Интервью с художником комиксов о Черепашках-Ниндзя Матеусом Сантолоко

1 500

Поговорили с художником Матеусом Сантолоко.

В этом году на Московский Comic-Con приехал художник Матеус Сантолоко, который иллюстрирует (а теперь и пишет) лучшие на сегодняшний день комиксы о Черепашках-Ниндзя от издательства IDW. Мы не упустили возможности пообщаться с Матеусом и задать ему парочку вопросов!

Приятно познакомиться, Матеус и добро пожаловать в Россию!

Спасибо! Мне тоже приятно.

Вы уже не первый раз посещаете Россию и два года тому назад приезжали на Большой Фестиваль в Санкт-Петербурге. Теперь, когда вы видели обе столицы страны (культурную и территориальную), можете ли вы сказать где вам больше всего понравилось?

Оба города очень красивы и мне даже как-то сложно выбрать. Точно могу сказать, что Московская архитектура весьма величественна. Хотя и Санкт-Петербург не отстаёт.

Не ошибусь, если предположу, что вы смотрели лайв-экшен фильмы про Черепашек-Ниндзя. Какую картину вы можете назвать своей любимой?

Самую первую, та что вышла в 1990 году. По-прежнему люблю этот фильм.

А нелюбимой?

Однозначно фильм 2014 года. Его сиквел, кстати, я ещё не видел.

Предположим, что в обозримом будущем начнут снимать новый фильм про Черепах. Каким вы бы хотели видеть будущий фильм об этих героях?

Фильмом для всех. Общей возрастной аудитории, так сказать. Безусловно, в этой картине вполне спокойно могли бы присутствовать какие-то элементы «взрослого» повествования. Но не так много и не так интенсивно, чтобы это отпугивало молодую аудиторию. Мне кажется, что подход Marvel к кинокомиксам очень хорошо подошёл бы для будущих фильмов про Черепашек-Ниндзя.

Хорошо, мы поговорили о лайв-экшен адаптациях, а что насчёт анимационных? Вы смотрели их все?

Нет. Конечно же, будучи ребёнком я смотрел самый первый мультсериал восьмидесятых годов, но видел не так уж много эпизодов.

А что насчёт последующих анимационных шоу?

Полностью посмотрел первый сезон мультсериала 2003 года. У нас его называют «Turtles 2K». Мне он понравился – он был менее комедийным и более супергеройским. Так же видел первый CGI-фильм. Не тот, что от Майкла Бэя. Это было давно в 2007 году, кажется, но помню, что его просмотр оставил приятное впечатление. Люблю сериал 2012 года от «Nickelodeon» — как раз совсем недавно досмотрел 4 сезон. Великолепное шоу. Ну и конечно же, видел первый эпизод свежего «Rise of TMNT». Он весёлый и его история мне показалась достаточно хорошей. Конечно, мне не понравился дизайн персонажей, но увидев их в движении я понял, что всё-таки наслаждаюсь тем, как сериал выглядит в движении. Кстати, я не так давно разговаривал с людьми в IDW, у которых есть внутренняя информация о дальнейшем развитии истории в мультсериале, и она показалась мне очень интересной. Конечно, чтобы иметь полноценное и взвешенное мнение о сериале нужно посмотреть на сезон целиком, когда он выйдет полностью, но первый эпизод действительно хороший.

Много где, в России в том числе, сериал не очень хорошо восприняли по ряду причин. Кому-то не понравился новый стиль сериала и различные эстетически детали, кому-то изменённые характеры и статус-кво некоторых персонажей. Что вы думаете насчёт всех изменений?

Ну, я определённо не фанат магического оружия. Мне кажется, что классическое вооружение гораздо лучше подходит для Черепашек-Ниндзя. Ещё мне не очень понравилось то, что теперь Рафаэль лидер команды. Это было странное решение. Хотя, пообщавшись с некоторыми людьми в IDW, мне дали понять, что это возможно не навсегда. У меня нет 100% уверенности в том, что всё так и будет, но насколько я понял – у персонажей на протяжении сериала будут свои арки, связанные с их личностным развитием. Так что к концу сезона может случиться так, что Леонардо вновь будет лидером команды.

При просмотре я стараюсь держать в голове одну мысль – это шоу не для меня. Это шоу – для детей. Людям постарше, людям моего возраста, возможно, имеет смысл смотреть не в сторону мультсериала для детей, а в сторону комиксов IDW. В основном, потому что они ориентированы на более зрелую аудиторию.

 С экранизациями мы определились, а как насчёт видеоигр?

