Гайд по комиксам Marvel Эла Юинга. Часть 1: космическое безумие и приземленное сумасшествие

1 967

Расширяем сознание комиксами Эла Юинга от издательства Marvel.

Спустя тысячи написанных слов я попытался вспомнить, что привело меня сюда.

Первая же мысль – это карточка Infinaut из Marvel Snap!

Для людей без зависимости от казино Бена Броуда: у Инфинавта самые гигантские статы в игре, но разыграть его можно только при пропуске предыдущего хода. Невероятная мощь в обмен на очень трудное условие – самое интригующее, я вообще понятия не имел, что это за великан! Почему какой-то ноунейм стал самой сильной фигурой в игре? Ответ скрывался в комиксах Юинга.

Вторая причина – картинка ниже. Я давно понимал, что Эл Юинг сплетает все свои комиксы в одну паутину, но даже не подозревал насколько глубока кроличья нора…

Фактически весь мой мега-гайд из трех частей – это ультимативный комментарий к этой схеме.

Третья причина – это 10-летний 11-летний юбилей с дебюта Юинга в Марвел.

В общем, предостаточно поводов, чтобы перечитать все* комиксы Эла Юинга для Дома Идей.

* почти все. Было бы безумием прочитать 100%. Вполне хватит 96.

Самая популярная фотография нашего героя:

Чуть менее популярное фото:

После каждого комикса я буду оставлять заметки на будущее – «грани времени» с объяснением камео, отсылок, тизеров и подтекстов Юинга. Правда, вы вряд ли что-то поймете, если не читали упомянутые комиксы.

Акт 0: Кислотность

Первое, что нужно знать про Эла Юинга – он британский сценарист. И начинался его путь самым закономерным способом для британского сценариста – с 2000 AD.

Даже если бегло пробежаться по библиографии Юинга из Википедии, глаз сразу зацепится за огромный список его номеров 2000 AD и Judge Dredd Megazine. Дело в специфике британских изданий: в отличие от американских синглов выпуски представляют собой антологию коротких историй от различных авторов (так называемые «проги»). Иногда они складываются в большой сюжет, но чаще всего остаются краткими сатирическими зарисовками на несколько страниц. Поэтому прог-период Юинга вполне укладывается в американский ран средних размеров.

Юингу было 25 лет, когда он написал первый комикс в 2002 году. За всю его «британскую карьеру» он успел создать много всякого: от страшилок про психотерапии с роботом-Фрейдом до охоты Дредда за клонами-маньяками.

Несдерживаемый полет фантазии на любой вкус, но все же я не рекомендую читать ранние работы Юинга.

И дело не в том, что сценарист неопытный – просто 2000 AD отделен от нас настолько огромной культурной пропастью, что неподготовленному читателю перепрыгнуть контекст юмора почти невозможно. Если все же рискнете, попробуйте прожарить мозги Zombo и The Zaucer of Zilk. Первый комикс – абсурдная черная комедия-боевик-хоррор о правительственном суперсолдате-зомби, второй – кислотный поток сознания, нарисованный Бренданом Маккарти.

Эл набирался опыта на прогах десяток лет, прежде чем ворвался в американские комиксы. Впрочем поначалу писал он все такие же странные вещи: продолжение Jennifer Blood после Гарта Энниса (кровавый трэш про домохозяйку-убийцу) и кроссовер Mars Attacks: Judge Dredd (без комментариев).

Если вам хочется влететь в комиксы про Судью Дредда — читайте обзор комикса «Судья Дредд: Истоки» на русском языке.

Я бы провел черту между Элом-панком и мейнстримным Элом по короткой истории из антологии Ghosts (2012, Vertigo) – The Night After I Took the Data Entry Job I Was Visited by My Own Ghost.

Скучный клерк встречает призрака самого себя из жизни, где он не забросил игру на гитаре. Всего шесть страниц, а материала на целый фильм: меланхолия о несбывшемся приправлена едким юмором и забавным финальным твистом. И главное – внутренний кризис, представленный через столкновение с другим собой. Главный лейтмотив во всем творчестве Эла Юинга.

Но у нас заплыв по комиксам Марвел, так что вернемся к ним. Очень смешно, что первой работой в 2009 году стал комикс Marvel Heroes (UK) – детский вариант супергероики. В СНГ эта серия больше известна как… «Marvel команда»! Именно комиксы из британского импринта у нас выпускались в «Играй и учись с Человеком-Пауком», «Твой лучший друг Человек-Паук» и прочих замечательных журналах.

Может быть, вы даже читали комиксы Эла в детстве. В «Марвел Команде» #3 Тони Старк сражался с гигантскими монстрами в Японии (Фин Фан Фум!), а в #7 Хэнк Пим освобождал муравьев из рабства (потом он приказывал насекомым сделать ему бутерброды – Юинг даже здесь умудрялся передавать характер Пима)

В 2013 году Эл встретился на New York Comic Con c редакторкой Avengers Assemble, и уже вскоре получил предложение написать номера #14.AU и #15.AU (тай-ины к «Эре Альтрона»).

Юинг: «Я очень хотел работать в Марвел. И мне очень хотелось заплатить за аренду».

Вообще Марвел часто использует тай-ины как тестовое задание для новых сценаристов. Например, Кристофер Кантвелл начинал с истории A Rose for Victor в War of the Realms: War Scrolls #3 и только потом получил серию Doctor Doom, онгоинг про Железного Человека и так далее. Или же Дэниз Кэмп, автор невероятного 20th Century Men, дебютировал в Марвел с лимиткой для Fall of X (Children of the Vault) – сейчас же он пишет очень перспективных Ultimates. Присматривайтесь к незнакомым именам в тай-инах –возможно, это автор вашей будущего любимого комикса.

Юинг прошел тест успешно, и уже в том же году ему доверили две серии. Первая – «Могучие Мстители», к ним перейдем в первом акте. Вторая же чуть менее престижная – infinite comic (цифровой веб-комикс), спин-офф онгоинга, написанный в соавторстве c его сценаристом.

Забавно, что дебютным героем для Эла опять стал Железный Человек:

IRON MAN: FATAL FRONTIER #1-13 (2013-2014)

  • Рисунок: Лан Медина, Нил Эдвардс
  • Соавтор: Кирон Гиллен

Во времена Marvel NOW! Тони Старк активно приключался в космосе, и этот комикс не стал исключением.

Советский андроид УДАРНИК на Луне сходит с ума от одиночества, потому решает разбомбить Голливуд как фабрику пропаганды. Железный Человек летит на спутник Земли, чтобы остановить его…

* здесь Гиллен временно уходит и остается только Юинг*

Ударник приходит в себя и рассказывает о залежах флогистона – жидкого вещества, способного стать источником чистой энергии. Робот необдуманно сообщает о ископаемом землянам – вскоре на Луну слетаются отряды корпораций, специальные агенты и думботы…

Я специально вынес комикс в нулевой акт – его можно назвать семечком, из которого вырастет будущий лес шедевров Юинга. Уже сейчас видно, что Элу нравится работать со сложными сценариями. Простой сюжет всячески усложнен твистами, путешествиями по подсознанию и скачками во времени. Только любая идея этого комикса будет выглядеть намного лучше в будущих сериях Юинга, поэтому «Фронтир» можно советовать только для особо интересующихся, с чего все началось.

Грани времени:

  • Злодейская компания Cortex Inc. станет главным противником Могучих Мстителей, а архетип жадной бездушной корпорации Юинг будет использовать очень часто.
  • Насколько Юинг недолюбливает корпорации, настолько же сильно он любит придумывать суперценные вещества с необычными свойствами. После флогистона Юинг введет нейтрониум и мистериум. Чаще всего материалы служат чудотворным «огнем Прометея» на все случаи жизни, но человечество оказывается к ним не готово.
  • В реальности флогистон – устаревшее химическое понятие. Считалось, что это «воспламеняемая сверхтонкая материя», которая высвобождается из горючего при горении – разумеется, теория была опровергнута после открытия кислорода.
  • Видение Тони, где он погибает в плену, а броня достается товарищу по несчастью – ученому Хо Инсену.

Юинг вернется к ремейку ориджина Железного Человека. В Captain Britain and The Mighty Defenders костюм снова примерит Инсен, в U.S.Avengers – дочь изобретателя, а в Iron Hammer – Старк Одинсон. В первых двух случаях Юинг хотел показать, что Старк был далеко не идеальным кандидатом для ношения брони. Ученый подошел бы намного лучше миллиардера, и потому Тони чувствует вину глубоко в душе.

  • Дум.

Во всем последующем творчестве Эл будет прописывать Виктора не только как самовлюбленного диктатора или безумного тирана. Доктор Дум Юинга – единственная надежда мира. Супергерои несут за собой хаос и разрушение – Дум же призван гарантировать порядок.

