Как появилась Фантастическая Четверка? Ориджин Первой Семьи Marvel и дебют Доктора Дума

2 014

Как появилась Первая Семья Marvel и ее заклятый враг?

Несмотря на вполне солидный для комикс-персонажей возраст в 61 год, Фантастическая Четверка не теряет популярности. Да, нельзя сказать, что команда сейчас на подъеме, но ее позиции потихоньку укрепляются. После нескольких лет затишья (с 2015 по 2018 у Четверки даже не было собственной серии), они вернулись в комиксы, а в 2022 случается дебют одной из версий Мистера Фантастика в Киновселенной Marvel в фильме «Доктор Стрэндж в Мультивселенной безумия». Теперь у героев вроде бы снова все хорошо: в ноябре вышла новая серия комиксов, недавно Алекс Росс выпустил крутую историю про персонажей, постоянно ходят слухи о кастинге в грядущий проект КВМ. Чем не повод вспомнить, с чего же начинался путь первой команды Marvel?

Сегодня мы будем разбирать великую классику, поэтому неудивительно, что эти комиксы были неоднократно перевыпущены. В России богатым на переиздание ориджина Четверки стал 2019 год, юбилейный для Marvel. Тогда издательство «Комильфо» выпустило первые десять выпусков приключений команды в рамках сборника «Классика Marvel. Фантастическая Четверка», о чем мы писали тут, а «Параллель Комикс» выпустили громадную антологию на 1008 (!) страниц “75 лет Чудес”, куда входил и первый номер Fantastic Four. О последней книге можете почитать здесь.

Первое появление Фантастической Четверки: Fantastic Four #1

К 1961 году главный редактор и арт-директор Marvel Comics Стэн Ли почти окончательно выгорел. Он рассказывал, что за 20 лет работы в индустрии (а Ли начал свой путь сценариста еще в 1941) он устал от того, чем занимается.

Мой издатель, Мартин Гудман, считал, что комиксы для детей или глупых взрослых. Он говорил мне: «Стэн, не используй слова длиннее двух слогов, не пиши много диалогов, вставляй побольше экшена и не волнуйся по поводу персонажей». И это было нормально, у меня была стабильная работа. Но она не доставляла мне удовольствия. И я хотел уйти.

К счастью для всех нас, Стэн получил совет от своей жены, Джоан: «Если хочешь, уходи. Но сначала напиши что-нибудь, что тебе самому понравилось бы прочитать!». По стечению обстоятельств, в то же время уже упомянутый издатель Marvel, Мартин Гудман, узнал о невероятном коммерческом успехе новой серии DC Comics (тогда еще National Comics) — Justice League of America. Согласно легенде, которую рассказывал и сам Стэн Ли, Гудману коммерческие тайны разболтал сам издатель DC, Джей Лейбовиц, во время игры в гольф. Однако, в книге Рида Таккера «Marvel vs DC. Великое противостояние» упоминается, что оба издателя отрицали факт совместной игры в гольф. Зато там же приводятся другие версии, по которым Гудман попросту имел связи в Independent News, занимавшиеся распространением комиксов DC, и через них узнавал информацию о продажах.

Как бы то ни было, Мартин Гудман сделал для себя нужные выводы и поставил перед Стэном срочную задачу — написать комикс о команде супергероев. Вообще, стратегия Marvel тех лет во многом заключалась в простом принципе: смотри на успехи конкурентов — копируй — получай прибыль. Но на этот раз, вероятно, выгоревший Ли понял — вот тот, шанс, что он ждал! И осторожничать смысла уже не было.

Гудман сказал: «Знаешь, возможно, супергерои — все еще выгодная ниша. Почему бы тебе не придумать свою такую же команду, как Лига Справедливости? Можем назвать ее Лигой Благочестия», — вспоминал Ли в 1973 году, — Я работал на него и должен был делать то, что он говорит, так что мне нужно было создать команду супергероев. Но я подумал, будь я проклят, если просто скопирую DC!

