Тройной Мышеносец в плаще!
Кого-то приближение Хэллоуина подталкивает резать тыквы, а меня мрачные осенние вечера вдохновили почитать последние комиксы про Бэтмена.
Сложно не заметить, насколько издательство ДиСи держится за своего самого популярного героя. Только в 2024 году было заявлено 26 серий (список можно почитать в последнем выпуске с переводом анонсов, вечная память этой рубрике). Я решил сосредоточиться только на Бэт-онгоингах, так как лимитки либо в сотый раз мусолят одно и то же, либо заглохли на одном выпуске.
Поэтому встречайте разбор флагманской Бэт-троицы!
DETECTIVE COMICS #1062-1089 + Annual’2022
- Обложки: Эван Кейгл
Основной комикс:
- Сценарий: Рам Ви
- Рисунок: Рафаэль Альбукерке, Иван Рейс, Стефано Раффаэле, Дастин Ньен, Франческо Франкавилла, Джейсон Шон Александр, Майк Перкинс, Рикардо Федеричи, Хавьер Фернандез, Кристиан Дьюс, Гильем Марч
Бэк-ап истории:
- Сценарий: Саймон Спуррье, Дэн Уоттерс, Алекс Пакнадел
- Рисунок: Дани, Хейден Шерман, Каспар Вингаард, Стефано Раффаэле, Аарон Кэмпбелл, Кристофер Миттен, Лиам Шарп, Адитья Бидикар, Хуан Феррейра, Хорхе Форнес, Роби Родригез, Лисандро Эштерен
С Востока в Готэм прибывает таинственный клан Оргхэмов, претендующий на власть над городом. Тем временем, внутри разума Бэтмена кипит своя борьба: его душу хочет поглотить демон Барбатос. Вскоре всему Готэму предстоит расколоться в смертельном дуализме…
Больше всего ран Рама Ви поразил меня тем, насколько хорошо я угадал, что меня ждет.
Рам Ви – прекрасный фокусник. Он отлично переключает внимание читателя на красивые декорации и разноцветный дым, а сам прячет за покрывалом довольно простую ловкость рук. С его альтернативными сериями проворачивать такие трюки получается превосходно. Первое, что вспоминается о Many deaths of Laila Starr, – ореол загадочной индийской сказки, броские образы от художника Филипе Андраде и странное очарование смерти. Но под ними скрывается набор довольно обычных притч о краткости жизни. Ви никогда не старается перевернуть воображение своим ярким сюжетом, он аккуратно отводит наш взгляд в сторону, чтобы мы обратили внимание на яркие мелочи.
Даже более заметен его подход в Rare flavours, где демон-людоед стал гурманом, изучающим историю индийской кухни через рассказы людей. Без хай-концепта остался бы только огрызок из нудноватого роуд-муви. Но стоило замиксовать обычные человеческие истории с аппетитными рецептами и приправить легендами – перед вами лучшая реклама риса с соусом Шезван и желания жить.
Я не имею в виду, что Рам Ви пишет плохие комиксы, но в супергероике его стиль срабатывает через раз.
Для Бэтмена Рам Ви также придумал очень красивую обертку. Мистическая игра теней и древние тайны Готэма, да еще и история выстроена по образу оперы! Стоило ожидать, что обещания окажутся прекраснее действительности.
Да, каждый арк назван в музыкальном стиле: ноктюрн, интермеццо и так далее. Обложки Эвана Кейгла – прямое приглашение в психоделичную мистерию.
Но за шелками и нотами скрывается самая обычная история про Бэтмена. С самой обычной его рефлексией. А нужен ли Бэтмен Готэму, почему Брюс Уэйн продолжает быть Бэтменом, как влияет на людей страх перед тенью Темного Рыцаря, мертвые родители, мертвые родители, мертвые родители.
Рам Ви невозмутимо начинает свой ран с избитого до смерти «все мы носим маски», и это нисколько не мешает ему сохранять пафосное лицо. Будто в его мире не существует сотен эссе, комиксов и историй про темную сторону Бэтмена – Ви все равно продолжает дирижировать симфоническим оркестром, хотя играют его музыканты «Чижика-Пыжика».
