Гайд по комиксам про Мстителей от Джейсона Аарона

6 015

Мстители, к разбору!

Серии Могучих Героев Земли с незапамятных времен были и остаются линейками-хэдлайнерами: именно от их авторских составов и сюжетного развития зависит актуальное состояние и статус-кво крайне разношерстного и местами рваного мира Marvel Comics. И в этом, говоря откровенно, есть своя неоспоримая логика: ведь именно в сюжетах «Мстителей» всегда участвовали самые основные герои вселенной, будь то Капитан Америка, Железный Человек, Тор, Халк или Паучок, – отсюда же «росли ноги» у всевозможных глобальных событий и кроссоверов, меняющих привычный уклад Земли-616 на n-нное количество времени. Таким образом вселенную медленно, но верно «двигали» по заранее обсужденному и проработанному направлению, при этом не растрачивая много сил и средств на проработку каждого отдельного персонажа – ведь про них можно существуют сольные онгоинги. В общем, супергеройские капустники тащат развитие – и делают это относительно хорошо и качественно.

Данная тенденция сохранялась десятки лет вплоть до «Secret Wars» Джонатана Хикмана: после тамошних событий онгоинг «Avengers» утратил весомую часть значимости для тогдашнего контьюнити, заимев в названии ненужные и путающие молодых читателей приставки вроде «All-New All-Different». Под руководством одного из культовых сценаристов Большой Двойки, Марка Уэйда («The Flash», «Daredevil»), начались эксперименты с составом команды, фундаментальными тезисами и остросоциальным посылом, который далее перекочует в онгоинг «Champions», пришедший на замену всевозможных «Молодых Мстителей» и «Академий». Конечно, неприятные изменения были и до него – однако именно при Уэйде серия окончательно потеряла собственный неповторимый шарм, скатившись до уровня блеклой линейки второго эшелона про очередную супергеройскую команду.

Подобное не могло продолжаться слишком долго – хотя бы из-за серьезного спада продаж серии. Это понимал и ныне бывший главный редактор «издательства чудес» Аксель Алонсо: путем очередного масштабного кроссовера, «Avengers: No Surrender», в принудительном порядке были «подчищены» лишние онгоинги, чьи продажи оставляли желать лучшего. Параллельно с этим за написание спецвыпуска «Marvel Legacy» #1, инициативы конца 2017 года с обновлением нумерации номеров основных серий издательства, взялся автор крайне успешных серий о Торах и не менее успешных «Wolverine» и «Punisher MAX» – Джейсон Аарон. Уже отметившийся в Marvel написанием одного из глобальных событий десятых, «Original Sin», сценарист вдохнул в мифологию несколько устаревшего и закаменелого капустника героев новые элементы. Так появились Доисторические Мстители – команда, защищавшая планету еще на этапе формирования Кайнозойской Эры (около миллиона лет назад, исходя из событий первого выпуска «Avengers»).

Таким образом, уже в мае 2018 года читатели получили обновленную линейку «Avengers». Аарон, незадолго до этого обзаведшийся поддержкой и протекцией пришедшего на смену Алонсо Ч. Б. Себульски, получил насиженное место главного сценариста и идейного двигателя актуальной вселенной Marvel, а заодно, судя по качеству дальнейших сюжетов, полноценный карт-бланш на неограниченное количество ретконов и переосмыслений. Благодаря этому кажущаяся еще в далеком 2017-ом году «незначительной» история о Доисторических Мстителях предстала подспорьем для формирования новой команды и появления очередного бессмертного антагониста. Да, благодаря этому интернет получил бесконечное число мемов про Мефисто еще задолго до премьеры «ВандаВижн».

И раз уж в самом разгаре ивент «Heroes Reborn», плотно подвязанный к насыщенному на события комиксу Джейсона, не вижу смысла не поговорить об одном из самых спорных, противоречивых и ненавистных онгоингов Marvel последних лет.

Вы будете смеяться, кричать и плакать – но, уверяю вас, равнодушными вы не останетесь.