Если Старк хочет уничтожить флогистон (лишь бы он не достался никому), то Дум стремится использовать. В «Локи» Дум пресекает манипуляции Локи со временем, потому что только Дум может стоять на страже времени. На ужине со Шторм (S.W.O.R.D.) Дум воплощает залог сохранения устоев: если Ороро владычица целого неизученного мира на Аракко («Нового Света»), то Виктор – монарх старой закалки. По той же причине в «Веноме» Дум ставит на место Эдди Брока, когда тот приходит за машиной времени.

Потому что непреклонный Дум – ключ к сохранению гармонии.

  • Юинг явно неравнодушен к Уоррену Эллису. Во «Фронтире» сценарист подхватил шутку Гиллена и ввел соперника ЖЧ по имени… Эли Уоррен, похитившего образцы Экстремиса. Комиксы Эллиса часто будут мелькать в статье среди источников вдохновения Эла.

Акт 1: Могучесть

MIGHTY AVENGERS vol.2 #1-14 (2013-2014)

  • Рисунок: Грег Лэнд, Джей Лейстен, Валерио Скити, Сальвадор Ларрока
  • Команда: Люк Кейдж, Совершенный Человек-Паук, Спектр, Силач (Виктор Альварез), Белая Тигрица (Ава Айала), Синее Чудо, Женщина-Халк, Калуу (маг из Камар-Таджа) + новый Ронин, скрывающий личность.

Во время события Infinity Земля осталась без защиты Величайших героев Земли… Значит, пора собрать новую команду: атаку Проксимы Полночь и Эбеновой Пасти на Нью-Йорк отражают случайно подвернувшиеся уличные супергерои. Под руководством Люка Кейджа они станут Могучими Мстителями!

Infinity – ивент Джонатана Хикмана, включающий две параллельные истории: пока Мстители в космосе сражались с расой Строителей, на Землю напал Танос со своим Черным Орденом.

Если вы хоть немного следите за сериями Юинга, то отлично понимаете, что начинать с тай-ина – это очень забавный символизм.

Могучие Мстители – нечто среднее между Героями по найму и Новыми Мстителями времен Бендиса. Этакие могучие парни с соседней улицы, которых можно попросить и котенка с дерева снять, и машину украденную вернуть, и злым пришельцам навалять. У героев буквально появляется своя горячая линия, куда можно обратиться за помощью. И главное – никакой платы за спасение, только благотворительность.

Концепт жизнеспособный, но если попробовать перечитать содержание на Википедии, все окажется уже не так радужно. Вот команда Кейджа сражается с Черным Орденом и Шума-Горатом – ну пойдет. Белая Тигрица преследует своего давнего врага – нуу допустим. Заговор древних магов, который пытается сорвать отряд Ронина – нууу для секретного персонажа за маской Ронина, сюжет редко играет важную роль.

Супергеройская рутина «героев на час» маячит где-то на заднем плане, пока Могучие Мстители занимаются своими делами. Это даже не комикс про команду в классическом понимании – скорее про пересечение жизней многих суперлюдей в одной точке.

У Юинга получилось выцепить персонажей в очень удачный период. Джессика Джонс и Люк Кейдж уже растят дочку Даниэллу – так в комиксе появляется немного семейной мелодрамы. Белая Тигрица и Силач не так давно выпустились из Академии Мстителей – значит, появляется пространство для роста юных неопытных героев и темы наследия. Прибавьте еще невыносимый характер Отто-Паука, научные исследования Синего Чуда, темную магию, тайну Ронина… Да что там, под конец мы получаем целый ретро-боевик!

Этому выпуску очень не хватает диско-саундтрека.

У героев Юинга гипернасыщенные жизни – это как будто 8 их сольных онгоингов, переплетенных вместе.

Мастридный ли это комикс? Вряд ли. Лучше всего «Могучих» описать как сбивчивым разговор с очень любопытным попутчиком: твой новый знакомый сыплет цитатами и шутками, рассказывает невероятные байки и делится планами на будущее. А потом его рассказ обрывается на полуслове, и он уносится в закат.

Хвала богам, Юинг и не думал останавливаться.

Грани времени:

  • Если у кого-то возникали вопросы, почему Юинг пригласил Лэнда рисовать Roxxon Presents: Thor, то вот ответ. Для Эла Лэнд был первым художником крупной серии Марвел. И если раньше молодому сценаристу приходилось довольствоваться тем, кого дают, то теперь он может намеренно использовать фотошоп Лэнда как сатиру на бездушный корпоративный стиль.
  • Синее Чудо станет один из самых важных персонажей Юинга, но не Эл его придумал, а Кевин Гревье в Adam: Legend of the Blue Marvel (2008).

Как и Часовой, Синее Чудо – это вариация Супермена (или Черного Адама), вписанная в прошлое Марвел задним числом, только с акцентом на ксенофобии.

В 60-х ученый-афроамериканец Адам Брэшер и его лучший друг Коннер Симс исследовали антиматерию, но из-за несчастного случая получили суперсилы. Адам получил силу, скорость, научился управлять энергией и начал медленнее стареть, а Коннер обезумел и стал нестабильным Анти-Человеком. Взяв имя Синего Чуда, Адам был вынужден скрывать свою расу из-за расизма – когда все узнали о цвете кожи всемогущего супергероя, от него потребовали уйти в отставку.

Прежде всего Юинга заинтересовали в персонаже его научные знания и исследования порталов – в будущем они очень пригодятся автору, чтобы открывать дверь в неизведанное.

  • Один из самых больших минусов «Могучих» – Юинг дал Синему Чуду победить самого Шума-Гората.

Я до сих пор считаю, что не мог Юинг при своей любви к бессмертным сущностям просто так пожертвовать таким важным монстром. Возможно, он хотел продемонстрировать мощь Синего Чуда?

  • Похоже, для такой же демонстрации Богу-Тигру (покровителю Белой Тигрицы) позволили сожрать бедного восстановившегося Шума-Гората.
Или Юинг просто любит Кэтти Перри.

До Юинга сила Белого Тигра была даром некого абстрактного тигриного духа. В своих комиксах Эл значительно поднял статус клыкастого. Теперь это воплощение первобытного страха перед хищниками, одно из древнейших божеств в человеческой истории. Сила становится опасна не только для врагов Тигра, но и для его аватара.

  • Также Юинг придумал для Синего Чуда семейную драму. Старший сын Кевин помогал отцу в работе, но в ходе сражения со злым Доктором Скорпионом он провалился в Нейтральную Зону (о ней позже). За это младший сын Макс возненавидел отца. Чтобы спасти брата, он стал ученым Доктором Позитроном, работающим на террористическую организацию W.E.S.P.E. («оса» в переводе с немецкого).
  • Именно тут появляется ключевой сюжет комиксов Юинга – попытка заглянуть «по ту сторону неизведанного» и выбраться. Здесь вылазка заключается в изучении Нейтральной Зоны, позже будет принимать вид экспедиций в загробный мир/за Зеленую Дверь/Вальхаллу и так далее.
Попытка вытащить Кевина обернулась катастрофой. Есть двери, которые лучше не открывать.
  • Всего за 14 выпусков серию успели зацепить три ивента. Вторжение в Infinity помогло собрать команду. В Inhumanity Юинг впервые затронул тему Нелюдей (разовьет ее в Royals), а в Original Sin представил забытых Могучих Мстителей из 70-х.

Inhumanity – в ходе Infinity терригеновые туманы распылились над Манхэттеном, начало появляться много новых Нелюдей.

Oriiginal Sin – убит Уату Наблюдатель, а убийца при помощи похищенного всевидящего глаза раскрывает супергероям их сокровенные тайны прошлого.

Глобалки будут ПОСТОЯННО терзают комиксы Юинга, поэтому он выработает два подхода к тай-инам. Первый – плотно интегрировать сюжеты ивентов в свои истории, как будто сценарный план изначально был таковым. Второй – игнорировать событие и заниматься своими делами.

CAPTAIN AMERICA AND THE MIGHTY AVENGERS #1-9 (2014-2015)

  • Рисунок: Люк Росс, Ибан Коэльо
  • Команда: добавился Капитан Америка (Сэм Уилсон)

Серию перезапустили, суть осталась той же. Начали опять с тай-ина.

AXIS («Ось) – ивент, где многие герои и злодеи поменялись местами.

«Ось» легче всего описать как «ужасный ивент, потрясающие тай-ины». Ведь сам идея-то очень веселая: сделать Тони Старка меркантильным мудаком, Хобгоблина – коучем по саморазвитию и далее в таком же духе. Сэм Уилсон стал этаким вариантом Алтимэйт Кэпа, а инверсированный Люк – меркантильным мудаком и продал свою команду злой корпорации Cortex Inc.

Могучие против инверсированных.

Уже через пару выпусков «Ось» закончится, и об этом забудут.

