Как создавался комикс «Боун» и почему его следует прочитать всем

46 567

Легендарной серии исполнилось 30 лет!

«Боун» Джеффа Смита — это настоящая классика независимых комиксов, идеальное произведение для всех возрастов, а также просто увлекательное, изобретательно нарисованное и написанное приключение на 9 томов.

Но на самом деле «Боун» скрывает в себе целых две истории: эпичное путешествие троицы забавных героев, и длинный путь талантливого художника к созданию шедевра.

Издательство «Рамона» уже выпустило всю сагу на русском языке, собрав даже полный набор всех книг в слипкейсе. Отличная возможность наверстать упущенное и купить, наконец-таки, Боуна! А пока пройдемся по истории Боуна, параллельно обсуждая каждый томик серии.

  • Том 1. Изгнанники Боунвиля (1991-1992)

Трое двоюродных братьев, белых коротышек Боунов, сбежали из родного города и заблудились в пустыне. В конце концов, после череды приключений, им удается попасть в мирную долину, где они находят приют у девочки Торн и ее боевой бабушки Бен. Братья еще не подозревают, что на эти идиллические места надвигается древнее зло…

Уже по первым страницам комикса можно понять, с каким усердием Джефф изображает своих героев. Дружелюбный мечтатель Фоун Боун, ворчливый скряга Фоуни Боун, одержимый деньгами, и постоянно веселый Смайли – все они нарисованы очень просто, но в этой мультяшной простоте скрыта огромная харизма. Даже в нескольких кадрах художник умудряется передать возмущение, радость, застенчивость персонажей. Как признавался сам Джефф, секрет в том, что в каждого из Боунов он вложил частицу себя.

К «виновникам» ярких характеров главных и второстепенных героев нужно отнести не только Джеффа, но и его любимые комиксы – газетные стрипы «Peanuts» и «Pogo».

Неудивительно, что изначально и Боун был стрипом. Джефф Смитт учился в Огайском государственном универститете и публиковал их в студенческой газете «The Lantern».

Закончив университет, Джефф начал работать аниматором, но его все еще привлекали комиксы. Он рискнул и променял работу в мультипликации на создание комикса мечты.

Так появилось издательство Cartoon books, где работал ровно один человек – 30-летний Джефф Смит. В июле 1991 года Джефф издал первый выпуск (тогда еще комикс был черно-белым) – оставалось всего-то пятьдесят четыре.

  • Том 2. Великие Коровьи бега (1992-1994)

Боуны живут на ферме и худо-бедно привыкают к деревенской жизни. Приближается важнейшее событие в жизни долины – гонка коров, где бабушка Бен уже много лет одерживает верх. Но хитрый Фоуни решает одурачить крестьян и сорвать большой куш.

Джеффу нравились не только стрипы. Его главной любовью был «Скрудж МакДак» Карла Баркса и дух приключений, витавший в нем. Джефф задавал себе вопрос: а что, если бы дядюшка Скрудж отправился в путешествие длинной в тысячу страниц?

Нетрудно догадаться, кем вдохновлялся Джефф при создании скупого Фоуни. Чем сильнее старший Боун одержим жаждой наживы, тем больше он бесит честного владельца таверны Луция, пока к финалу Коровьих бегов их противостояние не доходит до точки кипения.

Пока Фоуни занимается мутными махинациями, скромный Фоун Боун пытается признаться в чувствах Торн, что тоже приводит к куче забавных моментов (и печальных для тех, кто знает, что такое френдзона).

И только Смайли беззаботно радуется жизни, когда бегает в костюме коровы.

С каждым выпуском мир комикса расширяется. Мифологию «Боуна», как и его историю, трудно назвать сложной, но простой лор становится отличной возможностью больше времени уделить проработке самих персонажей.

Например, флегматичного красного дракона можно смело назвать олицетворением принципа «живи спокойно и плыви по течению».

А крысьи создания хоть и хищники, выглядят довольно мило. Неудачливый дуэт этих чудовищ-гурманов и вовсе служит одним из главных источников гэгов.

Тираж «Боуна» рос с каждым выпуском. Он получал хвалебные отзывы и критиков, его упоминали по ТВ и даже обсуждали в Интернете (очень неплохо для начала 90-х). Это было время, когда произошел бум самиздата: серии вне Большой двойки обретали все больше фанатов, а авторы независимых комиксов считались кем-то вроде рок-звезд. О дикой популярности нового издательства Image, основанного знаменитыми комиксистами, уставшими от контроля Marvel и DC, и говорить не стоит.

Взгляните на арт 1993 года, в котором популярные звезды инди-комиксов (Дэйв Сим, Колин Доран, Мартин Вагнер, Джеймс Оуэн) объединили своих персонажей вместе. Но скольких героев на нем вы сможете вспомнить сейчас?