Так Стэн Ли вместе с Джеком Кирби начали работать над концепцией новой команды. И борющийся со своим личным кризисом Ли решил не сдерживать себя ни в каких рамках, отбросив все набившие ему оскомину клише комиксов того времени. Во-первых, он решил избавиться от костюмов и, даже больше, от тайны личности. В своих интервью он говорил:

Если бы я мог перепрыгнуть небоскреб, я бы не переодевался в красочный наряд. Я бы просто прыгал!

Во-вторых, он решил не придумывать какой-то несуществующий город, вроде Готэма или Метрополиса, а поместил своих персонажей в хорошо знакомый ему Нью-Йорк (Пускай и не в первом выпуске, где изначально все происходило в Централ-Сити. Интересно, рядом пробегал Флэш?). Наконец, он сделал своих персонажей личностями посложнее, чем типичные герои без страха и упрека. Со скидкой на эпоху, конечно же.

Так, в Justice League of America образца 1960-х, большинство диалогов между героями заключались в обсуждении способов совладать со злом. И ничего личного.

В итоге Стэн пришел к концепции семьи с живой и понятной каждому внутренней динамикой (в противовес всяким образцовым супер-друзьям), к тому же состоящей из нетипичных личностей: занудного ученого; его невесты, которая сама могла за себя постоять; ее импульсивного младшего брата-тинейджера; и лучшего друга семьи — грубого и обиженного на других сурового мужчины.

Разумеется, Ли с Кирби не покусились на главное в супергеройских историях — суперспособности. Хотя первоначально, четверке должно было повезти куда меньше. Согласно первоначальному сценарию, способности каждого влекли за собой неприятную цену. Так, Сью должна была стать перманентно невидимой, как ее литературный вдохновитель, Человек-Невидимка. Чтобы ее видели, она должна была надевать специальную резиновую маску. Джонни загорался от любых сильных эмоций. К тому же, между воспламенениями ему нужен был отдых. Рид все так же мог растягиваться, но это доставляло ему физическую боль. В результате он не мог долго находиться в измененном состоянии. И только Бен дошел до итоговой истории в том же виде, в котором был задуман. Хотя изменения коснулись его характера — он должен был стать более эгоистичным, желающим использовать свою силу в личных целях. Другим же членам команды приходилось сдерживать Существо, борясь с собственным страхом перед его мощью.

Сейчас сложно судить, кто вложился в образ Четверки сильнее — Стэн Ли или Джек Кирби. Но в одном Королю Комиксов сложно отказать: уникальный образ Существа точно принадлежит Кирби. В изначальном сценарии упоминались только две характеристики монстра: “тяжелый” и “бесформенный”. Так что оранжевый голубоглазый здоровяк очень легко мог быть совсем другим. А вот насчет Человека-Факела Ли с Кирби обговаривал детали. Наследник образа огненного человека (у Marvel уже был одноименный персонаж в 40-х) должен был соблюдать Кодекс Комиксов и поэтому мог сжигать неодушевленные объекты, но не людей. Последнее описано в книге «Стэн Ли. Создатель великой вселенной Marvel», выпущенной в 2017 году на русском языке издательством «Бомбора».

Но давайте же наконец окунемся в сюжет первого выпуска. И Стэн сразу бросает нас с места в карьер с помощью нелинейного повествования. В начале читатель оказывается в гуще событий, когда таинственный Мистер Фантастик с помощью сигнала в небе призывает еще никому не известную Фантастическую Четверку. А кто это такие? Объяснят только к середине сюжета. Чем-то напоминает классические истории про монстров, которые любил Ли, как например «Странная история доктора Джекилла и мистера Хайда».

На зов лидера собираются другие странные личности. Миловидная Сью Шторм становится невидимой и сбегает с чаепития с подругой. Бен Гримм, огромная закутанная в плащ фигура, проламывает стену в магазине одежды, где он пытался найти себе костюм по размеру. Полиция такую спешку не оценила и пыталась его задержать, но тот уходит через канализацию. И, наконец, юноша Джонни Шторм ремонтировал свой Корвет, когда увидел сигнал. Машина его, видимо, больше не заботила — он расплавил ее и вылетел через дыру в крыше навстречу приключениям!