Даже в самом проходном сюжете Юинг находит способ проявить себя. Поменять местами героев и злодеев – звучит слишком просто? А если объяснить перемены терминами из Каббалы? Согласно Юингу, реверс напоминает Клипот – искаженное отражение добрых сил, возникшие после разбиения сосудов Сфир при сотворении мира (спасибо Википедии). Если посчитать за разбиение «все умирает», а за сотворение мира – грядущие «Секретные Войны», то AXIS становится важным элементом мироздания…

И все же у концептуального подхода есть один существенный минус. Работы Юинга сложно читать, если вы не в контексте. Ради преодоления одних только «Могучих Мстителей» нужно понимать, что происходит в Infinity, Inhumanity, AXIS, а также почему происходят Secret Wars. Да, в детали кроссоверов вдаваться не нужно, и по качеству тай-ин зачастую лучше самого ивента. Но если вы плохо помните события, например, «Бесконечности», чувство растерянности будет преследовать вас: а что вообще происходит? Куда делись Мстители и что это за синяя женщина?

Но кроссоверы – это еще полбеды. Ведь Юинг любит привязывать к своим сериям как старые, так и очень нишевые комиксы.

Очень долго копившийся панчлайн «Могучих Мстителей» – шутка про статус комикса Nextwave: Agents Of H.A.T.E.! Это трэшовая серия Уоррена Эллиса про отряд супергероев, с которыми творится запредельного уровня дичь. Ребенок МОДОКа и родственник Дормамму с унитазом на голове – лишь самое безобидное, что там есть.

В составе агентов как раз была Моника Рамбо, а противостояли они корпорации Beyond.

Из-за безудержного угара серию объявили неканоном. Но что сделал Юинг?

Главные враги Могучих Мстителей Cortex Inc. оказываются лишь прикрытием для Beyond! Всемогущая корпорация Бейондеров действительно существует: когда-то они сами собрали Агентов Г.Н.Е.В.а и переместили их на отдельную Землю-63163, только чтобы повеселиться. Все это время Г.Н.Е.В. был для Моники лишь фантомным воспоминанием, и только сейчас она поняла, что сражение с Beyond происходило на самом деле. Так Спектр возвращается к своему образу Nextwave – бэд-асс крутой героини в плаще!

Но понять все можно, только если вы помните о существовании Nextwave.

С этого момента Рамбо из третьестепенной супергероини превращается в смертельную женщину, способную прожигать мозги потоком света.

А чтобы все оказалось втройне сложнее, Юинг еще и оставляет зацепки к своим будущим работам. То есть приходится держать в голове сразу три таймлайна: отсылки к прошлому, связь с текущим статусом-кво Вселенной и тизеры.

Завершается комиксом также тай-ином, но тут уже все комиксы Марвел постигла такая участь: из-за разрушения Мультивселенной в «Секретных Войнах», все серии заканчивались белой вспышкой. Проще говоря, концом света.

Как провели свои последние мгновения Могучие Мстители? Все также спасали людей, помогали бездомным и разбирали завалы, пока мир рушился.

Если Мстители Хикмана больше напоминали богов (боролись за власть и разрушали целые миры), Мстители Юинга оставались хорошими ребятами с соседней улицы. В теории.

А на практике Могучие Мстители занимались чем угодно, только не спасательными миссиями: заглядывали в другие миры, подчиняли древних мистических зверушек, сражались с корпоратами из иной реальности. Последние выпуски едва ли не единственные истории, где Могучие действительно занимаются благотворительностью.

Юинг ярко показал, что ему интересно на самом – жаль только, что свои идеи он начал реализовывать в не самой подходящей серии.

Грани времени:

  • Beyond используют излюбленный прием Юинга, когда героев в решающей битве погружают в их кошмары.
  • Уже сейчас легко заметить, как много внимания Юинг уделяет социальному посылу. Синее Чудо – буквально символ осознания, каким расистским было общество. На контрасте с лишенным заслуг Адамом Юинг сделал команду расово разнообразной, выведя на первый план Кейджа и Уилсона. Хотя к новому Капитану люди сначала относятся с предубеждением, в современном мире у него хотя бы появляется шанс заслужить доверие.
  • Бескорыстные герои противостоят злой корпорации – тоже вполне себе политическая повестка (иногда место врага будут занимать такие же мутные правительственные структуры). Далее Эл часто будет затрагивать множество других острых проблемы, от прав меньшинств до экологии.
  • Нейтральная Зона (Эксо-Космос) – «пространство между реальностями, где позитивная и негативная материя сосуществуют».
Мастер-класс Джеффа Джонса: если есть Негативная, то должна быть и Нейтральная!

До Юинга Нейтральная зона упоминалась в Fear Itself: The Home Front #4 – как всегда Эл довел идею до ума. Измерение стало месторождением нейтрониума, неспособного существовать в обычном мире. Его кристаллы представляют затвердевшее пространство-время, то есть могут использоваться для манипуляций с временем-пространством – очень опасный эффект. Сверхценный элемент станет отправной точкой для серий Contest of Champions и Ultimates.

  • Эллиса и «Мстителей» Хикмана. Это пространство между Вселенными, где сосредоточено информационное поле идей и мечтаний. Если вырваться из обычной Вселенной и пересечь Суперпоток, можно попасть в Нейтральную Зону, а затем – в Вовне (Outside), нечто за пределами Мультивселенной. Подробнее – в Ultimates.

CAPTAIN BRITAIN AND THE MIGHTY DEFENDERS #1-2 (2015)

  • Рисунок: Алан Дэвис, Марк Фармер

Secret Wars. Все умерло. Все возродилось как новый Мир Битв. Все вернулось.

Если суммировать два онгоинга «Могучих», Юингу не хватило всего 2 номеров до красивого числа в 25 выпусков. Их он добил в тай-ине к «Секретным Войнам» – они служат необязательным эпилогом. 

В одном из уголков Мира Битв уже знакомые герои действуют в новом облачении. Хо Инсен становится Спасителем (Rescue), а его дочь Тони – Юной Спасительницей, Женщина-Халк орудует судебным молоточком Мьельниром, плащ Паука носит Хобби Браун, Белая Тигрица осталась Белой Тигрицей, а мусульманка Файза Хуссейн унаследовала титул Капитана Британия. Вместе они Могучие Защитники на страже Инсен-сити.           

Похоже на референс Юинга к родной британской сатире, только на минималках: прогрессивный многонациональный Инсен-сити воплощает светлое будущее Британии, антиутопичный Мондо-сити – полицейскую диктатуру.

Из-за слишком малого объема читать необязательно, только если вы не большой фанат Алана Дэвиса.

Грани времени:

  • Доктор Хуссейн стала Капитаном Британией в Эре Альтрона (Avengers Assemble #15AU Юинга).
  • Первое появление мэш-апов (смесь нескольких персонажей) в творчестве Эла и первая работа с командой Защитников.
  • Полиция Мондо-сити напоминает Судей из «Судьи Дредда» (таких оммажей на Судей будет много).

Хотя опять же Мондо придумал не Юинг – впервые темная реальность появилась в Dark Avengers Джеффа Паркера.

Акт 2: Обманчивость

Параллельно с «Могучими Мстителями» Юинг запустил еще один онгоинг. И в отличие от шумной командной серии, он сконцентрировался на одной линии – кем должен стать Локи?

Гайд по современным комиксам о Боге обмана

LOKI: AGENT OF ASGARD #1-17 (2014-2015)

На русском издан Jellyfish Jam.
  • Рисунок: Ли Гарбетт, Хорхе Коэльо

Локи ненавидел Тора, строил козни Мстителям, но пожертвовал собой в сражении за Асград (Siege). То был Локи-злодей.

Локи переродился как подросток, свободный от грехов прошлого. Он подружился с Юными Мстителями и всячески старался быть хорошим парнем. Но Локи пришлось принести себя в жертву ради уничтожения опасного артефакта: отголосок старой версии Локи стер разум мальчика и занял его место (Journey into Mistery Кирона Гиллена). То был Локи-ребенок.

Далее для победы над мощным врагом старый-трикстер-в-теле-нового попросил Виккана увеличить возраст – так Локи стал юношей (Young Avengers Гиллена).

*мы находимся здесь*

Повзрослевший Локи согласился на сделку с триумвиратом Все-Матерей Асгарда: Бог обмана исполняет поручения, а за каждое успешное дело один из его проступков стирается из истории. То был Локи-агент Асгарда.

Но появляется и четвертый Локи. Старик из будущего, где Локи не смог сбежать от своей лживой натуры и предал богов. То был Король Локи.

Как видите, история Локи – отличный аргумент и за, и против «в комиксах ничего не меняется». Бог обмана стремительно развивался – только каждый раз новое «но» отбрасывало его назад. Всякий раз, когда Локи пытался избавиться от прошлого, оно язвительно напоминало трикстеру о себе.