Тогда взлетело множество серий, но большинство из них тогда же и канули в небытие, ведь удержаться на плаву было очень непросто. Джефф Смитт ездил по комик-конам и купался в лучах славы – но создание комикса, его реклама и распространение все еще держались только на нем. И чем выше был спрос на «Боуна», тем сложнее Джеффу давалось совмещать все должности одному. Тем не менее Боун продолжал выходить (хоть и нерегулярно), и в нем начал раскрываться важнейший источник вдохновения при создании комикса…

Тьма сгущается над долиной. Крысьи создания атакуют ферму, и бабушке Бен приходится раскрыть своей внучке семейную тайну…

Даже если бы «Боун» так и остался бы стрипом-«ситкомом» про незадачливых героев, попадающих в передряги, он бы все равно вошел в историю. Шутки, построенные на абсолютно разных характерах персонажей, их невероятное обаяние, да и просто отличный ситуационный юмор гарантировали «Боуну» высокие продажи. Но Джефф Смит с самого начала знал, что это все лишь «прикрытие» для масштабной фэнтезийной истории в духе «Властелина Колец» или «Звездных Войн».

Как он позже признавался в интервью, нельзя было просто взять и сказать читателям, что их ждет сага о судьбоносном столкновении разных народов. Как и в романе Дж. Р. Толкина, поклонники Боунов должны были постепенно погружаться в выдуманный мир, следуя за любимыми персонажами. И в один момент обнаружить: они же находятся в эпицентре судьбоносных событий!

История становилась мрачнее не только в комиксе. Джефф все больше уставал тянуть на себе Cartoon books и часто срывал дедлайны. К счастью, он был не один.

Его жена, Виджая, все это время поддерживала мужа. Однажды Джефф пришел к ней и попросил помочь ему с делами издательства. Это означало, что Виджае пришлось бы уволиться с хорошо оплачиваемой работы в Кремниевой долине. Но Виджая все равно согласилась – так она стала главой издательства и взяла организационную работу на себя, пока Джефф с головой погрузился в творчество.

  • Том 4. Охотник на драконов (1995-1997)

Фоуни Боун затевает новую аферу: воспользовавшись суматохой, он объявляет, что драконы виноваты во всех бедах и обещает поймать их (конечно же, за разумную плату). А тем временем Торн грозит опасность и во сне и наяву…

90-е стали переломным моментом для комикс-индустрии, хотя бы потому что в них развился сильнейший кризис супергероики. Большая двойка и ее подражатели пытались удержать аудиторию не крепкими сюжетами или проработанным рисунком, а тоннами альтернативных обложек, кричащим экстримом и абсурдными кроссоверами.

В то же время, с любовью сделанный «Боун» казался полной противоположностью конвейерной халтуре. Но рынок рос, пока внезапно не рухнул: Marvel купило крупного дистрибьютора комиксов Hero’s World и сделало свои комиксы эксклюзивными для него. Многие мелкие издательства не выдержали конкуренции, и начались массовые закрытия.

Однако «Боун» был спасен. Под свое крыло его взяли Image Comics, которые переиздали все выпуски, вышедшие ранее. Фактически сотрудничество с Image должно было стать дополнительной рекламой комикса, пока Джефф продолжал создавать историю самостоятельно. А со следующего тома «Боун»  и вовсе вернулся в Cartoon books.

В 1996 году не вышло ни одного нового выпуска, но Джефф не сидел без дела: вместе с художниками Чарльзом Вессом и Линдой Мидли он отправился в тур по комикс-шопам и конвентам (так называемый «The Trilogy Tour»).

Как показывает история, продвижение и реклама оказались едва ли не важней качественного сторителлинга! Ведь иначе ни «Боун», ни другие независимые произведения никогда бы не добрались до нас.

Финансовые проблемы никак не сказались на уровне комикса, и он только продолжал «взрослеть» в плане атмосферы и поднимаемых вопросов. Например, Смайли и Фоун приютили маленькое крысье создание – но Торн видеть его не желает, ведь эти чудовища убили ее семью. Но должен ли детеныш отвечать за преступление своих сородичей? И кого ему считать настоящей семьей: компанию Боунов или родную стаю?

Лживые речи Фоуни стали отличной сатирой на политиков-популистов, одновременно придумывающих проблемы и браво решающих их. К тому же, Джефф наглядно показал, как легко можно манипулировать толпой. Жестче стали и сражения, ведь теперь героям приходится давать отпор самому Кингдоку, главе крысьих созданий.