Стэн Ли говорил, что хотел создать равного другим женского персонажа. Но пока мужчины летали и ломали стены, Сью сбивала прохожих с ног и пугала таксиста летающей купюрой.

Приключений Джонни долго ждать не пришлось: объятого пламенем человека над Нью-Йорком засекли военные и решили сбить ядерной ракетой (конечно же!). К счастью, Джонни спас Рид, который своими длинными руками отшвырнул ракету и втащил погасшего (видимо, от перенапряжения) Шторма в окно здания. Там уже собрались остальные члены команды, и Рид собирается сообщить о цели их первого сбора в роли Фантастической Четверки…

…Но сначала флешбэк! История про тот самый полет, космические лучи и последующее превращение уже стала классической. Пересказывать ее смысла нет, но интересны детали. 

В комиксе очень скомкано объясняется цель полета. Упоминается, что Рид “годы” конструировал ракету, а Бен собирался ее пилотировать. По каким-то неназванным причинам, Ричардс решил устроить нелегальный запуск, не дождавшись официального одобрения. Бен отказывается — он опасается космических лучей, от которых пока что нет надежного экранирования. И тут Сью раскрывает причину спешки: чертовы коммунисты.

— Бен, мы должны рискнуть… Иначе коммунисты побьют нас! Я…я никогда не думала, что ты струсишь!

— Струшу?! Никто не смеет называть меня трусом! Садитесь на корабль! Я буду пилотировать его несмотря ни на что!

Да, друзья ввязались в это, чтобы обогнать коммунистов. Халк тоже появился из-за советского шпиона (мы писали об этом тут). Интересно, стояла ли Красная Угроза за тем радиоактивным пауком в Amazing Fantasy #15? Пишите в комментариях!

В чем именно герои хотят опередить Советский Союз? Четко не говорится, но можно проследить цепочку событий. Комикс вышел в августе 1961, а 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин совершил свой полет, став первым человеком в космосе. Поскольку полет Четверки случился во флэшбеке, есть вероятность, что это случилось до полета Гагарина. Таким образом, видимо, во вселенной Marvel члены Фантастической Четверки становятся первыми людьми в космосе! По крайней мере, попавшими туда благодаря технологиям, а не магии, силе Феникса и т.д. и т.п.

Ну а наши герои отправляются в полет! Рид как командир миссии, Бен как пилот, Сью как… невеста Рида, а Джонни… Потому что он брат невесты Рида. Серьезно, они так и говорят:

Итоги полета сейчас всем известны — у друзей появляются способности, и квартет решает использовать их на благо человечества.

Возвращаемся к основной истории. Рид рассказывает, что в мире пропадают атомные электростанции — буквально проваливаются под землю! (А военные главной угрозой видят летающего над Нью-Йорком Человека-Факела, ага). С помощью Науки Рид выясняет, что тот, кто стоит за всем этим, обитает на загадочном Острове Монстров!

Герои отправляются в путь. И сталкиваются с довольно нетривиальным злодеем — Человеком-Кротом! Он утаскивает Рида и Джонни в подземное царство, оставляя Сью на съедение одному из своих чудовищ (что странно, обычно злодеи делают наоборот). К счастью, Сью спасает Бен, и вместе они мчатся на помощь к друзьям. Но те, в общем-то, в безопасности: Человек-Крот, переодев гостей в новые комбинезоны, рассказывает Риду и Джонни свою печальную историю и показывает, как круто он может сражаться на шестах вопреки частичной слепоте.

Если коротко о мотивации злодея, то будущий Человек-Крот был настолько уродливый, что его не брали на работу. Поэтому он решил стать повелителем монстров подземного мира.