В замечательных комиксах Гиллена Локи из кожи вон лез, лишь бы искупить грехи. Юинг же выбрал другой подход: а что, если Локи нужно остаться собой? Что, если он должен остаться коварным обманщиком? И что важнее всего: можно ли остаться Богом обмана, но не склоняться на сторону добра или зла? И все равно совершить правильный выбор?

«Агент Асгарда» во многом наследует озорной тон серий Гиллена, миксуя его с философскими рассуждениями о природе историй и вдохновляясь харизмой Локи из КВМ. У Юинга искрометное чувство юмора: Локи очень искусен в искусстве подколок.

Мой любимый момент комикса.

Локи Юинга – отличный рассказчик, изгибающий историю неожиданными планами и ироничными ужимками. В конце концов, Локи – аналог Джеймса Бонда для Асгарда, поэтому каждая миссия – увлекательный мини-сюжет с неожиданной развязкой. К тому же Ли Гарбетт отлично рисует молодого бога.

Ничто не помешает Все-Матерям дозвониться до Локи!

Но все же Локи – заложник своей судьбы, и Юинг нисколько не уменьшает трагизм комикса.

В сравнении с «Могучими» Локи читается полегче, но Эл все еще недостаточно опытен, чтобы разложить клубок своих мыслей в грандиозное полотно. Порой он повторяется, порой переусложняет выпуск только ради красоты. Финальный арк явно затянут – нужно было дотащить комикс до «Секретных Войн».

Но комикс все равно отличный и очень важный для персонажа. А еще он идеально отражает дух эпохи: в 2010-х было очень модно «приземлять» супергероев. В своих комиксах Хоукай жарил барбекю с соседями, Женщина-Паук нянчилась со своим младенцем, а Локи же ходил на экспресс-свидания, играл в видеоигры, даже подружку нашел! В «Агенте» «Слайс-оф-лайфа в трико» занимает такое же важное место, как скандинавские мифы.

Юинг придумал для трикстера идеальную напарницу – девушку-«ходячий детектор лжи» Верити. Она различает любую неправду, в том числе вранье Локи. Из-за дара девушке было сложно выстроить общение с людьми, и только Локи смог ее заинтересовать своей… находчивостью.

К слову, они просто друзья.

С врагами попроще. Юинг не стал отходить от проверенной классики. Локи регулярно сражается с Тором, но здесь это скорее возня между братьями, чем кровная вражда (до момента *спойлер*).

В тай-ине AXIS Локи даже огрел Мьельниром инверсированного Тора.

Главным злодеем же остался Король Локи, искушающий нашего агента вернуться к злодейским истокам. Смог ли Локи себя победить?

Откройте любой современный комикс про Локи и сразу поймете.

Грани времени:

  • Внутренний кризис персонажа раскрывается через противостояние c темной версии себя – один из главных сюжетов Юинга (Immortal Hulk, Venom, Immortal Thor).
  • Локи-король вселяется в тело Тора. Первый раз, когда Юинг использует твист «в персонажа вселилась чужая душа, но читатель не подозревает, чья это душа».
  • После «смерти» Локи попадает в подобие посмертия, где встречает два предыдущих воплощения. Возникает моральная развилка. Снова стать злодеем, как классический Локи? Поступить как Локи-ребенок – пожертвовать собой и остаться героем? Наш Локи выбирает третий путь антигероя за гранью добра и зла – быть Богом историй. И подчиняться только себе.

Почти точь-в-точь Юинг повторит перерождение для мастера магнетизма в Resurrection of Magneto.

  • После возрождения Локи переступает через кризис самоопределения. Теперь он меняет пол по щелчку пальцев, так как принял свою изменчивость и непредсказуемость. Возможно, и потрепанным оборванцем он стал, потому что «свободному» Локи не нужно быть для окружающих идеальным красавчиком-героем.
  • Последним делом в роли агента Асгарда должно было стать уничтожение Сингулярности Альтрона. Похоже на отсылку к Ultron Forever: видимо, в таймлайне кроссовера Локи не справился, и Альтрон покорил мир.
  • В финале Локи и Верити встречают Высших-восседающих-в-тени, существующих за счет перерождения асгардцев в Рагнареке. Ключевой мотив Юинга – как только его персонажи достигают статуса бога, они предстают перед Богами над Богами. Этим заканчивается «Бессмертный Халк», с этого начинается «Бессмертный Тор».

В случае с «Локи» Юинг разыграл карту «Сэндмена». «Боги существуют, потому что Вселенная в них поверила». Боги – «дети» своих историй, рожденных страхами/мечтами/надеждами/завистью/любовью смертных. Кто возвышается над богами? Тот, кто рассказывает историю – Локи.

Привязать богов к бессознательному – классический современный способ обращаться со статусом бессмертных сущностей. Далее Юинг разовьет более авторский взгляд на эти идеи.

  • Продолжение линии с Думом на страже времени и магии.
Фан-факт: в латверианском варианте песни All You Need Is Love слово «любовь» заменено на «Дум».
  • Спустя семь лет комикс получил внезапный эпилог в Thor vol 6 #24/750. Сразу после финала «Агента» Локи попал не в обновленную Вселенную после Секретных Войн, а в нечто… противоположное. История трикстера продолжается в Defenders: Beyond.

Также Юинг показал, что в новом мире с Верити все хорошо, просто остальные сценаристы ее игнорируют (после «Агента» девушка появлялась ровно один раз в маленьком камео).

Между 5 и 6 номером предлагается прочитать тай-ин к «Первородному Греху»:

THOR & LOKI: THE TENTH REALM #1-5 (2014, Original Sin #5.1-5.5)

  • Рисунок: Саймон Бианчи, Ли Гарбетт

Тор узнает два секрета. Первый – существует Десятое царство, населенное ангелами. Второй – у него есть сестра! Вместе с Локи громовержец отправляется в новый мир, где братьев встречают враждебные крылатые воительницы.

И кто бы мог этой сестрой оказаться, ума не приложу…

Оказалось, Анжела была дочерью Один и Фриги, а ее похитила злая королева ангелов, чтобы выиграть в войне с Асгардом. Она инсценировала смерть девочки, и Один в ярости отрезал Десятое царство от реальности – Анжелу же тайно вырастили как воительницу ангелов.

Об отношении редактуры к Анжеле ясно говорит факт, что объяснение ее происхождения запихнули даже не в тай-ин «Первородного Греха», а в расширение пятого номера. Возможно, ни Аарон, ни Юинг не захотели вписывать посторонний сюжет в свои серии и сошлись на таком компромиссе.

Вообще комикс очень напоминает саму рыжую бестию: дитя, выращенное без любви и черт пойми как закинутое во Вселенную Марвел. Ангелы – по сути более жестокие валькирии, а их царство – скучнейшая фэнтезийная локация. Весь сюжет – драки вместо разговоров в лучших традициях кроссоверов. А сам «твист» с Анжелой кое-как вкинут на последних страницах.

Грани времени:

  • В плену Тор эпично напоминает ангелицам, что он Бог бурь – и сносит свою темницу молнией. Очень напоминает такое же пафосное явление Тора в Immortal Thor #1.
  • Ли Гарбетта позвали нарисовать сражение с ангелами, а уже через год он приступит к работе над вторым томом «Люцифера» для ненадолго возрожденного Vertigo.
  • Юинг называет Одина и его брата Змея белым и черным королем – похожий дуализм он разовьет в своем взгляде на космогонию Марвел. Королей из Слоновой кости он возьмет у Хикмана (Бейондеры), а роль Ониксовых королей отдаст Королям в Черном.
  • Также добавлю высосанную из пальца теорию. Возможно, в секрете речь шла не об Анжеле… А о Хоуп Саммерс! В своих «Мстителях» Аарон отретконил происхождение Тора, чтобы Феникс стала его второй матерью. В Rise of the Powers of X выяснилось, что Феникс напрямую создал Хоуп… Так что рыжей родственницей могла оказаться именно мутантская мессия (тем более сам Аарон заявлял о влиянии Феникса на рождение Хоуп еще во времена «Мстителей против Иксменов»).

Просто хотел напомнить, что семейное дерево Иксменов переросло Иггдрасиль.

Акт 3: Мультизадачность

Столько хороших сценаристов обломали зубы на сюжетах с Мультивселенной, а справился ли Юинг? Его мультивселенский балаган стал пространством для воспоминаний о классике.

ULTRON FOREVER (2015, ван-шоты Avengers: Ultron Forever, New Avengers: Ultron Forever, Uncanny Avengers: Ultron Forever)

  • Рисунок: Алан Дэвис

Далекое будущее. Якобы ставший на сторону добра Доктор Дум собирает Мстителей из разных временных периодов, чтобы они помогли победить Альтрона, ставшего ВСЕОТЦОМ-АЛЬТРОНОМ…

Кроссовер – оммаж двум культовым работам Курта Бьюсика, Avengers Forever (тим-ап геров из разных таймлайнов, нарисован также Дэвисом) и Ultron Unlimited (Альтрон бушует). Хотя главный повод намного проще: к премьере вторых «Мстителей» издательству понадобился комикс со злым роботом на обложке.