  • Том 5. Кремень, хозяин восточной границы (1997-1998)

Троица вновь разделилась и вынуждена бежать от врагов. Дорогу Фоуну и Смайли преграждает самодовольный горный лев Кремень. Кажется, у Боунов появляется новый враг…

Пятый том стал своеобразным филлером-передышкой перед грядущими важными событиями, но менее интересным комикс от этого не стал. И, пожалуй, именно в этом томе больше всего внимания уделено заклятым врагам долины – крысьим созданием.

Как и многие последователи «Властелина Колец», «Боун» заставляет задуматься: а что, если условные «орки» на самом деле не чистое зло? Может, просто такова их природа?

Пока герои странствовали по горам, комикс также отправился в путешествие. Тур по конам дал свои плоды: на «Боуна» обратили внимание иностранные издатели.

Так постепенно фанаты по всему миру получили шанс прикоснуться к знаменитому комиксу. И мы в том числе, хотя до нас он добирался целых 17 лет!

  • Том 6. Пещера старика  (1998-1999)

Крысьи создания вторглись в долину, местные жители вынуждены объединиться с воинами Вени-Ян. Ужасные секреты из прошлого раскрыты, главный противник готов явить себя – сам Повелитель саранчи…

Джефф Смит все сильнее повышает напряжение, отвечая на давно заданные вопросы и подкидывая гору следующих. Бабушка Бен и ее друг Луций, таинственный человек в капюшоне – они все связаны между собой, только их история осталась далеко в прошлом.

И самое неожиданное – драматичный исход борьбы зла и добра… вдруг решается смешным твистом, почву для которого подготовили с самого первого тома!

Как признавался Джефф, еще во времена, когда «Боун» был газетным стрипом, он мечтал о том, чтобы ему не нужно было умещать шутку в несколько кадров. Юный художник хотел заниматься многослойными сюжетами со сложной структурой и долго тянущейся интригой. И мечта стала явью, ведь в «Пещере старика» давно развешанные ружья выстреливают. И в одном случае они заряжены порохом, а в другом – праздничным конфетти.

В 1999 году Смит снова взял перерыв на год, однако это снова был не отпуск: началась работа над спин-оффами «Боуна» и, что закономерно, сценарием мультфильма по мотивам истории.

Первый приквел «Глупые, глупые крысиные хвосты» был написан Томом Снегоуски и нарисован Джеффом Смитом, а также отдельные короткие истории проиллюстрировал Стэн Сакаи (автор не мене культового «Усаги»). Комикс больше ориентировался на детей, чем оригинальный «Боун». История рассказывала про основание Боунвиля и о путешествии национального героя Боунов, храброго Большого Джонсона Боуна, в Долину крысьих созданий.

Другая история о давней тайне семьи Торн, «Роуз», была намного серьезнее «Хвостов». Сценарий для нее писал уже Джефф, в то время как артом занимался его друг, Чарльз Весс (наиболее известен по совместным работам с Нилом Гейманом, он иллюстрировал «Звездную пыль» и отдельные выпуски «Сэндмена»).

К слову, Гейман описал «Роуз» как «красиво нарисованную медитацию о волшебстве, ошибках молодости и личных трагедиях, которые решают судьбы народов».

Оба спин-оффа получились ничем не хуже основной серии. К сожалению, на русском они не издавались.

  • Том 7. Покойные поля  (2000-2001)

Враг повержен, но цена победы слишком высока. Боуны, бабушка Бен и Торн отправляются в опасное путешествие в древний город Атею через покойные поля, в которых грань между явью и миром снов предельно размыта…

Самый мрачный том во всей саге. Опасность буквально подстерегает путников на каждом шагу, да и неопределенность пугает не меньше, чем крысьи создания. К тому же, Повелитель саранчи все еще не дремлет.

Коварство мира снов здесь заключается не в чудовищах из ночных кошмаров, а в страхе провалиться в дрему и не проснуться. Сами покойные поля пугающе похожи на метафору мин или ядовитого газа.

Но комикс не скатывается в атмосферу безысходности. Например, сон Фоуна Боуна, где троица превращается в персонажей «Моби Дика», не дает читателям заскучать и раскрывает, что же творится в голове у главного героя. Кстати, «Моби Дик» — любимая книга не только Фоуна, но и самого Джеффа Смита. А еще в этой арке мы видим, насколько сильны узы между Боунами. И, несмотря на то, что они часто ссорятся, Боуны остаются братьями и всегда готовы поддержать друг друга.

В то же время более серьезный тон серии привлекал далеко не всех. Он же и поставил крест на судьбе экранизации. Проектом занимался Nickelodeon, по плану продюсеров мультфильм должен был стать более детским, чем комикс. Поначалу Джефф и Виджая старались сохранять оптимизм, но когда им предложили вставить в кино песни Бритни Спирс, он твердо ответили «нет». Проект был закрыт.