Человек-Крот раскрывает карты: он хочет разрушить все крупные электростанции, чтобы с легкостью уничтожить обесточенную цивилизацию поверхностников. Но тут появляются Бен и Сью, и Крот понимает, что пан или пропал. Он вызывает своего самого огромного монстра, который и уничтожал электростанции. Да, это именно тот знаменитый зеленый монстр с обложки. Иронично, но с ним герои не сражаются — Джонни просто пугает его пламенем, Рид хватает Крота, и герои убегают от “армии подземных горгулий” по тоннелю, который Джонни прожигает сквозь толщу земли прямо на поверхность.

Но привлечь злодея к правосудию, как это часто было в комиксах Золотого и Серебряного веков, не удалось. Человек-Крот вырывается и остается на острове. Но с поражением он справиться не смог, поэтому взрывает остров вместе со всеми монстрами. Фантастическая Четверка же улетает на встречу новым приключениям.

Таким был первый выпуск Fantastic Four, давший старт новой супергеройской эре Marvel. Стэн Ли и Джек Кирби действительно произвели революцию, но не все их смелые задумки были реализованы сразу. Да, каждый персонаж здесь действительно личность. Пусть не очень глубокая и не всегда приятная, но личность — и это был огромный художественный прорыв в индустрии. Ли удалось уйти от героических архетипов и показать более-менее обычных людей, но всех стереотипов избежать не удалось. 

Пусть Стэн и старался сделать женского персонажа равного мужским, на деле же Сьюзан Шторм образца Fantastic Four #1 становится объектом спасения (даже на обложке) и влияет на сюжет только как катализатор мотивации мужчин. Интересно, что несмотря на заявленную помолвку Сью и Рида, у них даже толком нет диалогов, не то что какой-то химии. Риду как будто вообще плевать на Сью, а ей вроде и так нормально. Впрочем, в первом выпуске на романтику и не было времени. Бен и Джонни тоже ничего сложного из себя не представляли. Первый — типичный качок с простецким говором, а Джонни крайне легкомысленный подросток, который просто кайфует от происходящего. Но зато эти черты у них были! И в дальнейшем они будут влиять на историю.

А вот в сюжетном плане революция вообще не заметна (по крайней мере, с высоты 2022-2023 годов). Основной костяк истории — типичное нападение монстров из скрытого мира, коих Стэн Ли написал множество за 50-е годы. Однако работа заложила основы будущих историй и развития персонажей, а также всей Вселенной Marvel. И все же образ Фантастической Четверки после первого выпуска нельзя назвать полноценным…

Формирование окончательного образа Первой Семьи Marvel: Fantastic Four #3

В тех же интервью, Стэн вспоминал, что сразу же после первого выпуска Fantastic Four издательство стало получать фанатские письма — что до этого случалось нечасто. Отзывы, вместе с выдающимися продажами, стали маркером успеха новых героев. И хотя большинство идей Ли нашли отклик в сердцах читателей, одна была воспринята в штыки.

Во всех письмах было примерно одно и то же: «Мы обожаем этот комикс! Он лучший, мы будем покупать его вечно! Вы — лучший автор, Джек — лучший художник! Это великолепно!.. Но если вы не дадите им костюмы, мы не купим больше ни единого выпуска». Я никогда этого не понимал, но по какой-то причине люди, которым нравятся истории про супергероев, обожают их костюмы!

Однако, почта явно не сразу дошла до авторов — во втором выпуске герои все еще носили обычную одежду. Зато в этом выпуске впервые появились скруллы! Но сейчас не об этом. В третьем выпуске Fantastic Four практически окончательно сформировался образ команды в том виде, в котором мы ее знаем до сих пор. И первые изменения бросаются в глаза сразу же с обложки.

Да, Четверка здесь в костюмах! Подробнее поговорим об их появлении, когда начнем разбирать сюжет. И о засветившейся там же Фантастической Машине (Fantasticar) тоже. На обложке же появляется и новый облик Джонни.