В плане истории Юинга хочется больше хвалить за дань уважения Бьюсику, чем за сюжет. Герои сначала объединяются, потом бьют Альтрона, потом раскрывают, что Дум уже и не Дум, а Думбот. Конец.

Но как же здесь много развешенных ружей.

Грани времени:

  • Именно сейчас появляется идея с боди-хоррором про Халка: оторванная голова отрастает как голова Баннера.
  • В будущем Локи оказывается вирусом-паразитом, вселившимся в Тора. Отсылка к самому себе из «Агента Асгарда».
  • Даниэлла Кейдж в роли нового Капитана Америка. Это и неплохой легаси-персонаж, и итог линии Люка и Джессики из «Могучих» – они воспитали дочь правильно.
  • Даниэлла и ее враг Золотой Череп вернутся в New Avengers/U.S.Avengers.
  • Благодаря Мстителям Думбот выбрал путь мудрого правителя: освободил человечество от контроля и повел людей к звездам «через бессмертные века». Своеобразный ответ Старку из Fatal Frontier, усомнившемуся в полноценности роботов Виктора.
  • Альтрон-Всеотец вернется.

После «Секретных Войн» произошел глобальный перезапуск всех комиксов. Среди шквала первых номеров Юингу досталось три новинки: New Avengers, Ultimates и Contest of Champions. Начнем с самого простого.

CONTEST OF CHAMPIONS #1-10

  • Рисунок: Пако Медина, Хуан Власко, Роальд Марселиус

Также оммаж, только теперь на «Битву Чемпионов» 1982 года.

После коллапса и возрождения Мультивселенной образовалась некое ценное вещество, дарующее всемогущество – Изо-Сфера ISO-8. Им заинтересовались Коллекционер и Грандмастер. Для определения обладателя Сферы по семейной традиции устроили игру.

В Битве Чемпионов они собрали разных персонажей из обновленной Мультивселенной – выживший Чемпион гарантировал бы своему владельцу победу. В конце остались только Маэстро и Каратель 2099, однако они отказались убивать друг друга. Тогда их сделали Призывателями и дали собрать свои команды для новой Битвы Чемпионов…

Ситуация как с играми для убийства времени: трейлер обещает тебе эпичные сражения в космосе, а на деле это «три в ряд».

И серия действительно была призвана прорекламировать игру. Казуальный файтинг для смартфонов Contest of Champions вышел в 2014 году. Собирай кристаллы, прокачивай персонажей, убивай свое время. На момент написания статьи насчитывает целых 275 персонажей!

Хотя в игре предлагалось сражаться за Человека-Паука, Росомаху и других знаменитостей Марвел, Юинг пошел тернистым путем. Его комикс правильнее назвать «Битвой Ноунеймов».

Эл повытаскивал из лора очень подзабытых персонажей: например, Стик или Ночной Громила из Новых Воинов. Как будто он специально завысил порог входа, чтобы случайные игроки в мобилку быстро отстали от его комикса. Мол, помните британского Карателя из рана 90-х? Нет? Так валите назад в свой файтинг собирать камушки – у нас тут комикс исключительно для нердов.

Звучит грубо, но ростер героев читается именно как анти-реклама.

Другая категория – разнообразные варианты и мэш-апы. Электра-Меченая, прикончившая Сорвиголову. Гидро-Дьявольский Динозавр. Веном убил Паука и сделал его своим воображаемым другом (почему это звучит как питч фильма Сони…).

Есть и исключение. Эксклюзивно для игры придумали новую героиню из Франции, чтобы придать Битве интернациональный колорит, а Юинг прописал ей предысторию в комиксе. Гильотина – наследница рода убийц в красных плащах, чья сила заключается в кровожадном магическом мече.

Выглядит как ироничный персонаж, но потенциал есть – увы, кроме Юинга ее никто больше не использовал.

Грани времени:

  • Маэстро. Юинг прописывает Маэстро как опасного интригана – в «Бессмертном Халке» заложен тизер зарождения личности Маэстро.
  • Дизайн Веномов-миньонов напоминает симбиотов под контролем Налла (появятся только в 2018-м в ране Донни Кейтса).
  • Угадайте, из чего была сделана Изо-сфера? Правильно, из нейтрониума! Уничтожение и перезапуск Вселенной сделали нейтрониум устойчивее – как именно, узнаем в Ultimates.
  • К играм Грандмастера вернемся в Avengers: No Surrender.
  • На вариантной обложке #1 появляется Ксемну – один из самых интересных противников в Immortal Hulk.
  • У оригинальной «Битвы Чемпионов» интересная история. Во-первых, она считается первой ивентовой мини-серий Марвел. Она вышла даже раньше «Секретных Войн» (а сейчас наоборот, выходит сразу после). Во-вторых, изначально герои участвовали в Олимпийских играх-1980! Но США бойкотировали соревнование, потому сюжет переработали как сражение команд Грандмастера и Смерти.

Кстати, из Олимпиады растет и международный состав участников: помимо культовых героев специально придумали Талисмана из Австралии, Человека-Коллектива из Китая… Блицкрига из Германии… и далее в таком духе. Юинг бережно повторил фишку у себя.

В «Битве Чемпионов» есть на что посмотреть, если вы любите бесконечные бездумные драки и пасхалки. Шумный балаган на вечер – Юинг явно отдыхал от самого себя на этой серии.

Тем более, отлично ясно, куда улетучились его творческие силы – в космос.

Акт 4: Ультимативность

THE ULTIMATES vol. 3 #1-12 (2015-2016)

  • Рисунок: Кеннет Рокафорт, Кристиан Уорд
  • Команда: Синее Чудо, Спектр, Черная Пантера, Капитан Марвел, Америка Чавез

Синее Чудо понимает, что до Секретных Войн нейтрониум был нестабилен из-за своей молекулярной структуры: кристаллы из семи атомов легко распадались. Но после перезапуска Мультивселенной в кристаллической решетке появляется восьмой атом, что дарит материалу устойчивость. Если на изменение нейтрониума, побочного следа сотворения мироздания, повлиял «конец света»… Значит ли это, что каждый свой дополнительный атом нейтрониум получал после смерти и перерождения Вселенной? Значит ли это, нынешняя Вселенная Марвел – это ВОСЬМОЙ космос? А СЕДЬМОЙ умер во время Секретных войн?

С этого открытия начинается работа команды Алтимэйтс. Они не имеют никакого отношения к Алтимэтйс с уничтоженной Земли-1610. Новая команда – это Мстители над Мстителями, Иллюминаты со здравым смыслом и Фантастическая Четверка без семейных связей. То есть первая линия обороны человечества, в которой герои мощью науки будут решать фундаментальные проблемы Вселенной.

Их первая миссия – избавить Галактуса от вселенского голода. И выполнено задание с блеском. Алтимэтйс повлияли силой стабильного нейтрониума на Пожирателя планет, последнего выжившего из ШЕСТОГО космоса. Встречайте Галактуса Жизнетворца, дарующего жизнь!

Значит ли его реверс, что он выбрался из Клипота?

И это лишь первые два выпуска. Всего два номера приносят столько, сколько другие онгоинги не способны предложить и за полсотни.

Самое подходящее слово, каким можно описать динамику команды – это механизм. Алтимэйтс выглядят как идеальный «бинокль», через который мы смотрим на новые тайны Вселенной. Каждая деталь механизма необходима на своем месте. Синее Чудо – ученый-«генератор», Пантера и Капитан Марвел – командиры-«аккумуляторы» на Земле и в космосе, Моника и Америка – проводницы-«пули», способные попасть в любую недоступную точку.

Следующая миссия задала еще больший масштаб – исправить само время, искалеченное постоянными прыжками в будущее-прошлое. Ради этого Юингу и пригодились концепты Нейтральной Зоны и Суперпотока. Преодолев эти зоны, Алтимэйтс вырвутся за пределы бытия в абстрактное Вовне.

А дальше вам остается только последовать за ними.

«Белые пятна» в рисунке сигнализируют: мы можем лишь частично вообразить путь Алтимэйтс по немыслимому. Или же они символизируют выход за страницы комикса, как вам угодно.

Центральным моментом комикса стал разговор Галактуса с Молекулярным Человеком, где упоминается миф о Сизифе. Его можно трактовать по-разному: подразумевался ли под Сизифом Галактус, обреченный рано или поздно вернуться к поглощению миров? Или это тщетность исследований Вселенной: даже встреча с Богом за гранью мироздания не дает никакой гарантии, что над ним не возвышается нечто большее.

