GCMG #1: Алексей Дитко

91

Человек человеку волк, а Алексей Дитко Алексею Дитко Алексей Дитко.

Давненько хотел завести себе некий микробложек в пределах сайта. Ну, знаете, просто местечко, где я мог бы поговорить на темы, которые достаточно интересны мне, но вполне оправдано могут быть не очень интересны вам. Изначально планировалось, что эта рубрика будет подкастом, что было бы логично, ведь воспринимать вальяжность на слух намного проще. Но, знаете, у меня порой денег на поесть не хватает, не то, что на микрофон (нет, микрофон у меня, конечно, есть, но одно дело с таким качеством вещать на стримах для 30-50 человек и совсем другое – для сайта с громким именем. К тому же спросите хоть Максима TTBG, хоть T&V, хоть Дашу — писать едкие выражения у меня получается лучше, чем выговаривать их), потому вам придется все это читать. Или не придется. Ай, ладно, посоветовать вам больше никогда не читать мои статьи я всегда успею — перейдем к сути.

Все вы знаете, что на ГикСити контент про русские комиксы — явление редкое и скорее даже непроизвольное. И если в случае Даши все крутится вокруг того, что русские комиксы ей, по большей части, просто неинтересны (кроме отдельных случаев, вроде Писарева и т.д.). То у меня немного другая ситуация. Я все-таки слежу за рынком, периодически читаю заинтересовавшие меня работы и выделяю для себя талантливых ребят из той кучи скучного чтива, что мне попадается в руки. И, суть в том, что процент интересных вещей катастрофически низок. Русской индустрии практически нечем заинтересовать меня как читателя. Она очень слабо выглядит даже без оглядки на Запад. А с оглядкой и вовсе все кажется неисправимо бездарным. И я говорю сейчас о русских комиксах, в целом, без глупого деления на “быдланский загнивающий мейнстрим” и “элитное инди”. Во-первых, потому что это признак наличия у автора этих слов куска недоеденной шавермы вместо мозгов. А, во-вторых, очень забавно звучит в отношении здешней индустрии, где что инди-проекты, что мейнстрим — все варится в одном котле и разнится только жанрами и тиражу (я, возможно, немного утрирую, но все же ход мыслей должен быть понятен). Русские комиксы, как бы кому ни хотелось, не идут в ногу со временем, хотя отчаянно стараются делать вид, что все не так. Это как будто пятилетний ребенок лезет на улицу при – 20 в отцовской одежде. Говорить по части качества – это немного (совсем) не мой вектор, но по идеям и технике разница налицо и это разница лет в десять, если не больше. А смотря на западное инди в лице, например, Nobrow Press и вовсе понимаешь, что на русском такого уровня авторских комиксов не будет никогда.

Но все это ерунда на фоне того, что отечественная индустрия комиксов — это мерзко. Мерзкие инфоповоды, которые периодически проскакивают перед глазами. Мерзкая атмосфера вокруг самих комиксов. Мерзкое тщеславие большинства людей, причастных ко всему этому. Мерзкое недалекое коммьюнити. Здесь отвратительно все целиком и почти каждый отдельно взятый момент. В СНГ культура комиксов сейчас в состоянии зародыша. Причем зародыш уже умер, но был засунут обратно в матку. Теперь он периодически вываливается, вокруг него сбегается толпа, все пялятся, фотографируют, а после с довольными лицами ходят и во всю глотку кричат о том, что “вот теперь-то заживем!”. В итоге, как-то даже неинтересно, что там нового вышло и насколько оно плохо. И вы ведь явно что-то путаете: в России не культура комиксов расширяется, а цирк вокруг нее.

Гетто здешней индустрии комиксов – место до безумия отвратительное. Переулки с пугающими кирпичными стенами и надписями “дуй мне в…” на них. Кучки прохожих, что набрасываются на каждый комикс Миллара с криком о том, что это лучшее, что они читали. Зайди в любой подъезд и убедись – он пахнет глупыми комментариями, лицемерием, тщеславием и клоунадой. Здесь не хочется не то, что искать что-то. По этим кварталам не хочется даже ходить. Но жизнь приучила, что отыскать можно и иглу в стоге сена, а записки старого козла могут оказаться в разы увлекательнее макулатуры под хлеб с ветчиной или хлеба с ветчиной под макулатуру. Отсюда и берутся что надежда, что ссылки на профайлы талантливых русских авторов/художников комиксов в закладках.