Начиная с третьего выпуска Джек Кирби начал рисовать Человека-Факела в его огненной форме немного иначе. Если раньше он представлял собой сгусток огня с руками и ногами, то теперь это более человек, чем факел.

Точно неизвестно, но скорее всего перемена случилась из-за желания художника упростить процесс — нарисовать заштрихованную человеческую фигуру и пары волнистых линий куда проще, чем всех этих языков пламени. Существует также и альтернативная обложка третьего выпуска, на которой Джонни сохраняет свое обычное лицо и шевелюру в своей огненной форме. Видимо, Кирби решил поэкспериментировать после двух выпусков. Новый дизайн стал каноничным и в несколько измененной форме использовался и другими художниками вплоть до 2000-х.

Та самая альтернативная обложка.

Что же скрывается под такой многообещающей обложкой? В начале истории Четверка отправляется на шоу иллюзиониста Miracle man (далее будем называть его Чудотворец, чтобы не путать с одноименным героем). Чудотворец показывает различные фокусы и, узнав в толпе известных супергероев, а во втором выпуске Фантастическая Четверка стала публично известной, вовлекает их в шоу. В частности, он меряется силой с Существом.

Бен ломает бревно в несколько ударов, тогда как Чудотворец аккуратно разрезает свое всего одним пальцем.

Существо не особо доволен поражением, но друзья уводят его от греха подальше. И обратно домой герои отправляются на своей новоиспеченной Фантастической Машине (также известной как Летающая ванна). Постойте, а куда это — “домой”? Конечно же в Здание Бакстера!

Схемы убежищ героев — настоящий рай для гика.

Правда, в этом выпуске название здания не упоминается. Более того, вплоть до Fantastic Four #6 1962 года выпуска убежище Четверки называли просто “Небоскреб” или “Башня”. Зато со временем это место настолько культовым, что у него появился самый настоящий адрес в Нью-Йорке — угол 42 улицы и Мэдисон авеню, или же 330 Мэдисон Авеню. Любопытно, что по этому адресу в Нью-Йорке действительно стоит небоскреб с похожей башней, но точно не он вдохновил Стэна Ли на образ убежища команды. Небоскреб был возведен только в 1965, до этого же там был отель. Любопытно, что отель снесли в год выхода комикса — в 1961, а чуть позже начали возводить небоскреб. Что если история про Фантастическую Четверку — такая хитрая реклама недвижимости в Нью-Йорке? К сожалению, правды мы никогда не узнаем.

Когда герои входят в свой новый дом, Сью презентует еще одну новинку — униформу. Рид с радостью принимает обновку, а вот Бен, как всегда, недоволен. Но Невидимая Девушка объясняет идею — теперь они публичная команда супергероев и должны одеваться соответствующе. Ну а Бену толерантная Сью добавляет дополнительный аксессуар — шлем, полностью закрывающий лицо.

Восклицание Бена, словно принадлежащее самому Стэну: «Ба! Костюмы… узкие… Это ребячество! Кому они нужны?!».

Сразу же предоставляется возможность испытать обновку в деле! Чудотворец-то оказался не простым фокусником. Он мечтает захватить весь мир! Распространенное явление в комиксах 60-х. Используя Силу, суть которой пока не раскрывается, он вдыхает жизнь в гигантскую статую монстра и, с ее помощью, отправляется крушить город. Гигантские монстры все еще не отпускали авторов. Комиссар Нью-Йорка тут же звонит Мистеру Фантастику и просит о помощи! Четверка отправляется в бой, демонстрируя еще одну легендарной фишку — разделение Фантастической Машины!

Разделяться — лучшая тактика, когда ищешь гигантского монстра.

Мужчины по очереди сражаются с монстром, но терпят неудачу. В первой же схватке Существо срывает шлем и верхнюю часть костюма, оставив только каноничные штаны.