Важное примечание! Цель данного текста: упростить путь «изучения» для незнакомых с серией «Avengers» читателей, сократив несколько монотонно тянущихся лет Земли-616 до формата одного относительно компактного лонгрида. Само собой, это означает, что впереди будут спойлеры – как незначительные, так и крупные. Если у вас появилось (или, может, появится по ходу чтения статьи) желание ознакомиться с комиксом самостоятельно – дерзайте, не откладывая прочтение в долгий ящик. Так или иначе я вас известил.  

Первое, с чего стоит начать, – предупреждение. К сожалению или к счастью, «Мстители» Аарона затрагивают почти каждого важного (и не только) для мира Marvel персонажа, посему глупо было бы ожидать, что за десятками выпусков читателей не подстерегают, так сказать, «критичные для восприятия» ретконы. Посему если вы идентифицируете себя как ярого фаната Тора, Призрачного Гонщика, Феникса, Лунного Рыцаря или Черной Пантеры – готовьтесь к локальному разрыву шаблонов. Отдельного внимания заслуживают люди, которые настойчиво игнорируют актуальные для Тони Старка изменения – для вас, говорю абсолютно серьезно, путь к серии «Avengers» 2018-го бесповоротно закрыт. Не читайте этот текст, забудьте об этом комиксе и постарайтесь не думать о том, что происходит в современных сериях про вашего любимого персонажа. Уверяю, и на вашей улице однажды наступит праздник.

По такому случаю хочу передать привет Кристоферу Кантвеллу. Если хотите почитать хороший и, что самое главное, новый комикс про Железного Человека – прошу пройти в одноименную серию конца 2020 года.

«Marvel Legacy» #1 и «FCBD 2018: Avengers»

Рисунок: Эсад Рибич, Стивен МакНивен, Сара Пикелли и др.

Пролог к основному онгоингу, в котором кратко рассказывают об актуальном состоянии команды Могучих Героев Земли, знакомят с Доисторическими Мстителями и всеми силами пытаются завлечь в тернии новой серии с измененной хронологией событий.

Говоря подробнее, после событий «No Surrender» команда в очередной раз находится в упадке: Роджерс лишился титула Капитана Америка и колесит по Штатам, пытаясь очистить свое доброе имя от приписываемых ему «заслуг» в «Secret Empire», Железный Человек оправляется от двухлетнего нахождения в коме (об этом читайте в «Civil War II»), а Тор страдает от очередной потери Мьельнира и статуса наследного принца Асгарда (про это – в «Original Sin», «The Unworthy Thor» и финальном сюжете «The Mighty Thor» с Джейн Фостер).

Меж тем читатель испытывает первые впечатления от знакомства с «новыми» аватарами уже привычных героев: в команде Доисторических Мстителей состоят известные по другим сериям Marvel персонажи вроде Агамотто (первый Верховный Чародей Земли, чей глаз находится в попечении Доктора Стрэнджа), молодого Одина, Призрачного Наездника, Звездного Клейма и других. Подробнее о каждом из них вы узнаете из спецвыпусков, заботливо размазанных тонким слоем по всему хронометражу онгоинга.

Данный элемент истории несет в себе важное примечание: актуальный для нас состав Мстителей будет состоять преимущественно из «наследников» доисторической команды. Для большинства это вряд ли станет серьезной проблемой, однако познакомиться с новыми героями для неподготовленных читателей все же не помешает: к примеру, прочитать первый сюжет «All-New Ghost Rider», чтобы понять «что это вообще за Робби Рейес такой».

«Avengers» vol. 8 #1-6: сюжет «The Final Host»

Рисунок: Эд МакГинесс

Первая ласточка новой серии. В течение сюжета участники новообразованной команды знакомятся друг с другом, сражаются с очередной космической угрозой в лице «Последнего Войска»  Целестиалов и примиряются с дальнейшей необходимостью совместно бороться с общим врагом, долгие годы манипулирующем как судьбами героев, так и душами обычных людей.