Представьте себе русского художника с максимально минималистичным, угловатым, немного небрежным, но от этого не менее стильным артом. Эдакого русского Уорвика Джонсона Кэдвелла (WJC), только с менее отточенным стилем, но с более стандартной и приятной работой над мимикой. Ну, вот, если совсем сузить понятия, то именно так и выглядит описание Алексея Дитко. Владея таким объемом данных, конечно же, грех не выделяться на фоне всего остального русского рынка комиксов. Который представляет из себя калейдоскоп комиксов Bubble и стерильного инди, в котором лишь иногда попадается что-то стоящее. Ну, вот Дитко как раз и выделяется.

И вот в чем фишка-то: на Западе художников, схожих с Дитко — уйма. В то время как у нас он такой один. Но раз уж я начал про Кэдвелла, то им и продолжу. Ибо, по форме, это просто-напросто два синонима.

1

Что WJC, что Дитко – это любовь к острым углам, неряшливость, рваная штриховка и приметная мимика, только у каждого в разной дозированости. Кэдвелл хорош в цвете, Дитко без. Но основа стиля каждого, в принципе, одна и та же. Однако налицо преимущество первого в опыте. Обладая такой специфичностью каждый из них должен быть максимально внушителен как раз в сценах экшена. И здесь у Дитко просто парадокс творчества. Ибо вот за ним-то как раз интереснее наблюдать в отрыве от этого самого экшена. Плюс стоит учесть, что намного уютнее его арт себя чувствует в замкнутом пространстве, где Леше не нужно так мучиться с задниками и переживать, что все скатится в визуальную кашу. Кэдвелл же просто не страдает этой проблемой за счет того, что не возится с таким количеством штриховки, а передний план им выделяется за счет того, что на задники просто-напросто тратится меньше деталей. Чем-то стиль Леши роднится с Изабеллой Гринберг, местами работа с мимикой напоминает Дэна Хиппа, по-хорошему можно даже Сео Ким сюда же приписать. И все это не говорит о каком-то заимствовании – вовсе нет, у Леши свой узнаваемый стиль, что не отыскать за бугром (да и вообще слишком мала вероятность, что он знает хоть кого-нибудь из приведенных в пример художников, кроме Хиппа). Я говорю лишь о трендовости его стиля. Просто потому что современное инди выглядит вот так:

2

И у Дитко есть все нужные данные, чтобы в нем не затеряться, как не затерялся Артем Траханов в Image.
Таких художников как Дитко принято ругать за отсутствие в рисунках анатомии, “реалистичности” и вообще «что это за каракули? я сам так могу. вот Джим Ли, Алекс Росс – вот это да, вот это художники!». Если у вас проскакивают синонимичные мысли, то, пожалуйста, найдите в правом верхнем углу монитора красный крестик и нажмите его, и впредь больше никогда не читайте ничего на этом сайте, подписанное моим именем. Спасибо.

Так вот, я продолжу: само знание анатомии художником, в принципе, никому не упало. В достоверно анатомически правильно нарисованом персонаже какого-то зенископовского художника (что все же, предположу, редкое явление) в разы меньше эстетики, нежели, например, у какой-то Ноэль Стивенсон, что рисует исключительно в мультяшной стилистике. Просто потому, что все дело в стиле и умении чувствовать пропорции. То есть, если художник способен подогнать человеческое тело под собственный стиль, не нарушая пропорции и выдерживая приятный глазу стиль, то предъявлять ему за «не может в анатомию» или даже отсутствие деталей в рисунке — это расписаться кровью в собственном скудоумии.

Минималистичный стиль, насколько бы минималистичным он ни был, должен обладать приятным видом. Пускай даже все персонажи поданы в виде геометрических фигур с кислотным колорингом — если это сливается в приятный визуал, то это имеет право на жизнь (скорее всего, даже в пределах моей полки в виде TPB). Все упирается именно в ту черту, где вам, как читателю становится некомфортно держать комикс в руках (не имея в виду сюжет, мы сейчас о стилистике говорим).