Сью же, став невидимой, решает проследить за Чудотворцем. Оказывается, что, прикрывшись монстром, злодей похитил у армии Атомный Танк! Невидимая Девушка связывается с командой и просит друзей ждать ее сигнала, пока она не отследит Чудотворца до его логова.

В ожидании сигнала Бен с Джонни начинают ссориться на почве того, что Существо оставил Сью одну. Рид их успокаивает, но ненадолго — Бен снова начинает переживать из-за своей внешности. Мистер Фантастик напоминает ему о недавнем позитивном происшествии — во втором выпуске Бен по непонятной причине ненадолго смог вернуть человеческий облик. Джонни же начинает откровенно издеваться над здоровяком. Снова разгорается ссора, и Человек-Факел уходит проветриться в кафе.

Пока Бен с Ридом ждут на базе, а Джонни пьет милкшейк с друзьями, Невидимая Девушка узнает, что Чудотворец решает спрятать танк на свалке для каких-то будущих планов. Увы, собака Чудотворца чует девушку, и злодей раскрывает героиню. Он гипнотизирует ее и заставляет вызвать остальную Фантастическую Четверку, чтобы разобраться с ними раз и навсегда!

Поначалу члены Четверки вызывали друг друга с помощью необычной сигнальной ракетницы.

Друзья отправляются на свалку и сталкиваются с Чудотворцем, вооруженным… гигантским ключом. Но вдруг ключ превращается в автомат! Риду с Беном пули нипочем, и злодей вместе с безвольной Сью бежит к спрятанному танку!

Тут подоспел Джонни. Рид хочет вернуться к вертолету для погони за злодеем, но подросток видит возможность “получше” — завалявшиеся на свалке раритетные гоночные машины! Почему это лучший план?

«Потому что это веселее!» — отвечает Джонни. И это так, особенно с Ридом в качестве запаски.

Тут Джонни приходит действительно хорошая идея. Он летит вперед танка и разгорается яркой вспышкой, которая ослепляет злодея.

Поймав плохиша, Рид раскрывает его секрет. Он никакой не волшебник, а просто хороший гипнотизер. Он заставлял людей верить в то, что творит чудеса и оживляет статуи, пока сам воровал драгоценности и танки. Чудотворец, лишенный гипнотического взгляда из-за вспышки Джонни, отправляется в тюрьму. Интересно, что этот злодей до сих пор где-то маячит во Вселенной Marvel. Последний раз он появлялся не так давно, в FF Vol. 2 #4 2013 года.

Напоследок сюжет подкидывает клиффхэнгер! Существо обвиняет Джонни в, кгхм, вспыльчивости, отчего тот выходит из себя и покидает команду! Это заставляет Мистера Фантастика обеспокоиться вопросом: Что, если Человек-Факел обернется против Фантастической Четверки?

Таким вышел третий выпуск Четверки. Он существенно раскрыл характеры персонажей, добавил важный компонент во взаимоотношения Бена с Ридом (вина за уродство друга) и Джонни (вечные ссоры на почве того, что оба не могут держать язык за зубами). Ну а Сью становится полноценным участником сюжета! Да, сам этот сюжет здесь снова не выдающийся, но зато он не отвлекает от развития героев и групповой динамики. Чего же пока не хватало Четверке для действительно хорошей супергеройской истории? Конечно же, выдающегося злодея. На сцену выходит Доктор Дум!

Как появился Доктор Дум: Fantastic Four #5

Стэн Ли называл Доктора Дума одним из опаснейших злодеев Marvel, если не самым опасным. Он считал так по двум причинам: Дум мечтает захватить мир и он является королем целой страны! Соответственно, он имеет дипломатическую неприкосновенность, огромные амбиции, а также невероятный интеллект и удивительные навыки. 

Джек Кирби, создавая дизайн персонажа, пытался отобразить в его внешности зловещую неотвратимость.

В основе Доктора Дума была классическая концепция Смерти, приближающейся Смерти — говорил Джек в интервью 1987 года, — Я видел Доктора Дума как Человека в Железной Маске, который тоже был символом приближающейся смерти. В этом была причина брони и капюшона. Смерть — это что-то беспощадное, а человеческая плоть является вместилищем милосердия. Я хотел стереть его и сделал это с помощью маски.