Пара концепт-артов – все, что осталось от мультфильма.

  • Том 8. Кладоискатели  (2001-2002)

Боуны готовятся к финальной битве с Повелителем саранчи в Атее, но не все жители города относятся к ним дружелюбно. Тем временем Торн посещают грозные видения, а  Фоуни Боун занят поиском золота Атеи…

Если я о чем-то и жалел после прочтения, так это о том, как мало в комиксе Атеи. Очень много времени мы провели в горах и в долине, но как бы живописны ни были эти места, именно в шумном средневековом городе у Джеффа появляется возможность проявить талант по полной – изобразить толпу колоритнейших персонажей.

Возвращаются старые знакомые (драчливые пчелы), встречаем мы и новых друзей (бойкий старичок Магистр снов), и новых врагов (изуродованный фанатик Тарсил).

Хочется отметить, насколько сильно за время чтения успеваешь привязаться к Боунам и буквально начинаешь видеть в них новые черты. Например, Смайли сначала кажется недалеким простофилей, но со временем станвоистя ясно: а ведь он всегда помогает своим братьям в их приключениях и никогда не отказывается от них, какой бы глупой авантюра не была.

Именно Смайли всегда пытается помирить  наивного романтика Фоуна и прагматичного дельца Фоуни. А жадность Фоуни объясняется заботой о братьях и желанием их защитить. Фоун, хоть и не может похвастаться выдающейся силой, все равно остается храбрым.

Перед началом работы над «Кладоискателями» Джефф и Виджая отправились в Индию и Непал, чтобы собрать материал для создания Атеи. Джефф хотел отойти от стандартного «западноевропйеского средневекового» фэнтези и потому искал референсы в древних, окутанных мистикой местах. Его выбор пал на Катманду, столицу Непала. К тому же Виджая имела индийские корни, что тоже повлияло на атмосферу города.

  • Том 9. Роговой венец  (2002-2004)

Враг у ворот. Грядет последняя битва. Торн и Фоун Боун должны отыскать артефакт огромной мощи — Роговой венец. Им же предстоит совершить сложный моральный выбор, который и определит исход этой истории…

Вот и все. Зло окончательно побеждено (пусть и с помощью небольших сюжетных допущений), но не все герои смогли дожить до последних страниц. Кто-то кардинально изменился, другие – так и остались собой. Война и беды остались позади, и, казалось бы, Боуны могут оставаться жить в долине долго и счастливо…

Но приходит время возвращаться домой.

В 2004 году, спустя 13 лет, работа над комиксом завершилась. «Боун» завоевал целых 44 награды, в том числе 10 Айснеров и 10 Харви. Но, что намного важнее, его полюбили тысячи, миллионы читателей по всему миру.

За 13 лет мир сильно изменился. Серии вне супергероики заслужили почетное место в сердцах фанатов, а сами комиксы стали цениться не меньше литературы. Как признавался на интервью Джефф, на заре своей карьеры он и мечтать не мог, чтобы увидеть на комик-конах такую разнообразную аудиторию, какой она стала сейчас. Такие комиксы, как «Боун», доказали, что комиксы с удовольствием могут читать люди самого разного возраста, национальности или пола. Разве это не здорово?

Однако с последним выпуском история Боунов не закончилась.

Вскоре после финальной главы, был выпущено массивное 1300-страничное издание, объединившее все выпуски.

С 2005 по 2009 год Стив Хэмекер занимался покраской комикса. Забавно, что именно Арт Шпигельман, автор черного-белого «Мауса», убедил Джеффа добавить цвет.

В 2005 году Telltale Games начали выпуск игр по мотивам комикса, но из запланированных пяти эпизодов вышло только два.

А в 2010 приключения Боунов продолжились. Правда, не в комиксе, а в текстовых книгах «Боун: В поисках Искры», где рассказывали о других Боунах.

И, наконец, в 2016 вышел комикс-эпилог «Bone CODA», где Боуны продолжают возвращаться в Боунвиль. Увы, всего лишь короткая история, а полноценный финал…

Но, может, так даже лучше? Ведь смысл странствия Боунов не в конечной цели или награде – смысл в самом пути, который вдохновляет нас на новые свершения.

Поэтому до скорых встреч! С днем рождения, Боуны!

P.S. Текст основан на документальном фильме «Иллюстратор: Джефф Смит, Боун и революция в комиксах» (опять же, спасибо за перевод «Рамоне» и студии Jaskier), а также «Истории «Боуна» и Джеффа Смита» на официальном сайте Cartoon books.

Комментарии