На самом деле, как раз игры и стали той вещью, что зацепили меня и втянули в черепаший фандом. Конкретно – первая игра для аркадных автоматов. Та, что начинается с уровня внутри горящего здания и похищения Эйприл. Эта игра настолько сильно приковала всё моё внимание, что я каждый день ходил в зал с аркадными автоматами и играл в неё. И надо сказать – играл весьма хорошо!

Естественно, на этом я не бросил и в последующие игры я так же играл. Для одной из последних игр – «TMNT: Mutants in Manhattan» (от Platinum Games) я даже рисовал обложку и промо-постер. Да что уж говорить – визуальный дизайн игры основывался на комиксах IDW, комиксах которые я рисовал. Сама игра выглядела достаточно весёлой, но играть в неё было не слишком весело. Возможно, играй я не один, а в компании друзей — зашло бы гораздо сильнее. Не самая моя любимая черепашья игра. Самая первая аркадная и «Turtles in Time» у меня по-прежнему остаются самыми любимыми играми по Черепашкам-Ниндзя.

Говоря о цепляющих вещах, какие комиксы пробудили в вас интерес к чтению?

Мой отец коллекционировал такие комиксы, как «Фантом», «Астерикс» и «Дядя Скрудж». Вся его большая коллекция состояла в основном из приключений этих трёх персонажей, и я тоже стал о них читать. Так и втянулся, а там уже вскоре и сам начал покупать комиксы. Например, «Кельвин и Хоббс». Обожаю Билла Уотерсона. Большой фанат. До комиксов про супергероев я добрался позже, будучи подростком. В основном читал графические романы вроде «Хранителей» или «Возвращения Тёмного Рыцаря», обычная периодика меня тогда не сильно привлекала. Комиксом, который в принципе обратил моё внимание и побудил больше читать супергероику был «Secret Defenders». Это было, кажется, в 1993 году. На обложке первого номера располагался Росомаха и, подумать только, я тогда ещё почти ничего не знал про персонажа, но он сразу приковал моё внимание. Так что наверное, можно сказать что с супергероикой я знакомился через Росомаху.

Самое время задать наш традиционный вопрос: какого персонажа из комиксов вы можете назвать вашим самым любимым?

Сложно сказать вот так сходу. Мне много кто нравится — Халк, например. Человек-Паук тоже хорош. Хотя, наверное, больше всего нравятся персонажи манги «Акира».

Насколько мне известно, вы не только рисуете комиксы по сценарию других авторов, но и сами являетесь автором одной очень хорошей работы: «Secret History of the Foot Clan». Является ли это комиксом, в которым вы реализовали все свои лучшие идеи и концепции или можно ждать ещё большего?

«Secret History of the Foot Clan» — первый комикс, в написании которого я принимал участие как нанятый автор. Для меня это был весьма ценный опыт. Было круто и увлекательно иметь возможность поиграться с ориджином Шреддера и историей его клана. Ранее я уже занимался чем-то похожим, писал комиксы для друзей в Бразилии, но это было скорее «инди». Сейчас же я одновременно и пишу, и рисую для IDW «Shredder in Hell». Это не совсем прямое продолжение «Secret History of the Foot Clan», а скорее его духовный наследник.

И как сценарист, и как художник, я стараюсь относиться к творческому процессу в таком ключе: «моя лучшая работа – это моя следующая работа». Несмотря на то, что с момента написания своего предыдущего комикса я успел стать опытнее, мне нравится думать, что самое лучшее у меня ещё впереди. Конечно, работая над комиксом всегда есть желание выложиться на все 100% прямо здесь и сейчас, но ощущение постоянного прогресса и обучения чему-то новому – это всегда приятно. Позволяет оттачивать свои навыки и применять их в дальнейших комиксах. Тогда мне было весело работать над «Secret History of the Foot Clan», сейчас я получаю колоссальное удовольствие при написании «Shredder in Hell». Надеюсь и вы тоже не без удовольствия будете его читать.

Что доставляет больше всего проблем при создании комикса? С какими трудностями вы сталкиваетесь во время творческого процесса?

На самом деле со многими. Лично для меня процесс написания сценария и непосредственно рисования — это словно два разных творческих состояния. Два разных слоя работы. Написать сценарий можно за пару дней, самое сложное здесь это сложить все идеи в целостное повествование. Это достаточно нелегко, хотя порой гораздо сложнее бывает придать этим идеям очертания на страницах комикса. Я люблю рисовать, но это намного сильнее выматывает чисто физически – ты сидишь и рисуешь, рисуешь, рисуешь. Хотя, когда ты целиком и полностью являешься автором комикса – это в каком-то смысле раскрепощает. Ограничений меньше, чем при обычной работе, можно дать волю своей фантазии. Появляется определённая гибкость в сочетании сценария и рисунка – всегда можно вернуться назад, дописать что-то в сценарий и на ходу применять эти правки к рисунку. Ощущения от уже выполненной работы, когда ты осматриваешь итоговый результат – фантастические и точно стоят всех вложенных усилий. Ну и творческий процесс сам по себе тоже приносит массу удовольствия.