Интересно, что классический образ Человека в Железной Маске, видимо, стал большим источником вдохновения для Джека летом 1962 года. Помимо первого появления правителя Латверии, также в июле вышел Tales of Suspense #31, одна из историй которого повествовала о Монстре в Железной Маске.

На обложке этого выпуска шкура Монстра даже окрашена в тот же оттенок зеленого, что и плащ Доктора Дума.

При своем первом появлении Виктор Фон Дум хоть и представлял серьезную угрозу, но все же не того масштаба, как это будет в грядущих историях. Хотя уже в этом комиксе, на первой же странице отражен противоречивый образ злого гения — книги по магии и науке, скрытое за грубой железной маской лицо, фигурки Фантастической Четверки, которыми злодей словно играет в шахматы. Намекая на зловещие планы, загадочный человек садится в вертолет и отправляется на встречу со своими будущими врагами.

В это время Фантастическая Четверка отдыхает в своем секретном убежище. Да, в полном составе — в Fantastic Four #4 Человек-Факел в ходе нападения Нэмора на Нью-Йорк понял, что помощь команды очень важна, и вернулся в Четверку. Кстати, о первом появлении самого Подводника мы писали тут.

Сейчас Джонни занимается продакт плейсментом чтением нового комикса Marvel.

Интересный рекламный ход! В четвертом выпуске вообще почти по всем страницам были раскиданы надписи в духе «Кто такой Халк??» или «Вы никогда не видели никого такого, как Халк!».

Джонни подмечает сходство Халка и Существа (самоирония от Стэна Ли), Бен злится, случается потасовка… Но тут прилетает Дум на вертолете и блокирует весь небоскреб огнеупорной электрической сетью! Злодей выдвигает требования: Сью добровольно идет к нему в заложники, а мужчины без сопротивления летят с ним и делают то, что Дум им скажет.

Рид узнает голос злодея — это его бывший однокурсник, Виктор Фон Дум! Рид вспоминает увлечение Дума магией и ставшим для него фатальным эксперимент по путешествию в другие миры.

В будущем Эд Брубейкер написал целую лимитку о происхождении Доктора Дума с точки зрения самого злодея. Комикс «Книги Дума» выпущен на русском языке, у нас есть обзор.

Опасаясь за Сью, герои в точности выполняют требования человека в маске. Тот увозит их в свой замок (королевский статус Дума, к слову, пока не упоминается) и раскрывает свой по-злодейски простой план: он изобрел машину времени и ему нужна Четверка, чтобы отправиться в прошлое за легендарными пиратскими сокровищами Черной Бороды. Поскольку Сью в плену, фантастическое трио соглашается.

Дум перемещает их в Золотой век пиратства. Замаскировавшись, герои сразу же оказываются втянуты в пиратские разборки. Их бросают в трюм корабля, но они освобождаются и даже становятся новыми главами банды пиратов! Shit escalated quickly: Рид предлагает грабить другие пиратские корабли в надежде напасть на Черную Бороду. Корабль Четверки берет проплывавшее мимо судно на абордаж, в ходе которого Существо ведет пиратов за собой. И когда ограбление проходит успешно, пираты ликуют, называя Бена… Черной Бородой! Оказалось, что герои стали частью временной петли, и сокровища, которые они только что украли, технически становятся сокровищами Черной Бороды!

Рид подозревает, что Дум захотел именно эти сокровища неспроста и, следовательно, передавать их ему может быть опасно. Мистер Фантастик подменяет драгоценности в сундуке на корабельную цепь. Существо же, из страшного, никем не любимого монстра, стал уважаемым пиратом и хочет остаться здесь. Поэтому он приказывает бросить друзей за борт, чтобы они не вернули его в будущее. Но налетевший шторм уничтожает корабль и приводит Бена в чувство.