Или же миф отсылает к тому, что сколько хорошую серию ни пиши, а все равно ее затянет в ивент. Да еще какой.

Civil War II – старая история на новый лад. Нелюдь Улисс может видеть будущее. Капитан Марвел посчитала, что преступления нужно предотвращать до их появления, Железный Человек – нельзя наказывать за то, что не произошло. Герои разделились.

В этот раз Юинг повел себя агрессивнее. Скажем так, «это не Алтимэйтс заперты в «Гражданской Войне II», это «Гражданская Война II» заперта в Алтимэйтс».

Существование бессмысленного ивента Бендиса оправдывает хотя бы то, что он послужил декорацией для серии Юинга. Фактически весь конфликт – последствия соприкосновения Алтимэйтс с тем, что за гранью. Именно передел Вселенной вызвал возвращение Таноса, запустившего Гражданку. Ужас от контакта с мировоззрением Галактуса привел Кэрол Дэнверс к проактивной агрессии. Моника Рамбо переживает вину выжившей за то, что она не додумалась пройти через мозг Таноса волной света.

Такого накала драмы в глобалке Бендиса нет и близко (напомню, там Капитан Марвел хочет АРЕСТОВАТЬ Таноса).

Ивент помог напомнить, что перед нами не детали конструкции, а уязвимые персонажи, способные совершать ошибки. Но в том же время он сделал комикс более хаотичным и скучным. Пока ждешь продолжения линии с Галактусом, приходится довольствоваться мелкой земной возней с Железным Человеком.

Как раз в тай-инах и появляется Инфинавт из начала статьи. Видимо, в Second dinner кто-то очень любит комиксы Юинга, потому что здоровяк оказался крайне специфическим персонажем.

Инфинавт – миролюбивый странник из другого мира, пытающийся посетить Землю. Но его размер так велик, что одно лишь присутствие расплющит планету. Синее Чудо долгие годы думал, что отражал атаку пришельца, а на самом деле Инфинавт просто пытался пролезть через портал. Благодаря предсказанию Улисса намерения Инфинавта наконец удается понять, и частицами Пима его уменьшают до нормальных размеров.

История вполне могла бы быть самостоятельным фантастическим рассказом про контакт с неизведанным, но стала деталью в грандиозной перекройке космоса Марвел. Ну не чудо ли?

Но научная фантастика не самоцель комикса. «Алтимэйтс» о том, что громадная Вселенная состоит из крохотных поступков – каждая идея становится частью космоса. Страх и ненависть превратят Вселенную в концлагерь, а способность открываться распахнет новые горизонты.

Грани времени:

  • Стержнем комикса остается драма Синего Чуда. В Нейтральной Зоне он встречает своего старого друга, ставшего врагом – Анти-Человека.

Образцовый пример, как обскурных персонажей со странным именем можно трансформировать в нечто крышесносное (не буду спойлерить его статус на конец комикса, но это была прекрасная идея уровня Молекулярного Человека у Хикмана).

  • Еще одно элегантное объяснение ивента: вся вторая Гражданка сравнивается с «котом Шредингера» (тут кота не оказалось).
  • Почему именно Восьмой космос? Как сам Юинг сообщил, нейтрониумовая сфера из «Битвы чемпионов» называлась ISO-8 – вот Юинг и решил присвоить новой Вселенной такой номер. Лукавит он или здесь скрыта большая история, сказать сложно.
  • Уникальный взгляд Галактуса на время в комиксах. Настоящее меняет не только будущее, но и прошлое. Любое действие сценариста создает для его истории предпосылки в прошлых событиях и закладывает фундамент на будущее – пока персонажи движутся вперед, они автоматически создают причины для своего движения.

Вопрос только в том, какой момент считать ключевой точкой отсчета.

  • Юинг очень любит комиксы Гранта Моррисона.

THE ULTIMATES2 #1-9 + 100 (2016-2017)

  • Рисунок: Трэвел Форман, Ауд Кох

Вторая серия чуть менее интересна, так как больше сосредоточена на закрытии уже заданных вопросов.

После Civil War II правительство распустило Алтимэйтс. Но Всленная все еще нуждается в героях, ведь Вечность заточен в цепи… А так как в новой Вселенной иерархия мироздания еще не сформировалась, среди космических сущностей возникает раскол.

«Алтимэйтс в квадрате» опять делится на две половины, чередуя их:

  1. Как же круты Алтимэйтс!
  2. Как же крута космическая мифология Марвел!

В первом случае в Юинге как будто просыпается Марк Миллар, который разбрасывается вау-моментами. Ради демонстрации мощи Алтимэйтс выделяется целая арка про сражение с правительственными псиониками – Аварийными агентами.

Черная Пантера не просто побеждает – Т’Чалла в одних трусах разносит вражескую броню. Моника Рамбо не просто побеждает телепата – ЖИВОЙ СВЕТ превосходит ЖИВУЮ МЫСЛЬ. Пускай хоть кто-нибудь теперь заикнется, что Спектр невозможно сделать интересной.

Суету «Гражданки» можно оставить позади – теперь они снова боги, чья религия – комиксная наука.

Потому что это Алтимэйтс. Они по определению обязаны быть сами крутым героями во Вселенной. Только у Миллара команда была по-блокбастерному крутой – у Юинга же Алтимэйтс флексят «концептуальными мышцами».

А вторая половина «Алтимэйтс» – лекция об устройстве Вселенной, где философские термины в виде персонажей из старых космических комиксов устраивают кулачный бой.

Приземленная реальность показана в 2D – на страницах с аспектами появляется сюрреалистичный 3D.

Суть противостояния аспектов – буквально война разнообразия со слепым поклонением канонам. Можно ли считать перезапущенную Вселенную новой? Или это шанс вернуть все как было? Главной угрозой комикса становится воплощенное «хотим откатить все к истокам», живая ностальгия о прошлом – ПЕРВЫЙ космос.

В финальных выпусках две линии сходятся в одной точке… И разбивают сердце.

Серия не должна была закончиться так быстро. Рисунок барахлил, ивенты царапали корпус, но космолет продолжал лететь навстречу к главной цели – Eternity War, сражению с силами Первого космоса и ключевому событию в новой космогонии Марвел.

И сколько же оно заняло? Не ивент, не лимитку, не арк, а лишь быстро скомканные два выпуска. Честно, я даже не понял сначала, что «Война Вечности» произошла – долгое время думал, что она только тизерится на будущее. Но нет, «война» обернулось быстрой потасовкой космических аспектов в Суперпотоке.

Все закончилось слишком сладким хэппи-эндом для таких грандиозных событий.

За что я полюбил эту серию, так это за дух первооткрывательства. С ребутом Мультивселенной появлялась надежда, что вот теперь правила точно изменятся, и Вселенная Марвел НИКОГДА НЕ БУДЕТ ПРЕЖНЕЙ. Как будто мы полвека исследовали один материк, излазили его вдоль и поперек, а теперь перед нам открывается целая «Австралия» возможностей. Ведь если даже Галактус изменился, незыблемая константа Марвел, то можно поменять абсолютно все!

На самом деле, все вернулось на круги своя уже через пару лет.

Галактуса откатили к фиолетовой броне в ходе подготовки к очередному космическому ивенту Infinity Wars. Синее Чудо в основном так и остался персонажем Юинга, как и идея о «династии» космосов.

Алтимэйтс не стали новыми Мстителями – так и остались уникальной вспышкой, в которой издательство не сумело поддержать огонь.

Грани времени:

  • Комикс опять немного зацепила глобалка («Секретная Империя»). В этот раз Эл отмахнулся одним номером про изоляцию Земли под космическим куполом. Зато Юинг смог вставить яркое камео Реактивного Енота.
  • Живая Планета Эго получает тело. Юинг вернется к похожей идее в Last Annihillation.
  • Вместо Живого Трибунала из Лорда Хаоса, Мастера Порядка и Посредника рождается нечто новое – Логос, воплощенное философское понятие. У термина тьма тьмущая трактовок, но в контексте комикса его можно воспринимать как то самое Слово, с которого начинался мир. Место сложного противоречивого Трибунала занимает нечто более первозданное, как будто развитие откатывается назад.

Если Трибунал – «архангел» нового поколения, то сместивший его Логос – вернувшийся ветхозаветный. Через него Первый космос хотел вернуть Вселенную к состоянию, когда только слово создателя было главным законом.