Его невыносимо скучно читать.
Глобально история закручивается вокруг двойственности и из-за нее же ломается. Все хорошее в завязке размывается из-за черепашьего темпа – героям остается только топтаться на месте, пока Ви не закончит свои пафосные рассуждения.
Семья Оргхэмов подселяет в людей демонических двойников Азмеров – забудьте, уже вскоре магия будет выглядеть как банальное накачивание токсином суперсилы. Появление персонажей из рана Гранта Моррисона (Доктор Херт и Фламинго) служит только еще одной отсылкой. Двуликий опять переживает раздвоение личности – Ви видит здесь возможность пустить две колонки с его внутренним монологом. Вдвое больше, чем необходимо.
Ничто не убивает тайну лучше затянутости. Если бы Ви сократил свой ран втрое, у него хотя бы остался шанс пронестись ураганом мимо читателей, ничего не объясняя. Его ран противоположен музыке – что должно было стать образной поэзией, обратилось в грузную прозу. Мелодия мертва. Потому музыкальная разбивка бессмысленна: все арки слились для меня в одну какофонию.
В конце перегруженного выпуска тебе каждый раз будут наносить в спину еще один удар – через дополнительные истории. Но ДиСи и здесь сыграли злую шутку, когда позвали на них Саймона Спуррье и Дэна Уоттерса.
Они оба прекрасные сценаристы, могу даже отнести их к своим любимым авторам. Только есть у них одна крохотная особенность. Мягко говоря, они вообще не скупятся на текст в комиксах. Вот и получается, что сначала приходится пробираться через графоманию Ви, а затем еще через стены букв Спуррье/Уоттерса. Они как последняя непомытая сковородка, закрытая горой посуды. При всем уважении к Спуррье и Уоттерсу, после писанины Ви хочется просто посмотреть на красивые картинки и передохнуть от кучи текста – бэк-ап истории же окончательно превращают чтение в пытку.
И самое коварное. Ты никогда не понимаешь изначально, важна бонусная вставка или это просто филлер для растягивания объема. Я постоянно боролся с желанием скипнуть, но боязнь пропустить нечто важное (и жадность) вынуждали меня давиться буквами.
Кому пришло в голову поставить трех самых словообильных авторов ДиСи на один онгоинг? Надеюсь, у этого человека все хорошо.
По грубым подсчетам реально важны около 30% бэк-апов. Моим любимым осталась одиночная история от Дэна Уоттерса и Хейдена Шермана про Десятиглазого и пиццу. Глазами фрика мы наблюдаем, как Готэм разваливается без Бэтмена. Люди буквально сходят с ума, потеряв главный ориентир для страха и надежды (к слову, очень похоже на финал «Люцифера» от того же Уоттерса).
Кстати, а куда же делся Бэтмен? Ну, его сначала его выпусков пять пытались повесить, после «смерти» еще три номера он путешествовал по своему подсознанию, чтобы растянуть свое возвращение еще на пятерку номеров. И если в первой половине ран еще держался за счет игр разума с Оргхэмов, то во второй нас окончательно запирают в чертогах разума.
Не помогает и скучное развитие Оргхэмов. С введением таинственного клана Рам Ви использовал свой любимый прием с восточной эстетикой. И я не могу сказать, что вплетение арабских легенд того стоило. Если бы весь ран остался сборником восточных сказок, может быть. Но Оргхэмы ведут себя как обычные готэмские злодеи. Их план стереть Бэтмена из памяти людей больше похож на обычные будни Темного Рыцаря, чем на мистический опыт.
Даже если предположить, что это чей-то первый комикс про Бэтмена и человек вообще ни разу слышал про мертвых родителей Уэйна, Ви все равно умудрится утомить нового читателя. Комикс пережевывает сам себя десятки раз. Какая разница, настоящий это Барбатос или выдуманный кошмар, если он все равно похож на назойливую муху?