Тем временем Доктор Дум возвращает героев в будущее. Рид был прав: ему нужны были сокровища, потому что среди них были могущественные драгоценности самого Мерлина! Заметив подмену сокровища, он нападает на героев. С Существом ему не справиться!.. Но и героям не победить, ведь это не настоящий Дум, а всего лишь его робокопия!

Торговая марка «Думбот» пока что не называется.

Злодей запирает героев в подземелье и выключает подачу кислорода! К счастью, Сью удается закоротить компьютер злого доктора и спасти команду. Герои выбираются, но и злодею удается уйти — хоть, судя по всему, и ценой своего замка.

Таким было первое появление Доктора Дума. Да, он не стал сходу величайшим злодеем всех времен, но огромный потенциал уже заложен. Комбинация научного гения и мистических практик даже сегодня звучит нетривиально. Средневековый сеттинг вкупе с высокотехнологичными роботами и машиной времени тоже вызывает интерес. Ну а сразу заявленное общее прошлое с Ридом Ричардсом позволило со временем сделать этого злодея архиврагом Первой Семьи Marvel. Судя по всему, Стэн Ли еще в 60-е понимал, что формат комиксов позволяет работать в долгую. Можно было тут и там раскидать чеховские ружья, которые выстрелят даже не к концу истории, а через пару-тройку таких сюжетов. И это тоже часть его великого наследия.

Первые истории про Фантастическую Четверку действительно делали то, что в комиксах тогда было не принято — углублялись в личности персонажей. Если в первом выпуске они все еще были карикатурны, с каждой новой историей герои раскрывались и становились все интереснее. И не только сами по себе, но и как часть целого. И не просто команды, но семьи.

Что с персонажами сейчас?

Как уже было упомянуто выше, Фантастическая Четверка получила новый онгоинг от сценариста Райана Норта и художника Ибана Коэльо. Последний известен работами на Веноме, а вот сценарист — лауреат Премии Айснера в номинациях… “Лучшая публикация для детей” за Adventure Time в 2013-м году и “Лучшая публикация для подростков” за The Unbeatable Squirrel Girl в 2017-м. И первый номер, посвященный приключениям Бена и Алисии, показывает вероятное направление серии — яркая картинка и добродушный юмор со вставками милоты и экшена, но не без драматических элементов (вроде сложности социализации Существа) и клиффхэнгеров (последнее спойлерить не будем). Вероятно, в новую серию заглянет и лучший враг или заклятый друг Четверки, зависит от истории. Ну а обложки от Алекса Росса точно не подведут!

До этого Фантастическую Четверку четыре года писал Дэн Слотт и не сделал там в целом, на субъективный взгляд, ничего выдающегося. А может, и хуже — отретконил происхождение Четверки (теперь это случилось не из-за ошибки Рида, а по умыслу инопланетян) и продолжил линию Бендиса, который откатил постепенно эволюционирующего в антигероя Дума к злодейским корням мегаломаньяка. Можно вспомнить, как после событий Civil War II в 2017 году Виктор пытался в героя в рамках Infamous Iron Man Брайана Майкла Бендиса.

А еще у Рида появилась новая сводная сестра.

Зато и Четверка, и Фон Дум снова активно участвуют в событиях Вселенной Marvel. Первая Семья была более-менее важной частью события Devil’s Reign, а Доктор Дум, например, интересовался позицией Верховного Волшебника в онгоинге Strange 2022 года. К тому же, были и любопытные ваншоты, самый интересный из которых, пожалуй, тот Fantastic Four: Full Circle Алекса Росса! Последний, к слову, стал сиквелом Fantastic Four #51 — одной из классических историй Стэна Ли и Джека Кирби.

Ну а наше путешествие в прошлое подходит к концу. Расскажите, какие у вас самые любимые истории о Фантастической Четверке или Докторе Думе?

Подписывайтесь на наш Telegram и поддержите нас на Boosty!

Комментарии