  • С Мастером Порядком и Лордом Хаосом все интуитивно понятно, а что насчет других аспектов из комикса? Одних Юинг создал сам, других вытащил из классики:
  • Создатель Миров (Shaper of Worlds) – воплощение Космического Куба скруллов. Он перенял личность безумного императора зеленокожих оборотней, а после его смерти начал странствовать по мирам. Создатель способен воплощать любые иллюзии, но сам лишен воображения. Фактически аналог «редактора» на уровне реальности. В Восьмой Вселенной вернулся как призрак (отсылка к изменчивости скруллов?).
  • Посредник (In-Betweener) – создание Порядка и Хаоса, призванное объединить противоположное.
  • Пси-Ястреб (Psi-Hawk). Экстрасенс, ставший живой пси-энергией. Как и Аварийные агенты, это персонаж New Universe – импринт Марвел в 80-x, чьи комиксы находились в отдельной Вселенной с уклоном в научную фантастику. Идея провалилась, но периодически сценаристы черпают из NU идеи (например, Белое Событие Хикман взял именно оттуда).

Оригинальное название Аварийных агентов (Troubleshooters) вроде бы отсылает к создателю импринта Джиму Шутеру.

  • Претенденты/Темные Небожители (Aspirants/Dark Celsestials). Однажды Первому космосу, стало одиноко, и он создал жизнь. Черные Претенденты стали слепо боготворить Создателя, а разноцветные Небожители хотели дать Вселенной свободно развиваться. Война двух рас (Celestial War) закончилась расколом Вселенной: Первый космос со сторонниками бежал, а из осколков реальности родился ВТОРОЙ космос и первая Мультивселенная.

Юинг сам придумал предысторию Претендентов и задним числом вписал их след в комиксы. Так Темными Небожителями стали космические боги из Marvel Boy Гранта Моррисона и Defenders Мэтта Фрэкшена.

  • Королева Небытия (Queen of Nevers) – персонификация вероятностей. Любовница Вечности: «когда они рядом, может произойти все что угодно». Именно она помогла Небожителям спастись от гнева Первого – читается как «счастливый случай aka сюжетная броня опять спасла Вселенную Марвел».

Ее происхождение Юинг раскроет в саге о Защитниках.

Для Королевы комиксные панели – грани игрального кубика.
  • Все предыдущие космосы. Тут комментарии излишни (о личности четвертого узнаем в третьей части гайда).
  • Я немного сломал хронологию. Так как «Новые Мстители» и «Алтимэйтс» выходили параллельно, некоторые линии перекочевали из другой серии. Без New Avengers понять их сложно (перейдем к «Новым» совсем скоро!).

Например, Черная Пантера заставляет склониться перед собой сдвоенного Духа Тигра и становится его аватаром.

Творец (Алтимэйт Рид Ричардс) также выбирается именно из New Avengers. Ради цельности позволю себе разобрать линию Мэйкера в следующем акте.

  • Если на вселенском уровне все решается слишком просто, уровень Алтимэйтс преподносит сюрприз. Идея все та же, истоки против обновления… Поэтому новые Алтимэйтс встречают старых! Конечно, же новые оказываются в тысячу раз круче.

Юинг дал старым Алтимэйтс отличный клиффхэнгер, где они отправляются в погоню за Творцом, но затем издательство забило на него. Вроде бы старые Алтимэйтс вернулись на Землю-1610, как показано в Spider-Men II #5… Но с появлением новой Алтимэйт Вселенной этот факт успешно игнорируется.

  • Какая смешная ирония. Когда-то «Войне Вечности» пришлось ужаться до нескольких десятков страниц – сейчас же Юинг пишет ВОЙНУ ВЕНОМОВ с десятком безвкусных тай-инов.

Акт 5: Идейность

Возвращаемся к «развилке» после «Секретных Войн» – осталась последняя серия.

NEW AVENGERS vol.4 #1-18 (2015-2016)

  • Рисунок: Джерардо Сандовал, Джошуа Кассара, Маркус То, Пако Медина, Карло Барбери
  • Команда: Санспот, Виккан, Халклинг, Белая Тигрица, Силач, Певчая Птица, Девочка-Белочка, Кокон, Хоукай, Тони Хо (дочь Хо Инсена), Доктор Позитрон, Пушечное Ядро

Незадолго до «Секретных Войн» (в Avengers World #18) Роберто Да Коста (мутант Санспот) купил злодейскую организацию A.I.M. (Advanced Idea Mechanics). Под руководством Бобби ученые в смешных костюмах должны были перепрофилироваться на служение добру.

В Восьмой Вселенной про смелую идею не забыли – Санспот собрал своих Новых Мстителях для выполнения самых смелых миссий… Avengers Idea Mechanics!

И снова комикс Юинга проще всего описать как «ядерный коктейль». Каждый Новый Мститель – «кусочек» другой команды. Билли и Тедди пришли из Юных Мстителей, Девочка-Белочка – из Новых Воинов, Певчая Птица – из Громовержцев, Санспот – почетный член Новых мутантов и так далее. А чем разнообразнее фрагменты, тем ярче мозаика характеров. В «Авангардных Идеях» намешаны и некро-наука, и тройные агенты, и анимешные роботы, и куча дурачков в костюмах пчеловодов.

Атака кристаллоголовых зомби!

Цели у команды такие же амбициозные, как у Алтимэйтс – улучшать мир через прорывные идеи. Только если «Алтимэйтс» были концептуальным артхаусом, то «Новые Мстители» — веселый летний блокбастер на максималках.

Я бы сформулировал девиз серии так: «Форма Идеи > Содержание». Креатив в деталях намного интереснее самой истории. Это сложно объяснить, но Новые Мстители решают заурядные супергеройские проблемы интересным способом.

Например, одна из первых миссий – победить ктулхуподобного монстра-мага Моридуна из ПЯТОГО космоса. Чудовище захватывает разум Виккана, а на подмогу прибывают Мстители из будущего.

Звучит как микс 119-го пересказа «Саги о Фениксе» со средним эпизодом «Что, если?…», Спасает только необычная форма, где Юинг всячески развлекается с лавкрафтианскими мотивами и экзорцизмом.

Заурядная драка двух Белых Тигриц превращается в безумный эксперимент. Получится ли соединить двух Тигров-Богов из разных миров в гигантского тигра? ДА.

Тут есть драка монетками из римского фонтана!

Что может быть скучнее, чем суперсила за счет какого-то дефолтного чи. Поэтому у Юинга Силач черпает мощь не просто из абстрактной энергии, а буквально из знаний. Чем больше вокруг информации, тем сильнее удар! Силачу фактически достаточно начитаться Твиттера, чтобы раскачать удар.

Свою роль играет и рисунок Сандовала. Он вообще не заботится на соответствие домашнему стилю Марвел и больше тяготеет к гипердинамичной манге (например, Виккан выглядит суровым качком, лет на 10 старше обычного). Арт специфичный, порой вызывает сенсорный перегруз, но духу супергеройской юности отлично подходит.

Да даже у робота-официанта применение намного интереснее, чем основная линия про скучные разборки с агентами ЩИТа.

Ровно половину серии занимают тай-ины: три выпуска для кроссовера «Противостояние» и шесть (!) для второй «Гражданки».

Avengers: Standoff. ЩИТ использовал фрагменты Космического Куба для промывки мозгов злодеям, а затем их отправляли в ссылку в тихий городок. Там они жили как обычные люди. Правда вскрылась, появился новый повод для кроссовера.

Standoff пришлось использовать для развития конфликта с ЩИТом (АИМ – все-таки суперзлодейская организация, за которой нужно следить). Лишь бы не переходить к кроссоверным делам, нас отвлекают как только можно. Например, файтом «АМЕРИКАНСКИЙ КАЙДЗЮ против мегазорда АИМ».

«Американцы не зря платят налоги».

Во время «Гражданской Войны» Юинг решил минимально соприкасаться с ивентовыми драками. Финальный акт комикса – это сражение двух планов, многоступенчатых злодеяний Творца и дерзких решений Роберто.

Великого ученого одурачили трюком из детских фильмов. И так весь финальный акт.

Чисто по моим прикидкам у них даже возраст должен быть примерно одинаков (около 25?). Только один полагается на долгие эксперименты и на свое гигантское эго, а второй импровизирует и дает своем друзьям проявить себя. Чем-то похоже на подходы к творчеству: Санспот – это веселый Юинг-заводила, рассыпающий шутки, Творец – сосредоточенный только на своих амбициях архитектор невозможного.