Иногда Ви удается подкинуть яркие моменты. Например, Двуликий настолько провалился в безумие, что не воспринимает половину Харви как себя, потому простреливает свою же нормальную часть. Или репетативное сравнение Фриза с Бэтменом: для Уэйна Готэм стал его Норой, объектом болезненной одержимости. Но и редкие проблески тонут под толщей ненужных эссе «Готэм влияет на Бэтмена или Бэтмен влияет на Готэм?».
Из троицы сегодняшних комиксов Ви незаслуженно повезло поработать с лучшими художниками. Хотя обложки Эвана Кейгла лучше всего, что происходит под ними.
Вариантные обложки тоже хороши (не дайте им себя обмануть, полюбуйтесь красивым артом и игнорируйте комикс):
А внутри же нас ждет хороший домашний стиль для Бэт-комиксов. Ничего экспериментального, только профессионально отрисованная Бэт-рутина.
В бэк-ап историях больше разнообразия.
И все-таки Ви добился своего. Ценой декомпрессии и графомании комиксу удастся погрузить вас в ощущение иступляющей бессмысленности. Каждую ночь Бэтмен поднимается на крышу, и каждый раз его крестовой поход не помогает искоренить преступность. Двуликий все равно будет двуличным, Фриз все равно будет замораживать, Кошка все равно будет воровать. Готэм все равно будет гореть. Борьба никогда не закончится – и усыпляющий ритм Ви отлично подводит к чувству безнадежности.
BATMAN #125-152…
- Сценарий: Чип Здарски
- Рисунок (основной комикс): Хорхе Хименез, Майк Хоуторн, Джузеппе Камунколи, Андреа Соррентино, Стив Либер
- Рисунок (дополнительные истории): Белен Ортега, Леонардо Ромеро, Мигель Мендонка, Хорхе Корона, Майк Хоуторн, Дастин Ньен, Микель Бандини
Cнова Здарски начинает свой комикс с убийства (Daredevil и Red Hood & Batman: Cheer).
Пингвин внезапно умирает, а в его смерти обвиняют Бэтмена. Это событие провоцирует активацию Фэйлсэйфа – секретного робота, предназначенного для устранения Бэтмена, если он перейдет черту.
Откуда робот взялся? Его создала скрытая личность Темного Рыцаря – безжалостный Зур-Эн-Арр, пестрый Бэтмен без Брюса Уэйна. И он не против взять управления телом на себя…
Предыстория Зур-Эн-Арра получилась интереснее всего, что Здарски дальше напридумывал с ним. В старых комиксах он был пришельцем, наблюдавшим за Бэтменом через телескоп и решившим подражать герою. Грант Моррисон в своем Бэт-эпике переосмыслил чудаковатый концепт: Зур-Эн-Арр стал резервной личностью в подсознании Брюса, более жесткой и непредсказуемой, а также практически лишенной эмпатии. Странное имя появилось в разуме маленького Брюса как искажение отцовских слов про «Zorro from Arkham». Здарски добавил к ориджину, что пришелец был галлюцинацией Брюса, а сконструировать личность Зур-Эн-Арра он решил позже для защиты от ментальных атак. Я опустил много подробностей, но суть примерно такая.
Уже к выпуску третьего видно, что в нас проталкивают кусок пирога больше, чем мы способны проглотить. Здарски хватается сразу за все, не заботясь о стыковке линий. В смешных комиксах так его юмор и работал, забрасывать побольше шуток, чтобы они создавали ощущение циркового хаоса. Но жонглировать серьезными вещами тяжелее – так мы получили аж трех Бэтменов, каждый из которых тянет сюжет в свою сторону:
- Фэйлсэйф – Бэтмена может остановить только Бэтмен;
- Зур-Эн-Арр – Бэтмену нужен человечная сторона в виде Брюса Уэйна;
- Обычный Бэтмен – Брюс Уэйн устал, но не может перестать быть Бэтменом.