Читатели в свою очередь узнают первопричину засилья всесильных существ, мутантов и всевозможных генетически «девиантных» личностей на Земле: дело в том, что неожиданный эволюционный скачок планете задала нелепая случайность – падший Целестиал, кровоточащий в момент формирования первых тектонических плит и примитивной жизни.

Именно из-за выделений космического божества, охватывающих только-только зарождающеюся планету, биология современных (и не только, как оказалось по итогу) людей обрела разнообразные «отклонения» от нормы вроде гена «X», присущего «homo superior» с Кракоа.

И для объяснения этого мне потребовались всего пара предложений в одном абзаце. В самом же комиксе данную мысль пытаются растянуть на все шесть выпусков первого сюжета, задев также остальные номера линейки. Так что если вздумаете лезть в тернистые дебри под названием «Avengers», будьте готовы к затянутым монологам и длинным рассуждениям о, казалось бы, достаточно простых и понятных концепциях с нагнетанием ненужной интриги.

«Avengers» #7: спецвыпуск Призрачного Наездника

Рисунок: Сара Пикелли

Первый из целой серии ваншотов номер, посвященный рождению Духа Мщения. Ничего интересного, не считая «обязательного» появления Мефисто в качестве триггера истории.

Как не трудно догадаться по косвенным (пока что) признакам, именно любимый всеми со времен «One More Day» демон занял место главного антагониста серии Мстителей и ключевую роль во всех современных комиксах Marvel.

Забавно, что именно при Себульски Мефисто резко активизировался: появившись в качестве противника «Полуночных Сынов» в «Doctor Strange: Damnation», он продолжает светиться во всех сколько-нибудь важных сериях издательства, будь то «The Amazing Spider-Man» Спенсера или «Ghost Rider» Бриссона. Судя по происходящим событиям, новый главный редактор поставил перед собой задачу вознести «мистическую» часть вселенной на пьедестал, уделив ей бóльшую часть свободного времени и линеек. И на самом деле, даже спасибо за это – именно этого не доставало фанатам последнюю декаду.

«Avengers» #8-12: сюжеты «Avengers World Tour» и «The Agents of Wakanda»

Рисунок: Эд МакГинесс, Кори Смит и др.

Молодая команда наживает себе врагов по всему свету, пытаясь сформироваться в нечто сколько-нибудь презентабельное. Параллельно с этим новый состав Мстителей выбирает себе лидера – им становится Черная Пантера. Решая больше не ограничиваться геройством в пределах США, Т’Чалла созывает международный форум сверхлюдей со всего света, который, само собой, заканчивается плачевно: отныне Мстителям противостоит не только всемогущий демон, но и старые знакомые в лице Зимней Гвардии со стороны России и Верховного Эскадрона со стороны Америки. Вместе с тем Нэмор вновь решает уничтожить сушу и собирает «Защитников Днища» («Defenders of the Deep»), пока в Румынии готовится претворить свои зловещие планы Граф Дракула с армией подконтрольных ему вампиров.

Проще говоря, в рамках сюжета «Avengers World Tour» Мстители оказываются под перекрестным огнем, а Джейсон Аарон продолжает вешать всевозможные ружья в ожидании дальнейших арок с прямыми конфронтациями между объединениями героев. По итогу выходит динамичный, пускай местами и слишком, триллер про то, как Могучих Героев Земли сделали «крайними» во всем мире и за его пределами.

Спецвыпуск «The Agents of Wakanda», как можно понять из названия, сосредоточен на сборе локальной шпионской организации Пантерой для дальнейшей работы на Мстителей. В общем, еще один филлер, чья задача ограничивается потребностью в «перерывах» между работой над крупными арками.

К слову, 10-ый номер стал юбилейным для серии Мстителей: линейка «Avengers» наконец перешагнула рубеж в семь сотен выпусков. По такому случаю в серию и Колсона вернули (и не абы откуда, а аж из мертвых), и новых персонажей ввели. В общем, пропускать, если любите серию величайшей команды Marvel Comics, крайне не советую.