И в этом у Дитко главный положительный навык – рисунок в его комиксах выглядит максимально аутентично. В эту нарочито угловато-небрежную мультяшность погружаешься с головой и воспринимаешь здешний мир, как истинно верный. Что вообще и есть главное в рисунке. То есть, мне всегда важнее всего, чтобы внутренний мир комикса выглядел максимально аутентично. Чтобы я воспринимал этот антураж как реальный, а не как рисунок. Это как в кино: если вы не замечаете сюжетных косяков с первого раза, скорее всего, вам должно быть на них плевать. События происходят в мире этого, отдельно взятого комикса, а значит: важнее всего, чтобы я мог легко в этот мир окунуться и поверить в его подлинность. И у Дитко это получается отменно.

Oni Press

Издательство, где, так уж сложилось, может прижиться любой инди-художник. Выходцы из Фантаграфикс, приверженцы типичной мультяшной эстетики, экшн-художники разного толка, да даже Джеймс Каллахан (которого я лично для себя считаю одним из главных открытий пришлого года) — каждый получит работу и при удачном ее выполнении сможет подняться, что называется, чуть повыше. Рисунок Дитко достаточно приятный, чтобы прижиться в издательстве, и достаточно своеобразный, чтобы там не затеряться. А его «Silence» — это и вовсе чистый Они Пресс.

Koyama Press

Из всех андеграундных издательств, чьи названия сейчас на слуху, на Кояме Дитко будет легче не затеряться. Ибо, например, на том же Nobrow Press нечего делать с таким содержанием. Хотя вот Тигл на NP удачно вписался и ничего, так что тут еще можно поспорить. Но одно можно сказать точно: что для NP, что для Коямы, что для Они Пресса — Дитко может оказаться попросту сыроватым, ибо пока что так и не выдал полноценного комикса обычного формата, где бы его рисунок хоть раз, но не провисал. И обо всех этих трансферах можно будет серьезно говорить, как минимум, после завершения им Люцидовской лимитки. А сей час пока это так, как формат фантазии.

Vinnie Barton (1, 2 и 3)

Первый более-менее серьезный проект Леши, из-за которого, в общем-то, большинство и узнало о нем. История об Винни Бартоне, школьнике-подростке, что встал на путь борьбы с преступностью после того, как его лучший друг жестко огреб от местных крутых парней. За сценарий отвечал друг Леши – Дмитрий Бунин. И сценарно комикс выглядит все-таки интереснее, чем визуально. При весьма карикатурном сюжете и шаблонных ходах, диалоги выглядят живыми, да и вообще, читается комикс очень легко. Юмор работает, а за карикатурным главным героем действительно интересно наблюдать. Легкая атмосфера фарса, что пронизывает весь комикс, помимо шуток, подкрепляется еще и вечно пафосным забавным закадровым текстом. В итоге, VB – это эдакая экранизация подростковых выдумок, и старший брат всяких скетчей из студенческой тетради, что были нарисованы на скучной лекции по экономике.

Все три выпуска – это, на данный момент, главный показатель творческого роста Дитко. От своего, немного корявого, стиля, до все еще местами неровного, но до жути привлекательного арта. Правда на первый выпуск сейчас все же больно смотреть: проблемы с масштабированием, штриховка, что часто скатывается в отталкивающее месиво, порой катастрофически уродливое нарушение пропорций и ужасные задние планы. Плюс до жути смешной корявый экшн. Все это делало из VB еще более забавный комикс, чем он должен был быть, после чего серьезно критиковать его вообще язык не поворачивался.

Ко второму выпуску Леша особо навык не поднял, кроме того, что арт стал выглядеть более уверенно. Комикс, по-прежнему, выглядел не лучшим образом, но было видно, как выстраивается авторский стиль. Плюс появились, что называется, сочные кадры. Вот третий выпуск (пока что последний) действительно можно считать порывом, ведь хороших страниц в нем таки больше чем плохих. Пугает разве что ни пойми откуда взявшийся прием с околобендисовской простыней текса в центре и несколькими маленькими панелями по бокам. Прежних недочетов стало в разы меньше, плюс проявились ранее невиданные достоинства Дитко. Что значительно повысило уровень визуала в комиксе, и позволило говорить о нем более менее серьезно.

Но все же VB — комикс аматорский, во всех смыслах. Он пахнет юношеским рвением и задором, это жестокий и пылкий фарс, авторам которого, работать над комиксом было в разы интереснее, чем нам читать его. Поэтому и воспринимать его стоит соответственно. Но если что, то можете ждать обновленную перерисованную версию. Вот так вот.