Плюс еще вроде как нужно расследовать смерть Пингвина… но на нее быстро забили и спихнули в бэк-ап истории про Женщину-Кошку. С ними тоже одна сплошная чехарда. Сначала появляются наследники Освальда, потом умирают, потом Пингвин вообще оказывается жив. Все это путаный приквел к «Пингвину» Тома Кинга, потому не будем отвлекаться на него (хорошее время быть фанатом пингвинов).
Как новый противник Фэйлсэйф прекрасен, но в драках с роботом мне все время не хватало изобретательности. Фэйлсэйф спроектирован как личная немезида, значит, Брюсу нужно побеждать хитростью и нетипичным мышлением. А Здарски пишет их столкновения так, будто Бэт-терминатора можно обхитрить трюками из «Скуби-Ду».
Также серьезность напрочь убила весь интерес к Бэт-семье. В комиксе они выглядят как безликие телохранители Бэтмена – уж лучше бы им всем шутейки пораздавали. Намного хуже становится с появлением Лиги Справедливости из таких же одинаковых груш для битья.
И я не понимаю, откуда такую популярность набрала идея с захваченным Готэмом. Навскидку я вспомнил целых четыре раза за последние пять лет:
- City of Bane – финал рана Тома Кинга.
- Кроссовер Fear State – Магистрат подчинили себе город при помощи токсина Пугала.
- Вышеупомянутый ран Ви.
- И Фэйлсэйф зачем-то успевает установить в Готэме диктатуру.
Видимо, все очень любят первый сезон «Харли Квинн».
Далее следует второй арк про Мультивселенную. Перед завершением миссии Фэйлсэйф успел чудо-лучом отправить Бэтмена в мир, где Брюс Уэйн давно мертв. Альтернативным Готэмом управляет Красная Маска, на основной Земле более известный как Джокер.
Выглядит как дешевый Флэшпоинт, ужатый до размеров одного города. Ради чего стоит читать истории про Элсворлды? Чтобы увидеть необычные версии знакомых персонажей. Здарски же решил давить на то, что без Бэтмена ничего особо и не поменяется, только станет хуже. Ладно, Загадочник начнет носить грим со знаком вопроса, в остальном – стандартные готэмские фрики.
Красная Маска – этакий персонаж для авторских амбиций. Такие нужны, чтобы сценарист мог оставить свое влияние на странице героя в Википедии. У Скотта Снайдера таким был Суд Сов, например, ну а Чип почему-то решил отыграться на биографии Джокера. Вот это поворот: из-за красного химиката этот человек начал видеть, что в других Вселенных он стал психованным клоуном. Потому он решил стать злодеем и в своем мире, но в конце нас ждет еще один вот это поворот. Красная Маска порождал Джокеров в других Вселенных…
Я бы сказал, что Здарски так тянет к Джокеру, потому что клоун клоуна видит издалека, но мне кажется, все куда проще. Бэтмен против Джокера – самый привычный и простой сюжет для Бэт-комиксов. А Чип явно не хотел перестараться на своей самой прибыльной позиции – вот и он продолжит весь ран возвращаться то к Джокеру, то к Селине Кайл, то к Бэт-семье. Короче говоря, к самым избитым Бэт-тропам.
Арка заканчивается юбилейным #900 (#135 в стандартной нумерации), где Бэтмен и Маска прыгают по разным Землям, встречая других Бэтменов и Джокеров.
Если вам было обидно, что только Человеку-Пауку всегда достаются масштабные тим-апы с десятками вариантов Спайдерверса, то возрадуйтесь. Здесь наконец случается мини-Бэтверс. Самые вкусные сливки фан-сервиса: и старый Уэйн Batman Beyond, и мир игр про Аркхэм, и мемный сериал с Адамом Уэстом, конечно же.
Жалко, что предыдущие четыре номера мы торчали в унылом Готэме, а турне по мирам пришлось скомкать до короткой нарезки Бэтменов. Хотя финальная зубастая шутка того стоила.
За одиннадцать выпусков ран не впечатлил. У Чипа хватает сил на интересную завязку, а затем энтузиазм улетучивается. Пока у Здарски не получается прописывать Бэтмена ни крутейшим героем в мире, ни слабым разбитым человеком – его Темный Рыцарь застрял где-то посередине. Посмотрим, может быть, кроссовер Gotham War удался получше.