«Avengers» #13: спецвыпуск Железного Кулака

Рисунок: Андреа Соррентино

Ваншот, рассказывающий о первом Железном Кулаке. Попытки «сбить с праведного пути» еще неокрепшую разумом девушку от Мефистофиля, решение проблем самоидентификации в обществе пещерных людей, а также встреча с Доисторическими Мстителями и присоединение к команде – все, как вы могли заметить, по уже знакомой структуре седьмого номера.

Даже и сказать не о чем. Хотя, конечно, приятно видеть Соррентино в числе художников спешлов.

«Avengers» #14-17: сюжет «War of the Vampires»

Рисунок: Дэвид Маркез

В 12-ом выпуске серии к героям присоединяется Блэйд. Само собой, не просто так: персонажи намерены избавиться от Дракулы и полчищ кровососов, захвативших Европу.

Крайне скупая на события история, интригующая разве что действиями Зимней Гвардии и ее дальнейшим влиянием на сюжет линейки. Ненужная и безумно затянутая интрига прилагается.

Выпуски с 18-го по 20-ый мы пропускаем, потому что тай-ин к «War of the Realms». Во-первых, из-за того, что «Война Царств» – это «поле» Тора, а не Мстителей. Во-вторых, сюжет не несет смысловой нагрузки и максимально незначителен в контексте онгоинга. В-третьих, будем считать это штрафом Аарону за то, что он, сволочь такая, решил назвать два соседствующих сюжета созвучными, безликими и почти идентичными сочетаниями слов «War of the…». Ему и офису редакторов весело, а нам потом разбираться с этими «Войнами» и их последствиями.

«Avengers» #21: сюжет «The Day after a Day unlike any other»

Рисунок: Джейсон Мастэрс

Выпуск-последствие «War of the Realms», в котором команда сидит в джакузи и пытается отвлечься от обилия потрясений, настигших их за последний год.

Забавный филлер, значимый для нас в первую очередь Т’Чаллой, нащупывающим связь между не так давно воскресшим Колсоном, Верховным Эскадроном, Нэмором, Зимней Гвардией и «неизвестным злодеем-кукловодом».

Да, это все еще Мефисто. Без моих подсказок вы бы догадались об этом еще на первом десятке выпусков, но, видимо, в Marvel принимают своих читателей и целевую аудиторию комиксов за детей, неспособных к построению простейших причинно-следственных цепочек. Прям как DC десятки лет назад, когда Ли активно поносил издательство-конкурента за «наивные и вылизанные до блеска» истории про Супермена, Бэтмена и Чудо-Женщину. Туше.

«Avengers» #22-25: сюжет «Challenge of the Ghost Riders»

Рисунок: Стефано Казелли

Джонни Блейз медленно, но верно утрачивает контроль над преисподней и ее обитателями. Чтобы сохранить мир в дьявольском прибежище и увеличить свою силу, новый Король Ада решает устроить турнир Призрачных Гонщиков, в котором победителю достанется сила всех прошлых Духов Мщения.

Арка, рассчитанная в первую очередь на фанатов «мистической» части мира Marvel: тут вам и обезумевший Блейз, и Рейес, и его поехавший дядя-маньяк (не видели его со времен все того же «All-New Ghost Rider») в теле Целестиала, и даже Космический Призрачный Гонщик, перекочевавший из «Guardians of the Galaxy» Донни Кейтса! В общем, настоящий «пир» для людей, в открытую признающихся в любви Призрачным Гонщикам. Можете заодно воспринимать как пролог к одноименной серии Эда Бриссона.

Хотите узнать, что произошло с Джонни Блейзом и альтернативном Фрэнком Каслом дальше? Читайте гайд, посвященный актуальным сериям Духов Мщения.

«Avengers» #26: спецвыпуск Звездного Клейма

Рисунок: Дейл Киоун, Андреа Соррентино

Представьте, что вы – типичный житель доисторической Земли. Большинство представителей вашего племени не способно ни к чему, что не подразумевает под собой охоту, а за проявление смекалки и простейших способностей к речи прилюдно казнят, выбрасывая на съедение монстрам каменного века.