RED CHEEKS (1)

Сценарно самая сильная работа Дитко. Не сказать, что история тонкая, но все же очень цепляющая. Здесь, как нигде ярко представлен главный козырь Леши – мимика. Не особо богатый на детализацию рисунок у Дитко выглядит максимально живо, за счет умения вселить в персонажа эмоции, орудуя двумя-тремя штрихами. Интересная задумка с румянцем, что стоит в основе композиции, только добавляет комиксу в приятной эстетике. Главная проблема здесь чисто визуальная – это фон. Задники у Дитко часто хромают просто за счет того, что передний план он никак не выделяет и в итоге вся композиция на панели сливается и режет глаз. Порой это незаметно, в виду того, что задние планы просто менее детализированы, но все же.

Drkst (1)

Чаще всего, когда я советую людям комиксы Леши Дитко, то скидываю именно этот. Суть в том, что здесь, по сути, Darkest – это типичная Дитковская статичность, небрежные контуры, множество штрихов и яркая мимика. Четырехстраничный алле-оп про посиделки парочки в кафешке. У нас здесь есть волгоградский Скотт Пилгрим, количество харизмы которого в комиксе измеряется количеством матов и оскорблений. Матерится, кстати, к месту и глаз не режет, если вы не какой-то там скучный *цензура*. И вот в противовес этому персонажу есть его девушка, с которой они составили милейший тандем на эти четыре страницы. Все их грубые перепалки прекрасно сливаются с мягким артом. Практически полное отсутствие в рисунке острых углов, и постоянная смена ракурсов с одного главного героя на другого, плюс решение изобразить в черно-белом комиксе румянец несколькими красными черточками — все это придало повествованию нужный лиричный тон.

 

The Silence (ч/б, цвет)

Нигде Дитко не чувствует себя так уютно, как в замкнутом пространстве. Я где-то выше уже говорил, что у него порой проскакивают яркие проблемы с масштабированием, а если не упоминал, то, да, так уж сложилось, что когда действие происходит в замкнутом пространстве, то к Дитко вообще нечего предъявить. Вот и тут к нему абсолютно ноль претензий. На данный момент самая визуально чистая и техничная его работа. Особенно хорошо здесь смотрится проделанная работа с тенями. Ну, и наконец-то решена проблема с фоном, который здесь удачно сочетается с передним планом за счет того, что Леша отошел от стандартного для него приема с штриховкой в угоду игры с оттенками и тенями. Сценарно тут искать нечего – это чисто демонстрация техники ради демонстрации техники. И с этой точки зрения все хорошо. Хотя, леттерер из Леши не лучший. Ну, и огонь – это… нет, серьезно, хоуми, вы вообще видите это? Из-за этого лениво наложенного паттерна я сейчас себе веко прожгу.

Доктор Люцид

Я сам ДЛ не читал и писать про него мне было нечего, поэтому текст про комикс любезно предоставлен моим хоуми Димой Колыбелкиным. Вы, например, можете подписаться на его твиттер  и паблик.

После завершения третьего номера Винни Бартона, Леша договаривается с Волковым о работе над комиксом о Докторе Люциде. Изначально, это должна была быть история в одной из антологий, но 8 страниц переросли в 80, и появилась лимитка из четырех номеров под названием «Триумф смерти». На данный момент вышли два номера, с первым из которых я и ознакомился.

После Винни Бартона, полного хардкорных драк в стиле Джейсона Борна, этот комикс выглядит гораздо спокойнее и проще воспринимается визуально. Общая стилистика позволяет «играть» с силуэтами и сочетанием черного и белого цветов, что выглядит очень впечатляюще.

Но если же сравнивать с «Red Cheeks», который Дитко рисовал в одно время с «Доктором Люцидом», мы увидим, что имея одинаковый по качеству рисунок, «Щечки» смотрятся несколько приятнее. Дело в том, что они довольно-таки статичны (что оправдано самим комиксом) , и на фоне этого размеренные экш-сцены в Люциде смотрятся немного неуверенно.

В первую очередь «Триумф смерти» — отличный шанс для Леши набрать популярность у более менее массового читателя, который в свою очередь сможет открыть для себя другие работы Дитко. Тем более, если судить по тому, что я видел, с каждым номером рисунок будет становиться все лучше и лучше.

После ознакомления с этим текстом вы можете продолжить следить за творчеством Дитко, любезно добавив в закладки или подписавшись на его твиттер, тамблер, и паблики ВК: https://vk.com/fantasytale,
https://vk.com/vinniebarton и https://vk.com/doctor_lucid.

 

fin.

Комментарии