Бэтмен приходит в себя после Knight Terrors (совершенно посторонний ивент про супергеройские кошмары). Тут он обнаруживает, что в Готэме стало меньше преступников. И благодарить нужно Женщину-Кошку. Селина собрала прихвостней различных суперзлодеев и организовала их в одну группу. Перед ними поставили два условия: слушаться Кошку и грабить только богатеев. Но можно ли согласиться на меньшее зло ради предотвращения большего? Бэтмен отказался мириться со сговором, Кошка отказалась подчиниться, Бэт-семья раскололась – началась битва за будущее Готэма.
Порядок чтения:
- Batman / Catwoman: The Gotham War — Battle Lines #1
- Batman #137
- Catwoman #57
- Batman #138
- Catwoman #58
- Batman / Catwoman: The Gotham War – Scorched Earth #1
Также можно прочитать необязательный тай-ин Batman / Catwoman: The Gotham War — Red Hood #1-2.
Старый добрый кроссовер, собранный по методичке «Гражданской Войны» Марвел. У героев появляется повод для разногласия, переговоры заканчиваются на первом выпуске, а дальше начинается потасовка стенка на стенку. Тотальное оглупение, долгие боевые сцены и драматизм прилагаются.
Арку подали как кроссовер между «Бэтменом» Здарски и «Женщиной-Кошкой» Тини Ховард. Как и ран Чипа, серия про Селину не пользуется народной любовью. А анонс кроссовера выглядел как тим-ап аутсайдеров.
Но стоит признать, что короткую соломинку в этом замесе опять вытянул Брюс. Позиция Кошки не то чтобы совсем безнадежная. У нее хотя бы есть план, чисто комиксный, но работающий. Бэтмен же быстро скатывается в истерику, что ДЕТИ СТАНОВЯТСЯ СИРОТАМИ. Он накачал Джейсона токсином страха, только потому что тот посмел стать на кошачью сторону.
Можно привязать к плохому влиянию Зур-Эн-Арра, но серьезно? Зачем выставлять персонажа таким мудаком? У ДиСи как будто раздвоение личности: одна сторона хочет постоянно угождать малейшим хотелкам фанатов и откатывает все к классике, другая хочет открывать Ад в комментариях.
И все равно, пожалуй, «Война за Готэм» мне понравилась из всех сюжетов больше всего. Только потому что мы возвращаемся в регистр трэша, где Здарски хорош. Началась «война» с серьезных разговоров про контроль за организованной преступностью… А закончилось тем, что МЕТЕОРИТ БЕССМЕРТИЯ ПАДАЕТ НА ГОТЭМ, И ТОЛЬКО ДЖЕЙСОН ТОДД НА САМОЛЕТЕ МОЖЕТ ЕГО ОСТАНОВИТЬ.
Восхитительно.
Кстати, если вы не поняли по предпоследнему предложению, виновник всех бед – Вандал Сэвэдж. Что он делает в Готэме? Бессмертный злодей купил особняк Уэйна с Бэт-пещерой и раздал Бэт-игрушки преступникам. Зачем? Якобы его бессмертие ослабевает… а в Готэме много драгоценностей из метеорита бессмертия… и еще они притягивают к Земле другой метеорит бессмертия… Забейте.
Особенно уморительно, что Вандал стал новым комиссаром Готэма. И я даже представлять не хочу, каково будет следующему автору исправлять этот кавардак. Наверное, проще всего будет действительно сбросить на город гигантскую скалу.
Тини Ховард и Чип Здарски подарили нам шесть выпусков безумия на двоих, но в финале все откатилось назад. Смерти некоторых персонажей даже внутри комикса никто не воспринял всерьез, Женщина-Кошка потеряла своих падаванов, а Бэтмен вернулся к своему любимому занятию. К охоте за Джокером, само собой.
В Mind Bomb Бэтмен оказывается между двух огней: внутри его мучает Зур-Эн-Арр, а снаружи Джокер.