А теперь представьте, что вы – веган, который проявляет симпатию к представителю своего пола. Несладко вам бы было, да? Об этом, собственно, и весь выпуск. На мой субъективный взгляд, один из самых слабых ваншотов Аарона, сделанный словно впопыхах перед следующим крупным сюжетом, который в свою очередь посвящен Звездному Клейму. И что-то мне подсказывает, что данное соседство отнюдь не простое совпадение.

«Avengers» #27-30: сюжет «Starbrand Reborn»

Рисунок: Эд МакГинесс

Звездное Клеймо бороздит просторы космоса, выбирая себе нового аватара в лице заключенной ши’арской тюрьмы. По итогу Мстители будут втянуты в межгалактическое сражение, в котором каждый из участников столкновения жаждет заполучить космическую силу Клейма (или, по крайней мере, хотя бы избавиться от нее на какое-то время). Таким образом, Аарон наконец вводит в состав команды нового Старбрэнда – им оказывается новорожденная девочка, которую вынашивала землянка во время своего пребывания в инопланетном заключении.

Разумеется, для Героев Земли космическая потасовка заканчивается, мягко говоря, не идеально: команда сломлена и «зализывает раны» после получения права на воспитание нового Клейма, сражение за космические силы аватаров продолжится уже через несколько выпусков, а Тони Старк все еще не найден. Да, так уж получилось, что герой пропал в конце «Испытания Гонщиков» – и команда до сих пор не имеет ни малейшего понятия о том, куда же запропастился герой. Но об этом далее.

Очередная бестолковая арка, основной целью которой становится введение в серию последнего из аватаров-преемников Доисторических Мстителей. Для полного состава не хватает только Феникса, о котором речь пойдет спустя еще пару филлеров и один большой сюжет про Хонсу.

«Avengers» #31: сюжет «The Temptation of Antony Stark»

Рисунок: Джерардо Заффино, Симон Кудрански и др.

Помните, я предупреждал поклонников Тони Старка? Так вот это оно.

Железный Человек магическим образом перемещается в каменный век (прям как в «Astonishing Spider-Man & Wolverine» все того же Джейсона), истошно борется за выживание, встречается с «оригинальными» Мстителями и возвращается в свое время, вламываясь в камеру Мефисто в Лас-Вегасе (в которой он сидит еще с финала «Damnation»).

В этом же выпуске читатели узнают, что Мефисто одновременно существует во всех измерениях и временных линиях, находясь в постоянной суперпозиции относительно других персонажей Marvel. Внезапно оказывается, что демон не просто «руководит» действиями героев извне, но и активно втирается в доверие к сотням и тысячам людей, собирая вокруг себя культ сатанистов-фанатиков. Одним из приверженцев секты имени нового Короля Ада оказывается Говард Старк, который на протяжении многих лет был «правой рукой» демона. Крайне болезненный, пускай и, как по мне, интересный плот-твист.

А учитывая события того же «Tony Stark: Iron Man» и «Iron Man 2020», воспринимается сей сценарный ход и вовсе как глоток свежего воздуха: все лучше, чем наблюдать за постоянной рефлексией Тони и безбожно нудными приключениями Арно в роли Железного Человека 2020.

«Avengers» #32: сюжет «Earth’s Mightiest Villains»

Рисунок: Эд МакГинесс, Франческо Манна

Как и полагается перед очередной крупной аркой, ваншот-филлер. В нем вы узнаете, что Агент Колсон уже на протяжении нескольких лет служит Мефисто (сразу после возвращения из мертвых в 700-ом номере), а Верховный Эскадрон, Зимняя Гвардия, Нэмор и Дракула все это время играли роль пешек в затянувшейся партии Дьявола против Мстителей.

В общем, пафосное название номера подошло как нельзя кстати.

