена Стрэнджа, Капитан Марвел против брудов и так далее. Меня заинтересовали только две панели. Первая – это Мстители-Питомцы, состоящие из Локджо, Локхида, Лягушки-Тора, Редвинга, Хэйрбола и вроде бы Счастливчика.

Вторая – трехпалый Человек-Паук в черно-красном костюме. Новый костюм Моралеса, Дилан Брок или очередной клон?

Поживем-увидим.

Какими комиксами запомнился 2022 год?

Любой рейтинг субъективен, а этот тем более, все-таки рубрику веду я один. Это всего лишь маленькие итоги «Комиксов Недели», куда я включал только серии из предыдущих КН или гайдов. За бортом осталась уйма отличных комиксов: например, «Флэша» Джереми Адамса и большинство Икс-тайтлов я отложил на следующий год. Еще мне не нравится сильный перекос в сторону Большой Двойки, но что поделать – постараюсь исправиться в будущем.

Подробно расписывать достоинства перечисленных комиксов не буду (переходите по ссылкам!), ограничусь лишь кратким описанием. Начнем с супергеройских онгоингов:

10. Iron Man. Ран Кристофера Кантвелла подошел к концу: несмотря на затянутость сюжета, это все еще один из лучших комиксов про Железного Человека за последнее время.

9. Captain America: Symbol of Truth + Captain America: Sentinel of Liberty. Обе серии Капитанов Америка хороши по-своему: пока Стив сражается с секретными организациями, Сэм противостоит террористам и надменным политикам.

8. She-Hulk. Женщина-Халк возвращается к адвокатской практике, но читать стоит не только ради камео ее клиентов-супергероев.  Джен – надежная подруга, и своим обаянием она радует и читателей, и своих друзей.

7. Moon Knight. Джед Маккей продолжает прописывать Лунного Рыцаря как городскую легенду во плоти – жестокого линчевателя, защитника заблудших и безумца в плену психических травм.

6. Immortal X-Men (постоянный спутник рубрики). В каждом выпуске рассказчиком становится новый участник Тихого Совета (Мистер Злыдень успел походить много раз). Так мы увидели точку зрения лидеров Кракоа на важнейшие Икс-события года: от Хеллфайр Гала до Судного Дня.

Этот комикс я чаще всего видел в топах лучшей супергероики – и все же я не могу поставить его в первую пятерку: далеко не все выпуски мне понравились одинаково, да и окончательное раскрытие карт еще ждет впереди.

5. Strange. Клеа оказалась очень перспективной Верховной Чародейкой с интересным внутренним конфликтом и непростым характером. К сожалению, серия скоро завершится: титул вернется к Стивену Стрэнджу, но Клеа останется помогать мужу в обновленной серии!

4. New Mutants. Отличная командная серия, где удачно получилось перемешать многое: приключения по закоулкам сознания и мирную жизнь на Кракоа, юных новичков и опытных мутантов, захватывающую историю и экспериментальный рисунок.

3. Nightwing. Комикс Тома Тейлора остается позитивной супергероикой с потрясающим рисунком.

2. Action Comics. Эпик о сражении Человека из Стали против Монгула достиг своего пика и закрепился как один из лучших сюжетов про Супермена в истории.

1. Robin. Анимешный турнир боевых искусств, где Дэмиен Уэйн заводит новых друзей – именно этот комикс возродил моего внутреннего ребенка в 2022 году.

Вне конкуренции: Batman: Wayne Family Adventures. Все еще величайший комикс про Бэт-семью.

В отдельную пятерку я выделил короткие истории:

5. Fantastic Four: Full Circle. Алекс Росс создает оммаж одной из самых иконичных историй про Фантастическую Четверку, своим рисунком отдавая дань уважения Джеку Кирби.

4. Suicide Squad: Blaze. Правительство наделяет тюремных заключенных суперспособностями для поимки жестокого маньяка, а Отряд Самоубийц заставляют присматривать за ними. Вот только приобретенные силы постепенно убивают носителей – что же может пойти не так?

3. Catwoman: Lonely City. Спустя много лет после смерти Бэтмена из тюрьмы выходит постаревшая Женщина-Кошка. Многие ее «коллеги» уже оставили преступное прошлое позади, но Селине рано уходить на пенсию: нужно помешать Двуликому стать мэром Готэма. Очень трогательный и в меру оптимистичный взгляд на старость супергероев и суперзлодеев.

2. Ant-Man. Четыре Человека-Муравья из разных эпох встречаются вместе, что приносит нам четыре очень разных истории про большие подвиги и маленькие подлости.

1. TMNT: The Last Ronin. История про последнего Черепашку-Ниндзя наконец завершилась – долгое ожидание того стоило.

И наконец альтернатива:

5. Starhenge. Уже писал выше, что это артбук по фантазии Лиама Шарпа.

4. Step by Bloody Step. Меланхоличное путешествие девочки и великана, рассказанное без слов.

3. Monkey Meat. Невероятно энергичная карикатура на жадные мегакорпорации, да еще и с участием обезьян, троллей, роботов и Бога.

2. Do a Powerbomb. Милая семейная история, обернутая в зубодробительный кровавый рестлинг.

1. Once & Future. Герои артурианы восстают из могилы, и это не рыцари в сияющих доспехах – безумный Король Артур желает устроить в Британии расовую чистку. На стражу настоящего становится застенчивый профессор, его подруга и очень боевая старушка с колоссальным опытом в усмирении легенд.

Вот и все! А какие комиксы вы поставите на вершину? Что разочаровало, что удивило, что планируете прочитать в будущем? Делитесь в комментариях!

В следующем выпуске: Год Кролика или Год Кошки?

Подписывайтесь на наш Telegram и поддержите нас на Boosty!

Комментарии