Грани времени:

  • Чтобы у Новых Мстителей был свой «правительственный нянь», Юинг в своем фирменном хоррор-стиле «пересобрал» Дум-Дум Дагана как андроида (истории из Original Sins #5 и S.H.I.E.L.D. #9).
  • Кокон – это скандинавская девушка Айкку Йокинен, которая соединилась с мобильной системой планетарной защиты Экс Нихилло в «Мстителях» Хикмана (долгая история). Костюм позволил адаптироваться к любым угрозам, но заблокировал внутри себя сознание Айкку – освободилась она при помощи Тони Инсен, что стало началом их отношений.
  • Творец превращает Доктора Скорпиона в Неогедрона – чудовище со скорпионьим хвостом. Если помните, именно Скорпион был виноват в трагедии с сыном Синего Чуда.
Вдохновлено «Детьми шпионов 2»?
  • Первая Белая Тигрица – Анжела Дель Торо, агент ФБР и племянница оригинального Белого Тигра (Гектор Айала). Известна по ранам Бендиса и Брубейкера на «Сорвиголове». У первого сценариста Анжела унаследовала амулет от застреленного дяди, у второго Тигрица погибла и была воскрешена Рукой.
  • Творец собирает темное отражение героев Санспота – команду Новых Отомстителей (New Revengers). Попали туда всякие мелкие злодеи с необычными способностями. Например, живой портал Асти или диско-мужик Дэвид Крикун из твердого звука. Всех их Юинг вытащил из разнообразных комиксов.
  • У альтернативного Рида новый статус-кво: его тело растянуто между все Вселенными – в каждой из них есть кусочек Мейкера, словно он гигантская пицца.

Подозреваю, что вдохновлялся Юинг думботами. В Fatal Frontier даже похоже обыгрывается идея: Дум из будущего может свободно перемещать сознание среди своих роботов-двойников.

  • Сценарий по схеме «злодей все это время тайно готовил сложный план, но герои все заранее предусмотрели и ответили еще более креативным контр-планом» Юинг ремейкнет в SWORD.
  • Юинг переплетает космос Марвел с артурианскими мотивами, чтобы заложить зацепку на важную роль Халклинга.

Халклинг вытягивает космический «меч в камне» под названием Эксельсиор! Давным-давно клинок создал космический «король Артур» – Доррек Высший, первый гибрид скруллов и крии. Его идеи объединения враждующих крии и скруллов подхватили сторонники, Рыцари Бесконечности, а прямым наследником стал Халклинг. Ждем восхождения Тедди на престол в Empyre.

  • Забавная сцена, где Алая Ведьма рассказывает Билли и Тедди о своей свадьбе. Во-первых, это воспоминание о ране Стива Энглхарта на «Мстителях» – очень своеобразная классика. Юинг явно любит эти комиксы и берет пример с них. Во-вторых, в Empyre появится и продолжение линии с Небесной Мадонной из того рана, и еще одна свадьба.
  • «Ктулху»-Моридун не так прост – его секреты раскроются в Defenders. Имеет ли значение, что из имени можно составить Нимрод?
  • Девочка-Белочка классная.

По аналогии с Алтимэйтс в финале первой серии Новые Мстители распадаются… Чтобы собраться в нечто более патриотичное – Ю-ЭС-ЭЙ-Мстителей из American Intelligence Mechanics!

U.S.AVENGERS #1-12 (2017)

  • Рисунок: Пако Медина, Пако Диаз
  • Изменение в команде: Гражданин V (Роберто Да Коста), Красный Халк (с усами), Железный Патриот (Тони Хо), Энигма (Айкку), Пушечное Ядро, Девочка-Белочка

У этой серии один из самых крутых первых выпусков в карьере Юинга.

Еще не успела остыть база Новых Мстителей, а команда уже рвется в бой! Штурм летающего вулкана! Суперхаризматичные участники изливают душу в интервью, почему они готовы отдать жизнь ЗА ДЕМОКРАТИЮ! Взрывы, силовые поля, белки! USA!

Вся мощь американских комиксов в одной картинке!

А потом возвращается проблема предыдущей серии – есть классная команда, нет интересной истории. Только здесь ситуация еще хуже. В New Avengers простые сюжеты вытягивались вау-эффектом новизны. Ого, кайдзю с американским флагом на морде! Ого, дочка Кейджа и Джессики Джонс возглавила Мстителей из будущего! Ого, смертельный десант из белок!

Увы, второй раз так же удивиться уже не получится.

12 выпусков можно разделить на три слоя. Первый – вторжение Золотого Черепа из альтернативного будущего. Он представляют этакую гипертрофированную угрозу со стороны капитализма. Настолько, что с пиратской командой грабит миллиардеров.

Второй акт – тай-ин к «Секретной Империи».

Secret Empire – Капитан Америка под воздействием Космического Куба встал на сторону Гидры и подчинил себе США.

Комикс поменялся местами с «Алтимэйтс»: если команда Синего Чуда активно участвовала в Гражданке и игнорировала «Империю», то сейчас все наоборот – политическая глобалка мощно перекроила серию. Вся инициатива Санспота по перекрашиванию АИМ в красно-сине-белый разбилась о Гидро-Кэпа. И тут Юинг уже не смог извернуться.

U.S.Avengers не должны были развалиться уже на пятом номере, но из-за ивента пришлось отключить гипертрофированность и двигать сюжет про борьбу с Гидрой. Любопытных эпизодов все еще хватает. Дочь Хо Инсена переживает ориджин Тони Старка, только теперь она в плену у отца должна спасти Бобби. Остатки СШАвенджеров объединяются с евро-супергероями и интернациональным фронтом идут бить морды гидровцам. Но все это настолько бледная копия того, что мы могли бы получить, если бы Юинг вернулся в свой кислотный режим времен 2000 AD.

И третий пласт – Пушечное Ядро оказывается на планете в духе старых комиксов «Арчи». Фракция скруллов так вдохновилась, что стала буквально жить «Ривердейлом». Однако затем произошел раскол: одни пришельцы хотели соблюдать канон, другие же хотели вносить изменения, как в современных версиях.

В этой части сатира возвращается, но занимает она всего два выпуска, так что сильно развернуться Эл не успел. Возможно, если бы он посмотрел все 137 серий «Ривердейла» в 2024 году, то и арка была бы повеселее. Не знаю, делал ли вообще кто-то кроссовер классики и безумия с Сидаба (вы же знаете, что там Арчи участвовал в тюремных боксерских матчах, и это наименее чокнутая их идея?).

Юинг попытался сделать свой Nextwave, но ивенты опять переехали его замыслы. Стоит сценаристу взять себе более-менее значимых персонажей – их затягивает в глобалку, берешь ноунеймов – серия загибается из-за низких продаж и ее подвязывают к ивентам. Замкнутый круг.

Или же по-настоящему смелая сатира на патриотичные милитари-блокбастеры не поместилась бы на Земле-616. Или же британскому сценаристу было неинтересно писать про Ю-ЭС-ЭЙ.

Грани времени:

  • Первый выпуск особенный не только из-за сюжета. Выпустили серию варианток с КАЖДЫМ штатом США! А также с Великобританией, Канадой и Пуэрто-Рико.
  • Усатый Красный Халк не генерал Росс, а генерал Роберт Мэверик (оригинальный персонаж Юинга). В «Новых Мстителях» он противостоял героям, а когда АИМ переоделись, вступил в команду Да Косты. Американский вояка стал Халком при помощи технологии Hulk Plug-In, позволяющей превращаться в гамма-гиганта (сыграет важную рол в «Бессмертном Халке»). Эффект строго ограничен по времени (один час, раз в 36 часов), потому над Красным Халком постоянно тикает таймер.
Думаю, Юинг ОЧЕНЬ хотел, чтобы у Красного Халка появились наконец усы.
  • АИМ действительно ненадолго перекрасились: исследовательский отряд стал синим, научно-инженерный – белым, тактический – красным.
  • Четвертый выпуск стилизован под хоррор: Красный Халк попадает в замок безумного ученого, превратившего Дэдпула в монстра. Хотя ужасы и комедийные, это первый раз, когда Юинг делает оммаж на фразу «Or is he both?» из первого номера Халка. Далее она станет лейтмотивом Immortal Hulk.
  • Также это первый заход на Болтливого наемника, который выльется в фееричный «Ты – Дэдпул».
  • Когда Мстители попадают в Европу в ходе «Секретной Империи», Юинг вспоминает про персонажей из «Битвы Чемпионов».
  • На планете псевдо-Арчи появляется мэш-ап Гамбит и директора Уэзерби. Мэш-апы рулят.
  • История США-Мстителей продолжится в Avengers #675, то есть в кроссовере Мстительских серий No Surrender. Но об этом уже в следующей части гайда.

Что в итоге? Юинг с первых же выпусков Марвел отлично себя проявил, но его серии часто спотыкались о препятствия. «Могучие Мстители» не подходили для смелых экспериментов. Локи превосходен, но оказался зажат между раном Гиллена и «Секретными Войнами» – закончился на самом интересном месте. «Битва Чемпионов» служила елочной игрушкой для отсылок. Шедевральные «Алтимэйтс» ничтожно мало повлияли на Вселенную. А «Новым Мстителям/США-Мстителям» слишком помешали ивенты.

Впереди второй акт – больше космоса, больше символизма, больше ГЕНИАЛЬНОСТИ.

Продолжение следует…

Подписывайтесь на наш Telegram, подключите VK Donut или поддержите нас на Boosty!

Комментарии