«Avengers» #33-37: сюжет «The Age of Khonshu»

Рисунок: Хавьер Гаррон

На мой крайне субъективный и предвзятый взгляд, один из крупнейших гвоздей в крышку гроба серии. Если вы читали «Moon Knight» Лемира, отойдите от экрана или закройте статью.

Марк Спектор, движимый очередной «хотелкой» Хонсу, отбирает силы актуального состава Мстителей и преемников доисторической команды, убивает Мефисто и ввергает мир в Эру Луны, порабощая Землю. Прям всю и сразу, да. Впоследствии читателю объяснят, что Бог Луны в панике забился в угол, рыдая у подножия собственного храма, и буквально умолял Марка помочь ему «спасти мир» от демона.

Разумеется, не обошлось без форс-мажоров: желая избавиться от зла, Хонсу и Спектор были вынуждены убивать тысячи вариаций Мефисто из альтернативных миров, конца и края которым нет так же, как нет конца и края лимиткам про Дэдпула. Параллельно с этим незадачливый «защитник ночных путников» устраивает из «приключения на двадцать минут» апокалипсис с тоталитарным режимом и захватывает власть над всей планетой, пытаясь заодно откачать силы у зажатых в подполье членов Мстителей-ополченцев. Короче, хотели как лучше, а получилась очередная Эра – спасибо, что хоть не Альтрона (хотя, ориентировочно, тоже на неделю-другую).

Тут-то и возникают мои претензии.

Начать стоит хотя бы с того, что Хонсу на протяжении долгого времени оставался лишь одним из «симптомов» больного разума Спектора – нигде прямо не говорилось, что Бог Луны был реален и обладал силами, собственно, Бога. У Бендиса упоминания Хонсу сводились к небольшим камео, у Вуда он представлял собой внеземную концепцию с, опять же, обязательными для существования «аватарами», а Бимис так и вовсе свел значимость бессмертного пришельца до «еще одной личности» в голове Марка.

В конечном счете, мы даже не трогаем ран Джеффа Лемира, который поставил жирную точку в многолетнем развитии отношений Лунного Рыцаря и Хонсу – допустим, в Marvel все-таки не решились сделать историю о психбольнице полноценным каноном для персонажа. Но вспомним серию в рамках «Marvel Legacy»: Марк сам рассуждает о том, что по «неведомой ему причине» у него отсутствуют какие-либо «лунные» сверхсилы, хотя у земного воплощения Ра есть способности к управлению огнем – его врожденной стихией.

Все это наталкивало на простую и понятную мысль, озвученную в дальнейших выпусках как Марком, так и второстепенным кастом: Спектор, как и Пациент 86, – самые обычные психопаты. Просто одному из них, судя по всему, повезло родиться с необходимым для драматизма геном мутанта – для мира Marvel это, говоря откровенно, не такая уж и редкость.

Что делает Аарон? Плюет на десятки лет проработки героя и его личностных качеств, внутренний конфликт, взаимоотношения с Хонсу и саму концепцию бессмертного и всемогущего существа, который остается за гранью понимания обычных смертных. Вместо этого Покровитель Ночи повторяет судьбу Мефисто: его избивают, унижают и арестовывают герои, среди которых есть, к примеру, Блэйд и Старк. Несуществующего Бога Луны. Арестовывают. Персонажи, чьи силы ограничены, видимо, лишь задумками автора.

Помимо этого в сюжете происходит еще целая куча нелепицы, обсуждать которую нет ни сил, ни желания. О самом известном просчете редакторов Marvel и Джейсона Аарона можете почитать в рамках этой статьи – думаю, вам будет интересно.

«Avengers» #38: сюжет «The Fly That Laid a Billion Maggots»

Рисунок: Эд МакГинесс

Логическое продолжение 32-го номера, в котором нам досконально разжевывают планы Мефисто и кормят многообещающей интригой вокруг старшего Старка. Нагнетающий саспенса выпуск, который прекрасно вписывается в контекст «сквозняка» Аарона.