Я ждал, что рано или поздно Здарски начнет отсылаться к своему предыдущему Бэт-комиксу – Batman: The Knight про юного Брюса на пути к становлению Темным Рыцарем. Ничто из прочитанного не вдохновило меня растянуть свой марафон Здарски еще десятком выпусков, поэтому я благополучно скипнул этот приквел. Главное, что вам нужно вынести оттуда – это новый персонаж, доктор Дэниел Каптио. Именно он научил Брюсу создавать тульпу в виде Зур-Эн-Арра. А еще он точно так же поработал над разумом Джокера.
К сожалению, Здарски решил углубиться в эту идею – так началась худшая арка под названием «Джокер: Год Первый». Самый загадочный для меня сюжет. У меня есть две версии.
Первый вариант. Эго Здарски настолько раздулось, что он решил не просто вписать свое имя статью в Википедию. Он хочет быть одним из ключевых сценаристов Джокера наравне с Аланом Муром. Отсюда бессмысленное копание в прошлом: в куче Красных Колпаков, в осточертевших готэмских копах, в мыслях Джокера, в конце концов. Получилось лучшее подтверждение, что Джокеру не нужен четкий ориджин.
Второй вариант. Здарски троллит индустрию. Он в трех выпусках собрал пародию на всех. Тут есть игры с таймлайном от Тома Кинга, особенно потенциальное будущее, ведущее в ни-ку-да. Кивок в сторону Брубейкера в виде пародии на его Gotham Central, когда буквально каждый коп оказывается грязным. Скотт Снайдер с его мультивселенными, Моррисон с мета-идеями – в «Годе первого» все смешано в нечитабельную кучу.
Еще арка служит проверкой для читателя: насколько халтурный рисунок Андреа Соррентино вы сможете стерпеть? Что заставить вас дропнуть злосчастного «Бэтмена»? Джокер из нейронки?
Или обводка Бэтфлека на лошади?
Или «imagine batman kisses catwoman dark romantic»?
Арка Dark Prisons сводит все линии в одной точке. Зур-Эн-Арр захватил корпус Фэйлсэйфа и опять установил в Готэме жесткую диктатуру. Бэтмен лежит в тюрьме под надзором доктора Каптио. Бэт-семья опять спешит на помощь, только Дэмиен присоединился к робо-Бэтмену: мальчик поверил его вранью, что Брюс умер и переселил сознание в андроида.
Я наконец понял, на чем держится ран Здарски. Он сносно делает те вещи, которые в соседних комиксах получаются сомнительно. Именно сносно, а не хорошо – если другие сценаристы пытаются что-то выжать, Чип вообще не рискует ничем. Он спокойно отрабатывает свой чек.
Про Тима Дрейка недавно выходил онгоинг, серия капитально провалилась. И хотя хорошего в ней было мало, сценаристка Меган Фитцмартин хотя бы пыталась посмотреть на Робина под другим углом. У Здарски все просто. Одни Робины слишком мягкие, другие слишком воинственные – значит, Тим Дрейк должен стать самым удачным Чудо-Мальчиком на побегушках. Он не придумывает ему арку с развитием или какие-то новые перемены – банально пишет Тима как нормального Робина и ничего больше.
В Detective Comics Ви была абсолютно такая же линия с темной половиной Брюса в виде Барбатоса. Только этот комикс невозможно читать из-за невероятно душных пространных монологов. А у Здарски раздвоение работает как железнодорожный рельс, просто и эффективно. У Зур-Эн-Арра цель оправдывает средства – у Брюса цель не оправдывает средства. Пока Ви пудрил нам мозги философией, Здарски дает примитивную арку с антагонистом, показывающим героя без тормозов. И работает его подход куда лучше в сравнении с океаном воды Ви.
Надоевшая тема трех Джокеров. Видимо, комикс Джеффа Джонса до сих пор будоражит издательство, раз они его никак не могут забыть. Здарски исправно выполняет редакторское задание. Надо наконец вплести идею с троицей в канон? Да, пожалуйста, вся тайна трех Джокеров в том, что у Джокера есть три личности. Экстравагантный клоун, дьявол во плоти и хладнокровный социопат. Все благодаря гипно-коучингу доктора Каптио, хотя это уже и не так важно. Вот и все, можете забыть о трудах Джонса, они все равно неканоничны. Загадка разгадана, а что ответ ужасно нормисный – уже другой разговор.