Вот при работе над комиксами о Черепашках-Ниндзя для IDW самое сложное – это учитывать хронологию. У издательства набралось уже около 100 комиксов про героев в панцирях, поэтому редакторский отдел, естественно, неустанно бдит. Конечно, редакторы всё подмечают и помогают выстроить историю так, чтобы она вписывалась в общий мастер-план. И даже так – на авторах всё равно лежит огромная ответственность в том, чтобы не нарушать целостность повествования. Уже не получится писать и рисовать первое, что пришло на ум.

Одновременно с началом выставки «Comic-Con Russia» у издательства «Bubble» стартовал новый ивент под названием «Крестовый Поход», для которого вы нарисовали отличную вариантную обложку. Это уже не первый случай вашей совместной работы с «Bubble» — в 2016 году вы нарисовали не менее отличные альтернативные обложки для четырёх перезапущенных комикс-серий. Как начиналось ваше сотрудничество с «Bubble»?

Спасибо, рад что вам понравились эти обложки! (смеётся) Сотрудничество началось просто – мы встретились с Романом Котковым (главный редактор) в Санкт-Петербурге и он показал мне комиксы своего издательства. Выглядели они замечательно и я с радостью откликнулся на предложение совместно поработать над обложками. И я вот я здесь!

Приглянулись ли вам какие-нибудь российские художники?

К сожалению, я видел не так уж и много из их работ. Мне достаточно сложно уследить за российскими художниками комиксов, не всегда удаётся удачно сориентироваться в именах и фамилиях. Что уж говорить о том, чтобы их запоминать. Однако я подписан одну художницу «Bubble» в Instagram. Кажется, её зовут Фобс, если не ошибаюсь. Её художественный стиль сильно тяготеет к манге, мне такое нравится.

Помнится, достаточно давно вы работали совместно со Скоттом Снайдером над комиксом «Американский Вампир» и с Чайном Мьёвилем над «Dial H». Не возникало желания вновь поработать над комиксами вне IDW?

Мне нравилось работать над комиксами для Vertigo. Я до сих пор поддерживаю контакт со Скоттом Снайдером и часто с ним общаюсь. В конце концов, мы ведь соседи – живём в одном городе! Был бы не против вновь с ним поработать, но у него полно своих проектов.

Воспоминания о «Dial H» у меня так же приятные. Помню, Карен Бергер пригласила меня рисовать первую арку этого комикса – и я согласился. Работать с ней было сплошным удовольствием. Мне предлагали продолжить рисовать «Dial H», но к сожалению, на тот момент я уже увяз в «Secret History of the Foot Clan». Пришлось выбирать – и я выбрал «Secret History».

Желание поработать с большим издательством вроде «DC» и «Marvel» возникало, но шанса как-то не предоставлялось. Впрочем, я гораздо охотнее поработал бы над каким-нибудь комиксом «Marvel». Всё-таки, меня больше тяготит к их комиксам, нежели чем к комиксам «DC».

 Какие главные отличия при работе на IDW от, предположим, всё той же большой двойки?

Кроме оплаты, разумеется? (смеётся) На самом деле – не так уж и много. Вся разница и главное отличие заключается в людях, с которыми приходится работать, а не в самой компании. Очень важно и приятно работать совместно с редактором, который понимает все тяготы рабочего процесса художников и лояльно к ним относится. Как я уже говорил, мне было очень и комфортно работать с Карен Бергер. У IDW же есть Бобби Курноу. Он – мозг, стоящий за большинством историй о Черепашках и, как мне кажется, не получает достаточного признания за свои труды. Бобби как раз такой редактор, о котором я говорил выше – он всегда стоит на стороне художника, не на стороне «людей, делающих деньги». У меня уже был опыт работы с таким редактором, чьё отношение было весьма безразличным. Отсутствие поддержки и безучастность, на мой взгляд, это ужасные качества для редактора.

И последний вопрос. Если бы вас, из всего многообразия комиксов, попросили назвать всего один, который стоит прочитать прямо здесь и сейчас, вне зависимости от даты выхода, что бы вы порекомендовали?

Это однозначно был бы «Акира». Безумно обожаю – мой самый любимый комикс из всех когда-либо выходивших!

Большое спасибо за интервью, Матеус. Было безумно интересно с вами пообщаться!

Взаимно!

Комментарии