«Avengers» #39: спецвыпуск Феникс

Рисунок: Дейл Киоун

Рассказ о доисторических племенах мутантов и очередном рыжеволосом телепате с «X»-геном – видимо, сформировавшийся веками практики строго обязательный фетиш Огненной Птицы, без которого она уже жить не может.

«Avengers» #40-44: сюжет «Enter the Phoenix»

Рисунок: Хавьер Гаррон

Спустя десяток выпусков Феникс добирается до Земли и устраивает локальную «Королевскую Битву» с супергероями для того, чтобы найти себе нового «достойного» носителя. В ходе сюжета читателя кормят всевозможными сочетаниями героев и крайне завораживающими баталиями (проще говоря, Джейсон начинает писать сценарий для кооперативного файтинга под аркадные автоматы), который переходит в очередной неловкий плот-твист: как оказалось, все это время матерью Тора была Феникс, с которой Один непринужденно флиртовал еще с самого первого совместного появления в серии. Приятно, что хотя бы к этому читателей подготовили заранее.

Вот, к примеру, диалог Одина с Феникс из первого номера онгоинга.

Занятный, пускай и вновь бессмысленный поворот, сделанный Аароном словно в назидание читателям, мол «да, именно я писал серии Бога Грома последний десяток лет». Теперь же, сдерживаемый лишь собственной (на мой взгляд, крайне извращенной) фантазией, сценарист посчитал Асгард и мифологию Marvel Comics «частной собственностью», с которой он может поступать так, как ему заблагорассудиться. Ненависти это вызывает, конечно, чуть меньше, чем схожий сюжетный троп в «Эре Хонсу», но, думается мне, где-то здесь фанаты окончательно смирились с происходящими в онгоинге событиями. И это, конечно же, очень печально.

Далее идет 45-ый выпуск, который вновь стал тай-ином к глобальному событию – на этот раз к «King in Black» Донни Кейтса. О нем, как, собственно, и об основной линейке «Короля в Черном», поговорим отдельным текстом когда-нибудь потом.

И на этом все. Поздравляю: теперь вы обладаете бесценными знаниями и способны объяснить коллегам, друзьям и приятелям, почему восьмой том «Avengers» не стоит потраченного времени и сил.

Перед нами масштабная, эпическая, но от того не менее несуразная история, которая то и дело спотыкается на самых простых и, казалось бы, очевидных вещах. В попытках сделать каждый отдельный сюжет «глобальным ивентом», Джейсон Аарон погряз в однотипной формуле, вынуждающей его писать «обязательные» спецвыпуски и прологи к новым сюжетам вместо того, чтобы сделать одну сколько-нибудь законченную историю. По итогу читатели получают десятки «номеров-событий», от размаха которых быстро наскучиваешь, и пачку спецвыпусков, чье написание, уверен, самому Аарону не доставляло никакого удовольствия – это можно проследить хотя бы по резкому падению качества самой проработки «доисторического сквозняка» после истории с Кулаком.

В настоящий момент онгоинг находится на хиатусе, а основные события и действующие лица перекочевали, как я уже и говорил, в лимитированную серию «Heroes Reborn» – сухую, блеклую и откровенно душную кальку с классического «House of M», на этот раз с Блейдом, Мефисто и Верховным Эскадроном у руля. Что до продолжения: уже в июле стартует сюжет «World War She-Hulk», в котором Аарон попытается переписать культовую «Мировую Войну Халка», на этот раз сделав изгоем в глазах читателей Дженнифер Уолтерс. Стоит ли ждать от арки чего-то феноменально нового? Думаю, вы уже и сами знаете ответ.

Хочется сказать лишь одно: не тратьте свое время попусту, пока есть люди, которые тратят его за вас. Конечно, читать (или не читать) серию «Avengers» 2018-го года – это личный выбор каждого фаната комиксов Marvel. Однако пока, говоря объективно, мы имеем одну из самых спорных, странных, до нелепого масштабных и глупых серий про Могучих Героев Земли за долгие годы. А это о чем-то, да говорит.

Комментарии