Комикс Здарски скучный, но он спаян достаточно крепко, чтобы не развалиться. Наверное, с точки зрения менеджмента это правильное распределение ресурсов. Чудо-Женщине, Флэшу или Аквамену нужны хорошие авторы, иначе они потонут (хотя книжки от «Азбуки» и удачные раны не спасали). А зачем напрягаться с Бэтменом? Читатели скупят все с Бэт-логотипом, остается только аккуратно переставлять фигуры.
В общем, Чип Здарски – исправный троечник на фоне лажающих заумных отличников и безнадежных двоечников.
Для меня ран Здарски похож на пустой черный лист. Он замаран чужими идеями так сильно, что на нем уже не видно ни слов, ни пустого пространства. Не плох и не хорош – темное пространство между прошлым и будущим.
Промежуточный финал из #149 мне даже понравился. Фэйлсйэф побежден, личности Зур-Эн-Арров стерты. Бэт-семья воссоединяется и переезжает в новый дом – Поместье Пенниуорта. Бэтмена изрядно потрепало, но он готов встретить завтрашний день.
Хороший был бы конец, но буквально в следующем номере Фэйлсэйфа уже в третий раз возвращают, на этот раз для участия в ивенте Absolute Power. Про него поговорим в другой раз.
BATMAN AND ROBIN #1-13
- Сценарий: Джошуа Уильямсон
- Рисунок (основной комикс): Саймон Ди Мео, Микель Джанин, Никола Чижмешия, Хуан Феррейра
Моя Яма Лазаря после предыдущих комиксов.
В 2022 году я поставил серию Robin Джошуа Уильямсона на первое место в рейтинге супергеройских ранов (и ни о чем не жалею). Дэмиен участвовал в турнире с другими юными мастерами боевых искусств, сражался с демоном, а также нашел друзей, «брата» и даже подружку – очень крутая подростковая серия, классно развившая лучшего Робина.
Однако потом онгоинг закрыли, Уэйна-младшего столкнули с отцом в посредственном кроссовере Batman vs. Robin, а сценарист отправился писать «Супермена». И вот Уильямсон возвращается в Бэт-семью – новую серию вполне можно назвать сиквелом «Робина». Только если сольник показывал Дэмиена как самостоятельного героя, то здесь ему приходится работать с отцом. И пойти в школу, что становится для него самым сложным испытанием.
Вместо турнирной арки у нас слайс-оф-лайф, смешанный с классическими готэмскими приключениями.
Уильямсон не разочаровал меня. Наконец-то хоть какой-то комикс про Бэтмена не выглядит как душное страдание в готэмской луже. И все же «Бэтмен и Робин» мне показался похуже «Робина».
Начнем с школьной жизни Дэмиена. Само собой, он ненавидит учебу – за Дэмиеном остается титул самого мрачного эджи-подростка №1. Как любой супер-ребенок, в школе он вынужден сдерживаться, а еще сражаться с учительницами-злодейками и хулиганами.
Дэмиен возненавидел учителей еще со времен обучения в Лиге убийц.
Робину эта роль заходит на отлично. Да и вообще это беспроигрышный сюжет на все времена. Тем более, Уильямсон продолжил раскрывать Робина не только как бесшумного бойца, но и талантливого художника: за образом задиры прячется замкнутый мальчик, рисующий фанфики-комиксы.
Как раз в рисунке комикса кроется самый значимый минус. Чисто субъективная придирка, но я вообще не понимаю арт Саймона Ди Мео. Для обложек его странные ракурсы еще подойдут – сам комикс он превращает в кошмар оператора. «Зум» скачет с максимального приближения до общего плана, панели подбираются предельно рандомные, а еще вся страница заполнена бликами.
Например, в прошлом на глазах у маленького Дэмиена убили летучую мышку, чтобы научить его беспощадности. И… Вы понимаете, что он чувствует в этот момент? Что вообще происходит? И красная заливка для флэшбэков – это как-то слишком безвкусно.
У Ди Мео мне все время не хватает фокуса, а его свето-музыка вообще выбирается как будто случайно. Еще и Дэмиен нарисован слишком взрослым. Сколько ему здесь лет? 20? 30?
Хорошо, что хоть школьные выпуски доверили Николе Чижмешии. У него неплохо получается рисовать глуповато смешные лица, как раз такие тут крайне нужны. Давно я не видел у Брюса Уэйна такой дурашливой мимики.
Супергеройская линия неплохая, хотя ничего особенного в ней нет. Соревнование с Островом Лазаря Готэм проигрывает в пух и прах. Мало того, что из локаций только невыразительные крыши и склады, так еще и противники Дэмиену достались из категории C. Касатка, Ужасное Трио, Шаш (подражательница Хаша…) – отцовские недобитые третьестепенные злыдни слабо тянут на новых архи-злодеев для Робина, а рядом с коварными учительницами вообще меркнут.
Главной угрозой стал Мэн-Бэт, и как раз его удалось классно нарисовать даже Ди Мео (получился Морбиус на стероидах).
А еще у Робина появился Робинмобиль! Пока значимой роли он не играет – надеюсь, его возьмут на заметку для Хэппи Мил.
Ран едва перевалил за дюжину выпусков, почти все номера занимает преследование Мэн-Бэта. И если уж забег Уильямсона такой короткий, я бы предпочел скорее набор коротких историй.
Завершается участие Уильямсона на мини-истории про остров динозавров. Там скрывается Бэйн и создатели обновленного «Венома» (не Том Харди). Дэмиен снова сталкивается с выбором: отомстить убийце Альфреда или же проявить милосердие. Что же он сделает, даже не знаю.
Я понимаю, что арка с местью уже порядком заезженная. Например, в Task Force Z Красный Колпак переживал точно такую же рефлексию и Бэйна как раз не пощадил. Но все равно было весело. Во-первых, художник Хуан Феррейра очень задорно рисует динозавров. Во-вторых, динозавры все делают лучше.
В целом, я не ощутил, чтобы Уильямсон сказал про Дэмиена нечто кардинально новое. Поиском друзей и врагов он уже занимался в «Робине», потому тут его социализацию пришлось немного откатить назад. И приходит он точно к такому же выводу про важность семьи Бэт-семьи.
Классное развлечение без сюрпризов – больше про атмосферу приключений, чем про интригующий сюжет.
Вот и все. У вас есть плохой комикс про Бэтмена, средний комикс про Бэтмена, хороший комикс про Бэтмена. Выбирайте с умом.
Еще забавно, что все три рана стоят на плечах Бэт-эпика Гранта Моррисона. У Ви есть смерть Бэтмена и перерождение, у Здарски – концепция Бэтмена как сверхчеловека и Зур-Эн-Арр, а Уильямсон вернулся к историям про Бэтмена и сына. И все три служат отличной рекламой комиксов Гранта, ведь никто из них так и не превзошел лысого мастера.
После старта DC All In Бэт-серии ждут перемены:
- С 14 выпуска Batman and Robin пишет Филлип Кеннеди Джонсон, рисует Хавьер Фернандез
- В Detective Comics #1090 начнется ран Тома Тейлора и Микеля Ханина.
- А Чип Здарски продолжит писать Batman до 157 номера, то есть до февраля.
А дальше на «Бэтмене» нас ждет возвращение дуэта Джеффа Лоэба и Джима Ли с продолжением культового «Тихо!»… И конечно, нельзя забывать про новый онгоинг Absolute Batman Скотта Снайдера и Ника Драготты: кажется, пока именно он привлекает больше всего читательского внимания.
А что вы думаете про современные Бэт-комиксы? Делитесь в комментариях!
Подписывайтесь на наш Telegram, подключите VK Donut или поддержите нас на Boosty!